Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ваши пожелания, предложения. 13 page





--------------------------------

<16> Например, Свод гражданских узаконений губерний остзейских, изданный в 1864 г. на русском и немецком языках.

 

В ноябре 1917 г. большевики провозгласили Декларацию прав народов России <17>, которая начиналась следующими словами: "Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения... упразднения помещичьей собственности на землю, контроля над произволом капиталистов" <18>. Отмечая безобразия свергнутого царского режима и декларируя освобождение народов России от царского самодержавия, этот исторический документ содержал в себе следующие долгосрочные политико-правовые установки новой власти: "В эпоху царизма народы России систематически натравлялись друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов - с другой. Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России....Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокаций должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России. Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России. Решение вопроса о национальностях имеет следующие начала: 1. Равенство и суверенность народов России. 2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России" <19>. По тексту данной Декларации видно, что большевики умело воспользовались реальными и законодательными слабостями царского самодержавия для установления своей безбожной власти. Отсюда урок: во избежание подобной трагедии в будущем российской политической элите не следует забывчиво или неразумно сбрасывать со счетов горький опыт государственного распада Российской империи, названной ее недругами тюрьмой народов <20>.

--------------------------------

<17> Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 39 - 41.

<18> История государства и права России. С. 367.

<19> Там же. С. 368.

<20> В 1981 г. президент США Р. Рейган по тем же причинам назовет империей зла Советский Союз, который распадется через десятилетие после этого известного высказывания.

 

 

 

 

Название документа

Вопрос: Офицер, в 1986 - 1987 гг. проживал в зоне с правом на отселение (БССР). Согласно Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положена ежегодная компенсация на оздоровление. Орган соцзащиты отказывает на основании Постановления от 30.08.2005 N 542. Начфин отказывает, ссылаясь на отсутствие Приказа ВС РФ. В казначействе ответили: мы работаем с решением суда. Военный суд отказал, сославшись на Постановление от 31.12.2004 N 907. Куда нам обращаться?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 4)

Дата

20.03.2009

Информация о публикации

"Право в Вооруженных Силах", 2009, N 4

Примечание к документу

 

Текст документа

 

Вопрос: Офицер, в 1986 - 1987 гг. проживал в зоне с правом на отселение (БССР). Согласно Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (п. 13 ст. 17) положена ежегодная компенсация на оздоровление. Орган социальной защиты населения отказывает в выплате на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 г. N 542. Начфин гарнизона отказывает, ссылаясь на то, что в Вооруженных Силах Российской Федерации нет такого приказа на выплату. Обращался в казначейство - ответ: мы работаем с решением суда. Военный суд Мурманского гарнизона в удовлетворении заявления отказал, сославшись на Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907. Так куда мне и моей жене (служащей ВМФ) обращаться? Помогите, пожалуйста.

 

Ответ: Действительно, п. 13 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется выплата ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 руб. (с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 171 с 1 января 2009 г. - 170,74 руб.).


В развитие данной законодательной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 были утверждены Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца.

В соответствии с указанными Правилами ежегодная денежная компенсация на оздоровление выплачивается следующим гражданам:

- гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

- гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы.

При этом суд, вынесший решение по делу, применил нормативный правовой акт, подлежащий применению. Однако в связи с тем, что в редакцию копии судебных постановлений представлены не были, ответить более конкретно, в полном объеме на Ваш вопрос, к сожалению, не представляется возможным.

 

С.В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

 

 

 

 

Название документа

Статья: Мужская проституция в России как социальный феномен: криминологическая характеристика и профилактика

(Смирнов А.М.)

("Общество и право", 2011, N 2)

Дата

08.04.2011

Информация о публикации

Смирнов А.М. Мужская проституция в России как социальный феномен: криминологическая характеристика и профилактика // Общество и право. 2011. N 2. С. 153 - 156.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

МУЖСКАЯ ПРОСТИТУЦИЯ В РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН:

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА

 

А.М. СМИРНОВ

 

Смирнов Александр Михайлович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского института ФСИН России.

 

Статья посвящена проблеме мужской проституции как негативного социального феномена, свойственного современной России. Определены детерминанты мужского проституирующего поведения в России, дана общая характеристика и типология мужчин-проституток, приведены примеры их преступного поведения, предложены меры профилактики данной социальной патологии.

 

Ключевые слова: проституция, мужская проституция, криминологическая характеристика, профилактика.

 

The article deals with male prostitution as a negative social phenomenon peculiar to modern Russia. Identified determinants of male prostitutes behavior in Russia, gives a general description and typology of male prostitutes, are examples of criminal behavior, proposed measures for prevention of this social pathology.

 

Key words: prostitution, male prostitution, criminological characteristic, preventive maintenance.

 

Отношение к проституции в настоящее время в различных странах неоднозначно. Оно зависит от нравственной оценки общества данного социального явления на определенном этапе своего развития. В одних странах проституция легитимна и считается нормальным явлением, в других - отношение к ней в целом отрицательно, вплоть до установления административной или уголовной ответственности.


В России проституция является в целом осуждаемым в обществе явлением, о чем свидетельствует установление за занятие ею ответственности на двух законодательных уровнях: административном (ст. 6.11 КоАП РФ "Занятие проституцией" и ст. 6.12 КоАП РФ "Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией" (то есть за сутенерство)) и уголовном (ст. 240 УК РФ "Вовлечение в занятие проституцией", ст. 241 УК РФ "Организация занятия проституцией").

Изучению проституции было посвящено достаточно много трудов как отечественных (советских), так и зарубежных ученых-правоведов и социологов. Но она рассматривалась ими как сугубо женское ремесло. Однако изучение истории данного явления свидетельствует о том, что занятие подобной деятельностью было свойственно как женщинам, так и мужчинам. Например, в Древней Греции наряду с женскими публичными домами существовали и мужские, а в Древнем Риме количество мужчин-проституток превышало проституток-женщин. Корни мужского проституирующего поведения можно обнаружить в культурах древнего Востока, Японии и Китая.

О мужской же проституции в современном научном мире практически не говорят. Если в зарубежных странах и предпринимались отдельные исследования данного вопроса, то отечественная криминологическая наука можно сказать вообще не уделяла внимание данной проблематике.

Тем не менее реалии российской действительности свидетельствуют о том, что мужская проституция стала для нашей страны уже довольно обычным явлением. Время ее появления и широкого развития в России приходится на 90-е годы XX в. - период масштабных реформ во всех сферах жизни общества, повлекших общее снижение уровня общественной морали и нравственности.

Детерминанты развития и распространения мужской проституции в современной России разнообразны и многоаспектны. Мы к ним относим:

1. Организационно-правовые:

отсутствие четкого понятийного аппарата, что приводит к трудностям в работе правоохранительных органов по привлечению к ответственности;

отсутствие практики предупреждения мужского проституирующего поведения и соответствующих научно-практических рекомендаций субъектам профилактической деятельности.

2. Социально-экономические:

развитие товарно-рыночных отношений, их проникновение практически во все сферы жизни человека;

финансовое неблагополучие, особенно среди молодежи, вызванное инфляционными процессами, высоким уровнем безработицы и низким уровнем заработной платы;

повышение социального статуса женщины, закрепление ее позиций в бизнесе, наличие у нее возможности зарабатывать наравне с мужчинами и самостоятельно распоряжаться доходами;


широкое развитие "теневой" экономики и нелегального бизнеса.

3. Социально-культурологические:

процессы деформации гендерной идентичности среди российских граждан, что, с одной стороны, обусловливает феминизацию мужчин, а с другой - маскулинизацию женщин, которые берут на себя инициативу в развитии брачных и сексуальных отношений;

развитие индустрии продукции эротического и порнографического содержания, бесконтрольность ее производства и воспроизведения;

публичная и телевизионная трансляция художественных фильмов, в которых не осуждается, а наоборот романтизируется и оправдывается образ жизни мужчин-проституток;

развитие сети Интернет, позволяющей безопасно размещать информацию о мужских сексуальных услугах за деньги;

появление и широкое распространение нового вида сервиса - эскорт-услуг, содержание которых исходя из маркетинговой компании не является проституцией, но на практике таковым является;

общее снижение морально-нравственного уровня граждан, ведущего к оправданию мужского проституирующего поведения;

неконтролируемая свобода сексуального поведения в обществе;

феномен социального одиночества.

4. Социально-психологические:

неготовность мужчин адаптироваться к современным требованиям рынка труда и профессиональной конкуренции;

желание сохранить достигнутый уровень жизни, к которому они привыкли и который был утерян ими в силу различных причин;

желание мужчины побыть в роли проститутки, обусловленное личными мазохистскими наклонностями и особыми сексуальными фантазиями;

развитие у женщин способности к безразличному сексу.

Мужская проституция в России проявляется в трех формах: гетеросексуальная, гомосексуальная и бисексуальная. Гетеросексуальная выражается в предоставлении сексуальных услуг женщинам за определенную плату, гомосексуальная - мужчинам, практикующим однополые сексуальные контакты, и бисексуальная - представителям обоих полов.

Мужской проституцией в России занимаются, как правило, лица молодежного возраста (до 25 - 30 лет), но и определенный спрос имеют мужчины в возрасте до 35 - 40 лет. Большая часть из них выходцы из слоев населения с низким уровнем дохода, воспитываемые в неблагополучных или неполных семьях, без определенных занятий и места жительства, иногда освобожденные из мест лишения свободы. Уровень образования у мужчин-проституток сравнительно низкий. Исключение составляют проституты, ищущие себе клиенток (клиентов) среди социальной элиты, в связи с чем они стремятся повышать свой интеллектуальный уровень. Мужская проституция наиболее развита в г. Москва и г. Санкт-Петербург, значительную долю мужчин-проститутов в которых составляют приезжие лица.

Можно выделить следующие типологии мужчин, занимающихся проституцией в современной России:

по сексуальной направленности: гетеросексуалы, бисексуалы, гомосексуалы и трансгендеры;

по отношению к совершаемым действиям: прибегающие к занятию проституцией ради своеобразного сексуального эксперимента и занимающиеся ею из-за любви к подобному "искусству";

по профессиональным навыкам: проституты - профессионалы, для которых данная деятельность является основной и любители, совмещающие занятие проституцией со своей основной работой;

по месту оказания секс-услуг и поиску клиенток (клиентов): уличные (вокзальные); работающие через агентства, предоставляющие эскорт-услуги; индивидуалы, самостоятельно осуществляющие поиск клиенток.

В основном мужчины-проститутки оказывают свои сексуальные услуги в одиночку посредством выезда к клиенту (клиентке) или приглашениях их к себе домой. Но и не редки случаи предложений со стороны двух-трех мужчин или мужчины с женщиной. Так, например, в октябре 2010 г. в г. Кемерово сотрудниками милиции были задержаны трое мужчин, которые за отдельную плату готовы были сделать не только массаж, но и выполнить сексуальные прихоти посетительниц сауны. Самому младшему из них - 23 года, старшему - 36 лет. Как выяснилось, один из задержанных ранее был судим. По его словам, на нормальную работу устроиться он не может из-за криминального прошлого, поэтому зарабатывает на жизнь таким образом. Второй парень признался, что уже давно занимается проституцией - совмещает приятное с полезным. А вот третий сообщил, что это был его первый "заказ" [1].

Мотивы мужского проституирующего поведения несколько отличаются от женского. Их значимость для представителей сильного пола делает их поведение более социально осуждаемым и низменным, чем женская проституция. В основном мужчины занимаются проституцией для обеспечения себе высокого уровня жизни, позволяющего ни в чем себе не отказывать. Для проститутов секс за деньги это что-то вроде экстрима, особая сексуальная фантазия. К проституции по нужде приобщается лишь незначительная часть представителей мужского пола в достаточно молодом возрасте (до 22 - 25 лет).

Опасность распространения мужской проституции для российского общества недооценить сложно. Она пропагандирует социально неприемлемый для мужчин образ жизни, обусловливает деформацию гендерной идентичности и дисбаланс полоролевых установок и правил поведения, обеспечивает утрату общечеловеческих моральных ценностей и развитие культурологического диссонанса, способствует распространению венерических заболеваний. И, наконец, она сопряжена с антисоциальным образом жизни и преступным поведением, что характерно в первую очередь для би- и гомосексуальной мужской проституции.

Мужчины-проституты совершают преступления в отношении своих клиентов би- и гомосексуальной направленности, будучи уверенными в том, что последние не станут обращаться за помощью в правоохранительные органы, опасаясь придать огласке особенности своей личной жизни. В основном это различного рода хищения, зачастую сопряженные с вымогательством, угрозами причинения вреда здоровью или убийством. Но иногда дело доходит и до непосредственного причинения вреда здоровью различной степени тяжести или убийства. Имеют место случаи, когда проститут сам не совершает хищение, а является его пособником, предоставляя информацию о благосостоянии клиента и способах проникновения в его жилое помещение непосредственным исполнителям преступления.

Но иногда, когда сумма причиненного ущерба является слишком значительной для потерпевшего, он все же обращается к служителям правопорядка за помощью. Так, например, судебно-следственной практике известен случай, когда сотрудник одной из московских радиостанций некоторое время состоял в интимной близости с 43-летним банкиром. В тайне от своего партнера он снимал моменты соития на различные носители. Далее злоумышленник стал шантажировать своего любовника-содержанта, требуя от него 50000 долл. в обмен на эротические записи. В противном случае он обещал разместить фотографии в Интернете.

Кроме того, мужская гомосексуальная проституция сопряжена с такими общественно опасными деяниями, как вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ) и организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ). Тревогу вызывает то обстоятельство, что потерпевшими по данным статьям в основном являются лица подросткового возраста. Так, например, в мае 2010 г. прокуратура г. Люберцы привлекла к уголовной ответственности москвича и уроженца г. Йошкар-Ола за деяния согласно ст. ст. 240 и 241 УК РФ. Как выяснило следствие, в июне 2009 г. обвиняемые организовали в съемной квартире в г. Люберцы притон для занятия мужской проституцией. Клиентами заведения являлись исключительно гомосексуалы. В занятие проституцией обвиняемые вовлекали юношей из неблагополучных семей в возрасте от 16 до 22 лет, которые испытывали финансовые трудности и не имели постоянного места жительства.

Практика показывает, что противодействовать развитию мужской проституции как и проституции вообще в современной России достаточно сложно. Тому свидетельство - история ее существования и развития, высокая степень латентности, предрасположенность общества к ее продуцированию, укрепившиеся позиции "теневой" экономики в финансово-экономическом пространстве России, коррумпированность правоохранительных органов, недостаточная судебно-следственная компетентность при привлечении к ответственности за проституирующее поведение и связанные с ним деяния. Тем не менее не следует отказываться от борьбы с данным девиантным поведением.

На первоначальном этапе исследования мы можем обозначить следующие меры профилактики мужского проституирующего поведения в России, позволяющие снизить темпы распространения данной социальной патологии:

повышение уровня жизни граждан, снижение безработицы, расширение круга профессий на рынке труда (отдельное внимание в данном случае заслуживает повышение стипендий и иных социальных выплат для учащихся учебных заведений);

повышение общего уровня морали и нравственности;

введение ограничений на трансляцию фильмов и программ, пропагандирующих проституирующий образ жизни;

пропаганда низменности и унизительности для мужчин проституирующего образа жизни;

введение и постоянное совершенствование полового воспитания в учебных заведениях, направленного на формирование гендерной идентичности и соответствующего поведения;

разработка мер по выявлению организаций, предоставляющих мужские сексуальные услуги под видом досуга или эскорт-услуг, а также самих мужчин-проституток и неотвратимое привлечение виновных к соответствующему виду ответственности;

установление уголовной ответственности за занятие проституцией и сутенерство при систематическом (более двух раз) несоблюдении административных мер реагирования;

установление административной ответственности в отношении лиц, пользующихся услугами мужчин-проституток, а также оказывающих помощь в организации и предоставлении подобного рода услуг;

развитие служб социальной помощи и реабилитации мужчин-проституток.

 

Литература

 

1. В Кемерово задержали мужчин-проституток // Сибирское агентство новостей. Режим доступа: URL: http:// kem.sibnovosti.ru/ incidents/ 124647-v-kemerove- zaderzhali- muzhchin- prostitutok.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Право как мера социального блага

(Чернобель Г.Т.)

("Журнал российского права", 2006, N 6)

Дата

09.06.2006

Информация о публикации

"Журнал российского права", 2006, N 6

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАВО КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОГО БЛАГА

 

Г.Т. ЧЕРНОБЕЛЬ

 

Чернобель Генрих Трофимович - ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

 

Осуществляемые в стране правовые реформы, направленные на создание основ демократического правового государства, предъявляют высокие требования к действующей правовой системе. Во главу угла поставлена проблема совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности на всех институциональных уровнях, радикального обновления правовых нормативов, улучшения их содержательного качества, функциональной эффективности. Необходимы надежные правовые бразды правления государственными и общественными делами. Однако при существующем научном разнобое в понимании самого права как такового достичь этого практически невозможно.

Пора уже писать всеобщую историю права, а единой, общепризнанной дефиниции этого понятия юридической наукой еще не выработано. Ясное парадигматическое понимание феномена права отсутствует как в зарубежном, так и в отечественном правоведении, что обусловливает уровень общественного правосознания, правовой культуры, во многом определяет кризис современного социального бытия на многих витках его.

Поэтому вопрос о правопонимании не теряет своей актуальности, практической значимости не только во внутригосударственной плоскости, но и, как верно замечают ученые, "в масштабе мировой общности" <*>. Без права, без его социально общезначимых нормативов человеческое общество существовать не может. Но в правовой деятельности этим понятием нельзя пользоваться как аксиоматичным, пока оно не имеет четкого конститутивного определения. Поиск универсальной научной дефиниции понятия права продолжается <**>. При этом одни ученые смотрят на проблему пессимистически (Г.В. Мальцев: "понимание и определение права практически невозможны"), другие выражают надежду, что со временем юридической наукой "будет выработано и сформулировано единое понятие права" (А.И. Бобылев).

--------------------------------

<*> Марченко М.Н. Проблема правопонимания в связи с исследованием источников права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2002. N 3. С. 17.

<**> См., например: Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999; Алексеев С.С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001; Бобылев А.И. Проблемы правопонимания, формирования системы права и системы законодательства // Право и политика. 2002. N 2; Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002; Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002; Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003; Муравский В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право. 2005. N 2; Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2005.

 

Недостатком существующих концепций правопонимания является то, что, находясь в плену теоретического прошлого, они акцентируют внимание главным образом на генетической характеристике права, а функционально трактуют его слишком односторонне, фрагментарно, что не дает достаточно ясного представления о реальной практической роли права в системе общественных отношений, его ценностном регулятивном значении. Все больше превалируют констатирующие, а не концептуальные суждения.

Смысловой спектр понятия права весьма широк, многогранен (не всякое понятие моносемантично), поэтому оно требует к себе многомысленного аналитического внимания, что, собственно, и позволяет выявить основной смысловой центр этого понятия.

Бытующее со времен И. Канта, Ф.В.Й. фон Шеллинга, Г.Ф. Пухты монистическое определение права как меры свободы исторически сыграло положительную роль в становлении демократических правовых начал человеческого бытия. В.М. Сырых прав в своем утверждении, что "пока еще никто не опроверг этого понимания права" <*>. К сожалению, оно недостаточно полно отражает подлинную функциональную суть этого социального феномена, является несколько ущербным. Правовая конструктивность в разработке понятия человеческой свободы, его развитии и совершенствовании перешла определенный концептуальный рубикон, обернулась неимоверной абсолютизацией, сублимацией этого, несомненно, чрезвычайно важного для правопонимания понятия.

--------------------------------

<*> Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1: Элементный состав. М.: Юстицинформ, 2000. С. 258.

 

На метасмысловом уровне право (если рассматривать его с функциональной точки зрения) - это не только мера свободы. Как говорится, одной свободой сыт не будешь. В частности, если человек существует нищенски, что толку от такой свободы? <*> К тому же та или иная свобода может быть бутафорной, лживой, фальшивой, блокированной не только экономическими факторами. Под маской свободы может процветать всякий тоталитарный режим со всей его институциональной деспотией.

--------------------------------

<*> В свое время Ф.М. Достоевский метко замечал по этому поводу: "Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все что угодно" (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. М., 1973. С. 78).

 

Центральный функциональный смысл права как нормативного регулятора заключается в его предназначении быть мерилом социальных благ (на что обращалось уже внимание <*>), среди которых свобода выступает лишь как одно из них. Так же как смысловым центром понятия демократии является "народовластие", смысловым центром понятия права является "мера социального блага". Думается, что именно такое понимание права снимает его воображаемую "загадочность", непостижимость, дает ключ к правильному пониманию и восприятию права как духовной субстанции суверенной значимости, способствует осознанию подлинной социальной направленности законотворческой деятельности, государственного управления в целом.

--------------------------------

<*> См.: Глобализация и развитие законодательства. Очерки. М., 2004. С. 304.

 

Указанная функция права, собственно, и образует определенную систему правовых отношений в их национальном и общечеловеческом измерении, формирует иерархию правовых культур и, соответственно, типы правовой ментальности, помогает понять универсальную практическую логику права, семантически объединяет все сущностные свойства его: право как интерес, право как воля, право как система нормативных модусов ("разрешено", "требуется", "запрещено") и т.д., т.е. "примиряет" бесчисленные теории его, заставляет правовым образом переосмыслить парадигмальные сдвиги, разломы, интегративные процессы, происходящие в современном общественном развитии. Право как мера социального блага дает возможность сводить всю систему правовых отношений к рационально-разумным принципам.

Понятие социального блага в контексте правовой парадигмы. Слово "благо" означает то, что служит к удовлетворению каких-либо человеческих потребностей, определяет необходимый жизненный достаток, доставляет удовольствие. Вся человеческая жизнь в ее естественном, нормальном, здоровом течении есть стремление к определенным материальным или духовным благам. Сама "жизнь, просто как жизнь, - подчеркивал немецкий философ Г. Риккерт, - есть благо", "которым измеряется ценность всех прочих благ"; "жизнь - условие всякого осуществления благ и связанных с ними ценностей", придающих жизни благостный смысл. Неценное, противоценное Риккерт не относил к жизненным благам <*>.

--------------------------------

<*> См.: Риккерт Г. Философия жизни. Минск; М., 2000. С. 96, 150, 161, 170 и др.







Date: 2015-09-17; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию