Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ваши пожелания, предложения. 12 page
-------------------------------- <5> Пашенцев Д.А. История государства и права России. М., 2004. С. 89. <6> Делая небольшое лирическое отступление, позволю себе заметить, что армяне в России испокон веков были не только созидательным и культурообразующим народом, но и правообразующим элементом в ее государственно-правовой жизни. Вовсе не случайно, что многие русские князья и цари (начиная с Владимира-крестителя, женившегося на византийской принцессе Анне, которая была армянкой по своему происхождению) имели в своем ближайшем окружении немало армян: личных врачей, ученых, советников, генералов и прочих мудрых мужей для государственно-правового строительства. Например, царь Петр I в знаменитом Указе от 22 марта 1711 г. повелевал следующее: "Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда... Учини им редкое вспоможение, понеже мы оный армянский народ в особливу нашу императорскую милость и протекцию приняли". Существенное влияние на развитие русского права имел также Армянский судебник 1184 г., который стал прообразом одной из первых в мире христианских конституций. См.: Армянский судебник 1184 г. как прообраз христианской конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.
После убийства императора Александра II было издано Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведению определенных местностей империи в состояние усиленной охраны. Существенно стала укрепляться вертикаль имперской власти, законодательно были расширены дискреционные полномочия губернаторов, которые получили возможность по своему усмотрению запрещать всякие несанкционированные народные собрания, полностью контролировать средства массовой информации, накладывать аресты на всякого рода политических зазывал и смутьянов сроком на пять лет, высылать в административном порядке всех неблагонадежных лиц из любой местности, в котором было объявлено чрезвычайное положение. Местной администрации было законодательно дано право в случае необходимости закрывать любые учебные и образовательные учреждения и заведения, промышленные и торговые предприятия, типографии газет и журналов, приостанавливать деятельность органов местного самоуправления - земств и городских дум. Например, любой земский начальник фактически был вправе осуществлять не только административные, но и судебно-полицейские функции. Он мог по своему произволу навязывать свое решение сельским и волостным собраниям и сходам, подвергать неугодных ему лиц телесному наказанию, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей. Таким образом, идея народного самоуправления существенно была вытеснена укоренившейся закваской административно-полицейского произвола со всеми вытекающими отсюда неправомерными и деструктивными последствиями. Указанное императорское распоряжение действовало в течение трех лет, но периодически возобновлялось и действовало фактически вплоть до октябрьского переворота 1917 г. В 80-е годы XIX в., особенно после подавления Польского восстания 1863 - 1864 гг., царское правительство провело ряд жестких мер для принудительной русификации польского населения страны. Русский язык усиленно насаждался в делопроизводстве польских административных учреждений, которые возглавлялись русскими чиновниками. Он насильно внедрялся также в национальных школах. В 1885 г. Польский банк был преобразован в Варшавскую контору Петербургского банка, а обращение польских денег было полностью прекращено. Многие национально-одушевленные названия различных польских учреждений были заменены территориально-неодушевленными названиями и вывесками. В 1890 г. помимо вышеперечисленных профилактических мероприятий царским Манифестом законодательно стали упраздняться финские войска, денежная единица, почта и делопроизводство в финских административных и учебно-образовательных учреждениях. Все газеты и журналы были поставлены под жесткий административный надзор. Издавались специальные циркуляры, которые ограничивали круг проблем, разрешенных для обсуждения в средствах массовой информации. Редакторы всех периодических изданий обязаны были по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, которые печатались под псевдонимами. В этих чрезвычайных обстоятельствах, закономерно и ускоренно ведущих Россию к революционному падению, император Александр III оперативно принял целый ряд законодательных мер по сохранению государственного порядка и общественного спокойствия. В 1882 г. были изданы и введены в действие Временные правила о печати. В 1884 г. был издан Университетский устав, в 1885 г. - Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В 1887, 1889, 1890 и 1892 гг. были введены в действие известный циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова о "кухаркиных детях", положения о земских участковых начальниках, положения о губернских и уездных земских учреждениях, "городовое положение" и другие законы и подзаконные нормативные акты. Однако во всех этих церковных, финансовых, административных, судебных, тюремных и т.д. законодательных преобразованиях не было духовно-правовых мотивов для улучшения правового положения простых людей, поскольку они не основывались на идее права и понятии правомерности <7>. Впоследствии жизнь сама показала, что все эти реформы не имели единой концептуальной основы и системы, а скорее всего, являлись казуальными и фрагментарными импровизациями, имеющими форму взаимно противоречивых законодательных заплат. -------------------------------- <7> См.: Осипян Б.А. Понятие правометрии, или межерологии права // Государство и право. 2005. N 8; Дух правометрии, или основание межерологии права. М.: Юрлитинформ, 2009.
Законодательно изданные в 1887 г. Временные правила фактически ликвидировали автономию университетов, которые курировались попечителями учебного округа. Они также ощутимо ограничивали права представителей национальных меньшинств, в частности евреев и поляков, поступающих в вузы. Эти правила существенно ограничивали их шансы поступления в вузы после окончания технических школ и бывших реальных училищ, повысили плату за обучение в пятикратном размере. Процентная норма приема евреев в вузы и средние учебные заведения составила три процента в столицах и пять процентов в других местностях вне черты их оседлости. Более того, в 1889 г. был полностью приостановлен прием евреев на должности присяжных поверенных, а также усложнен доступ к занятию другими юридическими профессиями. Серьезные ограничения для лиц еврейской национальности и иудейского вероисповедания были установлены также в гражданском законодательстве. Согласно действующим административным правилам лица еврейской национальности должны были проживать лишь в определенной местности. Они имели существенные ограничения в праве приобретения в собственность недвижимого имущества. Поэтому вовсе не случайно, что для всех русских революций характерным было то, что их зачинщиками, вождями и движущими силами в основном были евреи, поляки, финны, латыши, эстонцы, грузины <8> и прочие представители притесненных и угнетенных народов России. Духовной и нравственной слепоте и буйной "народной воле" царское правительство противопоставило не Божественный дух просвещения и образования, не коренные конституционно-правовые улучшения, а только жесткий административный контроль и принуждение. Являясь признаком правового бессилия, идеологическое и физическое насилие царского самодержавия над национальными меньшинствами впоследствии оказалось пагубным для самого полицейско-административного режима. Дело в том, что действиями российских чиновников руководили не столько благородная идея права и необходимость поддержания общественного порядка как правомерные проявления неизменной воли Бога, сколько привычные для них плотские наклонности к совершению казнокрадства посредством злоупотреблений вверенными им административно-территориальными ресурсами. -------------------------------- <8> Вовсе не случаен тот факт, что И.В. Сталин, будучи в молодости ссыльным грузином, впоследствии стал одним из вождей революционного пролетариата и отцом-основателем могущественного советского социалистического государства.
/"История государства и права", 2009, N 16/
Для всей системы русского законодательства начало XX в. стало переломным. Образно говоря, традиционно-равнинное течение широкой реки русской жизни сменилось бурлящими потоками и шумно падающим с высоких гор водоворотом первых русских революций и широкомасштабных братоубийственных гражданских войн. Любопытно то, что все это беспрецедентное зрелище происходило на фоне очередных кровопролитных баталий России со своими восточными и западными соседними государствами (Японией, Германией и другими). Для снятия политической напряженности в стране в августе 1905 г. император Николай II издал Манифест "Об учреждении Государственной Думы", в котором декларировалось, что "ныне настало время призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов". Затем было опубликовано положение о выборах в Государственную Думу. Согласно указанному положению в России была введена сословно-цензовая и многостепенная система выборов в Государственную Думу. При этом избирательных прав были лишены многие социальные слои и сословия: лица по возрасту моложе двадцати пяти лет, женщины, военнослужащие срочной службы, учащиеся, многие нерусские народы, а также представители городской бедноты. В октябре того же года царь подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Весной 1906 г. Государственный совет был преобразован из совещательного чиновничье-келейного органа при царе в законодательную и контрольную палату избранных на выборах депутатов. Статья 86 Основных законов гласила: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора". В новой редакции Основных законов Российской империи царь представлялся уже не "монархом самодержавным и неограниченным" (ст. 1), а просто "императором всероссийским, которому принадлежит верховная самодержавная власть, которой следует повиноваться не только за страх, но и на совесть, что Сам Бог и повелевает" (ст. 4). Устанавливая священность и неприкосновенность своей особы, император даровал населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Новую роль Правительства России начал исполнять Совет Министров, который возобновил свою деятельность с утверждения координационного Закона "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений". Ввиду активизации антиправительственных выступлений в народе по представлению Совета Министров были утверждены Законы "Об учреждении военно-полевых судов", "Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний" и другие подобные этим законодательные мероприятия. К этому времени, особенно после учреждения и начала деятельности Государственной Думы, в России в качестве идеала государственного правления стала складываться парламентско-конституционная монархия. При этом русский монарх и православное духовенство должны были представлять Бога-суверена в форме высшей земной власти. Парламент должен был представлять волю многонационального, многоконфессионального и сословно представленного российского народа. Судебная власть должна была в каждом случае определять подлежащую применению конкретную норму закона в соответствии с идеей права, а также санкцию закона во всех разрешаемых спорах между всеми правовыми субъектами российского законодательства. 3 ноября 1905 г. был издан Манифест "Об улучшении благосостояния и обеспечении положения крестьянского населения", который был связан с необходимостью усмирения крестьянской смуты и насилия во многих областях России и потому завершался следующими надеждами: "Уповаем, что любезное сердцу нашему крестьянское население, следуя заповедям христианским добра и любви, услышит царственный призыв наш сохранять повсюду мир и тишину и не нарушать закона и прав других лиц" <1>. К сожалению, как показала последующая история Российского государства, христианские принципы "добра и любви" оказались не совсем достаточными для духовно незрелого и нравственно непросвещенного русского мужика (рабочих, крестьян и солдат) и потому неизбежно вовлекли его во всякие авантюры революционного и насильственного свержения власти царя-батюшки и православной церкви-матушки. -------------------------------- <1> История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 322 - 323.
Следует заметить, что именно в этот период император Николай II вопреки требованиям Основных государственных законов 1906 г., которые запрещали царю единолично изменять избирательное право, своевольно принял новый закон о выборах. Например, по Закону от 11 декабря 1905 г. европейская Россия избирала четыреста двенадцать депутатов (79%), Польша - тридцать семь депутатов (7%), Кавказ - двадцать девять депутатов (6%), Сибирь и Дальний Восток - двадцать пять депутатов (4%), Средняя Азия и Казахстан - двадцать одного депутата (4%). По второму избирательному закону существенно сократилось представительство различных конфессиональных, национальных и территориально-сословных округов: от европейской России избирались четыреста три депутата (91%), от Кавказа - десять депутатов (2%), от Польши - четырнадцать депутатов (3%), от азиатской России - пятнадцать депутатов (4%). А по царскому Закону от 3 июля 1907 г. еще больше было сокращено число представителей национальных окраин. Средняя Азия, Казахстан и Якутия вовсе были лишены парламентского представительства, хотя до этого Закона они имели в Думе двадцать четыре места <2>. Жизнь показала, что официальная политика царского правительства, направленная на насильственное объединение и удержание вокруг себя различных народов и национальностей без христианской любви, веры и надежды <3>, была стратегической государственной ошибкой. -------------------------------- <2> Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. М.; СПб., 2004. С. 194. <3> Все эти понятия, к сожалению, были неправомерно заменены попытками чрезмерного насаждения великодержавной национально-шовинистической идеологии и применения административно-полицейской и военной силы против национальных меньшинств.
Следует заметить, что проявления такой неправомерной политики в той или иной мере наблюдались также и во времена Советского Союза. Однако, когда различные народы и национальности пробудились от продолжительного летаргического сна и осознали свое право национального самоопределения и предназначения, когда уже мифический образ экономической и военной мощи советской власти и ее идеологии исчерпались, тогда вся советская империя и новая историческая общность - советский народ - в одночасье закономерно распались и исчезли. Представляется, что причина такого внезапного распада этих двух империй заключалась в том, что вся имеющаяся у них идеологическая, политическая и экономическая мощь была направлена не на реализацию достоинства и ответственной свободы различных народов и людей, а на безбожное умаление их достоинства и подавление их стремления на самостоятельное национально-государственное развитие согласно своему историческому предназначению и призванию. Иными словами, то, что было построено в течение столетий и десятилетий посредством официального насилия и обмана, уже изначально было обречено на погибель в условиях откровения истины и свободы. В апреле 1906 г. в России был принят Свод основных государственных законов, которые фактически составили тогдашнюю Конституцию Российской империи <4>. Статья 1 Свода законов объявляла Государство Российское единым и нераздельным, а русский язык государственным и общеобязательным для всех государственных и общественных учреждений <5>. Последующие положения Свода законов определяли конституционный статус Императора Всероссийского: его особа объявлялась священной и неприкосновенной, ему принадлежала верховная самодержавная власть. Императору-Самодержцу принадлежал почин <6> по всем предметам законодательства, он "осуществлял законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной Думою", и без его утверждения никакой закон не мог вступать в силу. Согласно ст. 86 и ст. 106 Свода законов "никакой новый закон не мог последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы, которые обладали равными законодательными правами, и воспринять силу без утверждения Государя Императора" <7>. Государь Император также имел непосредственно верховную власть управления во всем объеме: был вправе издавать указы в соответствии с законами Российской империи, был руководителем внешних сношений России с иностранными державами, державным вождем российской армии, имел возможность единолично объявлять войну и заключать мир <8>. -------------------------------- <4> Свод законов Российской империи. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1906. С. 5 - 48. <5> История государства и права России. С. 326. <6> На языке современного конституционного права - право законодательной инициативы. <7> История государства и права России. С. 328 - 329. <8> Там же. С. 327.
В связи с яростным сопротивлением Государственной Думы воле Государя Императора 3 июня 1907 г. был издан Высочайший Манифест <9>, в котором излагалась причина досрочного роспуска Государственной Думы и державная воля "успокоения страны и установления правильного течения дел государственных". В Манифесте говорилось следующее: "Объявляем всем нашим верным подданным: созванная нами Государственная Дума призвана была исполнять святой долг по содействию работой законодательной, без которой невозможна жизнь государства и усовершенствование его строя, затем рассмотрением росписи доходов и расходов, определяющей правильность государственного хозяйства и, наконец, разумным осуществлением права запросов Правительству, в целях укрепления повсеместной правды и справедливости. К прискорбию нашему, значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли. По этой причине выработанные Правительством нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Государственная Дума не оказывала содействия Правительству в деле водворения нравственного порядка, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетья... Право запросов Правительству Дума превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждением недоверия к нему в широких слоях населения. Наконец, свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти....Когда же Правительство наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства....Но, веря в любовь к Родине и государственный разум народа нашего, Мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государственной Думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона законодательное учреждение это пополнялось членами, не являющимися настоящими выразителями нужд и желаний народных. Посему, оставляя в силе все дарованные подданным нашим Манифестом 17 октября 1905 г. и основными законами права, восприяли Мы решение изменить лишь самый способ призыва выборных от народа в Государственную Думу, дабы каждая часть народа имела в ней своих избранников. Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русской по духу. Иные народности, входившие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских. От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим. Перед престолом Его мы дадим ответ за судьбы державы Российской. В сознании этом черпаем Мы твердую решимость довести до конца начатое нами дело преобразования России и даруем ее новый избирательный закон, обнародовать который повелеваем Правительствующему Сенату. От верных же подданных наших Мы ждем единодушного и бодрого, по указанному нами пути, служения Родине, сыны которой во все времена являлись твердым оплотом ее крепости, величия и славы" <10>. -------------------------------- <9> Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 2005. С. 271 - 273. <10> История государства и права России. С. 331 - 333.
Принятию Манифеста предшествовал ряд экономических реформ <11>. Они были разработаны тогдашним Председателем Правительства России П. Столыпиным, и их сущность заключалась в содействии государства процессу образования среднего класса посредством мирного перехода в форме купли-продажи земли из собственности экономически и политически ослабевших и неспособных содержать казну дворян в собственность многочисленных крестьян, которые должны были стать основными налогоплательщиками государства. Именно экономически окрепшие крестьяне, названные при строительстве социализма кулаками, должны были стать новой, хотя и не просвещенной экономической опорой русского самодержавия. С этой целью только с 1906 по 1910 г. на пахотные земли Сибири было "разумно и организованно переселено" почти полтора миллиона крестьян, которые должны были освоить земельное пространство Сибири. Правительство оплачивало крестьянам-переселенцам проезд по железной дороге по льготно-переселенческому тарифу в так называемых столыпинских вагонах. Лозунг П. Столыпина был таков: ставить на сильных и трезвых и обогащаться со всей мочи. Но земельные участки определенных размеров были переданы крестьянам лишь в их личное владение, без права собственности и продажи третьим лицам. Однако нормальному развитию земельной реформы препятствовал законодательно закрепленный и действовавший принцип сословного неравенства людей, которые имели желание и были способны заниматься сельским хозяйством. -------------------------------- <11> В авторском понимании слово "реформа" (преобразование) имеет определенный духовный смысл и означает обращение "re" или поступательное движение к некоему идеальному образу (forma - представление), приближение к какому-то идеалу, который сохраняется в сознании и воле того, кто намерен преобразовать и улучшить нечто, что имеется в настоящий момент. Стало быть, если нет такого осознанного идеального образа, к которому надлежит приблизиться, слово "реформа" теряет всякий положительный и ведущий смысл. В христианском сознании любая истинная реформа всегда связана с постепенным, но качественным улучшением образа личной и социальной жизни в соответствии с образом Христа Спасителя.
Несмотря на свою резкую оппозиционность к царскому самодержавию и правительству, в 1912 г. Государственная Дума и Государственный совет все же приняли предложенный им на утверждение правительственный законопроект "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общего значения", а также иные подобные законы, тем самым неправомерно признав законной возможность вмешательства центральной власти во внутренние дела финского и польского народов. В 1914 г. после объявления Германией России войны в столицах крупных городов России прошли многолюдные манифестации с восторженными лозунгами "Война до победного конца!". Эти акции в России сопровождались широкомасштабными немецкими погромами. В это время царь-самодержец попытался исполнить свой долг перед народом и освободить его от вековых пороков пьянства и алкоголизма. По этой причине им на все время войны был введен "сухой закон", который строго запрещал потребление не только водки и вина, но даже пива. Однако при первом же великом отступлении русских войск на фронте ура-патриотический восторг резко сменился всеобщей растерянностью, озлобленностью широких народных масс против властей. Начался новый, третий по счету, думский кризис, который завершился роспуском Государственной Думы в сентябре 1915 г. Этот роспуск выразился не в форме разгона, а в форме приостановления деятельности Думы до начала февраля 1916 г. Однако, после того как деятельность оппозиционной Государственной Думы была прервана императорским Указом 27 февраля 1917 г., после долгих перестрелок с демонстрантами императорские войска перешли на сторону взбунтовавшихся в столице народных масс и организаторов революционного мятежа. С этого момента российская самодержавная монархия революционно трансформировалась в демократическую республику. Следует отметить, что до наступления этих революционных переворотов в российском обществе сначала произошел идеологический раскол, затем этот раскол постепенно превратился в политический и военный раскол. 3 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола <12>. "Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание, - говорилось в отречении русского царя от престола. - Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны до победного конца... В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы....Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним... Да поможет Господь Бог России!" <13>. -------------------------------- <12> См. также: "Отказ Великого князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти впредь до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского" от 3 марта 1917 г.; также: История государства и права России. С. 341. <13> Там же. С. 341.
Представляется, что с момента отречения богобоязненного русского царя исконно христианский дух русского права временно прервался на целые безбожные социалистические десятилетия. Государственная власть великой империи перешла в руки богопротивных "временных правительств", революционеров-разночинцев, духовных сирот, дерзко претендовавших на власть и образовавших Временное правительство. В Декларации Временного правительства провозглашались следующие обещания: освобождение из тюрем и лагерей всех политзаключенных <14>, свобода слова, собраний, союзов, отмена конфессиональных, сословных и национальных привилегий, организация и проведение всеобщих, прямых, равных <15> и тайных выборов в органы местного самоуправления, равенство всех перед законом и судом, замена царской полиции народной милицией, созыв Учредительного собрания для решения вопроса о форме новой власти и Конституции России. Государственный совет, Государственная Дума и Совет Министров были ликвидированы, и полномочия всех этих органов высшей власти, кроме Сената и Синода, были делегированы Временному правительству. Власть губернаторов перешла к губернским комиссарам Временного правительства. Однако весь остальной административно-чиновничий аппарат имперского государства был оставлен без существенного изменения. -------------------------------- <14> Следует отметить, что после этого около пятнадцати тысяч заключенных пополнили ряды беснующихся сторонников новой безбожной власти. <15> Были отменены все ограничения по вероисповедальному и национальному признакам.
В дореволюционной России, к сожалению, не было единого правосознания, обычаев и традиций, и потому российское законодательство страдало внутренне противоречивым законодательным провинциализмом и партикуляризмом. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что в Польше, Финляндии и землях Прибалтики наряду с царскими законами действовали также римское право, законы польских и шведских королей, немецкие городские статуты и прочие местные законодательные положения <16>. Особо пестрым было гражданское законодательство Российской империи, которое состояло из множества заимствований из гражданского законодательства государств Америки и Европы. Эта неоднородность, неосновательность, непоследовательность и очевидная заштопанность дореволюционного российского законодательства так и не была устранена до так называемой Великой Октябрьской революции и установления в России Советской власти. Date: 2015-09-17; view: 287; Нарушение авторских прав |