Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вызов седьмой. Определение размера компенсации морального вреда в трудовых спорах. 1 page





Ни трудовое, ни гражданское законодательство не предусматривают порядка определения суммы, подлежащей взысканию при восстановлении трудовых прав работника, оставляя данный вопрос на усмотрение судебного органа, рассматривающего дело. Несмотря на положения абз. 4 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда N 2, в практике рассмотрения данной категории дел не наблюдается единообразия по вопросу суммы взысканий за моральные издержки работников в аналогичных случаях нарушения их законных прав и интересов <28>.

--------------------------------

<28> Феофилактов А.С. Особенности компенсации морального вреда как способа защиты трудовых прав работника // Трудовые споры. 2005. N 9. С. 58.

 

Само определение морального вреда приводится в Постановлении Пленума ВС РФ N 10 <29>. Это нравственные и физические страдания гражданина, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и тому подобное) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране права на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (абз. 1 п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 10).

--------------------------------

<29> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" // Российская газета. 1995. 8 февраля. N 29.

 

Физические страдания работника выражаются в форме болевых ощущений, как, например, при несчастном случае на производстве, связанном с нарушением норм по технике безопасности, приведшем к увечью или иному повреждению здоровья, заболеванию работника. Нравственные страдания заключаются в негативных переживаниях лица, испытывающего страх, стыд, унижение и подобные ощущения, в частности в связи с незаконным увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания, отстранением от работы, заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, умалением деловой репутации работника и другими обстоятельствами <30>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Практическое пособие "500 актуальных вопросов по Трудовому Кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения" (2-е издание, переработанное и дополненное) Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой, Л.А. Чикановой включено в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007.

 

<30> Практика применения Трудового кодекса Российской Федерации. 500 актуальных вопросов: Практ. пособие / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 351.

 

Работодатель обязан компенсировать работнику моральный вред, причиненный ему любыми неправомерными действиями (бездействием) во всех случаях его причинения, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 237 ТК размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора. В Трудовом кодексе не определен порядок оформления этого соглашения, не установлено, необходима ли его письменная форма, каким может быть заявление работника, приказ работодателя, должна ли такая возможность оговариваться заранее либо соглашение заключается по конкретному факту причинения вреда. В отсутствие этих регламентаций данная норма оказалась бездействующей и вся масса вопросов относительно возмещения морального вреда осталась в компетенции суда. Представляется целесообразным закрепить на законодательном уровне порядок заключения такого соглашения.

В случае возникновения спора между работником и работодателем о возмещении морального вреда факт причинения морального вреда и размер компенсации определяются судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику физических или нравственных страданий, степени вины работодателя в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда учитываются требования разумности и справедливости.


Логичным было бы закрепление в Трудовом кодексе твердых денежных сумм (путем установления верхнего и нижнего пределов), которые можно применять при взыскании с работодателя компенсации морального вреда. Это обеспечило бы интересы каждой из сторон трудового договора, оградив от необоснованно высоких и низких сумм, взыскиваемых по рассматриваемой категории споров.

Возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерным поведением работодателя, не зависит от наличия материального ущерба у работника и его возмещения <31>. Следует также отметить, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. К.Н. Гусова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2008 (7-е издание, переработанное и дополненное).

 

<31> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. К.Н. Гусова. М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2003. С. 447.

 

Таким образом, очевидна необходимость дальнейшего совершенствования норм трудового законодательства с учетом складывающейся судебной практики и практики применения Трудового кодекса РФ.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Проблемы и перспективы преобразования отрасли "право социального обеспечения" в комплексную отрасль "социальное право"

(Швечкова Н.Е.)

("Социальное и пенсионное право", 2008, N 4)

Дата

11.12.2008

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2008, N 4

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛИ

"ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" В КОМПЛЕКСНУЮ ОТРАСЛЬ

"СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО"

 

Н.Е. ШВЕЧКОВА

 

Швечкова Н.Е., Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.

 

В современном российском обществе социальное обеспечение как особый социальный институт является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении страховых рисков.

Сегодня часто встречается точка зрения, согласно которой в одних случаях понятие социального права отождествляется с понятием права социального обеспечения, а в других - право социального обеспечения рассматривается как составная часть социального права. Главной проблемой в становлении новой отрасли российского права - социального права является то, что предмет регулирования слишком разнороден и в настоящее время социальные отношения регулируются различными отраслями права.

Все попытки дать возможное определение потенциально новой отрасли российского права сводятся к необходимому употреблению сочетания слов "отрасль российского права, с помощью норм которой осуществляется правовое регулирование социальной защиты людей". Таким образом, ключевыми словами являются "социальная защита". Социальное обеспечение наряду с социальной защитой подразумевает социальную политику государства, стремящегося административными методами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.


Усиление значимости всесторонне социальной и экономической защиты человека становится все более актуальным. При этом функции современного государства не должны сводиться только к финансированию - как самой простой форме господдержки. Должен быть разработан комплекс мер и методов по осуществлению государственной защиты, в особенности наиболее уязвимых групп населения. В этом одно отличие права социального обеспечения от социального права, так как первое связано, прежде всего, с распределением материальных благ. Социальное право регулирует вопросы социальной защищенности граждан в целом и в этом смысле выходит одновременно на другие отрасли права - гражданское, трудовое, семейное, жилищное, конституционное, экологическое.

В вопросе о социальном праве на первое место выходит проблема упорядочения законодательства, посвященного регулированию многогранных отношений в сфере социального права.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере

(Наймушина Л.П.)

("Социальное и пенсионное право", 2009, N 3)

Дата

01.07.2009

Информация о публикации

Наймушина Л.П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. 2009. N 3. С. 14 - 17.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Л.П. НАЙМУШИНА

 

Наймушина Л.П., Институт (филиал) МГЮА в г. Кирове.

 

Под политико-правовыми гарантиями реализации прав человека следует понимать механизм обеспечения прав человека, специально созданный государством для более эффективного осуществления прав либо для устранения препятствий, возникающих на пути реализации прав. Наряду с экономикой социальная сфера жизни общества является базовой и включает образование, здравоохранение, санаторно-курортную область, культуру, спорт, физкультуру. Структурный состав социальной сферы показывает, что она призвана способствовать улучшению здоровья, повышению квалификации, совершенствованию способностей и тем самым улучшению своего положения в сфере производства и обществе в целом. Именно через социальную сферу можно обеспечить целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека. Велика ее роль и в повышении качества жизни, обеспечении социальной справедливости и социальной защиты в реальной экономике.


Развитие отраслей социальной сферы регулируется федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований. На законодательство в современной России возрастающее влияние оказывают международно-правовые акты по правам человека. Следуя Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

С учетом Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В Конституции РФ закреплены гарантии охраны труда, здоровья людей, минимальный размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий. Всеобщая декларация прав человека указывает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Сущность права на социальное обеспечение состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным способности трудиться, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. В социальной деятельности государства большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, защиты здоровья граждан в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а также учреждений культуры. Важнейшим направлением улучшения государственного управления социальными процессами, преодоления кризиса социальной сферы и осуществления социальных реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов. Под ГМСС понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах.

В систему ГМСС включаются стандарты медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, требований к качеству лечения и профилактике заболеваний. На основе ГМСС и федеральных социальных норм и нормативов субъекты РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать региональные социальные нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности. Федеральная система социальной стандартизации должна включать местные социальные нормы и нормативы, утверждаемые нормативными актами муниципальных образований.

Отрасли социальной сферы тесно связаны с деятельностью других отраслей общественного производства, в том числе и производственной сферы, поставляющей социальной сфере свою разнообразную продукцию. С другой стороны, отрасли социальной сферы, предоставляя населению разнообразные услуги, оказывают реальное воздействие на потенциал рабочей силы, трудоспособность, образовательный и культурный уровень, где ключевая роль в подготовке интеллектуального потенциала отводится системе образования.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. В документе оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; общедоступность среднего, профессионально-технического и доступность высшего образования на основе способностей каждого; родители имеют право в выборе вида образования для своих малолетних детей. Международно-правовые нормы устанавливают приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, увеличение уважения к правам и основным свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Всеобщая декларация прав человека. Международное право в избранных документах. М., 1957. Т. 1.

 

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии реализация права граждан на образование определены специальными правовыми актами - Законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образования и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования <2>. Министерство образования и науки осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

--------------------------------

<2> См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; Собрание законодательства РФ. 2005. N 30. Ст. 3103.

 

В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. Фундаментальные научные исследования направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов, укрепление обороноспособности государства, безопасности общества, личности и государства, упрочение взаимосвязей науки и образования <3>.

--------------------------------

<3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

 

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Основными направлениями реформирования здравоохранения провозглашаются: переход от бюджетного к бюджетно-страховому финансированию, обеспечение многообразных форм собственности при приоритетном развитии государственной и муниципальной систем здравоохранения; разработка федеральных и территориальных программ здравоохранения, государственный контроль за качеством, ценами на продукцию медицинской и фармацевтической промышленности; развитие рынка платных медицинских услуг при обеспечении населения бесплатной медицинской помощью в социально гарантированных объемах.

Граждане имеют право на получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <4> органы местного самоуправления обязаны принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов, если они представляют опасность для здоровья населения. Они в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, в местах постоянного или временного пребывания человека.

--------------------------------

<4> Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2007. N 1. Ст. 29.

 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, включая вопросы организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики населения, занятости и безработицы, трудовой миграции, государственной гражданской и альтернативной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

Важной составляющей правового статуса личности во Всеобщей декларации прав человека является право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Конституция Российской Федерации предоставляет каждому гражданину гарантированное право на участие в культурной жизни, пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям. Приоритетные направления политики в сфере культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре", Федеральными законами от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ", от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ". К главным целям относятся: предоставление гражданам возможностей творческого развития и доступа к культурным ценностям, создание условий для сохранения культуры всех народов, проживающих в РФ, развитие творческого потенциала и охрана историко-культурного наследия.

Основная направленность Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" <5> - обеспечение реального равноправия различных этнических общностей в последовательной реализации прав и свобод человека, связанных с его национальной принадлежностью. Национально-культурная автономия является формой национально-культурного самоопределения, представляющей общественное объединение граждан, которые относят себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования национальной культуры.

--------------------------------

<5> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2965; 2005. N 49. Ст. 5124.

 

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" <6> под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их от разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Сегодня в реестр Министерства культуры внесены 84 тысячи памятников культуры, 24 тысячи имеют федеральное значение, а 60 тысяч - региональное.

--------------------------------

<6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; 2007. N 1. Ст. 21.

 

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <7> определяет музейный фонд как совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций. Музейный предмет - это культурная ценность, особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Музейная коллекция представляет совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, могут находиться в муниципальной собственности. Министерство культуры и массовых коммуникаций действует в тесном сотрудничестве с общественными объединениями творческой интеллигенции - союзами художников, писателей, журналистов. Союзы выполняют некоторые управленческие функции, предоставленные им государством. Пределы такого управления определяются их уставами, зарегистрированными в органах государства.

--------------------------------

<7> Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2004. N 35. Ст. 3607.

 

Информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельностью является библиотечное дело. Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" <8> определены следующие задачи этой деятельности: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Учредители библиотек финансируют ее деятельность и осуществляют контроль над этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначают на должность руководителя библиотеки. Учредители библиотек не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных уставом.

--------------------------------

<8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607.

 

Таким образом, культурные права - это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности, свободу творчества и культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями). Признание прав и свобод непосредственно действующими означает, что человек может осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией РФ и международно-правовыми нормами. Обеспечение прав является важнейшим условием достижения стабильности и устойчивости развития государственных отношений, а в конечном счете - жизнедеятельности каждого человека.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Структура государственного обеспечения социальной защиты государственных служащих

(Матвеев С.П.)

("Общество и право", 2011, N 4)

Дата

20.09.2011

Информация о публикации

Матвеев С.П. Структура государственного обеспечения социальной защиты государственных служащих // Общество и право. 2011. N 4. С. 149 - 156.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

 

С.П. МАТВЕЕВ

 

Матвеев Сергей Прокофьевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданского и трудового права Воронежского института МВД России.

 

В статье анализируется структура нормативно-правовой базы социальной защиты государственной службы по трем видам службы: гражданской, военной, правоохранительной. Сформулированы выводы, характеризующие состояние социальной защиты государственной службы.

 

Ключевые слова: государственная служба, социальная защита, государственные служащие, пенсионное обеспечение, пособия, социальное страхование.

 

The paper analyzes the structure of the regulatory framework of social protection of the public service for three types of services: civil, military, law enforcement. The conclusions that characterize the state of social protection of public service.

 

Key words: public service, social protection, civil servants, pensions, allowances, social insurance.

 

Одним из необходимых подходов к комплексному изучению вопроса о государственном обеспечении социальной защиты государственных служащих является рассмотрение его структуры. Термин "структура" в определенном смысле имеет взаимосвязь с такими терминами, как "состав", "содержание", "элементы", "совокупность". Кроме того, этимологическое толкование указанных терминов неодинаково в различных отраслях знаний. Именно поэтому, прежде чем рассматривать вопрос о структуре социальной защиты государственных служащих, необходимо уяснить природу и значение самого термина "структура", определить смысловое назначение терминов "состав", "содержание", "совокупность", а также "элемент" как составная часть понятия "структура". Поскольку элемент является базисным понятием по отношению к структуре, то прежде всего необходимо обратиться к рассмотрению именно этого термина.

Семантика термина "элемент" объяснялась уже в глубокой древности. Еще до нашей эры греческий мыслитель и философ Аристотель сформулировал учение об "элементе" - неделимой первооснове вещи [1. С. 148]. Элемент выступает неотъемлемой частью системы. Системный характер законодательства предполагает наличие отдельных элементов, образующих единое целое. В связи с этим термин "элемент" имеет естественное применение в теории права. Так, С.С. Алексеев выделяет первичные элементы права: "Здесь в качестве отправного уместно вот какое замечание. Позитивное право относится к тем - кажется, немногим - явлениям общественной жизни, в которых могут быть найдены первичные элементы" [2. С. 29]. К числу таких элементов автор относит: ситуации, требующие правового разрешения, решения юридических дел и содержащееся в решении соответствующее правовое средство, отвечающее определенным требованиям [3. С. 31]. Раскрывая понятие "правовая система", Ю.А. Тихомиров полагает, что она включает четыре группы элементов:







Date: 2015-09-17; view: 358; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию