Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вызов седьмой. Определение размера компенсации морального вреда в трудовых спорах. 4 page





Финансовую основу системы обязательного социального страхования составляют:

а) средства, поступившие от работодателей (страховые взносы и взносы по обязательному общеустановленному тарифу) и застрахованных лиц;

б) средства государственного бюджета, направляемые на выполнение государственных обязательств по выплате "нестраховых" (не связанных с трудовыми отношениями) видов социального обеспечения (например, социальных пособий, единовременных пособий по случаю рождения ребенка и пр.);

в) средства, поступившие в случаях, установленных законодательством, от дополнительных отчислений в обязательном порядке, а также от инвестирования свободного остатка средств бюджетов социально-страховых фондов;

г) штрафы и финансовые санкции за нарушение сроков внесения обязательных отчислений (взносов, налогов, иных платежей).

Финансовые ресурсы обязательного социального страхования в основном формируются путем резервирования части заработной платы (в виде страхового взноса) на все виды данного страхования. Аккумулируются эти средства в ГФСЗ и, естественно, должны принадлежать этому фонду <1>. Ведь именно в них застрахованные граждане (как главные участники соответствующего вида страхования) объединили свои денежные средства для обеспечения защиты от социальных страховых рисков при наступлении страхового случая. В этом смысле заработок работника можно рассматривать двояко. Во-первых, он выступает в виде оплаты труда; во-вторых, в виде страховых выплат при наступлении соответствующего страхового случая, т.е. зарезервированной (отложенной) части заработной платы на случай болезни, старости, безработицы и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Правовой статус органов, осуществляющих социальное страхование в Азербайджанской Республике // Ганун. 2007. N 5(157). С. 43 - 52.

 

Значит, составным элементом цены рабочей силы являются не только затраты непосредственно на оплату труда работников, но и затраты на их обязательное социальное страхование. Отсюда напрашивается два главных вывода.

1. Участие работодателя в обязательном социальном страховании - это часть его затрат на оплату труда работника, а не социальная нагрузка государства на работодателя (как усиленно представляется федеральной властью в последнее время). Это и должно определять сущность гарантий финансового положения обязательного социального страхования и его устойчивость как системы.

2. Налоговые ресурсы государства к формированию финансовой базы обязательного социального страхования не должны иметь какого-либо отношения (кроме случаев, когда государство является страхователем некоторых профессиональных рисков).

К сожалению, в нашей республике все отчетливее можно наблюдать искажения фундаментальных основ обязательного социального страхования. Внешне это особенно ярко проявляется в усиливающихся тенденциях деформации его принципов, экономических отношений (отношений собственности) и распределительных отношений. Рассмотрим отдельные их проявления, касающиеся непосредственно финансовой сферы обязательного социального страхования.

Общеизвестно, что обязательное социальное страхование базируется на присущих ему принципах. В литературе по праву социального обеспечения существуют разные точки зрения на имеющиеся отраслевые принципы. Так, М.Н. Алиев выделяет следующие основные принципы данной отрасли права:

- всеобщность социального обеспечения;

- определение социального обеспечения, отвечающего достойному жизненному уровню людей;

- многообразие видов и оснований социального обеспечения;

- дифференциация (разнообразность) условий и норм обеспечения в зависимости от социально значимых обстоятельств;

- обеспечение участия общественных организаций, защищающих права граждан при принятии решений по вопросам социального обеспечения <2>.

--------------------------------

<2> См.: Алиев М.Н. Право социального обеспечения: Учебник. Баку: Адилоглы, 2007. С. 120 (на азербайджанском языке).

 

Кроме этого, различными авторами выделяются такие принципы социального обеспечения, как солидарность, охрана уровня жизни, здоровья граждан, справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан, финансирование расходов на социальное обеспечение за счет специально образуемых на эти цели финансовых источников - обязательных страховых взносов (страховых платежей) и ассигнований из государственного бюджета, создание максимальных удобств для граждан при реализации ими права на социальное обеспечение и пр.


Названные принципы мы называем родовыми, общими (общеотраслевыми) для всей отрасли права социального обеспечения. Обязательное социальное страхование является организационно-правовой формой социального обеспечения. Следовательно, перечисленные принципы также должны лежать и в основе функционирования всей системы этого страхования. Кроме того, эти общие принципы рассматриваются как базовые, своего рода конструкция (каркас) для обязательного социального страхования. Такие принципы обязательного социального страхования мы называем социально-страховыми принципами социального обеспечения. С точки зрения правил юридической техники принципы обязательного социального страхования должны быть закреплены в законодательном порядке. В Законе от 18 февраля 1997 г. "О социальном страховании" показаны следующие принципы социального страхования:

- государственная гарантия регулярности социального страхования;

- всеобщность социального страхования;

- обеспечение социальным страхованием работников при каждой утрате трудоспособности;

- равность субъектов социального страхования;

- обязательность государственного социального страхования;

- обеспечение участия общественных организаций в управлении социальным страхованием <3>.

--------------------------------

<3> См.: Закон Азербайджанской Республики от 18 февраля 1997 года "О социальном страховании". Баку: Юридическая литература, 2008. С. 3 (на азербайджанском языке).

 

Но в Законе принципы обязательного социального страхования не показаны. В нем закреплен перечень принципов осуществления обязательного социального страхования. Указание на осуществление свидетельствует о том, что эти принципы следует относить непосредственно к страховому делу или деятельности в сфере данного страхования. Отсутствие четкой грани между принципами осуществления данного страхования и самими принципами страхования приводит к тому, что в большинстве своем они перекликаются друг с другом. Анализ предназначения обязательного социального страхования и его сущность позволяют определить следующие основные принципы:

а) социально-страховой всеобщности и обязательности;

б) социально-страховой солидарности;

в) личной социально-страховой ответственности застрахованных лиц;

г) социально-страховых выплат при уплате страховых взносов;

д) социально-страхового трипартизма (трехсторонности);

е) социально-страховой гарантированности определенного уровня страхового обеспечения;

ж) социально-страховой гарантированности обеспечения прав застрахованных граждан на страховое обеспечение;

з) социально-страхового самоуправления и пр.

Остановимся на их краткой характеристике.

Принцип социально-страховой всеобщности и обязательности обязательного социального страхования свидетельствует о возможности его распространения не только на наемных работников, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Принцип страховой солидарности является одним из главных в обязательном социальном страховании. Основная его суть заключается во взаимной помощи и взаимной поддержке всех граждан, участвующих в обязательном социальном страховании. Воплощение в жизнь этого предполагает солидарное распределение этих средств между всеми участниками страхования - вне зависимости от социально-демографических, региональных, хозяйственно-экономических (хозяйственно-отраслевых) и иных факторов.


Принцип личной страховой ответственности определяется необходимостью непосредственного (личного) участия застрахованного лица в формировании финансовой базы фондов. Отсюда право на страховое обеспечение (при наступлении страхового случая) должны иметь только те лица, которые вносят страховые взносы. В отдельных странах допускается наличие других лиц, которые за кого-то платят страховые взносы. В данном контексте идет речь о добровольном присоединении к системе обязательного социального страхования.

В принципиальном плане размер страхового обеспечения (выплат) должен зависеть от величины внесенных страховых взносов. При этом величина страховых взносов должна устанавливаться дифференцированно - в зависимости от оценки уровня социальных и профессиональных рисков. В отечественной системе обязательного социального страхования этот принцип практически не действует. В фонды социального страхования работники взносов из личных заработков не вносят. Это связано с низким уровнем оплаты труда.

Заметим, не все отмеченные выше принципы обязательного социального страхования могут считаться бесспорными. Возьмем принцип государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика. Воплощение второй части данного принципа вызывает определенные сомнения. Недостаточность финансового источника на обязательное социальное страхование временной нетрудоспособности и материнства привела к тому, что верхний предел размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам ограничен твердым максимумом. Логичнее было бы его ограничить пределом в процентном выражении к заработной плате. (Оно предусмотрено международными стандартами, например Конвенцией МОТ 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения".)

Соблюдение и воплощение перечисленных принципов в реальности - залог эффективности функционирования всей системы обязательного социального страхования при наступлении страховых случаев. В Законе "О социальном страховании" они отмечены. Каждому виду обязательного социального страхования или каждой системе данного страхования свойствен свой набор таких случаев. Но это общее правило действует не для всех видов обеспечения застрахованных лиц. Исключение составляет выплата пособия по безработице.

Вне всякого сомнения, функционирование вышеназванных систем страхования и страховое обеспечение застрахованных граждан и иных категорий, указанных в законодательстве, должны подчиняться и осуществляться в соответствии с вышеприведенными принципами обязательного социального страхования.


Насколько положение этой нормы отвечает обязательному пенсионному страхованию? Ведь законодательно не прояснен объем субсидиарной ответственности государства по обязательствам страховщика (ГФСЗ) перед застрахованными лицами. Наличие такого принципа-предписания, закрепленного в Законе, в целом вызывает сомнение в его соответствии принципам осуществления обязательного социального страхования.

Изложенное выше позволяет сделать два главных вывода. Принципы обязательного социального страхования пока не являются базой (фундаментом), в соответствии с которой государство должно выстраивать всю систему этого страхования. Во-вторых, необходимо закрепление названных социально-страховых принципов в нормативном правовом порядке (например, в действующем Законе, что значительно облегчило бы жизнь социальному обеспечению граждан в порядке обязательного социального страхования).

Как уже отмечалось, финансовую основу системы обязательного социального страхования составляют социальные страховые фонды. Законодательно декларируется, что они не входят в состав государственного бюджета. В то же время фактически и юридически им придан статус государственной собственности. Правоустановление такого статуса указанных фондов вступает в явное противоречие с их социально-экономической сущностью. Налицо признаки огосударствления этих социально-страховых фондов.

Необходимо также отметить, что налоговая система в стране уже давно не сбалансирована. Метод "лоскутных" изменений в налоговой сфере, как и отсутствие в ней комплексного подхода к решению проблем, лишь усугубляет общее положение дел в социальной сфере. Ведь не секрет: налоговая нагрузка на труд и капитал имеет явный перекос в сторону труда.

Страховые взносы, превратившись в специальный налог на его плательщиков, отвергли само действие многих вышеназванных социально-страховых принципов.

По-прежнему происходит нецелевое использование средств бюджета всех социально-страховых фондов. Например, ГФСЗ АР производит оплату расходов на оздоровление инвалидов, получивших увечья на предприятиях.

Поступление в бюджеты ГФСЗ значительных объемов страховых платежей и их расходование по-прежнему не являются прозрачными. Отсюда уровень страхового обеспечения, как и его качество, несоизмеримы с суммарным запасом социальных страховых ресурсов.

Все сказанное не дает твердой уверенности в гарантированном будущем финансовой системы обязательного социального страхования. Надо признать, что это основной, если не единственный, действующий в стране социально-экономический институт, реально обеспечивающий социальную защиту наемных работников и иных категорий застрахованных лиц. Его ослабление (или уничтожение как такового) может привести к негативным социальным последствиям для государства и общества.

С целью придания устойчивости и создания реальных гарантий функционирования по-настоящему обязательного социального страхования помимо изложенного выше необходимо: во-первых, восстановление социально-страховых принципов в действующих нормативных правовых актах, касающихся сферы обязательного социального страхования, и их непосредственное воплощение в повседневной жизни; во-вторых, законодательное установление обязательности определения размера страховых тарифов на основе актуарных расчетов по каждому виду страхования; в-третьих, обеспечение соответствия размеров выплат страховым взносам; в-четвертых, самое широкое привлечение общества в непосредственное управление делами данного страхования; в-пятых, как обеспечение реального участия работодателей и работников в формировании финансовой системы данного страхования, так и участие социальных партнеров в его управлении.

Безусловно, данные предложения необходимо рассматривать в увязке с эффективным развитием социально-трудовых отношений и сбалансированностью рынка труда, а также модернизацией налоговой системы в стране.

Итак, эффективность социального обеспечения населения снижается сегодня из-за нерешенности ряда финансово-экономических, организационных и иных проблем. Важное место в усилении политики государства в области социального обеспечения населения призвана занять система социальных стандартов. Существование системы государственных минимальных стандартов - важнейшее направление улучшения управления социальными процессами, преодоления кризиса социальной сферы и осуществления социальных реформ. С помощью стандартов создается механизм, позволяющий перейти в основном к подушевому финансированию расходов на социальные нужды, что обеспечивает значительное повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Расторжение трудового договора с работником, не выдержавшим испытание (ст. 71 ТК РФ)

(Сайфуллина И.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2009, N 3)

Дата

01.07.2009

Информация о публикации

Сайфуллина И.В. Расторжение трудового договора с работником, не выдержавшим испытание (ст. 71 ТК РФ) // Социальное и пенсионное право. 2009. N 3. С. 31 - 34.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РАБОТНИКОМ,

НЕ ВЫДЕРЖАВШИМ ИСПЫТАНИЕ (СТ. 71 ТК РФ)

 

И.В. САЙФУЛЛИНА

 

Сайфуллина И.В., юрисконсульт.

 

В соответствии со ст. 70 ТК РФ при заключении трудового договора по соглашению сторон - работника и работодателя может указываться условие об испытании в целях проверки работника на соответствие поручаемой работе.

Указывая условие об испытании работника, работодатель не всегда пользуется своим правом, предусмотренным ст. 71 ТК РФ, допускающим расторгнуть трудовой договор при неудовлетворительном результате испытания. Для того чтобы на законных основаниях уволить работника как не выдержавшего испытание, работодателю нужно лишь соблюдать нормы Трудового кодекса РФ.

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, в т.ч. и должностной инструкцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и, следовательно, за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применять к нему дисциплинарное взыскание: замечание, выговор или увольнение по основаниям, предусмотренным ст. 81 ТК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником. Однако работодатель должен об этом предупредить работника в письменной форме не позднее чем за три дня до окончания срока испытания с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.

В ТК РФ и в Постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" не предусмотрена форма предупреждения работника о расторжении трудового договора при неудовлетворительном результате испытания. В связи с этим предлагаю вручать такой категории работников под роспись уведомление, образец которого указан в Приложении N 1.

В ст. 71 ТК РФ также не указывается, в каком виде работодатель должен указать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытание.

Поэтому целесообразно оформлять результаты испытания в виде заключения (см. Приложение N 2).

Ознакомив работника с уведомлением и заключением, работодатель издает приказ о расторжении трудового договора. В трудовой книжке делается запись об увольнении работника (Приложение N 3).

Кроме того, работодателю при расторжении трудового договора с работником необходимо учесть требования ч. 6 ст. 81 ТК РФ, по условиям которой не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

 

На бланке организации

 

Приложение N 1

 

 

"___" _____________ 200_ г. Ф.И.О. работника,

подлежащего увольнению

N ________ ______________________

домашний адрес

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

 

В соответствии со ст. ст. 70, 71 ТК РФ настоящим уведомляю Вас

о том, что на основании приказа от "__" ________ 200 __г. N _____

(делается ссылка на приказ о приеме на работу, в котором

указывается условие об испытании) и в соответствии с п. _______

трудового договора N _____ от __________, заключенного между

Вами и (указывается наименование организации работодателя), в

связи с неудовлетворительным результатом испытания с Вами

расторгается трудовой договор с "____" _________ 200__ г. - до

истечения срока испытания.

В связи с этим прошу Вас явиться "____" __________ 200__ г. в

(наименование организации работодателя) для ознакомления с

приказом об увольнении по ст. 71 ТК РФ и получения трудовой

книжки.

Копия заключения о результатах испытания от "__" ____ 200__ г.

прилагается.

 

Директор Ф.И.О.

 

С настоящим уведомлением о результатах испытания от "__"

______ 200__г. ознакомлен, копию получил:

 

"___" _______ 200_ г. _________________Ф.И.О.

подпись

 

Образец

 

На бланке организации

 

Приложение N 2

 

Ф.И.О. работника,

подлежащего увольнению

______________________

домашний адрес

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам испытания

 

1 января 2009 г. между _______________ (указывается

наименование организации-работодателя) и Вами был заключен

трудовой договор, в п. ___ которого указывается о том, что Вы

принимаетесь на работу с испытательным сроком три месяца. Срок

испытания истекает 31 марта 2009 г.

За период работы в ___________ (указывается наименование

организации-работодателя) Вы проявили себя как неисполнительный,

недисциплинированный (перечисляются качества работника) работник,

неоднократно совершали дисциплинарные проступки, нарушали трудовую

дисциплину, что подтверждается следующими документами:

1. Приказом от 20 января 2009 г. N 5 к Вам было применено

дисциплинарное взыскание в виде замечания (за опоздание на

работу).

2. Приказом от 5 февраля 2009 г. N 15 к Вам было применено

дисциплинарное взыскание в виде выговора (за неисполнение

должностных обязанностей, предусмотренных в должностной

инструкции).

Кроме того, 12 января 2009 г. Вам было отписано начальником

отдела (указать наименование документа) и указан разумный срок для

исполнения порученной работы - 3 дня, однако Вы не выполнили

работу до указанного срока.

29 января 2009 г. Вам было отписано начальником отдела

(указать наименование документа) и указан разумный срок для

исполнения порученной работы - 4 дня, однако Вы не выполнили

работу до указанного срока.

2 марта 2009 г. Вам было отписано начальником отдела (указать

наименование документа) и указан разумный срок для исполнения

порученной работы - 4 дня, однако Вы не выполнили работу до

указанного срока.

И др.

 

Директор Ф.И.О.

 

С настоящим заключением о результатах испытания от "__"

_______ 200__ г. ознакомлен, копию получил:

 

"___" ________ 200__ г. __________________ Ф.И.О.

подпись

 

Приложение N 3

 

Примерная запись в трудовую книжку

о расторжении трудового договора с работником,

не выдержавшим испытание при приеме на работу

(статья 71 ТК РФ)

 

┌──────┬────────────────┬────────────────────────────┬───────────────────┐

│ N │ Дата │Сведения о приеме на работу,│ Наименование, │

│записи│ │переводе на другую постоян- │ дата и номер │

│ │ │ную работу, квалификации, │ документа, на │

│ │ │увольнении (с указанием │основании которого │

│ │ │причин и ссылкой на статью, │ внесена запись │

│ │ │пункт закона) │ │

│ ├─────┬─────┬────┤ │ │

│ │число│месяц│год │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

├──────┼─────┴─────┴────┼────────────────────────────┼───────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├──────┼─────┬─────┬────┼────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ │ │ │ Наименование организации │ │

├──────┼─────┼─────┼────┼────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ ────────────────────────── │ │

├──────┼─────┼─────┼────┼────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ │ │ │ │ │

├──────┼─────┼─────┼────┼────────────────────────────┼───────────────────┤

│ X │ XX │ XX │XXXX│ Принят в │ Приказ │

│ │ │ │ │ __________________________ │от "__" _____ __ г.│

│ │ │ │ │ (наименование структурного │ N __________ │

│ │ │ │ │ подразделения) │ │

├──────┼─────┼─────┼────┼────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ │ │ │на должность ______________ │ │

├──────┼─────┼─────┼────┼────────────────────────────┼───────────────────┤

│ X │ XX │ XX │XXXX│Уволен как не выдержавший │ Приказ │

│ │ │ │ │испытание, часть 1 статьи 71│от "__" _____ __ г.│

│ │ │ │ │Трудового кодекса Российской│ N ___________ │

│ │ │ │ │Федерации │ │

└──────┴─────┴─────┴────┴────────────────────────────┴───────────────────┘







Date: 2015-09-17; view: 284; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.052 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию