Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вызов седьмой. Определение размера компенсации морального вреда в трудовых спорах. 2 page
а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории и концепции, а также правовой нигилизм; б) правотворчество - познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов; в) правовой массив - структурно оформленная совокупность официально принятых и взаимосвязанных правовых актов; г) правоприменение - способы реализации правовых актов и обеспечения законности [4. С. 9] Таким образом, элементы как определенные составные части структуры могут ассоциироваться с различными понятиями, характеризующими те или иные объекты правовой теории. Так, например, отрасли права могут рассматриваться элементами системы права, социальная защита - элементом социальной политики государства, а также одним из элементов функциональных обязанностей государства. Элементы могут служить первоосновой совокупности. Совокупность, в свою очередь, представляет собой "сочетание, соединение, общий итог" [5. С. 644]. Рассматривая социальную защиту государственных служащих как систему государственных мероприятий, можно сделать вывод о наличии в ней первичных элементов, составляющих ее структуру. Элементами социальной защиты государственных служащих выступают конкретные объекты, подлежащие защите, например деловая репутация государственного служащего, его материальные интересы, честь, достоинство, жизнь, здоровье и др. Для социальной защиты государственных служащих может быть в определенном смысле применим термин "совокупность". Комплексный характер социальной защиты государственных служащих предполагает именно сочетание и соединение способов и средств, государственного содействия этим лицам и членам их семей. Разносторонний характер государственного содействия служащим способствует укреплению их правового статуса, повышению эффективности и результативности функционирования государственного аппарата и успешной реализации поставленных перед ним задач. Совокупность элементов, составляющих содержание социальной защиты государственных служащих, можно классифицировать по различным признакам, что приблизит нас к пониманию структуры социальной защиты рассматриваемой категории служащих. В основу классификации элементов, составляющих содержание социальной защиты государственных служащих, могут быть положены различные критерии. Прежде всего необходимо дать видовую характеристику предоставляемых государством мер защиты. Такие меры, как правило, группируются по трем основным направлениям: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная поддержка. Так как мы рассматриваем социальную защиту не только в указанном узком смысле, но и в широком, т.е. как политику государства, направленную на комплексное обеспечение прав граждан (социально-экономических, политических, духовных и других), в том числе и государственных служащих, то считаем необходимым указать на четвертое направление - организационно-правовую поддержку. Организационно-правовая поддержка основана на действии комплексного механизма, включающего различные меры обеспечительного характера, направленные на создание благоприятного, делового климата в процессе функционирования государственной службы, обеспечения справедливой оплаты труда государственных служащих, адекватной значимости самой службы в обществе. Важным элементом организационно-правовой поддержки государственных служащих выступает также процесс совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей государственную службу, особенно такие ее институты, как институт оплаты труда, заключения и прекращения действия служебного контракта, дисциплинарной и материальной ответственности, стимулирования служебной деятельности. В системе социального обеспечения одним из основных видов по количеству обеспечиваемых по бюджетным затратам является пенсионное обеспечение. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Пенсионное обеспечение государственных служащих осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим соответствующий вид государственной службы. Так, социальное обеспечение государственных гражданских служащих осуществляется на основе нормативных актов, среди которых определяющее значение имеют Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [6], устанавливающий правовые основы социальной защиты и социальных гарантий, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [7], Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [8], Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [9], законы субъектов РФ о государственной гражданской службе. Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственным служащим гарантируется соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации. Как было указано выше, в качестве правового основания пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих выступает Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 названного Закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные гражданские служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 6) граждане из числа космонавтов; 7) граждане из числа работников летно-испытательного состава; 8) нетрудоспособные граждане. В предусмотренных Законом случаях право на пенсионное обеспечение имеют также и члены семей указанных лиц. Назначаются следующие виды пенсий: 1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия. Таким образом, специальным видом пенсии для государственных гражданских служащих является пенсия за выслугу лет. По общему правилу пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим назначается при наличии следующих условий: а) стаж государственной гражданской службы (выслуга лет) не менее 15 лет; б) замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев; в) факт увольнения с должности государственной гражданской службы; г) увольнение со службы должно быть произведено по основаниям, указанным в ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" со ссылкой на Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". К таким причинам увольнения относятся: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы; отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе; отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда; избрание или назначение гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность либо избрание гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Наряду с этим право на пенсию за выслугу лет имеют государственные гражданские служащие, которые на момент увольнения с государственной гражданской службы приобрели право на трудовую пенсию по старости или инвалидности, замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 месяцев, если служебный контракт при увольнении был прекращен по соответствующим основаниям. При увольнении с государственной гражданской службы имеют также право на пенсию за выслугу лет служащие, замещающие непосредственно перед увольнением должности государственной гражданской службы не менее одного полного месяца при суммарной продолжительности выслуги лет не менее 12 месяцев, при условии увольнения по основаниям, указанным в законе. Федеральные государственные гражданские служащие, уволенные с государственной службы по собственной инициативе, приобретают право на пенсию за выслугу лет до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) при наличии у них выслуги лет не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной службы не менее семи лет. Выслуга лет, дающая право на пенсию государственным гражданским служащим, исчисляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" [10], с учетом Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. [11]. Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, имеющим выслугу не менее 15 лет, назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности. В целях стимулирования продолжительности государственной службы размер пенсии за выслугу лет увеличивается на три процента за каждый полный год стажа государственной гражданской службы, однако сумма пенсии за выслугу лет и страховая часть трудовой пенсии не должны превышать при этом 75 процентов среднемесячного заработка федерального гражданского служащего. Ограничение установлено не только для общего размера пенсии, но и при исчислении среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для определения размера пенсии за выслугу лет принимается во внимание среднемесячный заработок за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию. Размер среднемесячного заработка, из которого определяется пенсия за выслугу лет, не может по общему правилу превышать коэффициент 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного государственному гражданскому служащему в указанном 12-месячном периоде. При исчислении среднемесячного заработка, необходимого для определения размера пенсии за выслугу лет, во внимание также принимается Перечень соответствия отдельных государственных должностей федеральной государственной службы и государственных должностей федеральных государственных служащих должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. N 1311 [12]. Структура заработка для исчисления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 818 "Об утверждении правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" [13]. По общему правилу в заработок включаются: а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад); б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы; в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе; г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы; д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; е) ежемесячное денежное поощрение; ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Размеры пенсий за выслугу лет государственным гражданским служащим, проживающим в районах Крайнего Севера, исчисляются с применением районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания. Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов осуществляется на основе Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" [14], с учетом положений Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [15]. Пенсионное обеспечение осуществляется посредством назначения и выплаты следующих пенсий: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Пенсии за выслугу лет назначаются при наличии двух условий: выслуги лет на день увольнения продолжительностью 20 лет и более; факта оставления военной либо правоохранительной службы. Наряду с этим право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, а также сотрудники правоохранительных органов, достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, увольняемые в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, при наличии у них общего (смешанного) стажа работы 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в правоохранительных органах. Выслуга лет, необходимая для назначения пенсии военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, исчисляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Более подробно правила исчисления выслуги лет продублированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" [16]. Размеры пенсии производны от продолжительности выслуги лет, а также стажа работы, дающего право на трудовую пенсию. Так, при наличии выслуги 20 лет пенсия составляет 50 процентов денежного довольствия, определенного в законе; кроме этого за каждый год выслуги сверх 20 лет размер пенсии увеличивается на 3 процента денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия, но не более 85 процентов указанного довольствия. При наличии смешанного стажа 25 лет, из которого выслуга составляет не менее 12 лет и шести месяцев, пенсия назначается в размере 50 процентов денежного довольствия, определенного в законе, и за каждый год - 1 процент от суммы денежного довольствия. Для пенсии за выслугу лет установлен минимальный размер. К пенсии за выслугу лет установлены надбавки и повышения. С 1 января 2012 г. после вступления в законную силу Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры пенсий сотрудникам органов внутренних дел подлежат перерасчету. В соответствии со ст. 13 сотрудникам органов внутренних дел пенсии исчисляются исходя из 54 процентов окладов по должности, специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. С 1 января 2013 г. ежегодно указанный процент исчисления окладов и надбавки для расчета пенсии увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов соответствующих сумм денежного довольствия. Федеральным законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" регламентирован порядок назначения и выплаты пенсий по инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Наряду с пенсионным обеспечением государственные служащие имеют право на получение пособий. Пособия - это денежные выплаты, осуществляемые в связи с необходимостью возместить утраченный заработок либо с иными обстоятельствами, перечисленными в законе. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка; единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот; пособие по безработице; единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей; единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы; единовременное пособие вынужденным переселенцам; единовременное пособие беженцам; пособие на погребение. Из указанного перечня пособия государственным служащим назначаются на равных основаниях с остальными гражданами Российской Федерации. Помимо пособий государственным служащим выплачиваются компенсации. Для целей нашего исследования обратимся к компенсации при увольнении с государственной службы соответственно по видам. В таблице приведены нормы законов, регулирующих вопросы выплаты компенсаций при увольнении, в частности в связи с организационно-штатными мероприятиями:
Из приведенных в таблице данных следует, что при одной и той же причине увольнения государственным служащим устанавливаются совершенно неодинаковые гарантии социальной защиты, причем не только по различным, но и по одному виду государственной службы - правоохранительной. Подходы в установлении гарантий также не одинаковые. Так, если на размер компенсации в связи с увольнением с государственной службы военнослужащих и служащих правоохранительных органов влияет выслуга лет, то для гражданских служащих в данном случае выслуга лет не принимается во внимание. Размер единовременного пособия военнослужащим, а также сотрудникам таможенных органов исчисляется по совершенно идентичным критериям применительно к выслуге лет. Для сотрудников органов внутренних дел необъяснимо установлен иной порядок определения размера единовременного пособия. Наконец, военнослужащим и сотрудникам таможенных органов, награжденным государственными наградами, размер единовременного пособия при увольнении увеличивается на два оклада денежного содержания, а сотрудникам органов внутренних дел в аналогичном случае - на один размер оклада денежного содержания. В соответствии с законодательством о государственной службе государственные служащие подлежат обязательному социальному страхованию. На основании ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе" гражданские служащие имеют право на медицинское страхование, а также обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом.
Литература
1. Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 3 т. М., 1975. Т. 1. С. 148. 2. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М.: Статут, 2000. С. 29. 3. Там же. С. 31. 4. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие. М., 2001. С. 9. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. С. 644. 6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215. 7. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4831. 8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4832. 9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920. 10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 38. Ст. 3661. 11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 39. Ст. 4926. 12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 47. Ст. 5627. 13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 43. Ст. 5068. 14. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328. 15. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 30. Ст. 4595. 16. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 40. Ст. 3753. 17. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331. 18. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
Название документа Статья: Понятийный аппарат трудового права: преемственность и новизна (Андриановская И.И.) ("Социальное и пенсионное право", 2009, N 3) Дата 01.07.2009 Информация о публикации Андриановская И.И. Понятийный аппарат трудового права: преемственность и новизна // Социальное и пенсионное право. 2009. N 3. С. 18 - 21. Примечание к документу
Текст документа
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТРУДОВОГО ПРАВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВИЗНА
И.И. АНДРИАНОВСКАЯ
Андриановская И.И., доцент, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского и трудового права Юридического института СахГУ.
Одной из важнейших проблем в развитии трудового права как отрасли права является проблема совершенствования ее понятийного аппарата. Понятийный аппарат трудового права имеет важнейшее теоретическое и практическое значение как при создании, так и при развитии отрасли. Совершенно очевидно то, что от качества и степени его разработанности зависит формирование, действие (функционирование) и перспективы развития отрасли права в целом. Также от качества понятийного аппарата отрасли права зависит правильность понимания правоприменителем целей и задач правового регулирования конкретного вида отношений и в конечном итоге - формирование практики единого правильного применения норм права сообразно замыслу законодателя. Несмотря на то что в науке трудового права проведена основательная работа в этой области, представляется необходимым исследовать понятийный аппарат трудового права одновременно как с точки зрения преемственности, так и с точки зрения новизны. Date: 2015-09-17; view: 281; Нарушение авторских прав |