Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочетаемость слов и точность речи





327. Составьте возможные словосочетания, соединяя лексе­мы, данные слева и справа. Чем можно объяснить несочетаемость отдельных слов?

 

1. Закадычный   ¾ друг, приятель, подруга, товарищ, сосед, дружба.
2. Щекотливый   ¾ вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение.
3. Неминуемый   ¾ провал, успех, жизнь, смерть, победа, гибель, встреча.
4. Скоропостижный   ¾ отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
5. Мизерный   ¾ достаток, успех, просчет.
6. Година   ¾ горькая, грозная, счастливая, прекрасная, желанная, лихая, светлая, мрачная, трудная, легкая, тяжелая.
7. Бразды   ¾ правления, руководства.
8. Изъявлять   ¾ желание, согласие, сожаление, сомнение, готовность, протест, одобрение, симпатию.
9. Утолить   ¾ голод, жажду, желание, боль, печаль.

328.Приведите сочетания с данными ниже словами. Чем оп­ределяются границы их лексической сочетаемости?

1. Преклонный, безысходный (‘непоправимый, не имеющий исхода, конца’), отъявленный, сердечный (‘добрый, чуткий, отзывчивый’), кромешный (‘полный, абсолютно беспросветный’), заклятый, торный, закоре­нелый (‘застарелый, неисправимый’).

2. Рассадник, зачинщик, запевала (‘начинатель чего-то, зачинщик’).

3.Втирать (‘обманывать кого-либо’), потупить, бро­сать (‘безрассудно, зря расходовать’), отвести (‘отвлечь чье-либо внимание от чего-либо, обмануть’), воздеть, смежить.

4. Наотрез, наотмашь, дотла.

329. Определите стилистическую окраску слов. Составьте словосочетания, соединив синонимы со словами, приведенными спра­ва. Чем определяется лексическая сочетаемость в данных случаях?

 

Приехал, прибыл, прикатил   ¾ сосед, товарищ, парень, дружок, высокий гость.
Говорить, болтать   ¾ вздор, глупости, бессмыслица.
Упорствовать, упрямиться   ¾ напрасно, тщетно.
Скверный, плохой   ¾ привычка, повадка.

Чем обусловлена а) свободная и б) несвободная сочетае­мость?

330. Определите, удачны ли приведенные словосочетания. Мотивируйте свой ответ. Составьте с выделенными словами слово сочетания, соответствующие нормам лексической сочетаемости.

Кликаборцов за свободу и независимость, великий писака,талантливый рифмоплет,выдающийся эску­лап, справедливый обманщик,уважаемый хвастун,че­стный провокатор,очаровательный карьерист,широ­кая улочка,толстая книжечка.

Назовите и охарактеризуйте основные виды сочетаемости слов.

331. Составьте возможные словосочетания из прилагательных и данных в скобках существительных. Почему в одних случаях об­разуются синонимичные словосочетания, а в других ¾ нет?

Основной, важный (вопрос, признак, сведения, сооб­щения, черты характера, орудия и средства производ­ства). Главный, основополагающий (труды классиков, мысль, идея, слово, смысл, силы). Обязательный, безусловный (успех, повиновение, соблюдение дисциплины, труд, условие). Поразительный, сногсшибательный (но­вость, результат, достижение, успех).

332. Составьте словосочетания, соединив синонимы со слова­ми, данными справа. Укажите возможные варианты и определите их семантико-стилистические различия.

 

1. Аморфный; бесформенный, расплывчатый   Масса, вещество, требование, определение, формулировка.
2. Иностранный, заграничный, зарубежный   Музыка, эстрада, командировка, оборудование, корабль, пресса, валюта, делегация.
3. Тихий, безмолвный, бесшумный, безвучный   Шорох, смех, звук, шаги, всплеск, весна, разговор, ночь, движение, мотор, ученик.
4. Быстрый, стремительный, скорый   Развитие, рост, темпы, бег, танец, шаг, марш, движение, поезд, течение.
5. Длинный, долгий   Ночь, осень, жизнь, год, перерыв, ожидание, беседа, костюм.
6. Название, имя, кличка, прозвище   Человек, ученик, кошка, собака, кинофильм, ателье.
7. Часть, доля, доза   Земля, вода, истина, заботы, участие, класс, мороженое, лекарство.
8. Известие, сообщение, уведомление, весть   Бюро погоды, из банка, с колхозных полей, из дому, о болезни матери.
9. Повысить, расширить   Кругозор, квалификация.
10. Созвать, организовать   Встреча, совещание, форум, симпозиум.
11. Увеличить, усилить, ускорить   Темпы, контроль, потенциал.
12. Удешевить, снизить   Себестоимость, товары, цены.
13. Предвещать, предсказать   Победа, успех. погода.
14. Выполнить, завершить   План, работа, обязательства.
15. Увеличить, повысить   Объем, уровень, заработная плата.

333. Обратите внимание на сочетаемость выделенных слов; установите, какие особенности не были учтены авторами данных текстов (семантика лексемы, ее стилистическая или эмоциональ­ная окраска, грамматические свойства). Исправьте предложения.

1. В функции вводных слов и словосочетаний могут выступать, как это видно из вышеизложенного анали­за, знаменательные части речи. 2. Сын его работал под­польщиком. 3. Нужно учить детей строить и перестраи­вать предложения, чтобы мысль была выражена полно, точно, ярко и при этом была благозвучна. 4. Очень ис­кусно изображает Маяковский моральный облик этой страны. 5. В ее словах, обращенных к толпе, звучит ве­ра в неминуемую победу революции. 6. Надо было воз­водить разрушенное хозяйство. 7. Брестская крепость ¾ это живой музей тех героических времен. 8. А кто ос­тался живым, те делали замечательные подвиги. 9. До отмены крепостного права остался год, и в России пол­ным ходом начинают зреть новые отношения. 10. Ма­теринское чувство героини углубляется, обогащаясь новыми социальными эмоциями. 11. Хлестакова навещают визитами Бобчинский и Добчинский, и он на­чинает врать им всякие небылицы.

334. В приведенных ниже предложениях допущено наруше­ние границ лексической сочетаемости отдельных слов. Устраните этот недочет, исправьте предложения.

1. В марте завод принял три десятка трактористов. 2. Режиссер удачно экранизировал эту картину. 3. Хо­телось бы, чтобы на эти проблемы конференция дала четкий и ясный ответ. 4. Осень в этом году пасмурная и дождливая. Без устали моросит дождь, клены в парке поникли и роняют последнюю бронзовую листву. 5. Ле­генду о Данко рассказывает бабушка своим внучатам, чтобы им снились благородные сны. 6. Идеологическая борьба между Николаем Петровичем и Базаровым встре­чается на каждом шагу. 7. Некоторые вопросы не вы­полнены из-за нашей неорганизованности. 8. Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 9. На спартакиаде было установлено несколько новых достижений в легкой атлетике. 10. И у каждого тлела в сердце мечта о том, чтобы жизнь стала песней. 11. Единогласно все воскликнули: "Давно пора!". 12. Очень выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова. 13. Достоевский был великим гуманис­том. Всю свою жизнь он положил на борьбу с пороками буржуазного общества. 14. После войны произошел Варшавский договор. 15. Перечень прочтенных книг был очень большим. 16. Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса повысили круго­зор. 17. Во время отпуска большинство времени они проводили в походах. 18. В каждом фильме было видно стремление режиссера укрупнить человеческий харак­тер, рассмотреть его полно и внимательно. 19. Есть и много других факторов, которые нужно решить.

335. Выделите в данных ниже предложениях фразеологизмы, и) употребленные в общепринятой форме; б) подвергшиеся структурно-грамматическим и лексико-семантическим изменениям. Определите приемы трансформации каждого фразеологизма (изменение общепринятых форм компонентов, замена одного из ком­понентов, сокращение или расширение его лексического сое инверсия компонентов; соединение фраземы со словами или словосочетаниями, иную стилевую окраску и др.). Исправьте, где не обходимо, предложения.

1. Русский драматический театр имени A.M. Горького выпустил в свет трагедию "Король Лир". 2. Они в семейной жизни представляют собой две большие разницы. 3. У него от жуткого страха по телу полезли мурашки, волосы под­нялись дыбом. 4. Мы хотим, чтобы человек мог вдоволь и плодотворно работать. Чтобы его инициатива шла на поль­зу делу, а не отметалась в долгий ящик согласований. 5. С последней доброю затяжкой Вздохнул ¾ как будто с плеч гора. 6. ¾ Стой, погоди, ¾ сказал я строго, Хоть самого ки­дало в дрожь. 7. ¾ Ну? ¾ спросил Челкаш, спокойно смерив его глазами. 8. С утра, с утра В тот день воскресный Во что горазд принаряжен И городской народ и местный. 9. Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань. 10. Сквозь муть пурги невнятно Вступает новый кран. 11. Язнал не только понаслышке, Что труд его в большой чести. 12. И мне было приятно смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу свою. 13. Взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. 14. Компания была совершенно готова выту­рить в шею из среды своей, и я, не желая дожидаться этого, ушел. 15. ¾ Смотри, Вадимушка, держи ухо востро. 16. Не отрицаю, по слухам, мама в лапоточках меня родила.

336.Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях. Определите характер каждой ошибки. Исправьте предложения.

Образец выполнения задания:

 

Данное предложение Характер ошибки Исправленное предложение
1. Все хорошо понимают, что и в этих благоприятных условиях успех не придет сам по себе. употребление фраземы без учета ее семантики   ... успех не придет сам собой.  
2. Львиная частьучебных часов расходуется на точные дисциплины. Неоправданная замена одного из компонентов Львиная доля…

 

I. Дипломная работа удовлетворяет тем условиям, ко­торые предъявляются к такого рода сочинениям. 2. Каж­дый писатель, поэт стремился выразить в своих произведениях основные жизненные вопросы, исторические события своей эпохи. 3. Л. Толстой показывает решающую роль народных масс в ходе исторических событий, единение русских в борьбе с нашествием, их моральную победу над врагом. 4. Слово жито широко отмечено в анализируемых текстах. 5. Это особенно касается ключевых слов, которые часто выносятся в название произведения. 6. Какие тяжкие лишения вынесли на своих плечах русская армия, русские люди во время войны 1812 года! 7. Много трудностей выпадает на жизнь Саши Трояновой. 8. В состав фразеологизмов русского языкa одни ученые относят все устойчивые сочетания слов, другие ¾ ограничивают перечень фразеологизмов русского языка определенной группой устойчивых словосочетаний. 9. Материалом для формирования газетной лексики выступает вся общелитературная лексика, но от­дельные ее пласты имеют наибольшую продуктивность в газетно-публицистическом стиле.

II. 1. В практике преподавания иностранного языка, как правило, не выделяется какой-то вид речевой дея­тельности особо, что, видно, и сказывается на неблаго­приятных результатах обучения. 2. На последней конфе­ренции на передний план был поставлен вопрос о мире. 3. Слово сериал знают меньше половины опрошенных ¾ 17 человек; 19 человек не знают (или даже не слышали его), 8 человек мельком слышали слово, но отчетливо не представляют ни сферы его применения, ни его семан­тики. 4. Песни и стихи Высоцкого напрочь лишены со­зерцательности, успокоенности, сытости. 5. Если повни­мательнее вслушаться в песни Высоцкого, пристальнее вчитаться в его стихи, непременно убеждаешься, как умело и бережно поэт обходился с неисчерпаемыми ре­сурсами русского литературного языка. 6. Ю.С. Воронову удалось наглядно продемонстрировать, какое значение отводил оратор зачинам и концовкам, характеру высту­пления. 7. Для истории русского языка первостепенную важность имеют факты белорусского языка, которые, к сожалению, не всегда в достаточной степени отражены в соответствующей учебной литературе. Тем более воз­растает необходимость и важность обращения к данным белорусского языка в ходе практических занятий в ус­ловиях русско-белорусского двуязычия. 8. Маяковский употребляет иноязычные слова со всей широтой в своих пьесах 9. Маяковский достаточно выразительно показал американца, ужасно владеющего русским языком и употребляющего время от времени свою родную речь. 10. Сегодня уже есть надежда на выздоровление Андрея. Собственно, все теперь будет зависеть от него самого, сможет перестроить свой образ жизни или нет.

Укажите причины нарушения норм сочетаемости в рус­ском языке, в частности ¾ в условиях белорусско-русского билин­гвизма.

Date: 2015-09-17; view: 1897; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию