Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паронимия и точность речи





309. Приведите пять пар паронимов, определите их значение. Составьте с каждым словом предложение.

310.Укажите, какой пароним надо употребить в следующих случаях:

1) характеризуя человека неискреннего, лицемерного (дву­ручный или двурушный), крайне беспечного, беззаботного (без­ответный или безответственный); уклончивого, ловкого собе­седника (дипломатический или дипломатичный);

2) называя человека, получающего письма (адресат или ад­ресант), имеющего документ на право пользования библиотекой, бассейном и т.д. (абонент или абонемент);

3) при определении явления, с которым нельзя мириться (нетерпимый или нестерпимый);

4) говоря о еде, приготовленной из рыбы (рыбий или рыб­ный);

5) объясняя влечение человека к науке (тяготеть или тя­готить).

311. Определите, чем отличаются данные паронимы друг от друга (семантикой, лексической сочетаемостью, характером управ­ления, постоянным или временным характером признака, качест­ва, свойства и т.п.). За справками обращайтесь к словарям паро­нимов или словарям трудностей русского языка.

1). Артистический ¾ артистичный, архаический ¾ ар­хаичный, асимметрический ¾ асимметричный, завладеть ¾ овладеть, обессилить ¾ обессилеть, стать ¾ встать, осно­вать ¾ обосновать, героизм ¾ героика ¾ героичность, те­ма ¾ тематика, реально ¾ реалистически, индивидуаль­ный ¾ индивидуалистический, оклик ¾ отклик, соседний ¾ соседский, аллегоричный ¾ аллегорический.

2) Дипломант ¾ дипломник, значимый ¾ значительный, нетерпимый ¾ нетерпеливый, опростить ¾ упростить, патриотичный ¾ патриотический, типичный ¾ типиче­ский, трагичный ¾ трагический, сценичный ¾ сцениче­ский, заразный ¾ заразительный, проблема ¾ проблема­тика, плодовитый ¾ плодотворный, туристский ¾ тури­стический, психически ¾ психологически, комедия ¾ ко­мизм, акцент ¾ акцентирование.

3) Высокий ¾ высотный, единый ¾ единственный, злой ¾ злобный, лесной ¾ лесистый, правда ¾ правди­вость, производство ¾ производительность, осудить ¾ об­судить, отразить ¾ отобразить, решающий ¾ решитель­ный, факты ¾ факторы, читальный ¾ читательский.

Образец выполнения задания:

Архаичный ¾ архаический совпадают в значениях: 1) Свой­ственный старине, древности (Архаический стиль. — Для нашей эпохи стиль этого произведения чересчур архаичен). 2) Устарев­ший, вышедший из употребления (Архаическое выражение. ¾ Это выражение архаично). Но они различаются употреблением: архаичный обычно употребляется в краткой форме, в функции сказуемого.

Практичный ¾ практический совпадают в значении ‘хорошо разбирающийся в жизненных делах’; предпочитающий то, что приносит реальную пользу (практический человек, ¾ практичный человек).

Только практичный употребляется в значении ‘выгодный, удобный по каким-л. качествам’ (практичный метод, материал, практичная одежда). Только практический употребляется в значении ‘относящийся к практике, связанный с нею’ (практиче­ская помощь, деятельность; практический совет).

312. Выберите из данных в скобках паронимов те, которые необходимы по условиям контекста.

1. (Бережность, бережливость) и аккуратность, я за­метил, одна из характерных черт канадских фермеров. 2. Нельзя быть таким (невежей, невеждой), надо учить­ся, пополнять свои знания. 3. Особенно запоминаются деревянные (архаические, архаичные) фигуры, украшаю­щие ниши храма. 4. Обращает на себя внимание (гармо­ничный, гармонический) стиль данного произведения. 5. Удачно подобранные (гармоничные, гармонические) цвета и звуки помогали поддерживать хорошее настрое­ние. 6. (Досадливое, досадное) покашливание выдавало его подлинное настроение. 7. Если желаешь что-нибудь запомнить, заведи тетрадь и делай выписки. Нельзя же портить книгу своими (пометами, пометками). 8. Линг­вистические словари (представляют, предоставляют) бо­гатейший материал для работы над словом как единицей лексической системы языка. 9. Жуковский любезно (представил, предоставил) ему одну из комнат своей опустевшей после отъезда жены квартиры. 10. Они сели рядом на землю и стали рассматривать разноцветные лубочные литографии (патриотичного, патриотического) содержания. 11. Настроенный (патриотично, патриоти­чески), он заботился лишь о том, чтобы нанести по­больше вреда японцам, во время сражения. 12. (Коман­дированные, командировочные) инженеры обеспечива­ются гостиницей. 13. Это лекарство признали (токсич­ным, токсическим), принимать его надо осторожно. 14. Н.И. Вавилов изложил свою программу, и Бетсон (представил, предоставил) ему полную свободу дейст­вий. 15. Пародийный герой был использован Серванте­сом... для (произнесения, произношения) мудрых речей. 16. Главная задача состоит в том, чтобы все возводимое в зоне разрушений строилось добротно, со строжайшим соблюдением требований сейсмостойкости, на основе самой передовой технологии, с (бережным, бережливым) сохранением исторически сложившегося облика и коло­рита армянской национальной архитектуры. 17. Нарядно (одетые, надетые) яванцы носят легкие курточки евро­пейского фасона, застегивающиеся на одну пуговицу и (надеваемые, одеваемые) ими на голое тело. 18. Наговоры Сорокина (осложнили, усложнили) положение отца, но будь у него все в порядке ¾ отбился бы!


313. Составьте словосочетания, соединив паронимы с подхо­дящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паро­нимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.

1. Дипломатичный ¾ дипломатический (ответ, посту­пок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, не­прикосновенность); эффективность ¾ эффектность (ос­вещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложе­ний, производительности труда); основать ¾ обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); главный ¾ заглавный (часть, момент, роль, мотив, инже­нер); представить ¾ предоставить (слово, возможность, кредит, конспект, отчет, материалы, доказательства); усвоить ¾ освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).

2. Осложнить ¾ усложнить (дело, вопрос, задание, про­ект, жизнь, решение задачи); желанный ¾ желательный (приезд, результат, миг, час, подход, направление, взгляд, улыбка, слово, голос); гармоничный ¾ гармонический (голос, стиль, воспитание, человек, звуки, цвета, ноты); командированный ¾ командировочный (отчет, удостове­рение, деньги, врач); нетерпимый ¾ нестерпимый (зной, боль, положение, условия, блеск, горе, человек).

314. Укажите, чем различаются данные слова-паронимы, упо­требите их в словосочетаниях или предложениях.

1. Организация ¾ организованность, сопротивление ¾ сопротивляемость, производство ¾ производительность, правда ¾ правдивость, ложь ¾ лживость, лицо ¾ личина, подпись ¾ роспись.

2. Горный ¾ гористый, высокий ¾ высотный, единый ¾ единственный, злой ¾ злобный, лесной ¾ лесистый, праздный ¾ праздничный, практичный ¾ практический, пустой ¾ пустынный, решающий ¾ решительный.

3. Обсудить ¾ осудить, освоить ¾ усвоить, опустить ¾ отпустить, отразить ¾ отобразить, приготовить ¾ изгото­вить.

315. Исправьте предложения, заменив ошибочно употреблен­ные слова соответствующими паронимами.


1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем. 2. Домоуправление обратилось к жиль­цам с просьбой очистить подвалы от захламленности. 3. Всем студентам, находившимся в зараженной зоне, будет выплачиваться стипендия. 4. Когда за начальни­ком мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете. 5. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народному добру. 6. Он до сих пор полови­ну своей зарплаты отсылал жене, жил бережно. 7. Осо­бенно ярко выражена жизнь народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 8. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым, придурковатым. 9. Характер лю­бого человека вырабатывается под действием окружаю­щей среды. 10. Много лет прошло после первого изда­тельства романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". 11. Нас охватило горделивое чувство патриотизма, и мы запели нашу любимую песню. 12. Я молчаливо наблю­дал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе. 13. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги. 14. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.

316.Определите, чем различаются между собой данные ниже слова (семантикой, стилистической окраской, лексической соче­таемостью, характером управления и т.д.). Объясните, почему од­ни слова, объединенные попарно, взаимозаменяемы в одном и том же контексте, а другие ¾ нет.

1) Намеренный ¾ преднамеренный, столовая ¾ столов­ка, окончить ¾ закончить, оплатить ¾ заплатить, надоед­ливый ¾ навязчивый, освоить ¾ усвоить, эмигрант ¾ им­мигрант, ноль ¾ нуль, близнецы ¾ близнята, истоки ¾ ис­точники, изготовить ¾ приготовить.

2) Заграничный ¾ зарубежный, кушать ¾ есть, пол­ночь ¾ полуночь, трудиться ¾ работать, грусть ¾ тоска, одеть ¾ надеть, будущий ¾ грядущий, основать ¾ обос­новать, поступок ¾ проступок, остатки ¾ останки, при­ношение ¾ подношение, изгнать ¾ выгнать.

317. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже контекстах.

1. Наш девиз ¾ работать без браков. 2. Футболист стра­дал от своей общительности: ¾ любил поговорить во время игры. 3. У команды был свой почерк, но его не мог разобрать даже тренер. 4. Пассажиры, курящие во время полета, будут аннулированы. 5. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей. 6. Автоматы не работа­ли из-за недостатка углекислоты, выделяемой работни­ками торговли. 7. На одного оператора падает 51 корова. 8. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю. 9. ¾ Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Брак ¾ это забота. Это такая забота, когда думаешь прежде всего о нем. Всегда ¾ о нем. Все ¾ о нем. А потом уже ¾ о другом. 10. Он сидел в заднем углу и думал свои задние мысли. 11. Капитанша рассказала о Швабрине, которого отправили сюда за самоубийство. 12. (В поли­клинике): "Пройдите в процедурный кабинет, там вам вмажут как следует, а потом придете ¾ мы вам дадим больничный". 13. (На уроке географии): ¾ Какие расте­ния растут в тундре? ¾ Моркошка. 14. (На уроке литера­туры): ¾ С какой целью Чичиков скупал мертвые ду­ши? ¾ Чтобы заложить их в амбар. 15. (На уроке литера­туры): ¾ Как называется рассказ Горького, который мы читали на прошлом уроке? ¾ Старуха Баскервиль. 16. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребенка копию снять.







Date: 2015-09-17; view: 1995; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию