Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевая избыточность





337. Что понимается под речевой избыточностью"? В чем она проявляется?

338. Приведите высказывания писателей, лингвистов, обще­ственных и политических деятелей о 1) многословии как недос­татке речи и 2) краткости речи как об одном из ее достоинств.

339. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова "Краткость ¾ сестра таланта?"

340. В данных ниже предложениях укажите слова, ничего не прибавляющие к содержанию высказывания.

1. Павел с ненавистью на лице бросается на конвои­ра. 2. Незадолго до своей смерти он написал завещание. 3. В прошлом году вступил в строй действующих пред­приятий автомобильный завод. 4. На строительство нового здания была ассигнована сумма, равная 300 тыся­чам рублям. 5. Как человек Павел формировался всю свою жизнь. 6. На собрании отмечались достигнутые успехи, а также были намечены конкретные мероприя­тия по ликвидации имеющихся недостатков. 7. Распро­страненная ошибка у школьников ¾ постановка лишнего знака препинания там, где он не нужен. 8. Это произве­дение построено по типу трилогии ¾ в нем три части. 9. В общем и целом следует принять положительное решение.

341. Отметьте случаи неуместного повторения слов; исправь­те предложения.

1. Среди этих слов выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. Составлению картотеки поможет ознакомление с имеющимися в библиографических отделах библиотек каталогами. При чтении литературы картотеку можно пополнить за счет ссылок и библиографий, имеющихся в изучаемых работах. 3. Одним из главных образов в "Грозе" Островского является образ Катерины. 4. Слож­ные предложения отличаются от сходных с ними про­стых предложений с вводными предложениями некото­рыми признаками. 5. В отличие от согласованных опре­делений несогласованные определения связываются с поясняемым словом по способу беспредложного или предложного управления, или по способу примыкания. 6. В прошлом народа и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой находили истоки величия русского народа. 7. Жизнь под­готовила для вступления в новую жизнь много новых людей.

Всегда ли лексические повторы являются речевыми недостатками? Обоснуйте свой ответ.

342. Устраните стилистически немотивированную тавтологию, применяя различные приемы правки (синонимическую замену слов, сокращение предложений, изменение структуры предло­жения).

1. Недостаток теории, изложенной в учебнике, состо­ит в недостаточной мотивированности понятийного на­полнения термина "залог". 2. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые фор­мы, которые учитель учит их находить. 3. В работе бри­гады наряду с успехами был отмечен ряд недостатков. 4. К недостаткам работы следует отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 5. Будучи реа­листом, писатель всесторонне и реалистически показал жизнь крестьян того времени. 6. Повышение ответствен­ности студентов старших курсов приводит к высоким результатам в учебе. 7. Война 1805¾07 годов представ­лена в романе показом Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, в которых автор показал героизм "маленького" человека. 8. Для подсчета процентного состава разговорных слов было подсчитано количество всех слов, составляющих произведения автора, из которых произ­водился отбор. 9. Недостатком работы является упрощен­ность заданий по русскому языку, недостаточная степень трудности предложений, предложенных для разбора.

343. Отметьте в приведенных ниже текстах плеоназмы. Ис­правьте речевые ошибки.

1. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 2. Даже при неблагоприятных условиях процесс разви­тия растений продолжается. 3. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. 4. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. 5. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его глав­ную суть. 6. Рано или поздно всем станет известна ис­тинная подоплека распускаемых слухов. 7. Образы му­жиков в "Записках охотника" нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией. 8. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. 9. В "Грозе" обли­чается самодурство, деспотизм и произвол купцов. 10. На выполнение этого задания понадобилось более двух ча­сов времени. 11. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 12. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. 13. Мы его видели в анфас и в профиль.

344.Выделите словосочетания, а) закрепившиеся в современ­ном литературном языке и б) не соответствующие современной литературной норме. Мотивируйте свой ответ. (За справками об­ращайтесь к словарям трудностей русского языка и словарям иностранных слов.)

1. Информационное сообщение, травматическое по­вреждение, аморальный поступок, преобладающее боль­шинство, суета сует, мал мала меньше, белое белье, бу­кинистическая книга, всякая всячина, грусть-тоска, каж­дая минута времени, коррективы и поправки, моя авто­биография, монументальный памятник, набить битком, антагонизм социальных противоречий.

2. Передовой форпост, патриот своей Родины, первая премьера, период времени, прейскурант цен, прейску­рант оптовых цен, большая масса, пропади пропадом, видимо-невидимо, всеобщее глобальное обновление, путь-дороженька, пять рублей денег, реальная действи­тельность, ночная серенада, низкий бас, дважды дубли­ровать, составной компонент.

3. Свободная вакансия, сиднем сидеть, сослужить службу, рыбная уха, старый ветеран, странный пара­докс, ходить ходуном, хронометраж времени, хрономет­раж трудовых процессов, черные чернила, народная де­мократия, экспонаты выставки, осесть вниз, будущая перспектива, огромная махина, горе горевать, звезда-зорька.

В каких случаях плеонастические и тавтологические соче­тания не являются речевым недостатком?

345. Определите характер речевых ошибок в данных ниже предложениях. Исправьте тексты, указывая при этом возможные варианты.

1. Ученики во время прохождения того или иного раздела программы хорошо усвоили материал, научи­лись правильно писать в соответствии с правилом. 2. Вероятнее всего корень зла кроется прежде всего еще в неполном осознании пагубных последствий гиподинамии. 3. Родина. Лексическое значение этого слова в уз­ком смысле этого слова ¾ это город или поселок, в кото­ром человек родился. В широком смысле ¾ это страна, в которой человек живет. 4. Во внеаудиторной работе со студентами используются учебные фильмы на иностран­ных языках; так, в октябре-ноябре месяце организуется просмотр фильма "Франция" для студентов всех факультетов. 5. Лексика ограниченного употребления ха­рактеризует лишь какой-либо определенный говорящий коллектив, который предстает как территориально или социально определенная группа людей. 6. И на этот раз ничего не добившись от советского генерала, его снова доставили обратно в лагерь "Ц" для старшего командно­го состава. 7. Каждый преподаватель следит за реакцией аудитории и корректирует свою речь в зависимости от наблюдаемой реакции. 8. Лучи солнца, прорвавшиеся сквозь разорванные ветром тучи, зловещим пламенем осветили разбушевавшиеся волны. 9. Успех вечера во многом зависит от заинтересованности студентов, их инициативы и качественного проведения репетиций, ¾ проводимых каждой командой. 10. Свою неповторимую оригинальность художественное произведение получает тогда, когда оно включает в себя разнообразные стилистические пласты русского "языка. 11. Как мы видим, процесс перехода нейтральной лексики в книжную разговорную происходит довольно активно. 12. На основании изученных работ по методике русского языка, опыта лучших учителей я и хотела бы в данной работе проследить этап работы по исправлению и предупреж­дению орфографических и пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся. 13. В отличие от преды­дущих эпитетов, данные эпитеты выражают конкретный признак действия, выраженного глаголом. 14. Строитель­ство многих объектов, где трудится сейчас молодежь, показывает, что молодое поколение не боится трудно­стей, так как строительство идет на самых трудных уча­стках.

346.Определите вид многословия (тавтология, плеоназм, пе­рифраза и др.). Исправьте речевые ошибки.

1. Еще в апреле месяце братья Орловы и администра­ция ударили по рукам! Но с первых же дней мощным заслоном на пути семейного подряда встала местная оп­позиция во главе с прорабом. 2. Данные слова можно определить как собственно-лексические белорусизмы (в отличие от стилистических белорусизмов и семантиче­ских белорусизмов). 3. ¾ Спешу на семинар, ¾ сказала Марина своей подруге. ¾ Я принимаю участие в перепи­си населения. 4. Чтобы закрепить изученный материал, полезно при изучении последующих тем включить раз­личные задания, предусматривающие употребление и применение причастий. 5. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом. 6. По лесу к де­ревне шло движение партизан. 7. Наша страна занимает первое место в мире по территории, которую занимают лесные массивы. 8. Ученице трудно дается различение словосочетаний с однокоренными словами, которые управляют различными падежами. 9. Главной и, пожа­луй, основной чертой его характера является его любовь к детям и необыкновенная человечность. 10. В августе месяце в районе Минска был найден клад, представ­ляющий большой интерес для науки, для истории горо­да. Этой интересной находкой заинтересовались ученые.

347. Разграничьте случаи неизбежной и стилистически неоп­равданной тавтологии. Исправьте, где необходимо, предложения.

1. Прошло немало времени с тех пор, как редактор отредактировал рукопись. 2. Да, разумеется, трудно требовать от человека высокой человечности в обстоя­тельствах бесчеловечных, но ведь существует же пре­дел, за которым человечность рискует превратиться в свою противоположность. 3. Лес ¾ это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. Велика роль леса в жизни людей. 4. Перифразы ¾ это описательные выражения, словосочетания и предложе­ния, выраженные в форме иносказания. 5. Труженики республики хорошо потрудились на уборке зерновых, работая в три смены. 6. Учащиеся педагогического учи­лища проходят педагогическую практику в лучших шко­лах города. 7. Дружба дружбой, а служба службой. 8. Все-таки как бы там ни было, а творец выше своего творе­ния, и самое гениальное произведение не может превзой­ти его автора. 9. На основании проделанной работы мож­но сделать следующие выводы: 1) старое слово получает новое значение, 2) новые слова образуются из старых морфем. 10. Можно ли его [море] не полюбить: всегда разное, то тихое, спокойное, то суровое и даже порой жестокое, но всегда таящее какую-то тайну. 11. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Date: 2015-09-17; view: 1694; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию