Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протяжные лирические песни





 

Начиная с XVI – XVII веков значительное распространение в быту получает жанр протяжной лирической песни, Он сформировался на основе уже высокоразвитой народной музыкальной культуры, вобрал в себя творческий опыт песен более старого происхождения. Возможно поэтому, по своим музыкально-выразительным средствам данный жанр богаче большинства других.

При всём многообразии содержательной тематики (лирические песни отражают буквально все стороны жизни) протяжные лирические песни выражают, прежде всего, и главным образом глубокие чувства, настроения и душевные переживания простых людей. Нередко содержание сюжета той или иной песни этого жанра трудно пересказать словами. Элементы сюжетности, картинности конечно присутствуют, но главные здесь не они, а чувства и эмоции. Главное не то, что герой песни делает, а то, что он чувствует и переживает. Это не песни действия, а песни состояния души главного героя и исполнителя. И душа эта раскрывается не столько через словесное содержание текста, сколько через систему музыкальных интонационно-выразительных средств.

С известной долей условности можно всё же выделить направления содержательной тематики, встречающиеся чаще других: любовная тематика, песни о смерти (в чужом краю), песни на социально-бытовую тематику (раздумья о жизни, о несправедливости, угнетении, о стремлении к свободе, о семейном гнёте), молодецкая лирика, песни вольницы, тесно связанные с песнями вольного казачества.

Большинству протяжных песен присуща широта неторопливого мелодического развития, плавность, напевность, обширный диапазон, зачастую выходящий за рамки октавы. Широко используются выразительные возможности интонационного строя не только более ранних песенных пластов, но и широких интервальных ходов на сексту, септиму, октаву (особенно в зачинах) с последующим их плавным заполнением, т. е. ходов, почти не встречавшихся в древних песенных слоях.

Слово «протяжные» в названии данного песенного жанра, прежде всего, означает то, что каждая из таких песен очень долго поётся. Не потому, что у неё много текстовых строф, а потому, что движение текста происходит чрезвычайно медленно. Не случайно в народе эти песни называли «тягальными», «долгими». Существуют типичные, характерные для протяжных песен способы добиться такого положения дел.

1. Медленные либо весьма умеренные темпы.

2. Типичны повторы слов и стиховых строчек.

3. Чрезвычайная развитость, насыщенность песен внутрислоговыми распевами (порой, чуть ли не на каждую гласную букву), большинство из которых обширны, длительны, с большим количеством звуков в каждом.

4. Так называемые словообрывы. Особенно часто не допевается до конца последнее слово сольного запева, которое затем с самого начала подхватывается всем ансамблем.

5. Часто встречающаяся огласовка, т.е. введение в слова дополнительных гласных (лишних гласных) для добавления в напев дополнительных звуков или внутрислоговых распевов на эти гласные. Например, фразу «ох, да не свыкайтесь» с помощью огласовки можно видоизменить таким образом: «ох-ха, да не сывыкайтеся» и распеть все имеющиеся гласные.

6. Вставные возгласы («ох», «ах», «да», «ой-да», и т.п.), в момент которых в напев тоже вводятся дополнительные звуки или внутрислоговые распевы.

Все эти приёмы, начиная с пункта № 2, позволяют замедлять, приостанавливать продвижение текста (при повторах даже вернуть текст назад) при одновременном увеличении продолжительности и звуковой насыщенности напева. Все они вместе с медленным темпом делают песню протяжной.

Эти же приёмы многократно усиливают импровизационную свободу изложения напева, импровизационную свободу его метроритмической структуры. Поэтому при нотной записи приходится часто прибегать к переменным размерам, используя пяти – семидольные такты. В ладовом отношении преобладает опора на семиступенную диатонику, в качестве составных частей которой легко узнаются более древние ладовые ячейки (трихорды в кварте, терцовые с субквартой и др.). Весьма характерна ладовая переменность и переменность устоев.

Для протяжных лирических песен характерен развитый, насыщенный разветвлённой подголосочной системой, подголосочно-полифонический склад, базирующийся на импровизационной вариантно-вариационной основе. В то же время достаточно типична традиция сольного исполнения протяжных лирических песен.

 

Date: 2015-09-17; view: 4018; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию