Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения для анализа и конструирования предложений
^ Дайте ребенку несколько мелких продолговатых предметов (например, счетных палочек или спичек). Вы должны произносить предложения из трех-четырех слов, выделяя каждое интонационно, а ребенок на каждое ваше предложение должен выкладывать один предмет. В конце он должен сосчитать, сколько предложений вы произнесли. Начинайте с двух-трех предложений. Скажите, чтобы счетные палочки (или заменяющие их предметы) ребенок клал на стол горизонтально (а не вертикально), так как они изображают предложения, которые имеют длительность или протяженность. ^ Вы произносите предложения из двух-трех слов, а ребенок на каждое ваше слово выкладывает по одной счетной палочке (спичке). Затем он должен сосчитать, сколько слов было в предложении. Постепенно количество слов нужно увеличить до пяти. При выполнении этого задания осторожно употребляйте предлоги. Можно использовать только те, которые похожи на отдельные слова (возле, рядом, из-за и т. п.), и поэтому их легко считать. ^ Вы произносите предложение. Ребенок кладет перед собой длинную картонную полосу, которая обозначает предложение. Затем вы по отдельности, вразброс произносите слова, которые входили в предложение. Ребенок на картонной полосе должен показать, в Когда будете произносить предложения, состоящие из четырех слов, то по поводу второго и третьего слов ребенок должен показать на картонной полоске, какое из них стояло ближе к началу, а какое — ближе к концу предложения. Вы произносите предложение, а ребенок выкладывает длинную картонную полосу. Затем вы повторяете это же предложение. Под длинной полосой по числу слов в предложении ребенок выкладывает более короткие полоски, символизирующие слова. Это называется схемой предложения. Вы выкладываете перед ребенком определенную схему предложения: то есть под длинной полосой размещаете несколько коротких (2-4 полоски). По этой схеме ребенок должен придумать предложение с соответствующим числом слов. Вы выкладываете схему предложения из двух слов и даете ребен-, ку картинку. По этой картинке он должен составить соответствующее схеме предложение. После этого вы докладываете еще одну полоску — ребенок по этой же картинке должен составить предложение из трех слов и т. д. Вы можете, наоборот, сначала составить схему предложения, состоящего из трех-четырех слов, а потом убрать какое-то количество символов, чтобы ребенок придумал предложение с меньшим количеством слов. Одну из коротких полосок вы отмечаете крестиком и в дальнейшем используете ее для обозначения какого-то конкретного слова (например: «домой»). Затем вы выкладываете схему предложения, которое собираетесь произнести (полоску, обозначающую слово «домой» вы кладете в то место схемы, где будет находиться соответствующее слово, например, последней). Затем вы произносите задуманное предложение (например: Маленькие дети идут домой.). Ребенок, глядя на схему, должен назвать слово, соответствующее полоске, помеченной крестиком. Вы сообщаете ребенку, что полоска с крестиком будет обозначать какое-то конкретное слово (например: «дом»). Затем вы выкладываете схему, по которой ребенок должен будет придумать предложение, помещая помеченную полоску в то или иное место схемы (например: в конец). Ребенок должен составить такое предложе-
мер: Строители строят дом.). Вы произносите такое предложение, порядок слов в котором можно менять без особенного ущерба для смысла этого предложения (например: Мальчик катит санки — Санки катит мальчик — Катит санки мальчик — Санки мальчик катит) и выкладываете его схему. Затем вы произносите это предложение вторично, поменяв в нем местами два слова. Ребенок на схеме должен поменять местами, обозначающие эти слова, полоски и т. д. Предыдущее упражнение можно выполнять еще следующим образом: вы произносите предложение, порядок слов в котором можно менять, и на схеме меняете местами полоски, обозначающие те слова, которые нужно поменять местами. Ребенок должен произнести измененное в соответствии со схемой предложение. Слоговой анализ и конструирование слов Объясните ребенку, что такое слоги. : УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ СЛОВ ^ Произносите по слогам очень короткие предложения, под которые и по ритму и по смыслу удобно маршировать (например: Марш, марш, ле-вой. Марш, марш пра-вой. Мы и-дем гу-лять. Мы ша-га-ем мар-шем и т. п.). Ребенок должен на каждый слог маршировать под эти предложения. Вначале это можно делать вместе. ^ Произносите по слогам простые, состоящие их двух открытых слогов, слова (например: ма-ма, ла-па, ра-ма и т. п.), ребенок должен хлопать в ладоши на каждый слог слова. Вначале делайте это упражнение вместе. ^ Произносите по слогам, состоящие из трех слогов, слова (ло-па-та, ко-ро-ва, мо-ло-ко), ребенок должен хлопать в ладоши на каждый слог слова. ^ Очень внятно и раздельно произносите по слогам двусложные слова, ребенок должен определить, какой слог в слове идет первым, а какой — вторым. -Л78 последним. ^ Вы произносите слово, а ребенок должен положить перед собой обозначающую слово картонную полоску. Когда вы вторично будете произносить это же слово по слогам, он должен на каждый слог слова выкладывать под этой полосой обозначающие слоги прямоугольники. Это называется слоговой схемой слова. Для начала вы должны говорить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов. •^ Это же упражнение ребенок должен выполнять со словами, включающими в себя закрытые слоги ([ар], [ол], [ин] и т. п.), например: ар-ка, уш-ко, ун-ты и т. п. В дальнейшем вы произносите слова, слоги в которых состоят из трех звуков, например: карман, кар-та, мыш-ка и т. п. •^ Ребенок должен по слогам повторять за вами слова, которые вы очень внятно и раздельно произносите по слогам. ^ Ребенок должен очень внятно, по слогам повторять за вами слова, которые вы произносите также по слогам, но не слишком раздельно. • Ребенок должен повторять за вами по слогам слова, которые вы произносите слитно. Вы произносите слова, состоящие из двух-трех открытых слогов. Когда ребенку придется самостоятельно делить слова на слоги, он может начать испытывать определенные затруднения, поэтому вам нужно будет познакомить его со следующим правилом: в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Гласный звук — это такой звук, который произносится одним только голосом, поэтому он и называется гласным (от слова голос, глас). Объясните ребенку, что другие (не гласные) звуки всегда произносятся с помощью губ или языка (а также зубов или нёба). Например [п] — с помощью губ, [в] — с помощью губы и зубов, [т] — с помощью языка и зубов, [к] — с помощью задней части языка и горла (к которому эта часть языка прикасается) и т. п. Для лучшего освоения этого материала ребенок должен выполнять следующие задания. ^ Произносите какой-нибудь согласный звук (с термином «согласный звук» ребенка пока знакомить не нужно), например: [т], [ш], [к], ребенок должен повторить его за вами. После этого ребенок должен объяснить вам, с помощью каких речевых органов произносится этот звук. Например, звук [т] произносится с помощью кончика языка, он прижимается к зубам. Звук [ш] — с помощью кончика языка, он .,._ „179 ствующие наводящие вопросы. ^ Вы просите ребенка назвать вам какие-нибудь звуки, которые образуются с помощью определенных речевых органов. Например: с помощью кончика языка и верхних зубов ([т], [д], [н]); с помощью одних только губ ([п], [б], [м]); с помощью задней части языка и горла ([к], [г], [х]); с помощью зубов и губы ([в], [ф]). После этого вы знакомите ребенка с гласными звуками [а], [о], [у]» [э]> [ы]. Вы произносите каждый из этих звуков, а ребенок повторяет его за вами. Вы объясняете ему, что при произнесении этих звуков никакие речевые органы не соприкасаются между собой. Рот всегда открыт, и только губы принимают немного разную форму, но все равно никогда друг друга не касаются. Для лучшего освоения этого материала выполняйте следующие упражнения. ^ Вы беззвучно произносите определенный гласный звук (то есть изображаете губами его артикуляцию), а ребенок должен сказать, какой звук вы хотите произнести. ^ Ребенок должен тянуть гласный [а], и, не прекращая тянуть его, «сделать» из него [о] (или другой гласный звук). То есть ребенок для этого должен изменить форму губ. Это же упражнение нужно выполнять и с другими гласными звуками. 1 Итак, гласные звуки произносятся одним только «чистым» звуком го- I лоса. Еще — их можно тянуть (даже петь). Поэтому они и образуют I слоги, слог — это то, что тянется в слове. Date: 2015-09-17; view: 408; Нарушение авторских прав |