Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способ I. Постановка звука по подражанию 4 page
В тот момент, когда вы слышите, что произносимый ребенком звук больше всего напоминает звук [р], показывайте ему картинку. Когда ребенок начинает произносить гласный звук, вы прекращаете механическое воздействие на его язык. •^ Дальше вы (не прекращая вызывать колебательные движения языка ребенка) предлагаете ему достаточно быстро произносить слоги [ра — ра — ра]. Чтобы слоги у ребенка получались четко (чтобы после [р] слышался [а], а не шла сплошным потоком одна непрерывная вибрация), ребенку придется при произнесении гласного звука пошире открывать рот. •^ В какой-то момент (пока ребенок произносит слоги [ра — ра — ра]) вы должны прекратить совершать под его языком колебательные движения вправо-влево. При этом ваш инструмент (неподвижно) должен оставаться под языком ребенка. Ребенок будет продолжать самостоятельно произносить слоги [ра — ра — ра]. ^ Сначала механическое воздействие на язык ребенка нужно приостанавливать на короткое время (достаточное для однократного произнесения слога), в дальнейшем — время нужно удлинять. Ребенок не должен замечать, что вы не принимаете участия в его произношении. Как только он это почувствует, он тут же перестанет произносить слоги. Поэтому вы можете немного шевелить вашим инструментом по нижним резцам ребенка (имитируя движения вправо-влево) или, может быть, постукивать по ним. ^ В тот момент, когда ребенок будет самостоятельно произносить слоги, скажите ему, что он произносит слоги без вашей помощи-Пусть произносит так и дальше. ^ В дальнейшем нужно произносить слоги со все большими паузами между ними. ^ Наконец, предложите ребенку произнести отдельно слог [ра]. .... __ 144 ческой помощью. ^ Во время такого произнесения нужно посильнее подуть на «дрожащий» кончик языка, так чтобы послышалось очень звучное и раскатистое «рычание». •/ После того как ребенок «усилит рычание», постепенно все меньше и меньше касайтесь вашим инструментом нижней поверхности его языка. При этом просите его «рычать» как можно сильнее, «так, как рычит очень большой и страшный тигр». ^ В конце концов, совсем оторвите ваш инструмент от языка ребенка и продолжайте совершать им движения вправо-влево только на его нижних резцах. ^ Когда ребенок научится продолжать свое «рычание» без механической помощи (вам приходится только вначале произношения своим инструментом как бы «заводить» его язык), пусть «рычит» прерывая это «рычание» короткими паузами. В результате будет слышаться прерывистое произношение звука [р]. ^ В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы, в конце концов, ребенок произносил фактически изолированные звуки [р]. ^ Попросите ребенка «порычать» вовсе без механической помощи. •^ Сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. •^ Затем тренируйте его произношение в слогах (лучше по картинкам). Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов •^ Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки звука [р] (см. с. 84). После того, как ребенок освоит движения, приступайте к постановке звука [р]. Делать это лучше всего пятым способом. ^ При нижнем выдвинутом прикусе, используйте первые четыре способа. Возможно, звук будет произноситься более точно, если язык ребенка будет прислоняться к нёбу не с внешней поверхности альвеол, как обычно, а несколько ближе к верхним резцам. Использование механической помощи может давать слишком грубое звучание. При вертикальном прикусе, можно использовать любой способ постановки звука [р]. Но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам (как и в предыдущем случае). Если у ребенка нет коренных зубов (особенно — верхних), нужно будет поставить ему произношение временного (одноударного) звука [р] третьим способом. Когда зубы вырастут, произношение звука нужно будет уточнить любым из приведенных способов. Постановка звуков [с'] и [р1] СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С1] И [Р'] В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [И] ^ Вслед за вами ребенок должен произносить слоги [ри — ри — ри] ([си — си — си]). Губы при этом должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы сомкнуты в форме правильного прикуса. Кончик языка должен прикасаться к основанию верхних резцов: — при постановке звука [р']; — при постановке звука [с'], если ребенок произносит твердый звук [с] при верхнем положении языка. Кончик языка должен упираться в нижние резцы при постановке звука [с'], если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка. ^ Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать произношение с твердого звука, переходя к мягкому непосредственно перед гласным [и] (это особенно относится к звуку [р']). Мягкий звук [р'] произносится практически без вибрации, одноударно, если ребенок будет пытаться сохранить вибрацию языка, мягкого звука не получится. Объясните это ребенку. Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный [и] должен быть максимально закрытым (он не должен напоминать звука [ы]). Если заметите, что ребенок произносит [и] как нечто среднее между гласными [и] и [ы], предложите ему вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса. Когда слог [ри] будет хорошо получаться, переходите к слогам [ре], [рк>], [рё], [ря] (в начале произносите их следующим образом: [ри — ре], [ри — рю] и т. п.). Аналогично работайте над слогами со звуком [с']. После этого сообщите ребенку, какой звук он произносит, и попросите повторить его вслед за вами изолированно. •^ Ребенок должен произносить звукосочетания [ири — ири — ири] ([иси — иси — иси]). Расположения его органов речи должны быть такими же, как и при постановке звуков [р'] и [с'] предыдущим способом. Звукосочетания нужно произносить очень быстро и слитно (так чтобы они шли сплошным потоком). Следите, чтобы рот ребенка был закрыт, а губы вытянуты в улыбку. Между гласными звуками будет слышаться мягкий согласный звук. ^ Дальше ребенок должен повторять за вами слоги [ри — ри — ри] ([си — си — си]). ^ Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает. •^ Закрепляйте произношение звуков в слогах с другими гласными (в той последовательности, в которой они приведены в предыдущем способе постановки звуков). СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С1] И [Р'] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Т1] ^ Ребенок должен тянуть звук [т'] (см. способ I). Губы ребенка должны быть вытянуты в улыбку. На подставленной ко рту ладони должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [т'] будет слышаться звук [с']. Постановка звука [с']. ^ Дальше нужно длительно произносить звукосочетание [т'с'] (тянется именно второй звук сочетания), прерывая короткими паузами произношение звука [с']: [т'с' — с' — с' — с']. Затем паузы нужно удлинять, пока ребенок не будет произносить практически изолированные друг от друга звуки [с']. ^ Сообщите ребенку, какой звук он произносит. ^ После этого по подражанию нужно закреплять звук [с'] в слогах (см. способ I). Постановка звука [р']. ^ После длительного звука [т'], ребенок должен вслед за вами произносить звукосочетания [т'р'и — т'р'и — т'р'и]. Звук [т'] нужно произносить несколько протяжно. Губы должны быть в улыбке, зубы сомкнуты. Будет слышаться мягкий звук [р ]• ^ Укажите ребенку на этот звук, назовите его, попросите повторить за вами. •/ В дальнейшем закрепляйте его произношение в слогах (см. способ I).
и 1*4 Постановка звуков будет описываться на примере постановки звука [з]. Второй способ не подходит для постановки звука [д']. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВОНКИХ! ^ Ребенок должен произнести соответствующий парный глухой согласный звук (в нашем примере [с]). ^ Покажите ребенку, как он произносится с голосом. Предупредите его, что его речевые органы (язык или губы) должны остаться в том же положении. Скажите ребенку, что, для того чтобы звук получился звонким, нужно «гудеть горлом». Пусть ребенок положит свою ладонь вам на горло, чтобы, когда вы перейдете к произношению звонкого звука, почувствовать вибрацию голосовых складок. •^ Если звонкий звук не получится, используйте другой прием. Скажите ребенку, что у глухого звука [т] есть звонкая пара — [д], у звука [п] — [б] (можно использовать другие пары звуков, которые ребенок произносит правильно). Пусть ребенок несколько раз повторит за вами эти пары звуков ([т — д] и др.), положив себе ладонь на горло, чтобы ощущать вибрацию голосовых складок. Глухой звук нужно произносить как можно «глуше», а звонкий — «звонче». Если вы ставите произношение мягкого звонкого звука [д'], для выполнения этого упражнения выбирайте мягкие пары звуков (например: [п' — б'], [ф' — в']). ^ Затем предложите ребенку очень тихо «шепотом» произнести звук [с] и догадаться', как звучит его «звонкая пара». •^ После того как ребенок произнесет звук [з], закрепляйте его произношение в слогах [за], [зо], [зу], [зэ], [зы] (по подражанию). СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ПАРНЫХ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ОТ ЗВУКА [М] •^ Ребенок должен длительно и максимально звонко произнести звук [м]. ^ Дальше нужно прерывать произношение звука [м] произнесением звука [с] (как бы «вставлять» звук [с] в длительно звучащий [м])- Можете показать ребенку, как это сделать. Между звуками [м] и Л.Й •/ В результате такого быстрого и слитного будет получаться звукосочетание [мз] ([мзмзмзм]). Для усиления звонкости произношения нужно еще звонче «тянуть» звук [м]. ^ Укажите ребенку, что вслед за [м] он произносит не [с], а другой, похожий на него, но звонкий звук. Пусть вслушается в него, а затем произнесет его отдельно. ^ После этого закрепляйте его произношение в слогах (по подражанию). I Вместо [м] можно использовать звук [б]. Тянуть его нельзя, поэтому I нужно очень быстро и звонко повторять звукосочетание [бс]. Будет по- | лучаться сочетание [бз] (между звуками [б] и [з] будет вкрадываться 1 неясный гласный призвук). Date: 2015-09-17; view: 311; Нарушение авторских прав |