Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Гендерная символика в культуре





Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие, связанные с полом, понятия и явления (природа, стихия, цвета, зло, добро и многое другое) ассоциируются с мужским/маскулинным или женским/феминным началом. Таким образом, возникает символический смысл женского и мужского, причем мужское отождествляется с Богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т.д. Женское ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями (природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т.д.). Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества.

Однозначно женских нерукотворных символов достаточно много – земля («мать сыра земля»), вода в любом ее проявлении: от источника, ручейка как символа материнского молока и до околоплодных вод; пещера -утроба; луна, как символ женской интуиции.

Есть символы, которые можно отнести и к мужским и к женским: солнце – родительский символ, может означать материнское и отцовское тепло; гора – в зависимости от ее формы может быть мужской (фаллическая форма) и женской (похожей на женскую грудь); дерево – есть мужские и женские деревья (например, дуб и береза). Даже такой символ как свет относится как к женской символике – он является одним из аспектов Великой Матери (свет и тьма), так и к мужскому небесному проявлению Ян.

Однозначно мужских нерукотворных символов найти значительно труднее. К таким символам можно отнести огонь и молнию. Огонь как символ божественной сущности и источник жизни, символ праведности и схождения Святого Духа. В качестве мужской, активной и невещественной стихии огонь противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления. Молния символизирует собой власть, мощь и силу Бога, она способная бить и наказывать непослушное дитя, т.е. человека. Таким образом, огонь и молния восходят к представлению о Боге как об Отце и имеет отношение к мужскому миру.



Если обратиться к религиозной символике женского и мужского, то в христианстве к мужскому относится Бог-отец, Бог-сын и святой Дух. Отдельно от них отстоит и почитается Дева Мария – Божья Матерь. Разное отношение к Богоматери можно наблюдать в православной и католической вере. Католики больше чтут и поклоняются Деве Марии, чем православные. Вспомните, когда у православных что-то случается, они восклицают: «Господи, Иисусе!» или «Боже мой!», католики же воскликнут «Матка Бозка!». Дева Мария объединяет в себе все женское, земное, материальное.

В христианской религии мужское – это духовное начало, женское – материальное. Непорочное зачатие – это Дух, оплодотворяющий материю. Таким образом, в христианстве мужское – небесное, духовное, а женское – земное, материальное.

В китайской мифологии небо и земля предстают как отец и мать всех людей: при этом небо породило мужчин, а земля — женщин (откуда впоследствии произошла идея о двух началах природы и представление о том, что женщина должна быть подвластна мужчине, как земля небу).

Известно, что в восточных религиях существует равный союз Бога мужчины и Бога женщины. Например, Кришна и Кали или Шива и Шакти, которые образуют божественное целое.

Существует еще одна парадигма: мужчина – это Дух, женщина – Душа, а результат их союза ребенок – тело. Вспомните классическую литературу и обращение к женщине: «Душа мая!» или «Душенька!». В этих словах отражено то, что ищет мужчина в женщине – эмоциональность, чувственность. Не зря говорят, что через сексуальную любовь к женщине мужчина познает душу и мир души, а женщина через любовь к мужчине познает мир духа и пространство воли.

Женщина – это энергия, в которой так нуждается мужчина. Наполненную энергией женщину часто сравнивают с водой, и тогда мужчина говорит: «Я жажду ее!».

Привлекает внимание строение слова «она», которое состоит из двух частей: -он и -на. Он, мужчина, который есть в каждой женщине и рождается от женщины и на, как отражение способа взаимодействия женщины с мужчиной – способность женщины давать, дарить и питать (как в прямом смысле – кормление, приготовление пищи, так и в духовном – отдавание своей энергии, подпитка, эмоциональная поддержка мужчины).

В даосской философии мужское и женское объединены. Знак Инь и Ян – это черно-белый круг, состоящий из перехода двух начал - мужского и женского. Инь – женский принцип материи.Он характеризуется как влажный, темный, пассивный, мягкий, уступчивый и интуитивный, ассоциируется с землей, долиной, деревьями и цветами, лунными животными и птицами. В бинарной (поляной) классификации символизирует север, тьму, смерть, землю, луну, четные числа. Ян – мужской принцип.Характеризуется как сухой, яркий, активный, твердый, несгибаемый, рациональный, ассоциируется с небом, горами, солнечными животными и птицами. В бинарной классификации приравнивается к югу, свету, жизни, небу, солнцу, нечетным числам.



Однако символ «Инь-Ян» подразумевает, что каждая разделенная половина содержит семя другой, потому что даже в самом чистом свете есть определенный элемент тьмы, и наоборот. Поэтому в центре каждой половинки изображается маленький кружок, окрашенный в противоположный цвет: черный на белом фоне и белый – на черном.

Мужское и женское начало в человеке пытался понять и описать К.Г.Юнг. Он выделил такие архетипические элементы личности как Анима и Анимус, где Анима у мужчин имеет обычно феминическое, а Анимус у женщин - маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина, в глубине своей души, в своем бессознательном – женщина, а каждая женщина – мужчина.

Анимус – мужское начало, символизирует целеустремленность, настойчивость, способность бороться и добиваться цели. В культуре яркое проявление Анимуса – это архетип Героя. В славянских сказках им является Богатырь. Само слово «богатырь» намекает нам, что герой «тырит», берет что-то у Бога или даже самого Бога в его силе, власти и победе над злом. Анимус характеризуется четырьмя ступенями развития:

· Красавец-супермен воплощает красоту, физическую мощь мужчины, значимость тела и силы. В мифологии ему соответствует Аполлон.

· Герой-романтик. К внешней стороне добавляется духовное содержание и перед нами романтический герой, подобный Байрону, благородный разбойник, сыщик, отважный путешественник. В мифологии это Эрос, Купидон и Арес.

· Успешный бизнесмен. Это богатый и удачливый в делах мужчина, такой Анимус проецируется на видных общественных деятелей, бизнесменов, писателей и проповедников. В мифологии - Зевс и Посейдон.

· Учитель. Последняя стадия представлена фигурой мудрого учителя, советчика, духовного руководителя. В мифологии – Аид.

Анима – женское начало, способность содержать в себе. Это эмоциональность, душевность, чувствительность, мудрость. Анима - это способность принимать, умение пользоваться интуицией. Интуиция – особый род знаний, возможность доступа к глубинному, спрятанному и накопленному предыдущими поколениями опыту. Другими словами, это доступ к коллективному бессознательному, который наиболее развит у женщин.

 

Быть может, в результате конкуренции с женщиной и последующего обесценивания именно таких ее способностей и исконно женских качеств женщины-ведуньи преследовались инквизицией и сжигались на кострах Европы. К ведьмам относили жриц и служителей языческих культов, жрецы и божества которых низводились в христианском мировоззрении до уровня нечистой силы. Так мужчины боролись с остатками матриархата в культуре. Ведь страх перед ведьмами – это страх перед женщиной, перед ее силой и властью, страх перед матерью, который живет в каждом мужчине. Мужчина, мальчик, неизбежно переживая фрустрацию в наиболее ранних отношениях с матерью, боится своих желаний, направленных на мать. Отсюда страх перед сексуальностью женщины, перед ее таинственностью, любовными чарами и колдовством.

Однако, слово «ведьма» происходит от «ведать, знать». Издавна люди связывали секрет женского обаяния с колдовством ведьм. И в сказках колдуньи помогают своим героиням обрести женственность и сексуальность. Вспомните сказку о Русалочке. Колдовство ведьмы позволило Русалочке ходить и обрести ноги, (а соответственно и женские половые органы) и завоевать любовь прекрасного принца. В народных песнях и сказаниях сексуальную, обвораживающую женщину часто называли колдуньей. Мужчины стремились к такой женщине и одновременно, боялись ее. Ее возвеличивали и проклинали.

Наиболее привлекательны для мужчин женщины, проекция Анимы которых содержит в себе 4 основные женские ипостаси или в которой гармонично сочетаются 4 формы проявления Анимы:

· женщина-Девочка (стихия вода – игривая и быстрая, шаловливая и завораживающая одновременно), ее отличает неспособность к рефлексии, моральным размышлениям, стремление только к чувствам и переживаниям.

· женщина-Любовница (стихия огонь, символизирующий эротику и страсть), олицетворяющая красоту и эротическую привлекательность, страстную романтическую любовь. В мифологии это Афродита и Венера. Сюда же можно отнести образы Изольды, Джульетты, Елены Троянской.

· женщина-Мать, женщина-хозяйка (стихия земля, означающая плодородие). Она соответствует Деве Марии, плодотворящей любви, поднимающей эрос до высот духовности. Воплощенная в женщине одновременно Мать и Дева - заботливая, любящая, прекрасная, духовно богатая, в древнегреческой мифологии – это богиня Деметра.

· женщина-Королева (стихия воздух, дающая знания и мудрость), в мифологии это Афина и София, премудрость Божия. Образ Мудрости прекрасно описан в православии.

Таким образом, исследовав представления о мужском и женском в разные времена и в разных культурах, можно заметить тенденции идеализации, поклонения, а затем обесценивания значимости мужского и женского начал. Наблюдается движение от матриархата, патриархата, феминистических явлений и до современного равнозначного отношения к мужскому и женскому проявлению в концепции гендерной философии. Понимание и принятие равноценности мужского и женского начал особенно необходимо для гармоничного развития и становления личности человека. В каждом человеке есть мужская и женская части, которые периодически находятся в противоречии, а иногда, толкают человека к поиску гармонии и целостности.









Date: 2015-09-17; view: 2047; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию