Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Женские движения в советской и современной России
К моменту образования советского государства русским феминисткам уже удалось добиться довольно большого числа политических и социально-экономических прав, например, были отмены паспортные ограничения для женщин, расширены их имущественные права, гарантирована личная независимость, наконец, женщины получили бесцензовое избирательное право в органы власти от местного самоуправления до Учредительного собрания; были теоретически осмыслили и инициировали законодательно вопросы, касающиеся упрощения процедуры развода, незаконнорожденных детей, права на аборт и его законность и многое другое. Поначалу интересы нового государства и феминистского движения совпадали, но потом они стали расходиться. В 1917-1918 гг. были приняты декреты, гарантирующие равные права супругов в отношении детей, равное право на развод, на выбор местожительства и т. д., Конституцией были закреплены равные политические и гражданские права женщин и мужчин. Но при этом «женский вопрос» был соотнесён только с работницами и крестьянками, женщины же среднего класса из общественной жизни были исключены, а все бывшие женские организации были закрыты, феминистские газеты запрещены, как и запрещено само понятие «феминизм», ведь «феминистические уклоны» «могут способствовать созданию таких специальных обществ, которые приведут к отрыву женской части трудящихся от общеклассовой борьбы». Нарком общественного призрения А.М. Коллонтай, впоследствии первая в мире женщина-министр, в работе «Труд женщины в эволюции народного хозяйства» заявляет: «Отдельного, самостоятельного женского вопроса не существует; противоречие, которое при буржуазном строе угнетает женщину, является неотъемлемой частью великой социальной проблемы борьбы труда и капитала». Отказываясь признавать, что «женский вопрос» — вопрос неклассовый, она в конце концов приходит к мысли, что материнство на — вот социальная обязанность женщины перед государством. Так сформировался новый гендерный порядок, порядок, при котором женщина в два раза полезнее для государственной машины, чем мужчина, это тот механизм, который несёт на себе двойную нагрузку, выполняя две очень полезные функции: 1. труженица, работающая на коллектив и 2. мать, воспроизводящая будущих тружеников. Таким образом, в советское время классовый подход ко всему, в том числе и к гендерным проблемам, в «женском вопросе» вылился в политику «эмансипации наполовину». Советская женщина обязана была совмещать трудовую занятость, родительство и домохозяйство, т.е. настоящей, подлинной эмансипации так и не произошло, и если западные феминистки глубоко теоретически разработали вопрос о равноправном разделении семейных обязанностей, то у нас царил всё тот же до боли знакомый патриархат. Более того, сами понятия «женское движение», «женские права», «женские интересы», «женская культура» были опорочены. В СССР существовало никакого независимого женского движения. Его роль играл созданный в сентябре 1941г. был создан Антифашистский комитет советских женщин, в 1956 он переименован в Комитет советских женщин; имея международные связи (с женскими организациями 120 стран), он выполнял сугубо миротворческую роль и гендерных проблем не касался. В это же, хрущёвское время, на предприятиях, в университетах, в воинских частях и т. д. создаются так называемые женсоветы. Независимыми они никогда не были, т.к. всю свою деятельность должны были согласовывать с партийными комитетами, руководились женщинами-лидерами партийных организаций, соответственно и действовали лишь в тех направлениях, которые задавала партия. На деле это вылилось только в ещё большее угнетение женщин со стороны государства и семьи, ведь, вовлекая женщин в интенсивную профессиональную деятельность, женсоветы не принимали действенных мер по снижению бытовой нагрузки. В принципе, они и не могли предпринять какие-либо меры, ведь жёсткая экономическая политика по отношению к женщинам разрабатывалась и осуществлялась мужчинами. Смирившись со слабой государственной политикой в женском вопросе, женсоветы пытались её хоть как-то смягчить, например, при отсутствии детских садов «подключались» бабушки-пенсионерки для ухода за детьми и т.п. Таким образом, женсоветы способствовали облегчению жизни женщин, но не пересматривали социальных и внутрисемейных ролей между полами. Кроме того, действуя в направлениях, задаваемых партией, не способствуя радикальным преобразованиям в сфере разделения труда между полами, женсоветы способствовали тому, что сами женщины стали носителями сексизма в обществе. Можно отметить достаточно большой процент женщин-депутатов в Советах, однако рекрутировались они из рабочих специальностей, зачастую не состояли в партии и не имели реальной власти. Для того, чтобы оценить реальную «женскую власть» в советское время, надо посмотреть на высшие органы государственной власти страны. Численность женщин в ЦК КПСС в 1920г — 0,0%, и так почти все годы существования СССР, только в 1990г. - 8%; в Политбюро, Оргбюро и секретариате с 1917 по 1991 годы — только 7 женщин; среди министров советского времени — 0,5%. В 1979 г. на фоне общей общественно-политической пассивности женщин с одной стороны, с другой – на фоне диссидентского движения, в Ленинграде выходит самиздатовский альманах «Женщина и Россия» (тираж всего 10 экз.). В журнале нашли место размышления о реалиях жизни женщин в СССР, о плохой системе здравоохранения, о трудностях с устройством в детские ясли, о матерях-одиночках, об унижении всего женского в обществе, в котором женщина вынуждена быть всем. В итоге члены редакции альманаха - Т.Мамонова, Т.Горичева, Ю.Вознесенская и Н.Малаховская - были высланы из страны. Однако в 1980 г. в Ленинграде же был создан независимый женский клуб «Мария», он издавал и одноимённый журнал, но в 1982 г. и этот клуб был разгромлен властями: часть женщин покинула страну, кто-то потерял работу, две женщины (Н.Лазарева и Н.Мальцева) были арестованы (Н.Лазарева провела в заключение около пяти лет). Итак, господствовавшая в стране политико-идеологическая установка в «женском вопросе» не только не признавала существенным, но и напрочь отрицала феминистское направление мысли. Само слово «феминизм» употреблялось только с каким-нибудь уничижительным определением, например: «буржуазный феминизм». Рядовым женщинам это слово не было даже известно. Борьба женщин за свои права, развитие независимого женского движения считались буржуазной затеей. Женщины – разобщены, угнетены и не готовы отстаивать свои собственные интересы. Когда грянула перестройка, идея возвращения женщины к её «прямым обязанностям» стала вовсю распространяться через СМИ и поддерживаться политиками. С другой стороны и сами женщины стали мечтать возвратиться к традиционной роли. Острая конкуренция во всех сферах жизни привела к вытеснению женщин из структур законодательной и исполнительной власти, увеличилась трудовая дискриминация, при этом материнские и детские пособия уменьшились, ухудшилась и сама система детских учреждений, в то же время в печатных СМИ по отношению к мужчине стал появляться подзабытый за годы советской власти термин – «глава семьи». Однако в то же время в конце 80-х – начале 90-х гг. в стране резко возрастает гражданская и политическая активность, соответственно и первые женские организации появляются тоже в это время. Самый пик их деятельности приходится на период 1991-1995 гг. Именно в эти годы по инициативе женсовета института ядерных исследований г. Дубны были проведены два Независимых женских форума (1991 и 1992 гг.), по инициативе Союза женщин России (возник на базе Комитета советских женщин) – конференция «Женщины России: от дискриминации к равным возможностям» (1992г.). На Первом Независимом женском форуме собралось 200 активисток неформальных женских организаций из 48 городов СССР, в итоговом документе было впервые отмечено существование в стране дискриминации по признаку пола. И на форумах, и на конференции во главе угла стоит вопрос об участии женщин в политике. «Общество, его институты воспроизводят и поддерживают механизмы дискриминации женщин… Необходимо создание государственного механизма, призванного формировать государственную политику по положению женщин в обществе», - говорилось в итоговом документе конференции «Женщины России: от дискриминации к равным возможностям». Участницы женского движения смогли добиться включения в ныне действующую Конституцию особого пункта, устанавливающего равные права и свободы и равные возможности для их реализации для мужчин и женщин, в то время как разработчики основного закона страны вообще не считали этот вопрос сколько-нибудь важным, для них он был всего лишь атавизмом советского прошлого. Наконец, в 1993 г. впервые в истории страны женщины вышли на выборы как самостоятельная общественно-политическая сила, партия «Женщины России» вошла в состав Госдумы I-го созыва. Политическая позиция партии носила ярко выраженный центристский характер и по каждому вопросу своё отношение фракция определяла «исходя из интересов обыкновенного, рядового человека, а не на основе той или иной идейно-политической доктрины». За то время, что фракция входила в Госдуму, ей удалось внести проект закона о предотвращении насилия в семье, добиться принятия закона, вводящего трёхлетний мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательный учреждений, подготовить законопроект о запрещении ведения боевых действий на территории РФ, внести на рассмотрение законопроект об охране природных и биологических ресурсов Каспия, наконец, создать в думе Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи и многое другое. Тогда, в 1994-95гг., именно «Женщины России» отстаивали необходимость принятия закона об «Уполномоченном по правам человека». После неудачных для женской партии выборов в Госдуму в 1995 г., в условиях обострения социально-экономического кризиса, в условиях развивающегося чеченского кризиса женские организации стали больше ориентироваться на решение очень конкретных социальных задач, причём в основном не под лозунгами преодоления дискриминации самих женщин, а под лозунгами устранения повсеместного нарушения прав человека. Женское движение в современной России сталкивается со всеми основными опасностями становления общедемократического движения на постсоветском пространстве. Среди неблагоприятных факторов следующие: • отсутствие гражданского общества; • трудности создания сетей неправительственных организаций; • нехватка экономической инфраструктуры, подходящей для развития и формирования общественного движения; • кризисное состояние экономики и изменения, происходящие в ней, • упадок сферы социальных служб, на которые ранее полагались женщины; • недостаток осознанного отношения активисток к своим гражданским правам и необходимости их отстаивать, что связано с низким уровнем знаний своих прав и не умением их защищать; • отсутствие сотрудничества и солидарности среди женских НПО; • недостаток осознания необходимости политического участия; • недостаток связи феминистской теории и практики женского движения; • Женское движение практически не освещается в СМИ. • широкое распространение сексистского отношения к женщинам. Вопреки всем трудностям женское движение в России живет и функционирует не хуже любого другого социального или общественного движения в стране. Специфика современно российского женского движения заключается в том, что оно: во-первых, избегает "конфронтационных демонстраций"; во-вторых, не концентрирует свои усилия на мобилизации большого числа женщин; в•третьих, подобно другим общественным движением пореформенного периода, сталкивается со значительными барьерами для осуществления совместных действий и развития взаимоотношений сотрудничества между организациями, группами и объединениями, особенно в Москве. Одновременно российское женское движение становиться неотъемлемой частью международного движения, играющего все более заметную роль на мировой арене в определении хода исторического развития. Именно международная солидарность женских НПО обеспечивает интеллектуальные связи, финансовую поддержку и даже уровень внутренней законности для активистов в России. Сегодня женское движение развивается, как и другие некоммерческие общественные организации, формируя горизонтальные связи с ними и взаимодействуя с государственными структурами. Они проводят акции против насилия в семье («Эта рука не ударит женщину»), против торговли людьми, против сексуального насилия. Женское общественное движение использует электронные СМИ для публикации информационных бюллетеней с описанием своей деятельности, сообщением о развитии женских организаций, о документах, касающихся прав женщин. Организации женщин объединяются для консолидированных действий – в 2008 году прошел Всероссийский женский съезд, на котором был создан совет по консолидации женских движений. Женское общественное движение посвящает большую часть своих усилий гендерному образованию и воспитанию, правовому просвещению, при этом активно привлекая к этой деятельности мужчин – в 2009 году как часть кампании «16 дней без насилия» в Барнауле акция «Белая лента» была проведена Алтайским кризисным центром для мужчин. Женское движение пытается интегрироваться в общегражданское движение, с осознанием себя как группы социума с общими интересами, ставит конкретные политические задачи, способные объединить вокруг себя женщин различных социальных слоев. Date: 2015-09-17; view: 978; Нарушение авторских прав |