Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные направления феминистского движения
На стыке 60—70-х гг. XX в. начался стремительный подъем женского движения, который назвали второй волной. Женское движение получило размах в ходе бурных студенческих выступлений и привело к таким разительным переменам в поведении женщин, что социологи были вынуждены заговорить о «мирной женской революции» как о единственно состоявшейся революции XX в. Идейным обоснованием этого движения занимался неофеминизм, лозунги которого были направлены не только на защиту социально-экономических и политических прав женщин, но и на преодоление традиционных представлений о том, что главное назначение женщин — продолжение рода, что основной смысл их жизни сводится к выполнению репродуктивных функции, а потому рождение детей есть их главная обязанность. Вслед за радикальными феминистками XIX в. неофеминистки настаивали на том, что материнство из категории «обязанности» следует перевести в категорию «права» женщин. В этом контексте они добивались признания права на предупреждение беременности, возможности ее прерывания, ставили вопрос о «сознательном материнстве», «планировании семьи». И говорили об этом во весь голос, выдвигая лозунг: «Наше чрево принадлежит нам!» Присвоение женщиной своего «чрева», своего тела при этом подходе мыслилось как равнозначное присвоению своей судьбы. Неофеминизм сложился под влиянием идей, сформулированных Симоной де Бовуар (1908-1986) - французской писательницей и философом-экзистенциалистом. Она принадлежала к числу тех западных феминисток, которые довольно долго были убеждены в плодотворности марксистской модели освобождения женщин — освобождения посредством труда и пролетарской революции. Однако, несмотря на изначально святую веру в дело социализма, у нее все же были определенные сомнения в самодостаточности марксистского подхода к преобразованию отношений между полами. Эти-то сомнения и побудили ее написать специальную работу о положении женщин — двухтомный труд «Второй пол». Три поколения западных женщин выросли на этой книге, почитая ее за новую Библию. Не вступая в прямую полемику с марксистами, С. Де Бовуар переносила акцент с проблемы коллективной борьбы пролетариата, как гарантии такого освобождения, на проблему личностного становления женщины в качестве субъекта. Т. е. восстанавливала тему эмансипации в ее истинном значении. Такой подход был естественным для философа-экзистенциалиста атеистического направления, к которому принадлежала С. де Бовуар. В системе ее взглядов понятия свобода воли, свобода выбора, самореализация личности и ее подлинное существование занимают основное место. Человек волен развивать заложенные в нем способности или приносить себя в жертву обстоятельствам, условностям, предрассудкам. Только сам человек способен наполнить смыслом свою жизнь. Именно поэтому в центре ее внимания — не «женские массы» и их «коллективная борьба», а женская личность и ее «ситуация» в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами. С. де Бовуар сосредоточивает свой анализ главным образом на теме межличностных отношений мужчины и женщины — отношений «Одного» и «Другого», увиденных сквозь призму «подлинного бытия» — бытия личности, способной сознательно выстроить свою жизнь, наполнить ее смыслом и целью. Она формулирует свой знаменитый тезис: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Разумеется, она не отрицает биологического различия между мужчиной и женщиной вообще — «мужским» и «женским» как природными началами. Она отрицает непосредственную зависимость между разными уровнями человеческой жизни, отрицает Зигмунда Фрейда с его тезисом «анатомия — это судьба». И доказывает, что биологическое различие между мужчиной и женщиной вовсе не предполагает их социального различия, когда один является господином, а другой — его рабом. С. де Бовуар стремится рассеять любые сомнения в том, что изначально в женщине заложены те же потенции, те же способности к проявлению свободы воли, к трансценденции, к саморазвитию, что и в мужчине. Их подавление ломает женскую личность, не позволяет женщине состояться в качестве человека. Конфликт между изначальной способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта чужой власти и определяет особенность «женского удела». Но С. де Бовуар убеждена в том, что этот конфликт понемногу разрешается. Стремление к свободе одерживает верх над стереотипами традиционного поведения женщин и мужчин. Подтверждение тому — появление крупных женских личностей в истории, развитие идей женского равноправия, самого женского движения. Современницы С. де Бовуар не осмелились превратить эту идею в руководство к действию. Осмелились их дочери — неофеминистки. Они, духовные наследницы С. де Бовуар, обязаны ей в первую очередь тем, что стали оценивать себя и свою жизнь новыми мерками — мерками свободного человека. Пробуждение социального женского самосознания или, иначе говоря, пробуждение в женщинах стремления жить жизнью полноправного человека — основное достижение неофеминизма. Не все неофеминистки оказались готовыми до конца следовать за С. де Бовуар и видеть в женщине существо, отличающееся от мужчины только своей способностью к рождению детей. Некоторые из них, например, француженки Л. Ири-гареи, Э. Сиксу и др., исходя из теории эссенциализма (от лат essentia — сущность), отстаивают идею об особой женской субъективности, специфике женского начала. На этой основе они говорят о праве женщины не копировать мужской стандарт социального поведения, а жить в истории на свои манер, сообразно женской натуре, иначе говоря, отстаивают право на различие с мужчиной. Для сторонниц С. де Бовуар, убежденных в принципиальной схожести, даже равенстве личностного начала в человеке, будь то мужчина или женщина, подобной женской «сущности» в принципе нет и быть не может. По их мнению, быть женщиной — это не призвание, не назначение. Женщина должна быть способна реализовать себя как человек — в труде, в творчестве, в саморазвитии. Сторонницы «права на различие» доказывали, что вся предшествующая история и культура выстроена в соответствии с мужским видением мира, с мужскими вкусами, предпочтениями — мир «маскулинизирован». Поэтому, входя в историю как ее субъект, женщина должна противопоставить стандартам и стереотипам мужчины свои, женские. Без утверждения своего особого взгляда на мир, на историю и культуру, женщины рискуют потерять самобытность и просто раствориться, исчезнуть в «мужском» обществе. Сторонницы Симоны де Бовуар, «эгалитарные» (от франц egalite — равенство) феминистки упрекали своих оппоненток за то, что они все свои заключения выводят на уровень сексуальности и ее проявлений, что для них «признак пола — главный и повсеместный». Спор между этими версиями феминизма быстро вышел за пределы их «семьи» В него оказались втянутыми представители всех наук о человеке — биологи, физиологи, психологи, антропологи, этнографы, философы, историки, филологи. Это произошло еще и потому, что с середины 1970-х гг. под напором феминисток в западных университетах повсеместно возникали центры «женских» «феминистских» исследований с особыми программами. Основная задача таких центров — выявить и определить особенности— или отсутствия таковых — женского «начала», женского взгляда на мир, женских ценностей. С развитием этих исследовании феминистский спор не только не разрешился, но окончательно развел в разные стороны исповедников «эгалитарного» и «дифференцированного» подхода к определению женской самобытности. Свои выход из тупика этого спора предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сравнительных характеристик «мужского» и «женского» начал. В центре их анализа стояло понятие «гендер». Так возникли гендерные исследования, которые очень быстро отвоевали себе место и в академических науках, и в образовательных центрах. Концепцию «гендера» в 80—90-е гг. прошлого века взяли на вооружение в качестве исследовательского инструмента социологи, политологи, философы, психологи, экономисты и др. В последние десятилетия XX в., несмотря на внутренние споры, феминистская теория также переживает период бурного развития. В рамках радикального феминизма всерьез уточняется и дополняется концепция патриархата. Этим занимаются американки С. Файерстоун, К. Миллет, француженка К. Дельфи и др. Феминизм радикального толка убежден в том, что различия по полу суть наиболее глубокий и политически значимый водораздел в обществе. Все общества, прежние и нынешние, по этому воззрению, характеризуются патриархией — системой, которая позволяет, по выражению Кэйт Миллет, «одной половине человечества — мужчинам — держать в узде другую половину — женщин». Радикальный феминизм провозглашает необходимость своего рода сексуальной революции — революции, которая, помимо прочего, перестроит не только политическую, но и личную, домашнюю и семейную жизнь. Характерный лозунг радикального феминизма — «личное есть политическое». Дело, однако, не доходит до того, чтобы видеть в мужчине «врага», — лишь в самых крайних своих формах радикальный феминизм призывает женщин совершенно «удалиться от мужского общества». В работах Д. Митчелл, Н. Ходороу, К. Киллиган, Г. Рабин и др. получает дальнейшее развитие психоаналитический феминизм, который акцентирует внимание не на особой роли отца и эдиповом комплексе (что характерно для основоположника психоанализа 3. Фрейда), а на доэдипиальном периоде, когда ребенок особым образом связан с матерью. С точки зрения феминисток-психоаналитиков, прежде всего воображаемый страх перед матерью, заложенный в детстве, определяет мотивацию поведения взрослых индивидов. Психоаналитический феминизм сыграл определенную роль в привлечении внимания к социальной природе не только отцовства, но и материнства, постановке проблем воспитания (в особенности женщинами женщин). Под воздействием крупнейшего французского философа Мишеля Фуко, разработавшего новую «капиллярную» теорию власти, а также таких видных теоретиков постструктурализма, как Ж. Лакан, Ж. Деррида, Р. Барт, Ж.Делез, Ф. Гваттари возникает постмодернистский феминизм или постфеминизм. К числу его крупнейших представительниц относят таких разных исследовательниц как Д. Батлер, Р. Брайдотти, М. Виттиг, Ю. Кристеву и др. Сегодня постфеминизм считается едва ли не самой авторитетной ветвью феминистской критики, хотя противники справедливо упрекают его представительниц в незавершенности, внутренней противоречивости мыслительных разработок, размытости используемых понятий. Тем не менее, именно в рамках постфеминизма произошло смысловое приращение к феминистскому знанию. Постфеминистки сумели предложить новое толкование «различий» в субъектности — не как маргинальность, исключения из культуры, не как отклонения от нормы, а как некоей ценности. В такой парадигме любой «другой» (другая субъектность) получает свой полновесный статус в истории, за любым «другим» признается право на полноценное существование. Такой подход утверждает многогранность, многоликость, пестроту социального пространства, которое держится в напряжении не одним — центральным конфликтом, не одним противоречием — классовым, расовым или национальным, а множеством разных конфликтов, разных противоречий, по-разному и разрешаемых. Для сегодняшнего феминизма понятие «разнообразия» является базовым. Одна из крупнейших его представительниц, американский историк Дж. Скотт подчеркивает: «Современные феминистские теории не предполагают фиксированных отношений между сущностями, а трактуют их как изменчивые эффекты временной, культурной или исторической специфики, динамики власти... Ни индивидуальная, ни коллективная идентичность не существует без Другого; включенности не существует без исключенности, универсального — без отвергнутого частного, не существует нейтральности, которая не отдавала бы предпочтение ни одной из точек зрения, за которыми стоят чьи-то интересы, власть играет существенную роль в любых человеческих отношениях... Для нас различия — это факт человеческого существования, инструмент власти, аналитический инструмент и черта феминизма как такового».
Date: 2015-09-17; view: 1093; Нарушение авторских прав |