Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дискуссии о правовом статусе женщин в православии в начале XX в





В огромном море литературы, посвященном истории русских женщин, религиозный вопрос для периода рубежа XIX - XX веков представлен весьма фрагментарно. Только в последнее время стали появляться серьезные работы, посвященные образованию женщин из духовного сословия, их роли в деле народного образования. История духовного сословия и его места в общественной жизни России накануне революционных событий 1917 г. изучена намного меньше, чем прочих классов русского общества. Между тем именно в духовном сословии женщина уже в XIX в. приобрела целый ряд прав, за которые боролось женское движение: право на образование, на пенсию.

Наряду с процессами секуляризации общества, разрушения патриархальной религиозности можно отметить в XIX в. и другой процесс - рост женского монашества. За этим процессом накануне 1917 г. стояли как народные религиозные искания, так и новые социальные явления, связанные с разрушением традиционной семьи. И если история создания монастырей и биографии женщин-основательниц монастырей привлекали внимание исследователей, то женское монашество как явление социальное только недавно стало предметом изучения. В истории женских монастырей можно отметить движение за статус общин диаконисс, т.е. общин, направленных на социальное служение и не сопровождающихся пожизненными обетами.

«Женский вопрос» становится актуальным и для церковной прессы: женщины все более начинают восприниматься как значительная опора для Церкви. Первая мировая война, отток мужского населения в армию и последовавший в армии массовый отход от веры, только усиливали это представление. И церковные либералы, и консерваторы стремились к тому, чтобы привлечь женщин к церковному образованию. Вопрос о статусе женщины, ее роли в религии ставится и в церковной прессе и разрабатывается церковной наукой.

Уже с 80-х годов XIX в. делались попытки создать разного рода богословские курсы для женщин. Одна из них была предпринята протоиереем А.М. Иванцовым-Платоновым в виде отдельных чтений по богословским вопросам для образованных женщин22. В 1910 г. открылись женские богословские курсы - одновременно в Москве и Казани В Москве они были основаны «Союзом христианских матерей» под председательством граф. З.В. Коновницыной при «Обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей» кн. С.А. Голицыной23. Прот. И. Восторгов разработал устав Высших богословских женских курсов. В объяснительной записке он отмечал, что стремление женщин получить высшее образование приводит к тому, что все курсы, открываемые при университетах, оказываются переполнены. Он предлагал предоставить выпускницам курсов широкие права, даже преподавание Закона Божьего во всех низших учебных заведениях24. К 1913 г. был даже разработан проект Женского Богословско-Педагогического Института, который должен был находиться в Московском Скорбященском монастыре. Проект предусматриваг преподавание церковной истории, истории искусства, философии психологии, педагогики и др. предметов-"5. О востребованности женщ» нами богословского образования свидетельствует тот факт, что единственном выпуске Петрофадского Богословского Инст^Г^\ рый состоялся в 1923 г., из 26 человек выпускников было 9 ^ ’ С

В начале XX в вопрос о воссоздании чина диаконисс быль вновь поднят игуменьей Леснинской общины Екагериной. В 1914 г. в этой общине, получившей статус монастыря, было уже 20 монахинь и 300 сестер и послушниц. В 1906 г. игуменья Екатерина обратилась в Предсоборное присутствие с ходатайством о восстановлении служения и звания диаконисс. Она считала, что диакониссы смогут играть важную роль в обществе, что благодаря этому институту можно будет решить ряд социальных задач, именно это служение привлечет образованны женщин.

Мнение о желательности Создания чина диаконисс было высказано о ряде отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе.

Идея создания чина диаконисс была поддержана и в выступлении в Предсоборном Присутствии в 1906 г прот. А П Мальцевым настоятелем Берлинского кафедрального собора. Прот. А П Мальцев сообщал об активном участии женщин в деле благотворительности, которые по сходству своего служения со служением в древней Церкви часто получали название диаконисс. Он отмечал: «самое важное то, что сестры, поступающие из всех сословий на это служение ближнему, отнюдь не связываются никакими ни вечными, ни временными монашескими обетами безбрачия, добровольной нищеты или бедности» А.П. Мальцев считал, что «освобождение от обязательности этого рода обетов особенно обета безбрачия даваемого нередко без совершенного знания жизни, создало бы и у нас среди женских обителей, целый класс таких самоотверженных тружениц для великого служения делу любви к ближнему у постели бедных больных женщин, беспризорных и заброшенных детей и т.д., который мог бы широко раскинуть сеть своей деятельности на глухие деревни и села чтобы заменить усталую и больную мать поддержать престарелых и наблюсти сирот».


Обращаясь к истории существования диаконисс в древней церкви, А.П Мальцев замечал: «Было бы ошибочно думать что все служение диаконисс сводилось к прислуживанию женщинам при Крещении, научению начаткам веры, наблюдению в известной части за церковным благочинием и т.п.; нет, они прямо и непосредственно служили Христовой миссии…»

Прот А П. Мальцев отмечал, что «было бы в высшей степени желательно восстановление этого забытого, но многополезного инситута»

Прот. Ф. Успенским, членом Предсоборного Присутствия, были представлены «Правила для жизни и деятельности православных диаконисс». Эти правила были включены в проект Устава прихода.

Важным событием стало открытие в Москве в 1909 г. Марфо-Мариинской обители милосердия вдовой великого князя Сергеи J сандоовича Елизаветой Федоровной. Поступавшие в обитель девушки получали медицинское и религиозное образование. Елизавета Федоровна ходатайствовала перед Синодом придать ее общине статус общины диаконисс. Ее прошение было поддержано профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии А.А. Дмитриевский, митрополитом Владимиром (Богоявленским). Однако решение было отложено до рассмотрения на Поместном Соборе.

Споры вокруг чина диаконисс стали причиной фундаментального исследования С.В. Троицкого «Диакоииссы в Правосланой Церкви», в котором автор давал историческую справку о диакониссах и о попытках воссоздать этот чин в Русской Православной Церкви.

Поместный Собор был созван только после Февральской революции. Если в 1905 г. вопрос об участии женщин в Поместном Соборе не только не ставился, но выражалось сомнение даже в возможности участия мирян, то после февраля 1917 г. женщины участвовали и в епархиальных съездах, и в выборах на Поместный Собор, но без права участия в Соборе. Они не были допущены даже для разработки проекта о женских монастырях, хотя сами разработчики уже воспринимали это как неправильное явление.

Члены Собора считали необходимым рассмотреть вопрос о правах женщин. Соборный Совет передал в Отдел о церковной дисциплине заявление 35 членов Собора, в котором говорилось «о необходимости положить конец бесправию женщин».

Активным сторонником обсуждения положения женщин в Церкви был председатель Отдела о церковной дисциплине митр. Владимир (Богоявленский), который «отрицательно относясь к тем общественным функциям женщин, которые отвлекают ее от семьи, высказался за расширение прав женщины в церковной жизни, где она являлась и теперь является силой, большей даже, чем мужчины, и предложил воспользо-ваться этой силой для блага Церкви, восстановивши древний институт диаконисс».

Доклад об участии женщин в соборной жизни Церкви подготовил профессор Томского университета протоиерей Иаков Галахов, уже выступавший в печати по этому вопросу.


Докладчик отмечал: «В соборной жизни Церкви не может не обращать на себя внимания одно печальное явление - отсутствие прямого, активного участия женщины». Приниженное положение женщины И.И. Галахов связывал с особенностями языческих нравов, тогда как христианство восстанавливает справедливость по отношению к женщине: «Общий принцип, определяющий права женщины в Церкви, установлен прямо и твердо: в Церкви “несть мужеский пол, ни женский"

Актуальность обсуждения положение женщин в обществе связывалась с изменением производственных отношений и демографической ситуации. И. Галахов ратуя за права женщины, с тревогой указывал на антихристианскую направленность, принимаемую женским движением.

Отмечая, что съезд духовенства и мирян допустил женщин в свою среду, но с правом совещательного голоса, Гаахов предложил предоставить женщинам право: 1) Участвовать в Соборах 2) Участвовать в делах управления, суда, церковного хозяйства 3) Исполнять в Церкви все должности, кроме иерархических.

Положения доклада вызвали возражения. Многие считали, что положение мужчин и женщин не должны быть одинаковым что прямое назначение женщины быть матерью, воспитательницей детей и хозяйкой, и что равноправие ее будет иметь своим последствием разрушение семьи». Вместе с тем в условиях и оскудения Церкви мужчинами многие из выступавших высказались за предоставление женщинам права быть псаломщиками.

В ответном докладе было отмечено, что ограничение прав женщины в Церкви не имеет под собой оснований, и что в что в ранний период истории Церкви женщины проявляли особую активность. Говорилось о том, что женское служение в более поздний период «значительно сократилось и потом почти сошло на нет». Период, когда начались гонения на Церковь, вновь требует участия женщин.

Были сформулированы следующие положения:

«А. Признать за женщиною: 1) право на участие во всех приходских собраниях и советах с решающим голосом; 2) такое же право участия в благочинническом и епархиальном собраниях; 3) право участия во всех просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением судебно-административных и епархиального совета.

Б. Находя особенно полезным привлечение женщин к непосредственному участию в заботах о чистоте и благолепии храма и в чинном отправлении богослужения в качестве чтеца и певца, Отдел находит возможным: 1) предоставить женщине право на занятие должности церковного старосты на одинаковых правах с мужчиною; 2) в особых исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщков, но без включения в клир».

Большинством членов Собора доклад был принят с одобрением. Настоятель Липецкого собора протоиерей А.В. Суворов заметим, что «женщины являются самыми сильнейшими ревнительницами о Церкви и благочестии»6 и ходатайствовал об утверждении сестричеств при церквах «с целью следить за благочинием в церкви, и о предоставлении одной из членов сестричеств из вдов или девиц права входа в алтарь*

Это ходатайство было поддержано и ген. Л.К. Артамоновым, который рассказал, что он много ходатайствовал перед Синодом об устройстве женской полумонашеской общины.

Все статьи доклада были приняты. Таким образом, на Соборе был высказан весь спектр отношений к женщинам от признания их полного равноправия с мужчинами до признания за ними лишь права уборки храма.

«Женское движение» в годы революции и последующие горы советской власти помимо хорошо известного феминистского дискурса отстаивали и другое направление - отстаивание религиозных ценностей.

 








Date: 2015-09-17; view: 849; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию