Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гендерные аспекты семейных отношений
Для исследователей гендерного аспекта семьи важно помнить о четырех типах брачных отношений: 1) групповой брак; 2) полигиния (один мужчина и несколько женщин); 3) полиандрия (одна женщина и несколько мужчин); 4) моногамия (один мужчина и одна женщина) в двух формах; Пожизненная и допускающая развод. В наше время полиандрия практически исчезла, групповой брак сохранился лишь у немногих племен, полигиния осталась у миллионов последователей ислама и тысяч членов секты мормонов, а моногамия расширилась, однако не пожизненная, а, как правило, с разводом. Следует иметь в виду специфику института семьи и его гендерного аспекта в России. Его история, что весьма характерно, тесно связана с социальной структурой. Ведь даже в конце XIX в. население Российской империи оставалось в большинстве своем крестьянским. Накануне Первой мировой войны в 1913 г. городское население составляло лишь 18%. Да и сами города порой трудно было отличить от сел: три четверти населения были заняты в сельском хозяйстве. (Лишь в 1962 г. городское население превзошло по численности сельское.) Глава семьи определялся в соответствии с порядком наследования по мужской линии. Как представитель семьи в общине, домохозяин был обязан платить налоги и подати, поставлять рекрутов на военную службу. В семье именно он распоряжался общим имуществом, руководил хозяйственными и полевыми работами, был арбитром в спорах. В начале XIX в. в русской семье насчитывалось от 25 до 30 человек. К концу XIX в. этот тип семьи стал уходить в прошлое. Женатые сыновья создавали свои домашние очаги, и по переписи 1897 г. в европейской части России средняя цифра была уже 5,9 человека в семье. Как правило, в одном браке крестьянка рожала от 8 до 10 детей, из которых примерно треть умирала, не достигнув одного года. Из-за высокого уровня смертности было распространено вдовство, но многие овдовевшие вновь вступали в брак. Российскому вдовцу, так же как и европейскому, была нужна новая жена, чтобы воспитать детей, оставшихся без матери, помогать в ведении хозяйства. Вдова становилась тяжелой обузой для семьи, поскольку, не имея возможности пользоваться землей покойного мужа, она была обречена на нищету. Огромную роль в жизни семьи играла Русская православная церковь. Она устанавливала нравственные критерии, а также фиксировала в приходских книгах акты гражданского состояния и, конечно, освящала своей обрядностью брак, рождение и смерть. Анализируя современную отечественную семью, не следуй забывать, что почти все россияне — жители крупных и малых городов — более чем наполовину в прошлом выходцы из деревни. Но традиции патриархальной русской семьи разрушены, а истоки забыты. Массовая пропаганда способствовала девальвации ценности материнства — семейные роли женщины всячески принижались. Идея коллективного воспитания воплотилась в монополию государства на воспитание, реализуемую тем более энергично, поскольку она позволяла привлечь массу женщин в качестве дешевой рабочей силы. Первые детские колонии, призванные справиться с полной порожденного Гражданской войной беспризорничества, вырабатывали новые принципы коллективной педагогики, исключавшие гендерный подход; они становились предметом политических спекуляций и распространялись на воспитание в целом, в том числе и семейное. Все это не могло не сказаться на стиле взаимоотношений и семье. Однако неверно все трудности и противоречия современной российской семьи связывать только с историческими процессами. Следствием такого подхода может стать позиция, при которой личная ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких переносится на эпоху. В современных условиях, складывается тенденция к возрастанию автономности супругов, так как интересы каждого из них разнообразнее семейных, и круг значимого общения выходит за рамки супружества. Наиболее значительные перемены произошли в социальных ролях и в самой системе жизненных ориентиров современной женщины. На первом месте все очевиднее ценности самореализации, индивидуальной успешности, социальной престижности, тогда как традиционные фамилистические установки на семью и детей как главные ориентиры жизни женщины постепенно, но устойчиво отходят на второй план и все более архаизируются. Кроме того, нельзя не отметить и такие новые характеристики брачного портрета женщины, как наличие у нее, как правило, серьезного и разнообразного сексуального опыта. Не менее глубокими выглядят изменения и в ролестатусных характеристиках другого пола – мужчин. Важнейшее из них – утрата современным мужчиной традиционной монополии на брачном рынке, в частности социального, приоритета на выбор партнера, – очевидное следствие уже общепризнанной тенденции гендерной эгалитаризации в семейных отношениях. Из бесспорного субъекта брачного выбора мужчина трансформируется в одного из возможных партнеров по брачному рынку, что, конечно, является существенным социальным сдвигом в гендерной структуре семейно-брачных отношений. Идеал семейных отношений как его представляют мужчины, крайне трудно достижим и «задает» конфликтность в современной семье. Большинство мужчин считают, что независимо от того, работает жена или нет, важно, чтобы дома был всегда порядок и уют; что влияние женщин в профессиональной деятельности и политике может быть различным, зато в семейной жизни должно быть сохранено их преобладающее влияние. До сих пор в семьях, в т.ч. и в азербайджанских, существует традиционное разделение труда: муж зарабатывает - жена занимается хозяйством, либо мужчине - мужскую работу, женщине - женскую. Преувеличивая свою роль в введении домашнего хозяйства, мужчины все-таки часто признаются, что занимаются домашними делами и воспитанием детей существенно меньше, чем женщины (жены). А это, в свою очередь, вызывает в семье напряженность, разногласия, конфликты. Практически все семейные конфликты являются гендерными, т.к. в первую очередь семья - это личностные отношения между мужчиной и женщиной. Гендерные конфликты в семье часто вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей. Как правило, мужчины имеют установки на традиционный тип семейных отношений в быту (женщины выполняет больший объем домашних работ, а муж помогает св ыполнением традиционных видов «мужской работы».) Женщины часто склоняются к эгалитарному типу распределения ролей в семье – домашние обязанности либо разделяются поровну, либо их основную часть берет на себя тот супруг, который имеет больше свободного времени. Практически все семейные конфликты являются гендерными, т.к. в первую очередь семья - личностные отношения между мужчиной и женщиной (мужем и женой). На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены как в семейной, так и в профессиональной сферах. Исследователи, занимающиеся изучением семейных отношений, как правило, обращают свое внимание на такой значимый показатель семейной жизни, как характер распределения ролей в семье между мужем и женой. Часто в основе гендерных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов. Гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей. Как правило, мужчины имеют установки на традиционный тип семейных отношений в быту (жена выполняет больший объем домашних работ, а если муж ей и помогает, то только выполнением традиционных видов «мужской работы»). Женщины чаще склоняются к эгалитарному типу распределения ролей в семье, при котором семейные обязанности делятся поровну между мужем и женой, либо распределяются в зависимости от сложившейся ситуации: основную часть домашних дел берет на себя тот член семьи, у кого больше свободного времени. Некоторые исследователи считают, что типичная для женщин ситуация «двух видов» - в профессиональной деятельности и в быту, когда работа по дому подобна «второй смене» - столь критическая, что может быть воспринята как пример гендерного неравенства. Насилие в семье, между партнерами имеет место во всех странах, культурах и слоях общества. Помимо физической агрессии (избивание), насилие по отношению к партнеру проявляется также в насильственных половых актах и в иных формах сексуального принуждения, в жестком психологическом воздействии на партнера (запугивание или унижение) или в установлении контроля над его поведением (изоляция от членов семьи и друзей, запреты на получение информации и помощи). Хотя женщины также бывают агрессивными по отношению к своим партнерам-мужчинам, и хотя насилие может иметь место и между партнерами одного пола, все же основной груз насилия несут женщины, оказывающиеся в руках мужчин. Именно женщины считаются наиболее уязвимой частью населения; осуществленное по отношению к ним насилие - это проявление исторически сложившихся неравных отношений между мужчинами и женщинами. По данным обследований, проводимых по всему миру, от 10 до 69% женщин сообщают о том, что они подвергались физическому насилию со стороны партнера-мужчины в то или иное время своей жизни. Наиболее часто женщины подвергаются насилию со стороны мужа и его родственников, членов его семьи, а также в семье, где родились. В целом, насилие в семье обычно подразумевает физическое оскорбление от рук мужа (жены) или партнера, хотя может относиться и к физическому воздействию на детей со стороны взрослых. Феминистки утверждают, что корни насилия в семье, домашнего насилия в отношении женщин кроются в патриархальном укладе жизни, которым мужчина наделяется властью над женщиной. От нее ждут подчинения, притом что зачастую и сама женщина морально готова играть подчиненную роль. Неэффективная работа правоохранительных органов, отсутствие социальных институтов, защищающих жертв насилия, упорное нежелание публичного обсуждения фактов насилия заставляет женщин воздерживаться от обращения в правоохранительные органы. В случаях же с домашним насилием все усугубляется еще и страхом и безнадежностью самих жертв, которые воспринимают внутрисемейное насилие как обыденное явление.
Date: 2015-09-17; view: 3474; Нарушение авторских прав |