Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности гендерных отношений в России XVIII-XIX в
Опыт XVIII века в России уникален: в течение более семидесяти лет женщины осуществляли высшую власть в государстве. Оформилась целая эпоха, сложилась политическая традиция. Столь долгое присутствие женщин на российском троне было естественным результатом преобразований Петра I в сфере власти. В России произвели грандиозный политический переворот, использовав гендерную альтернативу. Женщины-императрицы, несмотря на их слабости и противоречия, смогли стать достойными продолжателями политики Петра I. Гендерная культура императриц стала основой их политики. В это время из “пустяков”, элементов частной жизни, забав и праздного на первый взгляд времяпрепровождения вырастали целые платы культуры, формировались предпосылки и механизмы дальнейшей модернизации. Женский мир доиндустриальной эпохи весьма отличен от мужского. Женщины — за исключением некоторых, особенно деятельных и социально амбициозных представительниц царского и великокняжеских домов — были ограничены в возможностях проявлять свои таланты, особенно в таких сферах, как администрирование, внешняя политика, экономическое управление. Однако женщины опосредованно влияли на сферы мужского господства, воодушевляя мужей, отцов, сыновей, братьев на различные поступки, обсуждая их успехи и неудачи на службе. Иногда они прямо вмешивались «не в свои», мужские дела. В сфере же непубличной — дома, в семье, где формировались эмоциональные связи и отношения, рождались и воспитывались дети, где в доиндустриальную эпоху производились и распределялись предметы первой необходимости, — женщины играли первостепенную роль. Родственники (близкие и далекие), воспитатели и няни, слуги, соседи, «отцы духовные», друзья — вот тот круг, который определял и ограничивал пространство частной жизни женщины. Отношения с мужчинами в процессе выбора брачного партнера, в повседневном быту, ежедневном и праздничном общении, в работе и на досуге, «взаимопритяжения» в интимной сфере, супружество и его оттенки оказывали более или менее равнозначное влияние на частную жизнь женщин всех социальных слоев. К концу XVIII в. определяющим в содержании частной жизни женщины в любой семье, любого социального слоя стало стремление быть необходимой, нужной, полезной для всех близких (от мужа и детей до соседей и любовников), подчас даже служить своеобразным «оберегом», хранительницей семейных устоев. Отчасти это стремление стимулировалось идеей взаимных обязательств, которые навязывались установлениями обычного и писаного права. Но все-таки в большей мере женщины — матери, жены, сестры, дочери, любимые — становились вторым «я» для своих близких по зову сердца, по добровольной, эмоционально обусловленной потребности. Развитие брачно-семейных отношений на протяжении XVIII века претерпело значительные изменения. Женщина как субъект семейных отношений получает больше прав и свобод по поводу заключения брака или расторжения, не смотря на его столь сложную процедуру. Насильственное замужество уходит в прошлое, на смену ему приходит брак по взаимному согласию будущих супругов. Так же можно отметить, что в это время произошла гуманизация семейных отношений, которая напрямую зависела от развития гражданского законодательства. Это выражалось в повышении брачного возраста до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, в установлении единообразных поводов к разводу для мужчин и женщин. D семьях купцов женщины активно участвовали во всех торговых операциях, в крестьянских вели напряженную трудовую деятельность и в поле, и дома. Церковные же установления, как и ранее, поддерживали идею главенства мужа в семье, не отрицая, впрочем, и авторитета матери. Роль женщины в семье любого состояния была значительной: воспитание и образование детей, заботы по хозяйству, право распоряжения домашним бюджетом — все это были традиционно закрепленные обязанности жены и матери. Законы и церковные установления защищали их честь и достоинство, сильная родня (семья женщины) могла заставить супруга, если он обижал жену, покаяться или с помощью церковных властей даже настоять на ссылке его в монастырь на полгода или на год 20. Иногда путем разрешения конфликта становился развод. Изменения в повседневном, в том числе семейном, быте — начавшиеся «сверху», с привилегированных и образованных сословий, — постепенно проникали и в другие социальные слои. Новые формы общения и проведения досуга сломали в XVIII в. остатки затворнического уединения. Женщины в российских семьях получили постепенно «право голоса». Это заметно по мемуарам и письмам, по литературным произведениям. И все же этот голос оставался негромким, ненапористым, непритязательным, как и сам эмоциональный мир образованной русской женщины «осьмнадцатого» столетья. Формировавшийся как сфера скрытого и сокровенного, женский эмоциональный мир оставался и в начале XIX в. скованным условностями социальных ожиданий и религиозно-нравственных норм. XIX столетие вошло в историю русских женщин как время зарождения «женского вопроса». Истоки возникновения идеи эмансипации женщин, как выяснилось, лежат в сфере понимания их социального и семейного равенства, равноправия. Какими они должны быть, действительно ли они необходимы для благополучия общества, каковы формы их проявления — такие вопросы возникли почти одновременно в общественном сознании ряда стран Европы, а позднее и России — почти полтора столетия назад. «Женский вопрос» в России начала XIX в. понимался прежде всего как достижение некоторых улучшений в социальном и семейном положении женщин. Не исключалась и борьба за активное участие женщин в политике. Благородным целям усиления «социализации» женщин послужила первая на русской почве организация «для достижения общественных целей», созданная в 1812 г.— Женское патриотическое общество, положившее начало женскому движению в России. В первые годы XIX в. появилось немало образованных женщин, разделявших идеи декабристов — членов первых политических организаций начала XIX в., целью которых была ликвидация или модернизация автократической системы. В демократическом обществе, полагали тогда, женщины сами собой станут свободными, полноправными участницами общественной жизни. Как шаг в этом направлении рассматривалась и просветительская, и благотворительная деятельность; роль в ней женщин из числа знати нельзя недооценивать. Так что «женский вопрос» и «женское движение» ■ в России возникли уже в первые годы XIX в. Поскольку Россия до середины XIX в. жила еще по законам и нормам феодальной эпохи, давно уже устаревшим, прогрессивные юристы начали активно обсуждать вопрос о пересмотре законодательства. Не говоря уже о политических правах (которых в то время не имело абсолютное большинство населения России, поскольку Россия была крепостной), русские женщины всех сословий не были полностью равны с мужчинами своего социального слоя в законе и во многих иных отношениях. Так, например, русские женщины начала XIX в. не имели доступа к высшему образованию, не имели права заниматься многими профессиями. В то же время на фабриках женщины трудились наравне с мужчинами, получая меньшую плату. Комплекс этих и иных вопросов обсуждался на страницах прогрессивных русских журналов XIX в. в рамках темы «эмансипация женщин». При этом следует учесть, что юридический статус русской женщины в отношении собственности и наследования превосходил статус большинства ее европейских сестер. В любой русской семье жена владела своим личным имуществом, имела право на не менее чем седьмую часть движимостей и на 1/4 часть недвижимого имущества, если оставалась вдовой. Дочери также имели право на фиксированную часть наследства. Эти права у европейских женщин того же времени были либо меньшими, либо их вообще не существовало. Кроме того, уже в первые десятилетия XIX в. выдвигались проекты законов о полной имущественной самостоятельности женщин. К комплексу вопросов об эмансипации женщин в середине XIX в. относилась и тема облегчения развода для женщин, их права на гражданский брак. Широкому обсуждению подверглись вопросы, связанные с проституцией, которая в течение прошедших веков не была заметным явлением и обнаружила себя лишь в XIX в. То же можно сказать о дискуссиях по поводу «женских преступлений» (подкидывание детей, производство абортов). Определенную роль в привлечении внимания к этим сторонам «женского вопроса» сыграло проникновение в Россию идей европейского женского движения. Так или иначе, тема женщины, ее положения в семье и обществе и ее «освобождения» стала в середине XIX в. одной из ведущих тем в публицистике и литературе. Немалый интерес к женскому движению и «женскому вопросу» стали проявлять тогда и радикальные, а также экстремистские организации в России. Не случайно в работе Р. Стайтса просматривается тенденция увязывать историю политического террора 1870-1880-х годов со стремлением женщин решить «свой» вопрос, стать равноправными. Закономерно и то, что позже «женскому вопросу» огромное внимание уделили большевики, считавшие, что «не может быть социалистического переворота, если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем участия». Date: 2015-09-17; view: 2134; Нарушение авторских прав |