Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и основные черты современного перераспределительного государства (“социального правового государства”)
1. В общем и целом правовое государство – это такая модель организации государственной власти, которая дает надлежащие (с сегодняшней точки зрения) гарантии правовой свободы, прав человека. Эта модель основывается на исследованиях исторических проявлений права и государственности в наиболее развитых правовых культурах. Есть три основные характеристики правового государства – (1) господство права, (2) надлежащие формальные и (3) надлежащие институциональные гарантии правовой свободы. Также можно говорить о трех компонентах (признаках) правового государства. В этом контексте В.С.Нерсесянц предлагал различать нормативно-правовой, гуманитарно-правовой и институционально-правовой признаки правового государства. В конечном счете объяснение всех эти компонентов сводится к правам человека. Господство права означает приоритет прав человека. Надлежащие гарантии правовой свободы – это конституционное закрепление прав человека и рассредоточение государственной власти (разделение властей) в целях предотвращения тирании, авторитарных ограничений и нарушений прав человека. Господство права предполагает преимущественно правовой способ соционормативной регуляции – законодательное регулирование по принципу права, “правление” правовых законов. Такое состояние достигается в развитой правовой культуре – когда высшей ценностью признаются права человека, а задачей государства считается их соблюдение и защита. Речь идет не о верховенстве закона (необходимое, но не достаточное условие правовой свободы), а о верховенстве правав системе соционормативной регуляции, о приоритете права по отношению к иным способам соционормативной регуляции – уравнительным, силовым, моральным, религиозным. Господство права достигается при соблюдении следующих принципов и требований. 1. Требование правового характера законов запрещает издавать законы правонарушающие, а критерием правового характера законов служат права человека. Например, ч.2 ст.55 Конституции РФ гласит: “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”. Закон, нарушающий права человека, может быть оспорен в компетентном суде, который вправе объявить закон недействительным и лишить его юридической силы. 2. Законодательное установление пределов свободы исключительно по принципу формального равенства – обеспечения равной свободы для всех: свобода каждого кончается тогда, когда нарушается свобода других; осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других. 3. Из вышесказанного вытекает приоритет прав человека по отношению к иным ценностям, защищаемым в государстве. Законодатель не вправе ограничивать права человека под предлогом защиты других, даже конституционно гарантированных ценностей. Например, законодатель не вправе ограничивать свободу информации под предлогом защиты нравственности, но обязан запретить навязывание такой информации, которую потребители информации расценивают как противную их морали. 4. Верховенство конституции, закрепляющей права человека, по отношению к остальным источникам права. Правовое государство – это конституционное государство, а поэтому неверно приписывать правовому государству верховенство закона. В правовом государстве закон подчинен конституции, и если конституционный суд установит, что закон ей противоречит, такой закон утратит силу. 5. Равное подчинение праву всех, включая органы государственной власти. В правовом государстве властные полномочия существуют как правомочия и осуществляются исключительно в пределах дозволенного конституцией и издаваемых в соответствии с ней законов. 6. Презумпция правомерного поведения. Как уже говорилось, господство права достигается лишь в развитой правовой культуре, когда реально преобладает правомерное поведение людей. Поэтому здесь законодатель (и другие государственные органы) руководствуется презумпцией правомерности, правомерного поведения каждого человека, в частности – презумпцией невиновности. Закон в правовом государстве запрещает только то, что несовместимо со свободой всех и каждого, но не ограничивает права человека из полицейских соображений – например, ради более эффективного полицейского контроля. Напротив, в полицейском государстве, в условиях неразвитой правовой культуры, законодательство позволяет подозревать каждого в правонарушениях. Это такое государство, в котором существует презумпция злоупотребления свободой, презумпция неправомерного поведения. Режиму господства права, с одной стороны, не противоречит трудовое законодательство, ограничивающее свободу предпринимательства в интересах наемных работников (см. тему 21), так как оно “выбраковывает”, прежде всего, неконкурентоспособных предпринимателей, что соответствует потребностям гражданского общества. Но, с другой стороны, оно защищает интересы не работников вообще, а неконкурентоспособных работников, позволяет их объединениям (профсоюзы, трудовые коллективы) навязывать предпринимателям (обязательность коллективного договора на предприятии, забастовка, многочисленные запреты на увольнение и т.д.) условия труда вопреки общественным потребностям и возможностям, что негативно сказывается на положении всех остальных, в частности конкурентоспособных работников. Польза от трудового законодательства для общества в целом весьма сомнительна: если некое перераспределение благ в рыночной практике не встречается, значит, оно неэффективно, “иначе рациональные экономические агенты не упустили бы возможность заключения добровольной сделки, отвечающей интересам всех ее участников; поэтому когда государство осуществляет его на принудительной основе, это не может не сказываться отрицательно на уровне благосостояния общества” (Р.И. Капелюшников). Господству права однозначно противоречит уравнительное социальное законодательство, которое гарантирует человеку минимум социальных благ просто за то, что он – человек. Это произвольное законодательство, и реализуется оно произвольно – в зависимости от экономической конъюнктуры и политики конкретного правительства. Потребительские привилегии, предоставляемые социально слабым, нарушают право собственности и разрушают господство права. Они требуют дорогостоящего аппарата распределяющей бюрократии, что порождает перегруженность государства и нерациональное расходование общественных ресурсов. С учетом последнего трудовое законодательство оказывается не столь уж безвредным для режима господства права. Тот, кто мог бы заниматься малым бизнесом, нанимая работников на условиях худших, чем это допустимо по трудовому законодательству, и те работники, которые согласились бы на такие условия, вместо этого исключаются из процесса производства и “садятся” на социальное обеспечение. Не случайно в США до 1937 г. трудовое законодательство считалось недопустимым ограничением свободы договора. Современному социал-капитализму соответствует не господство права, а конкуренция правового и уравнительного способов соционормативной регуляции, не правовое, а правонарушающее – перераспределительное государство. Для господства права необходимо, чтобы реальные собственники (люди, способные за счет своей собственности удовлетворять все основные потребности и не нуждающиеся в услугах перераспределяющего государства) составляли бы абсолютное большинство населения (если не две трети). Такая социальная структура в обозримом будущем не предвидится. Поэтому правовое государство пока остается идеальной моделью. Надлежащие формальные гарантии правовой свободы означают, что конституция и законы гарантируют все права человека, признаваемые в современной, наиболее развитой правовой культуре. Правовое государство – это государство, наиболее развитое в смысле признаваемых на сегодняшний день прав человека. Каталог прав человека, признанных в стране, которая провозглашает себя правовым государством, должен удовлетворять стандартам наиболее развитых в правовом отношении стран. Например, по современным европейским стандартам, правовым государством может считаться страна, которая, как минимум, присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с последующими протоколами). Кроме того, права человека должны быть закреплены в конституции так, чтобы законодатель и другие органы государства не могли бы – злонамеренно или благонамеренно – нарушать эти права. Формулировки конституционных прав должны исключать возможность чрезмерных законодательных ограничений. Негативным примером здесь может служить ст.25 Конституции РФ, которая утверждает, что жилище неприкосновенно, если иное не предусмотрено законом. Получается, что правовая свобода производна от закона и что сама Конституция неприкосновенность жилища не гарантирует. Наличие в Конституции ст.25 равносильно ее отсутствию. Однако в общем и целом либеральная Конституция РФ соответствует требованию формальных гарантий правовой свободы. Она содержит перечень прав человека, соответствующий стандартам наиболее развитых стран. В ч.1 ст.17 Конституции говорится, что права человека в России гарантируются “согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией”. Это положение нужно понимать так, что признаваемые Россией международно-правовые положения о правах человека входят в российскую правовую систему независимо от того, сформулированы ли они в Конституции и законах. Следовательно, неприкосновенность жилища в России все же гарантируется – но не в силу ст.25 Конституции, а в силу того, что Россия присоединилась к международным пактам, требующим гарантий неприкосновенности жилища. Надлежащие институциональные гарантии правовой свободы достигаются в результате рассредоточения социального управления и государственной власти. Концепция правового государства утверждает, что все государственные органы, все властные институты должны соблюдать и защищать права и свободы индивидов. Но что произойдет, если какие-либо властные институты или должностные лица станут действовать в нарушение прав человека? Не смогут ли эти лица или институты разрушить господство права, установить тиранию, авторитарный, правонарушающий режим? Для того чтобы обеспечить защиту от авторитарных тенденций, нужно организовать аппарат государственной власти так, чтобы никакой государственный орган и никакое лицо в государстве не обладали бы властью или силой, достаточной для установления тирании. Правовое государство – это минимальное государство, аппарат которого организован по принципу разделения властей. В правовом государстве, во-первых (в силу рассредоточения социального управления), государственные институты обладают лишь такими властными ресурсами, которые необходимы для эффективного выполнения минимальных функций государства – установления и обеспечения правопорядка. Во-вторых (в силу рассредоточения государственной власти), государственно-властные компетенции, предметы ведения и полномочия распределены между разными государственными институтами – центральными и местными, федеральными и региональными, законодательными, исполнительными и судебными. Для развитой правовой культуры характерен “оборонительный менталитет” по отношению к государственной власти, желание оградить личность от авторитарного вмешательства, отвозможности злоупотреблений властью, даже если это власть большинства. Отсюда – с одной стороны, конституционное ограничение функций государства, с другой – всевозможные формы общественного самоуправления: территориальное, коммунальное, корпоративное, этнокультурное и т.д. Минимальное государство не должно заниматься делами местного значения. Для этого должно быть местное самоуправление (самостоятельное решение населением вопросов местного значения). При этом можно не создавать местные органы государственной власти, а передавать некоторые государственно-властные полномочия (например, в области охраны правопорядка) органам местного самоуправления. Разделение властей “по горизонтали” может быть классическим – на законодательную, исполнительную и судебную ветви (отрасли) власти. Но возможны и другие варианты. Главное, чтобы при этом были разграничены функции государства – установление правовых норм, разрешение споров о праве и обеспечение правопорядка публично-властным принуждением. Разделение властей “по горизонтали” препятствует авторитарным тенденциям исполнительной власти, воплощающей в себе принудительную силу государства. В правовом государстве исполнительная власть вправе действовать только на основании и во исполнение законов и судебных решений. Например, в случаях, когда действия исполнительной власти связаны с ограничениями личной свободы и собственности, эти действия должны основываться на законе и сопровождаться предварительным или последующим судебным контролем за их законностью и обоснованностью. Этого требует современное международное право в области прав человека. Статья 5 Европейской конвенции 1950 г. устанавливает, что (1) арест (заключение под стражу), задержание, содержание под стражей возможны лишь на законном основании и в порядке, предусмотренном законом; (2) эти ограничивающие свободу административные действия допустимы лишь с санкции суда или для выполнения соответствующего судебного решения; (3) несанкционированные судом арест (заключение под стражу), задержание нуждаются в незамедлительной судебной проверке их законности и обоснованности; (4) содержание под стражей допустимо лишь на основании обвинительного приговора суда. Российская Конституция установила, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч.3 ст.35). Например, таможенная конфискация запрещена; таможня лишь задерживает имущество, которое по закону должно перейти в собственность государства. В течение законного срока собственник вправе оспорить таможенное решение в суде, и лишь последний вправе принять решение о конфискации. Судебные институты в правовом государстве контролируют исполнительную и законодательную власти на предмет соблюдения конституции и режима господства права. Судебный контроль осуществляется в пределах задачи правосудия (юрисдикции) – в процессе разрешения споров о нарушенном праве. Правовое положение человека в государстве. Идеология естественных и неотчуждаемых прав человека исходит из того, что свободные индивиды, создавая организацию государственной власти, отчуждают в пользу государственно-властных институтов часть своей свободы и в этих пределах обязуются подчиняться власти. Объем отчужденной свободы эквивалентен объему правомочий государственной власти, закрепленных в конституции и законах. Оставшаяся правовая свобода состоит из: 1) фундаментальных прав и свобод, которые формулируются, прежде всего, в конституции и не подлежат отчуждению; 2) других прав и свобод, существование и значение которых не отрицается и не умаляется перечислением фундаментальных прав и которые впоследствии также могут быть сформулированы наряду с перечисленными. В такой теоретической конструкции правовое положение человека модельно описывается двумя фундаментальными публично-правовыми отношениями между человеком (индивидом, гражданином) и государством – аппаратом государственной власти, представляющим всю совокупность граждан. В первом правоотношении у человека есть права (права и свободы – основные неотъемлемые права), а у государства – безусловная обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права. В этом правоотношении у государства нет прав по отношению к человеку, и у последнего нет обязанностей по отношению к государству, т.е. нет каких-либо обязанностей человека, исполнением которых обусловлена реализация его прав и свобод. По своей сущности основные права – это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Это не притязания на предоставление каких-то социальных благ – оплачиваемой работы, жилья по доступной цене, социального обеспечения и т.д. Это требования признавать, соблюдать и защищать равные возможности каждого свободно устраивать свою жизнь и своими усилиями приобретать социальные блага. Такие требования адресованы, прежде всего, государственно-властным субъектам: все субъекты обязаны признавать и соблюдать права каждого, но государственно-властные субъекты обязаны не только признавать и соблюдать, но и защищать права человека, обеспечивать правовую свободу. Таковы предназначение и смысл организации государственной власти. Второе правоотношение вытекает из факта суверенной организации власти, которая обладает принудительной силой для защиты правовой свободы. В рамках этого отношения государство выступает как аппарат власти, обладающий правом на принуждение. В этом отношении у государства есть право устанавливать законы и принуждать к их соблюдению, к законопослушности, а у человека, как и любого субъекта права, – обязанность соблюдать законы, быть законопослушным. Итак, есть только одна обязанность человека по отношению к государству. Это абстрактная обязанность выполнять конкретные обязанности, установленные законами. Причем нельзя говорить об обязанности соблюдать правовые законы, хотя в правовом государстве предполагается именно правовой характер законов. Человек-субъект права должен быть законопослушным постольку, поскольку законы в общем и целом обеспечивают его права. Иначе говоря, в правовом государстве, где власть в общем и целом соблюдает права человека, действует презумпция правового характера законов и, в частности, презумпция конституционности законов. В авторитарном государстве такой презумпции нет, и если власть своими законами грубо нарушает права человека, то народ может воспользоваться своим неотъемлемым правом на гражданское неповиновение вплоть до восстания.
2. Презумпция правового характера и правового содержания законов не исключает возможности отдельных правонарушающих законов и других противоправных властных актов. Но пока закон не отменен, его придется соблюдать. Если человек считает, что закон или основанный на законе административный приказ нарушает его права, он, тем не менее, обязан выполнять предписания закона (законные требования административных органов), и государство в лице административных органов вправе принуждать его к законопослушности. Противное означало бы анархию. Обязанность всех субъектов права быть законопослушным является безусловной обязанностью – до тех пор, пока речь не идет о праве на гражданское неповиновение. Другое дело, что обязанность быть законопослушным не исключает право оспаривать законы в компетентном суде. В правовом государстве человек, считающий, что его права нарушаются решениями или действиями государственной власти, конечно же, не вправе препятствовать осуществлению власти, например административным действиям, особенно, если это законные действия. Но после того, как эти действия совершены, он вправе использовать юридические механизмы и процедуры для защиты своих прав. При этом он вступает в спор о нарушенном праве с государственно-властными субъектами (включая законодателя) – обращается с иском (жалобой) в компетентный суд, который вправе признать государственно-властный акт, включая закон, противоправным и не имеющим юридической силы и, таким образом, восстановить нарушенное право. Итак, есть два фундаментальных правоотношения: в первом у человека – права, а у государства – обязанность их признавать, соблюдать и защищать; во втором у государства – право принуждать, а у человека – обязанность быть законопослушным. Понятно, что право государства принуждать к законопослушности обусловлено тем, что государство и законы обеспечивают правовую свободу. Лишь при такой трактовке государственно-властной деятельности можно говорить о праве принуждать к законопослушанию. Эти два правоотношения неверно объединять в одно правоотношение, в котором человек и государство связаны взаимными правами или взаимными обязанностями. Нельзя представлять их как некое договорное правоотношение, в котором государство обязуется обеспечивать права индивидов, а индивиды обязуются быть законопослушными. Если соединить их в одно, то получится конструкция “общественного договора” в духе Руссо – юридическая фикция, порожденная исторически неразвитыми представлениями о правах человека. Согласно такой конструкции народ и правитель (государь) заключают соглашение о взаимных правах и обязанностях, по которому подданные вправе требовать от власти обеспечения своих прав в обмен на законопослушность. Юридическая конструкция взаимных прав и обязанностей применима только в сфере частного права – к отношениям обмена. Только в обменных правоотношениях стороны связаны взаимными правами и взаимными обязанностями. Например, обязанность продавца передать товар обусловлена обязанностью покупателя заплатить цену; соответственно право покупателя получить товар обусловлено его обязанностью заплатить цену, и если покупатель не выполняет эту обязанность, то и продавец не обязан передавать товар покупателю. В сфере публичного права (в отношениях отдельного человека и государственно организованного сообщества, гражданина и государственного аппарата) нет никакого обмена и поэтому не может быть взаимных прав и обязанностей. Индивид и государство ни чем не обмениваются и не принимают на себя взаимные обязательства. Правовая свобода возможна лишь в государственно организованном сообществе и при условии подчинения каждого общим для всех законам. Когда речь идет о государственной власти (а не о произволе) и, тем более, о правовом государстве, предполагается, что власть, с ее законами, в общем и целом обеспечивает правовую свободу. Поэтому каждый отдельный человек обязан быть законопослушным независимо от того, как обеспечиваются его права и свободы. Если же некий индивид считает, что его права нарушаются, недостаточно обеспечиваются государством, не соблюдаются государственно-властными субъектами, то он должен искать законные способы защиты своих прав. И правовое государство дает достаточные законные возможности для отстаивания прав в споре с государственно-властными субъектами, включая законодателя. Государство же обязано признавать, соблюдать и защищать права человека независимо от того, как конкретный человек выполняет обязанность быть законопослушным. Иная точка зрения по этому вопросу означает, что человек, нарушающий обязанность быть законопослушным, может быть лишен прав. Но фундаментальные права не “даются” в обмен или в награду за законопослушность. Это права не дарованные государством (“государем”), права неотъемлемые, и государство не может их отнять. Государство вправе ограничить осуществление индивидом своих прав – в качестве наказания за совершение преступления (по существу, то, что называется лишением свободы, – это временное или пожизненное ограничение возможности использовать некоторые права и свободы). Государство, применяя правовую санкцию, например, может осуществить конфискацию, т.е. лишить человека права собственности на конкретное имущество. Но оно не вправе, даже в наказание за преступление, лишить человека неотъемлемого права быть собственником или отказать ему в признании его человеческого достоинства. Система прав человека. Совокупность основных прав и обязанность человека соблюдать законы составляют его общий правовой статус. В первом приближении общий правовой статус подразделяется на правовой статус человека-индивида и правовой статус человека-гражданина. Более подробный анализ показывает, что общий правовой статус складывается из трех составляющих: statusnegativus, statusactivus, statuspositivus. 1. Statusnegativus – это права, которые очерчивают сферусвободной жизнедеятельности, в которую не вправе вмешиваться ни частные лица, ни государство. Сюда входят: – право на уважение достоинства личности (включая запрет подвергать человека унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию); – право на личную свободу и неприкосновенность (включая запрет силового принуждения к труду); – право частной собственности (право каждого быть собственником и право собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом) и право наследования; – неприкосновенность собственности, включая запрет конфискации в виденаказания;если имущество нажито преступным путем, то потерпевшие, включая государство, вправе требовать возмещения вреда, но не конфискации; – неприкосновенность частной жизни; в разных правовых культурах, в меру их развитости, действуют разные стандарты: в США несанкционированный поиск вещественных доказательств в мусорном баке подозреваемого считается нарушением неприкосновенности частной жизни, а в России законная полицейская слежка (оперативно-розыскная деятельность) без возбуждения уголовного дела не считается вмешательством в частную жизнь; – право на защиту своей чести и доброго имени; этим полагается предел свободе выражения и распространения мнений и убеждений; – тайна коммуникаций; – неприкосновенность жилища; – право на этническую и культурную самоидентификацию (право каждого определять свою этническую принадлежность, пользоваться родным языком и свободно выбирать язык общения); – свобода передвижения и выбора места пребывания и жительства (при условии, что человек законно находится на территории государства); – свобода совести и вероисповедания; – свобода предпринимательства (экономической деятельности); – право на свободный доступ к образованию и культурным ценностям, находящимся в публичной собственности; – свобода творчества и преподавания. “Право на жизнь” (включая право не быть подвергнутым смертной казни) провозглашено в Европейской конвенции, гарантируется Конституцией РФ 1993 г. (правда, Конституция одновременно признает право на жизнь и допускает смертную казнь), однако такого права не существует. Жизнь не есть такое благо, на которое можно иметь право или не иметь права. Жизнь, как и смерть, есть судьба, фатальность, счастливая или несчастная, но отнюдь не право. Любое право можно нарушить, а потом восстановить, а “право на жизнь” нельзя нарушить в том же смысле. И т.д. Из запрета смертной казни – по соображениям гуманизма, ее неэффективности и т.п. – вовсе не вытекает “право на жизнь”. 2. Statusactivus образуют права на участие в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления, на участие в публичной жизни как индивидуально, так и совместно с другими, а также право на самозащиту: – свобода выражения мнений и убеждений; – свобода информации и средств массовой информации; – право на объединение, включая право создавать профессиональные и конфессиональные союзы; – право граждан на проведение публичных мероприятий, свобода собраний и манифестаций; – избирательные права граждан; – право на референдум; – право петиций; – право на местное самоуправление; – право на самозащиту и пресечение правонарушений; необходимая оборона. Не существует прав граждан на участие в управлении делами государства,в отправлении правосудия, на равный доступ к государственной службе. В управлении делами государства участвуют не граждане, а должностные лица государства, так что это идеологическая фикция, популистский лозунг. В отправлении правосудия участвуют не граждане, а процессуальные фигуры, определенные законом. Доступ к государственной службе обставляется длинным рядом условий, так что не достаточно быть просто гражданином, чтобы получить доступ к государственной службе, причем наравне с другими. Как сказал судья О.У. Холмс (в 1892 г. судья Верховного суда штата Массачусетс), “податель [рассматриваемой] петиции имеет конституционное право говорить о политике [все, что он хочет], но он не имеет конституционного права стать полицейским”. 3. Status positivus образуют права на государственную защиту правовой свободы (полицейскую и судебную), права на государственно-властное обеспечение безопасности. Эти права можно рассматривать и как гарантии прав и свобод, названных выше. К ним относятся – права на защиту от правонарушений, особенно преступлений, на защиту прав, нарушенных преступлением или иным правонарушением; – право на государственно-властное обеспечение компенсации ущерба, причиненного правонарушением, включая право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц; – права, обеспечивающие доступ к правосудию (на обжалование в суд решений и действий государственных органов и должностных лиц, право на защиту прав и свобод судом административной или конституционной юрисдикции); право лица на решение судом вопроса о правомерности его задержания (правило habeas corpus); –основные процессуальные права; права на справедливое судебное разбирательство, на беспристрастный суд (включая запрет возлагать доказывание невиновности на обвиняемого, толкование неустранимых сомнений в виновности в пользу обвиняемого, право не давать показания показания против себя и своих близких, недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление), права на “своего судью” и на рассмотрение дела судом присяжных; право на пересмотр приговора вышестоящим судом; право на квалифицированную юридическую помощь. Во второй половине ХХ века понятие безопасности, обеспечиваемой государством, расширилось вследствие глобального экологического кризиса; сегодня признается право на экологическую безопасность, которому соответствует обязанностьгосударства осуществлять специфическими государственно-властными средствами защиту окружающей среды иобеспечивать граждан достоверной информациейо ее состоянии. Однако нет и не может быть “права на благоприятную окружающую среду” (это нечто аналогичное “праву на жизнь”), как не может быть “права на дождь”, “на хорошую погоду”, “на урожайный год” и т.п. Хотя экологический кризис – результат человеческой деятельности, государственно-правовое регулирование этой деятельности не может создать “благоприятную окружающую среду”. Государственно-правовыми средствами можно лишь препятствовать дальнейшему уничтожению человеком экосистем и природы в целом, но нельзя препятствовать природным явлениям – ураганам и засухам, землетрясениям и “озоновым дырам”, влиянию космоса и периодическим глобальным изменениям климата. Права на безопасность следует отличать от притязаний социально слабых на так называемую социальную защищенность –потребительские привилегии. Судебная защита прав человека – надлежащий правовой способ защиты (надлежащая правовая процедура). В суде лицо, права которого нарушены, как равноправная сторона вступает в спор о праве с любым частным или должностным лицом, с любым государственным органом. Перед лицом суда все формально равны – и частные лица, и носители публично-властных полномочий. В правовом государстве каждому гарантируется свободный доступ к правосудию и право на справедливое судебное разбирательство. Различаются суды общей, административной и конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают споры о праве, возникающие между формально равными субъектами. Это гражданско-правовые споры, возникающие между частными лицами, и уголовные дела. В последних формально равными субъектами (сторонами спора о праве) выступают обвиняемый (подсудимый) и государство как совокупность граждан (народ), от имени которого действуют компетентные органыгосударства. Суды административной юрисдикции рассматривают споры о праве, возникающие между частными лицами и органами исполнительной власти по поводу законности их решений (включая подзаконные нормативные акты), которыми, по мнению частных лиц, нарушены их права. Если суд признает такое решение незаконным, оно утрачивает силу. Если суд установит, что административное решение законно, но закон, лежащий в его основе, противоречит конституции, то он признает административное решение недействительным. Однако в последнем случае суд не вправе объявлять недействительным сам закон. Суд конституционной юрисдикции рассматривает споры о праве между гражданином и законодателем по поводу конституционности закона, нарушающего, по мнению гражданина, его конституционные права. Он проверяет конституционность законов, т.е. контролирует их правовой характер. Закон, признанный судом противоречащим конституции, утрачивает силу полностью или частично. При этом не требуется отмена закона законодателем. Суд в первую очередь обязан дать такое толкование проверяемого закона, которое не противоречило бы конституции. И лишь тогда, когда суд считает такое толкование невозможным, он объявляет закон не соответствующим конституции. Различаются европейская (австрийская) и американская модели конституционной юрисдикции. По европейской модели специально создается судебный орган – конституционный суд, который один обладает правом признавать законы неконституционными. Он рассматривает только конституционно-правовые дела. В основном это проверка конституционности законов и других актов высших органов власти и разрешение споров о конституционной компетенции. При этом используется множество процедур, которые, прежде всего, подразделяются на конституционный контроль и конституционный надзор. Абстрактный конституционныйнадзор означает, что суд может по собственной инициативе, возбудить процедуру проверки конституционности нормативного акта. Нетрудно заметить, что в этом случае он выступает как судья в своем деле, что противоречит природе правосудия и одному из основополагающих правовых принципов. Это наглядно продемонстрировала деятельность первого Конституционного Суда РФ (РСФСР), обладавшего полномочиями абстрактного надзора и использовавшего их в политических целях. Деятельность этого Суда была приостановлена (силовым путем) в октябре 1993 г. Ныне действующий Конституционный Суд РФ такими полномочиями не обладает. Конституционный контроль допускает проверку конституционности лишь при наличии спора о праве – в случае обращения в конституционный суд с запросом о конституционности или с иском о защите конституционных прав (в России такой иск называется жалобой). Различаются абстрактный и конкретный, предварительный и последующий конституционный контроль. Конкретный контроль осуществляется в отношении закона, который применен или подлежит применению в конкретном деле, в связи с его применением. Абстрактный контроль осуществляется по запросам компетентных государственных органов – независимо от того, применяется закон или нет. Предварительный осуществляется в отношении законов, не вступивших в силу, или законопроектов. Соответственно последующий – в отношении законов, вступивших в силу. Абстрактный контроль может быть как предварительным, так и последующим, конкретный – только последующим. Конкретный контроль возможен в двух вариантах. Во-первых, это инцидентный контроль, т.е. проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле,по запросу суда, рассматривающего это дело и полагающего, что этот закон противоречит конституции. В силу презумпции конституционности законов, принятых после конституции,суд, сомневающийся в конституционности закона, должен его применять пока остаются сомнения (сомнения – в пользу применения закона). Во-вторых, граждане вправе обращаться в конституционный суд с иском о признании недействительным закона, который нарушает их конституционные права. Такое правомочие выражает сущность и предназначение конституционной юрисдикции, осуществляемой по европейской модели. Если создается орган, компетентный признавать законы недействительными, в этом смысле – стоящий над законодателем, то это оправдано лишь тем, что гражданин обладает неотъемлемыми правами по отношению к законодателю и должен иметь возможность защищать их от законодательных нарушений. В этом контексте непонятна логика процедуры “ампаро” (в Испании и некоторых латиноамериканских странах), допускающей удовлетворение иска о нарушении прав человека лишь с последствиями inter partes, т.е. без решения общего вопроса о соответствии закона конституции. Если не факт нарушения прав индивида, то что должно быть основанием для признания закона не соответствующим конституции? Конституционный суд называют “негативным законодателем” – в том смысле, что законы действуют постольку, поскольку конституционный суд не признает их недействительными. Фактически конституционные суды превратились в “суперзаконодателей”, которые не только проверяют конституционность законов, но и дают нормативное толкование конституции и проверяемых законов. Кроме того, признавая закон не противоречащим конституции, конституционный суд может дать ему такое толкование, которое изменяет смысл закона. С одной стороны, нет оснований считать, что этот “суперзаконодатель”, узкая коллегия юристов – назначаемых судей высшего суда – будет защищать права граждан надежнее, чем избранные гражданами законодатели. Какова правовая культура, таковы и депутаты парламента, и судьи конституционного суда. Но, с другой стороны, законодатели всегда лоббируют интересы своих избирателей, от которых зависит избрание на новый срок, в то время как конституционный суд в правовом государстве – а конституционное правосудие реально только в правовом государстве, в развитой правовой культуре – от такого давления избавлен. По американской модели (США) конституционную юрисдикцию осуществляет верховный суд – суд общей юрисдикции, выступающий, как правило, высшей апелляционной или надзорной инстанцией. Американская модель имеет свою предысторию. Еще в XVII в. британские высшие суды создавали прецеденты неприменения законов, противоречащих общепризнанным принципам права. Так возник инцидентный надзор за правовым содержанием закона – проверка судом правомерности закона, примененного или подлежащего применению в том деле, которое рассматривает этот суд. Существует мнение, что в Великобритании нет и не может быть конституционной юрисдикции, ибо в этой стране якобы нет конституции или, во всяком случае, нет конституции в форме “основного закона”, и конституционное право устанавливается (и изменяется) простыми парламентскими законами (статутами) или прецедентами высших судов. По этой логике, невозможно ставить вопрос о конституционности закона, если нормы конституционного права установлены такими же законами. Это формалистическая трактовка конституционности и конституционной юрисдикции. И поскольку наличие или отсутствие конституции не зависит от ее формы, в Великобритании есть конституционная юрисдикция, и она осуществляется Палатой Лордов, выполняющей, в частности, функции верховного суда страны. Судебная коллегия, образованная Палатой Лордов, исходя из принципа максимального соблюдения прав человека, может создать прецедент конституционно-правового характера, признав закон нарушающим или не нарушающим права человека. Верховный Суд США не занимается абстрактным конституционным контролем. Нижестоящие суды не обращаются в Верховный Суд США с запросами по конкретному поводу, они должны сами решать вопрос о конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Здесь нет специального института конституционного иска, которую можно было бы подавать только в Верховный Суд, и граждане вправе обращаться за защитой любых своих прав в нижестоящие суды (по подсудности). Верховный Суд США, осуществляя инцидентный конституционный надзор, проверяет конституционность закона или иного нормативного акта, примененного или подлежащего применению в деле, которое он сам рассматривает. Нетрудно заметить, что при этом Суд выступает как судья в своем деле – выбирает законы, которые, по его мнению, неконституционны (правда, он редко пользуется этим правом). Вместе с тем Суд связан инцидентом – делом, спором о праве, в связи с рассмотрением которого возникает повод проверить конституционность применяемого закона. Тем самым Верховный Суд устанавливает обязательный для всех судов прецедент применения или, наоборот, неприменения закона по причине его соответствия или несоответствия Конституции США. По существу, то же самое может делать и любой другой суд. Но только Верховный Суд создает общеобязательный прецедент недействительности закона. Это право Верховного Суда не предусмотрено в Конституции США. Верховный Суд приобрел его своими действиями в результате создания прецедента по делу Мэрбери против Мэдисона (1803 г.). Содержание этого дела сводится к следующему. Дж. Адамса, второго Президента США, представителя партии федералистов, в 1801 г. сменил республиканец Т. Джефферсон. Но прежде, стремясь сохранить влияние федералистов в государственных органах, Адамс расставил своих сторонников в судах разного уровня. Так, федералистами были судьи Верховного Суда, а председателем Суда стал Дж. Маршалл, ранее занимавший пост Государственного секретаря в администрации Адамса. Кроме того, Адамс добился учреждения новых судебных должностей, в частности – в результате принятия закона о федеральном округе Колумбия (столица США город Вашингтон). Это довольно искусственное образование в федеративной структуре США. Его создание объясняется, в частности, тем, что выделяя столицу в самостоятельную единицу, Адамс создал судебные вакансии и добился назначения федералистов. Голосование в Сенате по их кандидатурам и оформление судейских патентов затянулось до полночи в последние сутки пребывания Адамса в должности (отсюда название – “полуночные судьи”). Когда они обратились уже к новой государственной администрации за получением судейских патентов, Дж. Мэдисон – Государственный секретарь в администрации Джефферсона – отказал им, откровенно нарушив свои обязанности. Тогда один из “полуночных судей”, У. Мэрбери, обратился в Верховный Суд с иском, в котором требовал обязать Мэдисона выдать судейский патент. При этом он ссылался на Акт о судоустройстве 1789 г., позволявший Суду отдавать распоряжение администрации, если она не выполняет свои обязанности. Председатель Суда Маршалл исходил из того, что заставить Мэдисона выдать патент фактически невозможно, и если решение будет принято в пользу Мэрбери, а республиканцы его не выполнят, то престиж Суда упадет, и позиции федералистов в политике ослабеют. Поэтому Маршалл пожертвовал сиюминутными интересами, но выиграл в долгосрочной перспективе. Решение было принято в пользу Мэдисона, но с таким расчетом, чтобы извлечь из него пользу для Верховного Суда, а значит – и для федералистов. А именно: Маршалл, формулируя мнение Суда, указал, что Мэрбери имеет право на назначение, и по закону (Акт о судоустройстве) Суд вправе дать предписания администрации о выполнении требований истца. Но по Конституции, подчеркнул Маршалл, власть разделена на законодательную, исполнительную, и судебную, и нигде в Конституции не сказано, что одна ветвь власти может вмешиваться в компетенцию другой. Поскольку для конституционных органов власти не разрешенное Конституцией вмешательство в чужую компетенцию запрещено, Маршалл сделал вывод: если какой-либо закон дозволяет вмешательство в компетенцию другой ветви власти, то он противоречит Конституции и его следует считать недействительным. Таким образом, Мэрбери было отказано в иске по формальным основаниям: положение закона, позволяющее отдать предписание Мэдисону, недействительно. Тем самым Верховный Суд ограничил свою юрисдикцию в отношении права отдавать предписания. Но одновременно Суд приобрел право признавать акты, противоречащие Конституции, недействительными. Гражданское общество – среда, благоприятная для частных лиц; в гражданском обществе доминируют индивиды, которые как частные лица оказываются наиболее конкурентоспособными. В политическом обществе доминируют субъекты, составляющие политический (управляющий) класс – в зависимости от их места в политической иерархии; они используют свою политическую позицию для личного обогащения, но в основной массе они неконкурентоспособны как частные лица, и они не имели бы подобного общественного положения, если бы выступали как частные лица и не опирались на организованное, публично-властное принуждение. 3. Гражданскому обществу соответствует правовое государство, в котором принадлежность человека к аппарату политической власти не дает ему общественных преимуществ. Политическому обществу – если это не тотально политизированная система – соответствует авторитарное государство. Но есть и промежуточный или смешанный вариант. Современный социал-капитализм породил гибрид гражданского общества и политического общества и соответствующую политическую систему – перераспределяющее государство, которое причудливо сочетает в себе черты правовой государственности и авторитаризма. В социал-капиталистическом (смешанном) обществе действуют два “правила игры”, одновременно идут два процесса: общественное богатство распределяется по принципу права, в пользу более конкурентоспособных, но государство (управляющая система) перераспределяет общественное богатство в пользу менее конкурентоспособных и в пользу самой перераспределяющей бюрократии, управляющего класса. Понятно, что такое перераспределяющее государство нельзя назвать правовым государством, но его нельзя назвать и однозначно авторитарным, поскольку оно устроено демократически и действует по воле большинства – массы менее конкурентоспособныхили просто неконкурентоспособных членов общества. И все же оно имеет существенный авторитарный элемент: волей большинства определяется, главным образом, то, что государство должно быть перераспределяющим, но никакое большинство не определяет и не может определять, вчью именно пользу и каком объеме нужно перераспределять общественное богатство. Перераспределяющему государству адресованы взаимоисключающие требования: все хотят получать через государство за счет своих конкурентов, но никто не хочет платить налоги; лоббируются противоположные интересы. В результате определяет перераспределяющая бюрократия, особенно, ее верхушка. Социальное правовое государство. В постиндустриальном обществе, которое складывается в ХХ в. в наиболее развитых индустриальных странах, малоквалифицированный труд в производстве заменяется автоматизированным, высококвалифицированным. Существенно большая часть членов общества реально исключается из процесса производства и потенциально – из сферы экономической активности вообще При этом эффективность производства становится качественно более высокой, а национальный доход – достаточным для удовлетворения растущих потребностей практически всех членов общества (возникает “общество потребления”). В таком обществе возникает “социальное государство” или “социальное правовое государство”, которое, по замыслу его идеологов, должно обеспечивать не только правовую свободу, но и социальный мир (смягчать социальные противоречия), создавать условия, позволяющие социальным аутсайдерам добиваться благополучия. Такое государство признает и гарантирует уравнительной политикой потребительские привилегии, или, по позитивистской классификации, “права человека второго поколения”. Сюда включаются минимум оплаты и других условий труда (за счет работодателя), выплаты безработным и расходы на профессиональное обучение или переобучение, социальное обеспечение по возрасту или инвалидности, обеспечение малоимущих бесплатным или частично оплачиваемым жильем, бесплатными или частично оплачиваемыми услугами в области образования, здравоохранения (за счет всех налогоплательщиков) и т.п. После второй мировой войны “права второго поколения” в документах ООН включаются в число общепризнанных прав человека. “Права второго поколения” в основном складываются в результате перераспределительной деятельности государства. В этом их сущностное отличие от “прав человека первого поколения” – естественных и неотчуждаемых прав и свобод. “Права первого поколения” объективируются по мере исторического прогресса свободы, а их государственно-политическое признание является вторичным. Что касается “прав второго поколения”, то здесь, наоборот, сначала утверждается редистрибутивная, уравнительная государственная политика, а уже затем констатируется факт, что в результате этой политики складывается система защищаемых законами интересов – “права второго поколения”. Эти “права” – октроированные. Это права в кавычках, так как в действительности они суть привилегии, которые предоставляются не каждому, а лишь тому, кто оказывается в экономически невыгодном положении. Для того чтобы обеспечивать эти привилегии, правительство должно в виде налогов отнимать у других часть имущества.Это значит, что общество делится на тех, в чью пользу перераспределяется национальный доход, и тех, за чей счет он перераспределяется. Причем привилегии устанавливаются произвольно (в нейтральном смысле) и также произвольно реализуются – в зависимости от объективных возможностей экономики и политики конкретного правительства (левой или правой ориентации). Таким образом, принцип социального государства – уравнительный, правонарушающий, противоречащий праву собственности. Понятно, что в демократическом государстве уравнительное ограничение собственности происходит с согласия самих налогоплательщиков. Однако большинство налогоплательщиков, соглашаясь с такого рода ограничениями, делают это не потому что им хочется поделиться своим имуществом, а потому что они сами рассчитывают воспользоваться услугами социального государства (например, лишь частично оплачивать медицинские услуги, не платить за обучение детей и т.д.). Они голосуют за ту партию, которая на сегодняшний день кажется наиболее убедительной в своих обещаниях рационализировать систему налогов и сделать блага, которые “дает” социальное государство, доступными для всех. “Система удержаний дополнена системой выплат, скидок и вычетов, так что выделить нетто-плательщиков и нетто-получателей невозможно… Можно сказать, что значительная часть населения и бизнеса практически во всех странах мира подкуплена подачками и/или сбита с толку ожиданиями таковых” (Г.Г. Сапов). Следовательно, так называемое социальное правовое государство – это не разновидность правового государства. (Как утверждают легисты, в XIX веке правовое государство было либеральным, а в ХХ оно стало социальным). Это перераспределительное государство, в котором уравнительное начало государственной политики конкурирует с правовым началом. Другое дело, что социальное правовое государство – это государство, в котором ранее механизмы господства права уже были развиты настолько, что они способны удержать редистрибутивный произвол в жестких рамках, не дать уравнительной политике существенно навредить правовому способу регуляции. В социальном правовом государстве, образно говоря, действуют разные и взаимоисключающие “правила игры”. По правилам “правовой игры” человек удовлетворяет свои потребности, вступая в отношения эквивалентного обмена. Он может “играть” и по “социальным правилам”. Но в “социальной игре” человек получает лишь некий минимум социальных благ. Эти “игры” неравноценны, и по “социальным правилам” нельзя получить то, что можно получить в случае удачной “правовой игры”. Обычно человек он вступает в “социальную игру” в том случае, если разоряется, действуя по правилам “правовой игры”. Чрезмерная ориентация государства на редистрибутивную политику, в ущерб господству права, приводит к перегруженности, непомерному разбуханию и неэффективности государственного аппарата, а в экономике – к снижению производства, оттоку капитала и инфляции. В результате механизмы саморегулирования гражданского общества срабатывают таким образом, что большинство избирателей голосует за политические элиты, которые больше ориентируются на правовое начало государственности. При новом правительстве уменьшается налоговое бремя, сокращаются расходы на социальные программы, растет рентабельность производства и начинается приток капитала. Но после оздоровления экономики к власти опять приходят партии, выступающие за редистрибутивную политику. Так социальное правовое государство действует по принципу маятника, колеблющегося между правовым и уравнительным регулированием: при правительстве правой ориентации происходит накопление ресурсов, а при правительстве левой ориентации эти ресурсы растрачиваются, и политический “маятник” начинает движение “вправо” и т.д. Основная проблема заключается в том, чторедистрибутивное государства – это паллиатив:если людям платить за то, что они безработные, бедные и больные, то доля таковых в населении страны будет расти. Оно не решает социально-экономических проблем, которые возникают при рыночной экономике, в правовом государстве. Все попытки совершенствования социального правового государстваоборачиваются лишь ростом издержек по осуществлению перераспределительной деятельности, неэффективной растратой общественных ресурсов, отвлечением массы квалифицированных и энергичных людей от действительно полезной деятельности.“Всякого рода привилегии выгодны для частных лиц, которые их получают, и ложатся бременем на нацию, которая их дает” (Ж.-Ж. Руссо). Кто же заинтересован в сохранении и усилении редистрибутивного государства?“Главными бенефициарами процесса являются получатели того, что, так сказать, оседает на стенках сосудов перекачки богатства от одних членов общества к другим” (Г.Г.Сапов). Посттоталитарное государство не может быть социальным правовым государством западноевропейского типа. В посттоталитарной ситуации еще нет гражданского общества, и редистрибутивное государство может быть только авторитарным, в котором национальный доход перераспределяется независимо от воли налогоплательщиков.
Date: 2015-09-17; view: 582; Нарушение авторских прав |