Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовое право и социальное законодательство
1. Право как соционормативный регулятор представляет собой систему норм. Системность права выражается, во-первых, в том, что диспозиции одних правовых норм обеспечиваются диспозициями других – так называемыми санкциями, т.е. диспозициями правовых норм, установленных как реакция права на нарушение первых диспозиций. Во-вторых, и это вытекает из первого обстоятельства, для правового регулирования требуется системное взаимодействие норм разного рода, норм, играющих разные роли, выполняющих разные функции в системе правового регулирования. Иначе говоря, для регулирования некой юридически значимой ситуации недостаточно одной или нескольких однородных норм, предписывающих определенное поведение в этой ситуации, и нужны нормы, прямо или косвенно обеспечивающие регулирующее воздействие первых норм – так называемые охранительные нормы, позволяющие пресекать и наказывать правонарушения в регулируемой ситуации, нормы разрешения споров, возникающих в регулируемой ситуации, и другие. Исторически правовой способ соционормативной регуляции складывается по мере возникновения и развития свободного эквивалентного обмена. Но это не значит, что вначале правогенез ограничивается частным правом, нормами, непосредственно регулирующими отношения обмена. Для того чтобы отношения обмена, равно как и любые иные отношения, регулировались правом, требуется система правовых норм. В этой системеесть не только (1) частное, но и публичное право, а именно: (2) правоконституционное, которое определяет правовой статус индивидов, других субъектов и устанавливает пределы публичной власти; (3) право уголовное, “наказательное”, защищающее правовую свободу угрозой наказания за посягательства на правовые ценности; (4) право полицейское (административное) – право администрировать в целях всеобщего соблюдения порядка правовой свободы, прежде всего позволяющее властным субъектам пресекать правонарушения и привлекать правонарушителей к ответственности; (5) право процессуальное, устанавливающее процедуру разрешения споров о нарушенном праве. Таковы функционально определяемые составные части системы права (системы правовых норм), нормативные компоненты, необходимые и достаточные для правового регулирования, надлежащего нормативного обеспечения правовой свободы. Совокупность этих пяти компонентов достаточна для правового регулирования в любых сферах социальной жизни людей, и какое-то иное законодательное регулирование, за пределами этих компонентов, например, законодательство о социальном обеспечении или особое законодательство о труде, отличное от частного (гражданского) права, означает уже выход за пределы правовой соционормативной регуляции. Все эти пять компонентов необходимы и существуют в любой правовой ситуации, развитой или неразвитой, в любой правовой культуре. Так, не следует полагать, что конституционное право возникает лишь в новое время, в относительно развитых правовых культурах; в любом государственно-правовом сообществе организация государственной власти ограничена конституцией, писаной или неписаной. Эти компоненты, совокупности норм, выполняющих разные функции в системе правового регулирования, обозначаются как отрасли права. Следует различать отрасли права и отрасли законодательства. Первые разграничиваются наукой (отраслевая структура права относится к числу доктринальных выводов в науке европейского континентального права). Вторые создаются законодателем по мере развития правовых систем в соответствии с выводами науки об отраслях (и подотраслях) права, об их соотношении и взаимодействии. Совокупность отраслей права и совокупность отраслей правового законодательства объемлют один и тот же нормативно-правовой материал, но структурируют его по-разному. Отраслевая структура правового законодательства выражает более дробное и более сложное структурирование права. Существует всего пять отраслей права. Во-первых, это частное, или гражданское, право. Во-вторых, есть четыре отрасли публичного права – конституционное (“государственное”), уголовное, административное и процессуальное. Нормы гражданского права описывают права и обязанности, характерные для типичных отношений свободного эквивалентного обмена, и гарантируют установление субъективных прав и юридических обязанностей по принципу “незапрещенное разрешено”. Предназначение конституционного права – установление общих правовых рамок публичной политической власти. Современные конституции, прежде всего, гарантируют первичные права индивида (общий правовой статус человека и гражданина). Далее, конституционное право устанавливает организацию государственной власти, необходимую ради правовой свободы. Нормы уголовного права угрозой наказания охраняют ценности, гарантированные конституционным правом. Прежде всего, они защищают индивида от посягательств на его жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство, собственность, защищают его неприкосновенность – духовную и физическую, неприкосновенность жилища, тайну частной жизни, тайну коммуникаций, а также защищают естественную среду обитания человека, общественную безопасность и общественный порядок, конституционный строй, порядок государственного управления и другие социальные блага. Смысл административного права заключается в установлении полицейских полномочий, предназначенных для защиты тех же ценностей, которые гарантируются конституционным правом и охраняются правом уголовным. Это специфическая отрасль права – дозволенные правом полицейские полномочия, т.е. право мочия, позволяющие осуществлять публично-властное принуждение вплоть до насилия. Поскольку это – право мочия, а не произвольно установленные полномочия, они должны устанавливаться ради обеспечения и защиты правовой свободы, но не наоборот. Нормы процессуального права устанавливают надлежащую правовую процедуру разрешения споров, а также правила уголовного преследования и компетенцию органов, осуществляющих процессуальные действия. Надлежащая правовая процедура разрешения споров препятствует произвольному ограничению свободы и собственности. Это судебная процедура: перед лицом суда формально равны любые субъекты, выступающие в качестве сторон спора, любые участники процесса. Нормы отраслей права официально формулируются в законах и других источниках права. При этом отраслевая структура права не совпадает с отраслевой структурой правового законодательства, существующей в развитых правовых системах. Отрасль правового законодательства – это совокупность правовых норм, обособленных (систематизированных) законодателем в соответствии с доктринальным делением права на отрасли и подотрасли и в соответствии с потребностями законодательного регулирования. В рамках отрасли законодательства нормы систематизируются путем кодификации или консолидации нормативных актов, относящихся к одному предмету регулирования. Помимо правового существуют трудовое и социальное законодательство. Одной отрасли права могут соответствовать как одна, так и несколько отраслей правового законодательства. Так, нормы конституционного права содержатся только в конституции и конституционно-правовом законодательстве, нормы уголовного права – только в уголовном законодательстве (обычно – в уголовном кодексе). Но другим отраслям права обычно соответствуют несколько отраслей законодательства. По мере исторического развития национальных правовых систем происходит разветвление отраслей законодательства, соответствующих гражданскому, административному и процессуальному праву. При этом, во-первых, отдельные подотрасли гражданского, процессуального и административного права кодифицируются как самостоятельные отрасли правового законодательства. Во-вторых, формируются комплексные отрасли правового законодательства, состоящие, в основном, из норм гражданского и административного права. Например, подотрасли гражданского права выделяются в отдельные отрасли законодательства, и существует несколько отраслей частноправового законодательства: “собственно гражданское законодательство” (гражданский кодекс), а также торговое и брачно-семейное законодательство, которые кодифицируются отдельно от гражданского кодекса. По существу, торговое и брачно-семейное законодательство – это подотрасли гражданского права. Кроме того, нормы гражданского права содержатся в комплексных отраслях законодательства, в которых они сочетаются с нормами административного права. Разветвление отраслей правового законодательства – это не произвольное творчество законодателя, оно имеет объективные предпосылки. В ходе исторического развития усложняется структура общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Соответственно усложняется и отраслевая структура системы права: накапливается нормативный материал, и в рамках отраслей обособляются подотрасли права. Эти подотрасли приобретают самостоятельное значение, и законодатель может выделить их в самостоятельные отрасли правового законодательства. Отрасль законодательства, которая состоит из норм одной подотрасли права, имеет свой особенный предмет, выделяющийся из общего предмета соответствующей отрасли права. Комплексные отрасли правового законодательства не только имеют особенный предмет, но и сочетают в себе методы регулирования, характерные для частного права и публичного (административного) права. Это отрасли частно-публичного правового законодательства. История права демонстрирует разные варианты обособления подотраслей права в качестве самостоятельных отраслей законодательства. Так, для гражданского (частного) права характерно наличие основной отрасли законодательства – кодифицированного “собственно гражданского” законодательства, наряду с которым возможно самостоятельное торговое законодательство – нормы гражданского права, регулирующие торговые отношения, кодифицированные отдельно от гражданского кодекса. Кроме того, в ХХ в. во многих странах от “собственно гражданского” отделяется брачно-семейное законодательство, и во всех правовых системах с развитой отраслевой структурой некоторые институты гражданского права составляют основу комплексных отраслей правового законодательства (земельное, хозяйственное и т.д.). При этом гражданский кодекс выступает как основная законодательная форма гражданского права. В нем сосредоточены общие нормы и большая часть специальных норм гражданского права. Никакие нормы гражданского права, не могут противоречить нормам гражданского кодекса. В сфере процессуального права, напротив, нет основной, или “общепроцессуальной”, отрасли законодательства. Процессуальное право традиционно развивается в форме двух отдельных отраслей законодательства – уголовно-процессуального и гражданского процессуального. Кроме того, возможно формирование новых отраслей процессуального законодательства – административно-процессуального и конституционно-процессуального. Административное право в ХХ в. приобретает форму множества отраслей кодифицированного законодательства, соответствующих подотраслям административного права. Отрасли административно-правового законодательства – это законодательство об административных правонарушениях (административно-деликтное), об исполнительной власти, финансовое, налоговое, таможенное, уголовно-исполнительное, экологическое и другие. Это не самостоятельные отрасли права; смысл правового регулирования во всех этих отраслях законодательства сводится к тому, что законодатель, с одной стороны, устанавливает публично-правовые обязанности определенного круга субъектов, с другой – компетенцию административных органов, позволяющую требовать выполнения этих обязанностей, контролировать их выполнение, принуждать к их выполнению и т.д. Отдельные институты административного права (государственное регулирование земельных отношений, государственное управление хозяйственной деятельностью) развиваются в форме комплексного законодательства. Но в сфере административного права обычно нет основной отрасли законодательства, т.е. нет административного кодекса, содержащего основные общие и специальные нормы административного права. Полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. Возможны лишь отдельные крупные законы, раскрывающие общие положения административного законодательства.
2. Комплексные отрасли правового законодательства сочетают в себе нормы, которые, по сути, являются нормами гражданского права и административного права. В процессе их законодательного оформления происходит систематизация норм гражданского и административного права, одновременно регулирующих одни и те же группы отношений, связанные с определенным объектом (например, земля, природные ресурсы) или с определенной деятельностью (хозяйственная, банковская) Особое место в отраслевой структуре права занимает трудовое законодательство. Его нельзя однозначно относить ни к правовому, ни к социальному (неправовому) законодательству. Оно обладает своим особым содержанием, которое отличает его от всех остальных отраслей законодательства. Трудовое законодательство – это “ полуправовое ” законодательство, регулирующее трудовые отношения, т.е. отношения найма рабочей силы, отношения между работодателем и наемным работником. Главное в трудовом законодательстве, его сущность и предназначение – это его неправовой компонент, а именно: привилегии наемных работников в трудовых отношениях. Эти привилегии, прежде всего, обязывают работодателя, независимо от его дохода, устанавливать вознаграждение за труд не ниже определенного размера и обеспечивать условия труда и отдыха не ниже стандартов, установленных трудовым законодательством. При гражданско-правовом регулировании трудовых отношений работники находятся в заведомо невыгодном экономическом положении. При таком положении значительная часть промышленных рабочих представляет собой устойчивое экономическое люмпенство, или “пролетариат”, которому “нечего терять, кроме своих цепей” (К. Маркс, Ф. Энгельс). Это социальные группы, которые состоят из людей, не имеющих иного источника существования, кроме заработной платы, размер которой достаточен лишь для воспроизводства рабочей силы. Для экономического люмпенства правовая свобода, права человека, общество, основанное на частной собственности, и государство, защищающее частную собственность, не представляют никакой ценности. Поэтому в раннем индустриальном обществе время от времени происходят бунты, акции неповиновения промышленных рабочих – вплоть до вооруженных восстаний. В ХХ в. во всех индустриально развитых странах было признано, что в трудовых отношениях не может быть полной свободы договора. Но, в отличие от европейских стран, в США достаточно долго сохранялось регулирование трудовых отношений по принципу формального равенства и защищался принцип свободы договора в сфере труда. Верховный суд США в прецеденте по делу Locherv. NewYork (1905) постановил, что Конституция не допускает вмешательство штата в право работника свободно заключить контракт с работодателем. Штат не вправе отнимать работу у работника на том основании, что условия контракта слишком плохи для работника. Право работника заключать такой договор, который он согласен заключить было объявлено фундаментальным и конституционным. И лишь в 1937 г. в решении по делу WestCoastHotelv. Parrich Верховный суд аннулировал решение Locherv.NewYork и установил, что штат может регулировать договорные отношения между работником и работодателем. По смыслу трудового законодательства работник при заключении трудового договора должен быть привилегированной стороной, которой государство гарантирует минимальные условия договора в ее пользу (привилегированный минимум). От этих условий можно отступать лишь в сторону их улучшения для работника. Таким образом, договоры о труде подчинены принципу in favorem, который в данном случае означает, что договор не может ухудшать положение работника по сравнению с законодательством. Закон устанавливает лишь “неприкосновенный минимум трудовых прав” (привилегированный минимум). Все, что устанавливается в пользу работника сверх этого минимума, устанавливается уже на основе свободы договора. Трудовые отношения непосредственно регулируются не столько нормами закона, сколько нормами, установленными в коллективных трудовых договорах, имеющих силу закона. Сторонами, заключающими эти договоры, являются коллективные субъекты – коллективы работников и объединения работодателей (предпринимателей). Эти договоры предусмотрены законодательством как источники трудового права, которые могут лишь улучшать положение работника по сравнению с законом. Они имеют силу закона постольку, поскольку не нарушают принцип in favorem. Индивидуальный трудовой договор не может ухудшать положение работника, гарантированное трудовым законодательством и коллективными договорами. Трудовое законодательство вводит в трудовые правоотношения (признает, учреждает) новый вид субъектов права – коллектив работников (трудовой коллектив), вступающий через своих представителей в коллективные переговоры и заключающий коллективные договоры. Этот субъект, не являясь юридическим лицом, тем не менее, вступает в частноправовые отношения с работодателем. Трудовой коллектив как неопределенное множество физических лиц, работающих на предприятии, не может быть субъектом гражданского права, ибо последнее признает договоры, которые заключаются только определенными лицами. Зато трудовой коллектив – это такой субъект, который действительно может выступать как формально равный в отношениях с работодателем, вступать в переговорные отношения и добиваться соблюдения экономических интересов работников. Признавая трудовые коллективы и объединения профсоюзов субъектами переговорных и договорных отношений, трудовое законодательство “создает” такой вид субъектов права, которому ни отдельные работодатели, ни их объединения не могут диктовать условия договоров о труде. Кстати, профсоюзы в США были легализованы Актом Вагнера лишь в 1935 г., а до этого к ним в полной мере применялось антитрестовское законодательство. Наконец, трудовое законодательство отличается от гражданского права тем, что гарантирует право работников на коллективные трудовые споры, включая право на забастовку как способ разрешения этих споров. С точки зрения гражданского права споры о праве возможны только между отдельными лицами, а коллектив, множество лиц не может быть субъектом спора о праве. Трудовое же законодательство, наряду синдивидуальными, признает и коллективные споры, так как фактическая зависимость отдельного работника от работодателя может сделать индивидуальный спор нереальным. Смысл забастовки состоит в том, что работодатель не вправе уволить бастующих и нанять других, если забастовка не признана незаконной. С точки зрения гражданского права забастовка – это монополистическое (правонарушающее) ограничение свободы предпринимательства. Но в условиях безработицы только забастовка может эффективно побуждать предпринимателей учитывать интересы работников. Но ради соблюдения правового равенства в этом вопросе, трудовое законодательство гарантирует предпринимателям право на “оборонительный локаут” – приостановление работы предприятия в ответ на забастовку. Признание коллективных субъектов частноправовых (договорных) отношений, коллективных споров о праве, гарантии права на забастовку и права на локаут – в этом заключается специфика трудового законодательства. Совсем иные представления об отраслевой структуре права бытуют в вульгарной легистской доктрине. Эта доктрина, способная лишь описывать и комментировать, но не способная объяснять правовые явления (объяснять иначе как велениями верховной власти), отождествляет отрасли права и отрасли законодательства и считает в этом вопросе волю законодателя первичной по отношению к доктринальным выводам (как будто законодатель не опирается на доводы той или иной доктрины!). Для посттоталитарной легистской доктрины отрасли права – это основные направления властно-приказного воздействия (организация аппарата государственной власти, управление, финансовые отношения, социальное обеспечение, природоохранная деятельность, преступление и наказание, уголовное преследование, судебное рассмотрение дел и исполнение судебных решений, отбывание наказание и перевоспитание преступников) и приложение властно-приказной деятельности к отдельным сферам социальной жизни людей (имущественные, семейные, трудовые отношения, землепользование и землеустройство, предпринимательство и т.д.). При этом в одном ряду оказываются отрасли и подотрасли права, например, административное право и финансовое право или уголовно-исполнительное (подотрасли административного). В один ряд попадают гражданское, административное и предпринимательское право, хотя предпринимательское право не добавляет ничего нового к гражданскому и административному праву. Понятно, что легисты не делают различия между правовым, трудовым и социальным законодательством. Такого рода представления об отраслевой структуре права не дают никакого представления о системном характере правового регулирования
Date: 2015-09-17; view: 417; Нарушение авторских прав |