Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники права. 1.Общие доктринальные принципы
1. Общие доктринальные принципы. 1. В отношениях, стороны которых формально равны, все, что не запрещено правом, разрешено. 2. Государственно-властным субъектам запрещено все, что прямо не разрешено правом.Разумеется, им запрещено все то же, что запрещено всем субъектам права (например, в ноябре 2003 г. в Норвегии компетентный административный орган запретил использование специального автомобиля, предназначенного для премьер-министра страны, так как вес автомобиля незначительно превышал допустимый по закону). Как и частным лицам, государственно-властным субъектам – запрещено не дозволенное правом применение силы. Произвольное использование власти, злоупотребление властью, применение силы за пределами дозволенного правом – это, хотя и организованное, но, по существу, такое же преступное насилие, как и неправомерное применение силы частными лицами. 3. Договоры должны соблюдаться. 4. Субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность. Правовая норма должна быть сформулирована так, чтобы эта формулировка достаточно четко и определенно описывала меру должного поведения обязанного субъекта. Если закон провозглашает нечто как субъективное право, но этому декларированному “праву” не соответствует чья-либо юридическая обязанность, то это – юридически бессмысленное установление. Например, не может быть “права на труд”. Ибо нет и не может быть юридической обязанности частных лиц нанимать кого-либо на работу только потому, что желающие работать по найму имеют “право на труд”. Если правительство, обязанное действовать во общих интересах, берет на себя обязанность создавать рабочие места, оно действует противоправно: за счет налогов, взимаемых с одних граждан, создает рабочие места для других. 5. Всякое правонарушение предполагает юридическую ответственность. Поскольку юридическая обязанность всегда корреспондирует какому-либо субъективному праву, то невыполнение юридической обязанности – это всегда противоправное деяние, и оно должно предусматриваться законом как правонарушение. Следовательно, наличие юридической обязанности предполагает установление ответственности за ее невыполнение или ненадлежащее выполнение. В тех случаях, когда законы устанавливают некие обязанности, но не предусматривают ответственность за их невыполнение (leges imperfectae), этих обязанностей в юридическом смысле не существует. Доктринальные принципы правового закона. 1. Последующее отменяет предыдущее. Это правило относится и к законам, и к судебным прецедентам. В частности, если по одному и тому же вопросу есть два решения одного и того же авторитетного суда, то нормативное значение имеет прецедент, установленный позднее. Другое дело, что ни новый закон, ни новый прецедент, сами по себе формально не отменяют прежние законы и прецеденты. Точнее, новый закон может специально определить, какие из прежних законоположений утрачивают силу. Остальные законоположения формально сохраняются, но не применяются судом. Что касается судебного прецедента, то само по себе судебное решение, содержащее нормативный компонент, во-первых, имеет силу inter partes и, лишь во-вторых, носит нормативный характер. Понятно, что решение с последствиями inter partes формально не может отменять другое подобное решение. И когда высокий суд отказывается от нормативно-правовой позиции, выраженной в старом прецеденте, и встает на другую позицию, он может не заявлять об этом, но истолковать рассматриваемое дело так, как будто обстоятельства этого дела существенно отличаются от ранее решавшихся дел, а поэтому к нему неприменимы имеющиеся прецеденты, и следует создать новую норму (установить новую нормативно-правовую позицию). Фактически же такая ситуация будет означать, что прежний прецедент утратил нормативный характер, хотя его никто не отменял. Разумеется, нижестоящие суды будут ссылаться на поздний прецедент. 2. Приоритет специального закона по отношению к общему закону. Предполагается, что общий и специальный законы (законоположения) установлены одним и тем же законодательным органом. Например, специальный закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. (закон СССР, закон РСФСР, закон РФ), не может применяться после того как вступит в силу общий закон (федеральный закон, федеральный конституционный закон), принятый новым законодательным органом – Федеральным Собранием РФ. Если в таком общем законе ничего не говорится о действии специальных законов, принятых прежним законодателем, то следует руководствоваться принципом “последующее отменяет предыдущее”. Если нормативные акты, содержащие общую норму и специальную норму находятся в иерархической соподчиненности, то акт низшей силы может устанавливать специальные нормы лишь в том случае, если это прямо предусмотрено актом высшей силы. 3. Незнание закона не освобождает от ответственности. 4. Неопубликованные законы не применяются. Этот само собой разумеющийся правовой принцип включен в основы конституционного строя Российской Федерации: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения” (ч.3 ст.15 Конституции РФ). В этом контексте следует обратить внимание на то, что не бывает нормативных правовых актов, не опубликованных для всеобщего сведения. Если нормативный акт, тем более – затрагивающий права, свободы и обязанности, не опубликован, то он не является правовым, не имеет юридической силы. Публичность нормативных актов – это одно из требований господства права в формальном смысле. 5. Отягчающий закон обратной силы не имеет. Если закон устраняет ответственность, т.е. устанавливает, что соответствующее деяние не является правонарушением, то он должен применяться ex tunc – ко всем деяниям, которые были совершены с момента принятия прежнего закона. Все наказанные по прежнему закону должны быть реабилитированы. Если же закон только смягчает юридическую ответственность, т.е. не отрицает, что деяние является правонарушением, то он должен применяться, по меньшей мере, к тем уже совершенным деяниям, ответственность за которые еще не наступила. Приданием обратной силыотягчающему закону является и такой случай, когда (1) закон увеличивает срок, в течение которого повторное совершение преступления признается опасным рецидивом, и (2) такой отягчающий закон применяется в делах о преступлениях, которыебыли совершены, хотя и после его вступления в силу, но по прошествии столь большого срока, что по ранее действовавшему закону они не считались бы опасным рецидивом. Принципы надлежащей правовой процедуры. 1. Никто не может быть лишен жизни, свободы или имущества иначе как по решению суда. Злоупотребления властью можно реально ограничить лишь в том случае, если властное принуждение осуществляется не просто по закону, а в рамках четко регламентированной законом беспристрастной процедуры. Надлежащая правовая процедура должна соблюдаться, как минимум, когда человеку по закону грозит лишение жизни, личной свободы или имущества. Это судебная процедура, беспристрастная постольку, поскольку суд независим от сторон, и от любых институтов власти, и поскольку все перед лицом суда формально равны. 2. Никто не может быть судьей в своем деле. Если суд полномочен возбуждать дело по своей инициативе, то он выступает как судья в своем деле. Если закон ставит кого-либо в положение судьи в своем деле, то это правонарушающий закон. Сталкиваясь с таким законом, суд должен признавать его недействительными. Прецедент такого рода был установлен в решении по делу врача Томаса Бонхэма против Врачебной палаты (1610 г.). В Англии существовала Врачебная палата – орган цехового самоуправления врачей. Палата рассматривала споры между врачами и жалобы на врачей. По закону Врачебная палата могла наложить на врача штраф, причем половина суммы штрафа поступала председателю Палаты. Врач Томас Бонхэм, приговоренный Палатой к уплате штрафа, счел решение необоснованным и обжаловал его в Суд королевской скамьи. Знаменитый судья Эдуард Коук (Sir [Lord] EdwardCoke), рассмотрев дело, установил, что Врачебная палата не вышла за пределы своей законной компетенции. Однако, заявил судья, есть общеизвестный правовой принцип “никто не может быть судьей в своем деле”, и никакой парламент, никакой закон не могут отменить этот принцип. Если же закон нарушает этот принцип, то такой закон противоречит праву, а значит – является недействительным и не применяется судом. Закон (парламентский акт), дозволяющий председателю Врачебной палаты получать в свое распоряжение половину суммы назначенного штрафа, ставит председателя и подчиненных ему судей Палаты в положение судей в своем деле. Ибо председатель и судьи Палаты прямо заинтересованы во взыскании штрафа, и в каждом подобном деле они фактически выступают не только как судьи, но и как сторона. Закон был признан недействительным, и тем самым был установлен судебный прецедент, в соответствии с которым, любой закон, противоречащий требованию “никто не может быть судьей в своем деле”, не применяется судом. Впоследствии суды в странах общего права неоднократно признавали законы недействительными со ссылкой на прецедент 1610 г. Между тем, в России требование nemo judex in propria causa нарушено в таком официальном акте, который должен быть чистым воплощением права, – Конституции РФ 1993 г. По Конституции, Правительство РФ несет ответственность только перед Президентом РФ, т.е. Правительство – это орган, подчиненный Президенту. Но, в соответствии с ч.4 ст.111 Конституции, между Президентом и Государственной Думой может возникнуть спор по кандидатуре Председателя Правительства; причем, если Дума трижды отклонит предложенную Президентом кандидатуру, то Президент распускает Думу и назначает Председателя Правительства уже без ее согласия. Тем самым, по Конституции, Президент в этом споре с Думой оказывается судьей в своем деле. Можно предположить, что если бы аналогичное положение было включено в конституционный акт в стране общего права, то высший суд страны признал бы его недействительным. Российский же Конституционный Суд полагает, что Дума, трижды отклоняя предложенную кандидатуру, препятствует деятельности главы государства по формированию Правительства, а посколькуПрезидент должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, то, для согласованного функционирования самого себя и Думы, он должен распускать последнюю, если она не согласна с его политикой (Постановление № 28 1998 г.). 3. Пусть будет выслушана и другая сторона. Заочное разбирательство в суде уголовного дела противоречит требованию audiatur et altera pars – даже тогда, когда обвиняемый скрывается от правосудия. Ибо уголовное дело – дело обвиняемого, а не обвиняющей стороны. И если обвиняемый скрывается, то суд не может осуществлять правосудие в этом деле (до тех пор, пока обвиняемый не предстанет перед судом). Следовательно, при заочном разбирательстве не может быть вынесен правосудный приговор. Аналогично в суде второй инстанции разбирательство дела в отсутствие подсудимого противоречит требованию надлежащей правовой процедуры. Поэтому нельзя признать надлежащей формулировку ч.2 ст.123 Конституции РФ: “Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом”. Никаких правовых оснований для заочного разбирательства судом уголовных дел не существует. 4. Нельзя наказывать дважды за одно и то же. Правовое наказание должно быть соразмерно правонарушению (преступлению), и если человек наказан по праву, т.е. правосудно, то повторно наказываться (по праву) он уже не может. Следовательно, если правосудный приговор вступил в законную силу, то повторное судебное разбирательствоисключается. Но неправосудный приговор, даже если он вступил в силу, должен быть пересмотрен в порядке судебного надзора.В этом случае нельзя говорить, что человек уже наказан по праву. Он избежал правового наказания. Если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или в предыдущем разбирательстве были допущены существенные ошибки, которые могли повлиять на исход дела, право требует нового судебного разбирательства. При этом не имеет значения, будет ли дело пересматриваться по основаниям, улучшающим или же ухудшающим положение осужденного (оправданного). 5. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не доказана. Это лишь один из группы принципов-презумпций, действующих при надлежащей правовой процедуре. Так, есть презумпция правомерности: обвинитель должен доказать, что обвиняемый совершил преступление, истец – что ответчик не выполнил обязательства или причинил вред. В административном процессе – презумпция законности административных актов, изданных на основании и во исполнение закона: истец (заявитель) должен доказать, что административный акт не соответствует закону. В конституционном процессе – презумпция конституционности закона, принятого после вступления в силу конституции: заявитель должен доказать, что закон не соответствует конституции. Понятие невиновности не сводится к отсутствию вины человека, обвиняемого в совершении преступления. Вина (сознательно-волевой компонент содеянного) – это лишь один из элементов состава преступления или состава правонарушения. В данном контексте невиновность означает не просто отсутствие вины, но признание человека не совершавшим преступление. Обвиняемый в совершении преступления считается не совершившим преступление, пока противное не установлено компетентным судом и обвинительный приговор не вступил в силу (презумпция невиновности). Презумпция невиновности обвиняемого в уголовном деле (подсудимого) вытекает из самого принципа формального равенства. Ибо уголовное дело – это спор о праве, формально равными сторонами которого выступают обвиняемый (подсудимый) и обвиняющая сторона в лице компетентного государственного органа. С точки зрения права заявление одной из сторон спора о совершении другой стороной преступления, даже если это официальное заявление компетентного государственного органа, имеет ту же юридическую силу, что и заявление другой стороны о том, что она не совершала преступления. Противоположная точка зрения по этому вопросу означала бы, что обвиняющая сторона оказывается судьей в своем деле. Аналогично в гражданском процессе лицо, против которого подан иск, не обязано доказывать, что оно не является надлежащим ответчиком. Оно признается таковым лишь в том случае, если истец предъявит доказательства того, что лицо, привлеченное по данному делу в качестве ответчика, не выполнило обязательство или причинило вред. В посттоталитарной России суды в случае возникновения сомнений вместо вынесения оправдательного приговора нередко направляют дело для проведения дополнительного расследования. Тем самым грубо нарушается презумпция невиновности. 6. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Это частная формулировка презумпции невиновности. Аналогично в гражданском процессе лицо, привлекаемое в качестве ответчика, не обязано доказывать, что оно не является должником, не выполнившим обязательство, или причинителем вреда. Другое дело – доказательство вины ответчика. В гражданском деле лицо, уже признанное должником, не выполнившим обязательство, или причинителем вреда, обязано выполнить требования истца, либо доказать, что оно не обязано выполнять эти требования. Поэтому отсутствие вины, в частности, наличие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, доказывается самим лицом, нарушившим обязательство или причинившим вред. 7. Никто не обязан свидетельствовать против себя. Уже в римском праве было признано, что человек не может быть надлежащим свидетелем в своем деле (nullus idoneus testis in re sua). В частности, отсюда вытекает, что признание обвиняемого не может считаться достаточным свидетельством его виновности в совершении преступления. Следовательно, не может быть никаких юридических оснований для того, чтобы требовать от человека свидетельств против самого себя. В российской практике нередко встречаются случаи, когда лицо, на которое падает подозрение, и причастность которого к преступления проверяется, процессуально не ставится в положение подозреваемого и допрашивается в качестве свидетеля, с предупреждением об обязанности давать правдивые показания. Между тем, даже привлеченный к участию в деле в качестве свидетеля вправе отказаться от дачи показаний, мотивируя это тем, что показания могут быть использованы против него.
2. Источники права в формальном смысле (текстуальные источники права) – это официальные юридические тексты: официально сформулированные (созданные, изданные) или санкционированные (признанные) тексты, в которых содержатся нормы права и другие правоположения. “Юридический текст” и “правовой текст” – синонимы. Источник права – это нормативный юридический (нормативно-правовой) текст. Из него “проистекает” или “черпается” информация о норме права. Официальный текст, который не содержит норму, а лишь формулирует права и обязанности конкретных субъектов, – это, как правило, не источник права, а такой юридический текст (акт), который “вытекает” из источника права. Но и ненормативный текст можно своего рода источником права – для конкретной правовой ситуации. Когда нет соответствующей нормы права, в ненормативном тексте, тем не менее, могут быть установлены права и обязанности конкретных субъектов (такие случаи более характерны для исторически неразвитых правовых систем). Это судебные решения adhoc и договоры частных лиц с последствиями interpartes, не основанные на существующих нормах права (“ненормальные” договоры). Классификации источников права. Прежде всего, источники права классифицируются по видам (формам) юридических текстов: нормативный акт, нормативный прецедент, официально санкционированная доктрина, официально санкционированный обычай. Их соотношение и официальная сила существенно различаются в разных правовых культурах (правовых семьях) и в разные исторические периоды. Нормативный акт – это (в современных государствах) письменный текст, документ, издаваемый компетентным государственным органом специально для того, чтобы официально сформулировать общеобязательные нормы. В демократических государствах важнейшие нормативные акты могут приниматься путем референдума. Нормативный судебный прецедент – вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел.Прецедент как источник права выражает нормативно-правовуюпозицию высокого суда, обязательную для нижестоящих судов и, с некоторыми оговорками, для самого суда, создавшего прецедент. Не следует полагать, что судебный прецедент является источником права только в странах общего права, а в странах романо-германской правовой семьи он таковым не признается. Судебный прецедент является источником права везде, где (1) судьи признают очевидное требование последовательности и единообразия судебной практики и (2) есть реальное разделение властей, реальная независимость судебной власти, и никакие “административные ресурсы” не могут заставить суд толковать и применять законы так, как угодно властям предержащим. Доктрина как источник права. Правовая доктрина – это учение (суждения, мнения) авторитетных юристов о нормах действующего права, их применении и толковании. Доктрина может быть источником права в той мере, в которой она формулирует нормы права и иные правоположения, официально признаваемые в юридической практике. Обычай – это устоявшаяся практика соблюдения неписаных, официально не сформулированных социальных норм. В частности, обычай может сложиться на основе соглашения, т.е. соблюдение соглашения станет обычаем. Получаются правила, конвенциональные по своему происхождению и существующие в форме обычая. Такие правила возможны в сфере публичного права (например, роспуск палаты общин и другие конституционные институты в Великобритании). Если государственная власть лишь признает или допускает некий обычай, но не желает придавать нормам этого обычая силу закона, то обычай превращается в самостоятельный вид источников права – официально санкционированный обычай. Нормы такого обычая остаются неписаными и действуют, поскольку они и так известны участникам соответствующих отношений. Но обычай приобретает новое качество – официально признается наравне с законом и даже может конкурировать с законом. Например, в случаях предусмотренных законом, субъекты права могут руководствоваться не нормой закона, а местным обычаем, морским обычаем и т.д. Легисты называют “правовым” любой санкционированный обычай, независимо от его содержания.Между тем, в странах, неразвитых в правовом отношении, государственная власть санкционирует доправовые обычаи населения отдельных регионов. Интересно отметить, что по логике легизма обычай превращается в норму права лишь тогда, когда он принимается как таковой судами и когда воплощающие его судебные решения принудительно реализуются властью государства. Но до того, как обычай признается судами, он не является правовой нормой, поскольку его сила держится лишь на общем неодобрении в отношении тех, кто его нарушает. В то же время норму, созданную посредством законодательства, легисты признают правовой и до ссылки на нее в судебном решении. Субъекты права могут следовать санкционированному обычаю, но могут и отказаться от него. Специфика обычая как источника права заключается в том, что он действует до тех пор, пока субъекты права желают его соблюдать. Поэтому обычай не пользуется официальной защитой, когда отступления от обычая становятся нормой. В этом случае нельзя говорить, что обычай нарушается, он просто прекращается. Например, в сфере частного права можно следовать торговому обычаю, но можно и заключить договор по принципу “незапрещенное разрешено”; во всяком случае, частное лицо не вправе навязывать другому частному лицу сделку по правилам обычая, даже если этот обычай официально признается. В публичном праве обычай действует, поскольку с ним согласны компетентные государственно-властные субъекты. Например, судебный обычай действует постольку, поскольку с ним согласен верховный суд. Другой пример: в парламенте может сложиться такой обычай, когда присутствующие депутаты голосуют посредством карточек для электронного голосования за отсутствующих. Такой обычай возможен лишь постольку, поскольку президент с ним согласен и промульгирует законы, вотированные “обычным образом”. Но, тем не менее, у президента остается право изменить свою позицию и заявить, что закон не принят конституционным большинством депутатов. При такой негативной позиции президента сложившийся обычай голосования существовать не сможет: либо такая практика просто прекратится, либо соответствующие обычаю правила будут установлены в законе.Таким образом, если компетентные государственно-властные субъекты заинтересованы в сохранении нормы обычая, то эта норма официально формулируется в письменной форме и приобретает силу закона. Итак, когда норма обычая признается важной для правовой системы, то государство защищает эту норму, формулируя ее в законе. Если же норма обычая просто признается государством, но не трансформируется в закон, то это значит, что государство допускает прекращение действия этой нормы. Не существует других видов нормативно-правовых текстов. Так, в одном ряду нельзя ставить нормативный акт и нормативный договор. Последний есть лишь разновидность нормативного акта, не самостоятельный вид, а “подвид” юридических текстов. Принципы права или естественные права человека никак не могут быть источниками права в формальном смысле, поскольку это не форма, а содержание права. И принципы права, и права человека содержатся в официальных юридических текстах, в частности, в официально признаваемой доктрине. Источник, обозначаемый как “религиозные памятники” (“священные книги”), очевидно, следует считать источником религиозных норм. Другое дело, что в “религиозном памятнике” могут быть фрагменты с юридическим содержанием. Именно последние, т.е. юридические тексты, можно считать специфическим источником права (юридические тексты священных книг). Такие тексты религиозным сознанием воспринимаются как закон (установленный “Высшим Законодателем”), но для светского сознания они – лишь специфическая разновидность доктрины. Специфическая в том смысле, что ее авторство приписывается Богу, пророкам и т.п., в то время как толкованием этой фундаментальной доктрины занимается доктрина человеческая (богословская). Источники права и гражданско-правовой договор. Если гражданско-правовой договор (договор с последствиями interpartes) не основан на нормативном юридическом тексте, законе или обычае, то этот “ненормальный” договор можно рассматривать как источник права. Но это будет источник права в ином смысле – “индивидуальный источник права”, источник прав и обязанностей сторон договора, ненормативный юридический текст. В ст.426 ГК РФ неудачно использован термин “публичный договор” применительно к договору частных лиц. Законодатель объяснил, что это “договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)” (ч.1. ст.426 ГК РФ).Такой договор назван “публичным” в том смысле, что условия этого “договора”, определяемые в одностороннем порядке коммерческой организацией, рассчитаны на неопределенное множество возможных потребителей, выступающих в качестве абстрактной “публики”. Но по существу речь идет о типовых договорах, содержание которых произвольно определяют (и, по мере надобности, изменяют) сами коммерческие организации. Разумеется, такие договоры не являются источником права (нужно различать понятия “фиксированные цены” и “цены, фиксированные продавцом”). Просто законодатель ограничил свободу договора тем, что обязал соответствующие коммерческие организации применять определяемые ими условия договора в равной мере ко всем потребителям, за исключением тех случаев, когда законом допускаются льготы для отдельных категорий потребителей (ч.2 ст.426 ГК РФ). Иная точка зрения по этому вопросу означала бы, что одно частное лицо (коммерческая организация) навязывает другим частным лицам (потребителям) условия договора. В действительности же наличие типового договора означает лишь следующее: если в конкретном договоре не установлено иное, то применяются условия типового договора, причем конкретный договор не может ухудшать положение потребителя в сравнении с условиями типового договора. Это принцип infavorem, хорошо известный в трудовом праве: например, если в индивидуальном трудовом договоре не установлено иное, то применяются условия коллективного договора, причем индивидуальный договор не может ухудшать положение работника в сравнении с условиями коллективного договора. Другое дело, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила (типовые договоры), обязательные для “публичных договоров” (ч.4 ст.426 ГК РФ). В этих случаях, во-первых, источником права является типовой договор (нормативный акт), имеющий силупостановления Правительства РФ, и, во-вторых, коммерческие организации уже не могут произвольно устанавливать и менять условия “публичного договора”, а именно, ухудшать положение потребителей в сравнении с правилами, установленными Правительством. Аналогично корпоративные нормы (нормы любых негосударственных организаций, частных юридических лиц, включая предприятия), точнее – нормативные тексты корпораций (организаций), следует рассматривать как разновидность договора. Источником права, прежде всего, являются не эти корпоративные тексты, а официальные юридические тексты, которым корпоративные тексты противоречить не могут. Но в той мере, в которой корпоративные тексты развивают и конкретизируют официальные правоположения, они могут быть источником права – если (1) субъекты вступают в договорные отношения в соответствии с корпоративными нормами, и (2) корпоративные нормы, определяющие условия договора, признаются судом (официально санкционируются). Опять же, это источники права suigeneres: корпорация лишь предлагает, но она не вправе обязывать кого-либо вступать с ней в договорные отношения на условиях, определенных корпоративными нормами; и только если договор заключен, т.е. обе стороны обязались соблюдать корпоративные нормы, корпоративный текст становится источником права – как уже сказано, если он официально санкционирован. Корпоративные тексты могут быть источником права как в отношениях между корпорацией и лицом, заключившим с ней договор, так и в отношениях между лицами, заключившими договоры о регулировании их отношений нормами корпорации. Например, таким источником права могут быть спортивные правила, установленные организацией, проводящей спортивные соревнования; если спортивный судья нарушает эти правила, то лицо, права которого нарушены, вправе обратиться за защитой в официальный суд, который будет рассматривать дело о нарушении договора, условия которого определены спортивными правилами. Помимо классификации по видам (формам) юридических текстов, их следует классифицировать по содержанию. В этом смысле различаются первичные и вторичные источники права. Первичный источник права – это оригинальный юридический текст, в котором нормы права официально формулируются впервые. Вторичным источником права являются производные от первичных официальные правовые тексты, в которых интерпретируется содержание первичных источников права, уточняется смысл правовых норм и, таким образом, формулируются “вторичные нормы”. В частности, акты нормативного толкования первичных юридических текстов – вторичные источники права. В рассуждениях о первичных и вторичных источниках права следует различать форму и содержание правовых текстов. Закон (нормативный акт), прецедентное судебное решение, обычай и доктрина являются формой правовых текстов. Поэтому, например, называя закон источником права, нужно помнить, что источником права является правовой текст в форме закона, а не законная форма правового текста. Рассмотрение источников права как первичных и вторичных относится не к форме, а к содержанию правовых текстов. Последнее означает, что не существует строгого соответствия между подразделением источников на виды в зависимости от их формы (закон и т.д.) и различением первичных и вторичных источников права. Прежде всего нельзя утверждать, что нормативный актвсегда является первичным источником права. Даже закон (как правило, это первичный правовой текст) может воспроизводить и интерпретировать содержание других источников права, например, нормы конституции или международного договора. Так, ФКЗ о Конституционном Суде РФ, в частности, воспроизводит и интерпретирует текст ст.125 Конституции РФ, и в этой части он выступает как вторичный источник права. Далее, судебный прецедент (правовой текст в форме судебного решения по конкретному делу) может быть источником права как первичным (креативный прецедент), так и вторичным (деклараторный, интерпретативный прецедент, или прецедент толкования). То же самое относится к обычаю. Например, обычай, сложившийся в отношениях между органами государственной власти на основе конституционного соглашения, является первичным источником права. Но обыкновение правоприменительной практики (обычай толкования и применения закона) является вторичным источником права. Другое дело, что первичные правовые тексты, чтобы быть источником права, требуют надлежащей формы. Понятно, например, что первичные правовые тексты не должны издаваться в форме нормативных актов исполнительной власти. Из соображений разделения властей и правовой законности вытекает, что для первичных правовых текстовпредназначен закон, хотя законодатель может делегировать президенту или правительству полномочия по изданию первичных правовых текстов по определенным вопросам. Само понятие вторичных источников права имеет смысл постольку, поскольку, во-первых, некие вторичные правовые тексты не просто воспроизводят первичные тексты, а интерпретируют первичные тексты и, во-вторых, эта интерпретация конкурирует или может конкурировать с положениями первичного текста (de jure интерпретация не меняет смысл первичного текста, но de facto может его изменить, de jure такой вторичный текст имеет силу первичного текста, но defacto – большую силу). Если закон просто воспроизводит фрагмент текста конституции, подзаконный акт, в частности локальный нормативный акт, – фрагмент закона, то в этой части они являются вторичными текстами, но не являются вторичными источниками права. Ибо простое воспроизведение не может ничего добавить к первичному правовому тексту ни de jure, ни de facto. Вторичный источник права – интерпретация первичного правового текста erga omnes – реально действует, порождает правовые последствия, и для того чтобы признать такую интерпретацию недействительной (не имеющей юридической силы), нужно официально объявить ее противоречащей первичному источнику права, например, пересмотреть нормативно-правовую позицию конституционного суда, признать незаконным или просто отменить положение правительственного постановления или акта местного самоуправления и т.д. Классификация нормативных актов возможна по разным основаниям. Во-первых, нормативные акты могут быть как первичными, так и вторичными источниками права. Первичные, например законы, – это правоустановительные нормативные акты; de jure в них могут быть установлены и устанавливаются новые правоположения, новые нормы права. Во вторичных de jure лишь формулируются (конкретизируются, интерпретируются и т.д.) уже существующие нормы, хотя de facto иногда устанавливаются новые правоположения. Во-вторых, по субъектам, издающим нормативные акты, и функциям этих субъектов в механизме государственной власти, следует различать нормативные акты законодательные, исполнительные и судебные. Причем, с точки зрения функционального разделения властей, приоритет принадлежит законодательным актам, а судебные нормативные акты могут быть только вторичными источниками права – актами нормативного толкования первичных источников права. В-третьих, по числу субъектов, участвующих в издании акта, следует различать нормативные акты односторонние и двух- или многосторонние. В одностороннем порядке происходит издание официального акта (особый случай – принятие нормативного акта путем референдума). В результате согласования воль нескольких публично-властных субъектов создание официального акта путем заключения международного или федеративного договора. Нормативные акты – это не обязательно акты, которые издаются в одностороннем порядке. В юриспруденции различаются акты, во-первых, односторонние и, во-вторых, двух- или многосторонние, т.е. договоры. Договоры частных лиц сами по себе могут порождать только последствия interpartes, они не устанавливают нормы. Но договоры официальных субъектов (государств, государственных органов и других субъектов публичного права) порождают последствия ergaomnes. Обычно нормативными актами называют только односторонние нормативные акты, а нормативные договоры считают самостоятельным видом источников права. В действительности нормативные договоры в рамках национальной правовой системы не имеют самостоятельной официальной силы (юридической силы), отличной от силы односторонних нормативных актов, и не могут быть самостоятельным видом источников права. Нормативные акты в традиционном понимании и нормативные договоры – это не два самостоятельных вида, а два подвида, составляющих один вид источников права. Коллективные соглашения о труде – это договоры частных лиц с последствиями ergaomnes. Они санкционированы законом,и стороны коллективных соглашений о труде обязаны заключать эти соглашения по вопросам, предусмотренным трудовым законодательством. Это нормативные договоры. Но они могут лишь изменять содержание норм трудового законодательства по принципу infavorem (норма соглашения о труде имеет силу закона и применяется лишь тогда, когда ставит работника в лучшее положение, нежели норма трудового законодательства). Таким образом, это вторичные источники права. Коллективные соглашения о труде, особенно крупномасштабные, более напоминают нормативные акты, нежели договоры частных лиц. Стороны этих соглашений заключают их в силу того, что законодатель наделяет их таким правом. Эти соглашения не имеют самостоятельной юридической силы и порождают правовые последствия лишь постольку, поскольку они предусмотрены трудовым законодательством. Иначе говоря, законодатель делегирует компетенцию по нормативному регулированию трудовых отношений коллективным субъектам этих отношений и придает установленным ими нормам силу закона (с оговоркой infavorem). Среди всех источников права, не только среди нормативных актов, высшую силу имеет конституция. Следует различать конституцию в материальном и в формальном смысле (консолидированный или кодифицированный нормативный акт). Конституция в материальном смысле (конституционное право) – это совокупность норм,устанавливающих правовые пределы государственной власти (по определению: государственная власть – власть, ограниченная конституцией, писаной или неписаной). А именно, конституция определяет правовой статус человека и гражданина (в исторически неразвитой правовой ситуации – правовые статусы разных категорий субъектов права) и устанавливает порядок формирования и компетенцию высших государственных органов. Следовательно, конституция в материальном смысле может быть объективирована в правовых текстах разной формы – в обычаях, доктрине, прецедентах и нормативных актах. Отсюда ясно, что даже тогда, когда в государстве есть консолидированный конституционный нормативный акт (конституция в формальном смысле) и есть суд конституционной юрисдикции, который применяет и толкует этот нормативный акт, конституция государства не исчерпывается конституцией в формальном смысле и развивается в форме судебных решений (судебных прецедентов и даже судебных нормативных актов). Конституция государства может меняться по мере исторического прогресса правовой свободы, в то время как соответствующие положения (текст) конституции в формальном смысле остаются неизменными. Пример – расовая сегрегация в США, которая до 1954 г. считалась не противоречащей конституции, а после решения по делу Браун противКомитета по образованию была объявлена не соответствующей конституции. Различение конституции в материальном и формальном смысле позволяет, в частности, внести ясность в вопрос о конституции Великобритании. Разумеется в этой стране есть конституция в материальном смысле, но нет конституции в формальном смысле, т.е. нет конституции в форме консолидированного нормативного акта. Конституция как нормативный акт – это не закон, и даже не основной закон. Это фундаментальный нормативный акт, учреждающий государство и обладающий высшей юридической силой. Конституция предшествует закону и законодателю, связывает законодателя. Поэтому законодатель и субъект, принимающий конституцию, должны быть “разведены”. В развитых национальных правовых системах конституции обычно принимаются не законодательным органом, а специально созываемым конституционным собранием (учредительным собранием) или путем референдума. Такие способы принятия конституции, “разводящие” законодателя и субъекта, принимающего конституцию, подчеркивают особую учредительную природу конституции. Кроме того, изменения (поправки) вносятся в конституцию в особом порядке. С этой точки зрения различаются конституции “жесткие” и “гибкие”. “Жесткие” не могут быть изменены законодателем. “Гибкими” называют конституции, поправки к которым принимаются законодателем в рамках особой процедуры, усложненной в сравнении с законодательным процессом. В российской литературе конституцию, по советской традиции, называют “основной закон”. Однако называть конституцию законом, пусть даже основным, можно лишь тогда, когда термин “закон” употребляется в широком смысле. Например, когда говорят о различении права и закона или для краткости обозначают термином “закон” все виды нормативных актов государства. Но это неуместно при рассмотрении различных видов нормативных актов. Таким образом, конституция является законом не в большей мере, чем, скажем, подзаконный нормативный акт. И объяснять конституцию как основной закон – это значит принижать юридическую силу и правовое предназначение конституции. Подзаконные нормативные акты исполнительной власти – это акты конкретизации закона. В правовом государстве, при надлежащем разделении властей, они могут издаваться лишь постольку, поскольку они предусмотрены конкретизируемым законом, а не просто в силу компетенции того или иного органа исполнительной власти, позволяющей вообще издавать такие акты. В противном случае законы будут фиктивными, и фактически большую силу будут иметь нормативные акты формально низшего уровня. Нормативные акты судов – это акты нормативного толкования права (конституции или закона), которые издаются высшими судами именно с целью толкования. Они порождают последствия ergaomnes в силу компетенции соответствующего высокого суда. Судебный нормативный акт, как и любой акт нормативного толкования, – это вторичный источник права. Dejure он имеет силу толкуемого нормативного акта, а defacto – большую силу, ибо при наличии акта нормативного толкования правоприменители руководствуются уже не самим текстом, получившим авторитетное толкование, а положениями акта толкования. Различаются судебные нормативные акты, издаваемые на основе абстрактного и на основе конкретного нормативного толкования. Первые (например, постановления Конституционного Суда РФ о толковании Конституции) не связаны с разрешением споров о праве, вторые обобщают толкование законов, данное при разрешении конкретных споров о праве – таковыми должны быть, например, постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющие вопросы судебной практики. Абстрактное нормативное толкование противоречит природе правосудия. Судебное толкование права с последствиями ergaomnes допустимо лишь в контексте разрешаемого спора о праве (конкретное или инцидентное нормативное толкование). Судебный нормативный акт следует отличать от судебного прецедента – решения по конкретному спору о праве, в котором формулируется норма или дается толкование конституции или закона, имеющее нормативное значение. Прецедентом толкования называют индивидуальный акт, решение, обязательное inter partes, в котором одновременно дано толкование конституции или закона, обязательное ergaomnes. Акт нормативного толкования имеет лишь последствия ergaomnes. И в прецедентах толкования, и нормативных актах-разъяснениях по вопросам судебной практики дается конкретное нормативноетолкование, но в разных формах и в разной мере авторитетное. В случае прецедента это – толкование, данное малой судебной коллегией, предназначенной для разрешения конкретных дел, т.е. такое, которое могут и не разделять другие судьи высшего суда; а поэтому оно автоматически не становится нормативным толкованием. В случае же разъяснения мы имеем дело с толкотолкованием, которое санкционирует пленум высшего суда, а поэтому все судьи обязаны придерживаться этого толкования. Нормативные акты органов местного самоуправления – это локальные нормативные акты. Они являются обязательными постольку, поскольку закон (законодательство о местном самоуправлении) наделяет муниципальные органы государственными нормотворческими полномочиями по вопросам местного значения. Если считать, что в этих пределах акты местного самоуправления служат источниками права, то это будет некое “местное (локальное) право”, различное в разных местностях государства. Локальные нормативные акты не могут самостоятельно, автономно устанавливать новые нормы права, т.е. не могут устанавливать меру правовой свободы помимо закона. Они могут лишь вводить в действие на территории муниципалитета нормы права, содержание которых прямо предусмотрено законом, но вступление в силу, по закону, зависит от усмотрения муниципалитета. Например, муниципалитет самостоятельно не вправе обязать всех лиц на его территории пользоваться услугами только муниципального предприятия по уборке мусора (а также иными подобными муниципальными услугами) и тем самым фактически запретить деятельность соответствующих частных предприятий. Это было бы неправомерным ограничением собственности, свободы предпринимательства и свободы договора, так как подобные ограничения допустимы только путем издания закона и только по мотивам защиты других прав и свобод (прав и свобод других лиц). Следовательно, исключительно законодатель вправе установить такую норму – из соображений охраны здоровья населения, т.е. по мотивам защиты прав и свобод других лиц. Но при этом законодатель должен исходить из того, что и частные предприятия могут эффективно оказывать услуги по уборке мусора, а муниципалитеты и надзорные полицейские инстанции могут эффективно контролировать эти предприятия. Поэтому целесообразно установить в законе, что названная норма вводится в действие по решению органа местного самоуправления при условии настоятельной общественной потребности. Таким образом, нормативные акты местного самоуправления (локальные нормативные акты) могут быть лишь вторичными источниками права. Посредством этих актов органы местного самоуправления могут вводить в действие нормы, предусмотренные законом – первичным источником права. Регламент палаты парламента – это нормативный акт, которым палата регламентирует вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Это корпоративный нормативный акт, в котором сами депутаты устанавливают свои права и обязанности (и обязанности аппарата палаты) в отношениях внутри палаты парламента. Но он не может устанавливать какие бы то ни было права и обязанности субъектов, не входящих в состав палаты парламента, и права и обязанности депутатов за пределами отношений внутри парламента. Парламентский регламент – это официальный акт, установления которого обязательны только внутри парламента. Регламент палаты парламента не может быть источником права. Правовые нормы, установленные парламентом, издаются в форме закона, а не в форме нормативного акта отдельной палаты парламента. Законы принимаются парламентом в целом в рамках урегулированного конституцией законодательного процесса, а регламент – большинством депутатов палаты, причем это большинство может произвольно изменять регламент. Иначе говоря, регламент палаты – это нормативный акт, но такой, который не предназначен для использования в качестве источника права.
Date: 2015-09-17; view: 805; Нарушение авторских прав |