Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование первоначальных навыков письменной речи⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 51
Для начала вам нужно будет познакомить ребенка с теми буквами, которых он еще не знает. После этого из букв разрезной азбуки он будет выкладывать слова. Когда ребенок будет выкладывать слова, он должен подбирать для обозначения звуков буквы того же цвета, что и кружки,которыми эти звуки обозначались прежде. В этом случае для него не будет скачкообразного перехода к новому виду деятельности, задания на подбор букв не покажутся ребенку чем-то новым и необычным, он воспримет их как продолжение той же самой работы, которую он выполнял и до этого. Он в сущности даже и не заметит того, что занят теперь совсем другим делом. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ При выполнении всех этих упражнений ребенок должен выкладывать только звуковые схемы слов,без предварительного деления слов на слоги. 3 Вы называете какой-нибудь звук, ребенок должен показать вам символ, которым он обозначается, а затем подобрать такого же цвета букву. 3 Ребенок должен выкладывать звуковые схемы открытых и закрытых слогов. Для начала используйте только глухие твердые звуки, обозначающиеся голубыми кружками, и гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. 3 После того как ребенок выложил схему слога (например: [па]),спросите у него, какой звук в слоге идет первым. Ребенок назовет этот звук ([п]). Пусть среди различных букв найдет голубую букву п и положит ее вместо голубого кружка, так как эта буква теперь будет обозначать звук вместо него. Затем спросите у ребенка, какой звук идет после звука [п]. Ребенок назовет звук [а]. Попросите его найти красную букву А (так как слог ударный) и заменить ею красный кружок. 3 Точно такие же задания ребенок должен выполнять с односложными словами (например: сок, кот, ток, топ и т. п.). Обязательно в конце просите ребенка прочитать выложенное слово. В дальнейшем он должен делать это всегда. 3 Вы предлагаете ребенку двусложные слова, состоящие из открытых слогов (например: каша, папа, суша, хата и т. п.). Для обозначения безударных гласных звуков ребенок должен выбирать буквы розового цвета. 3 Вы предлагает ребенку слова с более сложной структурой (например: кусок, каток, папка, кусты и т. п.) и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. 3 Вы предлагаете ребенку слова, включающие в себя звонкие твердые согласные звуки. Ребенок выкладывает их схему. Укажите ему, что звонкие звуки он должен обозначать буквами синего цвета. 3 Вы предлагаете ребенку слова с глухими и звонкими мягкими звуками, которые он должен обозначать светло-зелеными и темно-зелеными буквами. Из гласных звуков можно использовать только звук [и]. Обратите внимание ребенка на то, что буква «и» зеленого цвета, и скажите ему, что позднее вы объясните ему, почему этот так. Вы обращаете внимание ребенка на то, что после мягкого согласного звука всегда идет звук [и]. Это такое правило: именно этот звук и делает согласные звуки мягкими. Пусть ребенок произнесет слог [ти], обратите его внимание на то, что его губы вытянулись в улыбку, и от этого язык во рту стал плоским и «мягким», а от этого, в свою очередь, смягчился и согласный звук [т]. Разберите с ним произношение подобных слогов с другими согласными звуками. Скажите ребенку, что именно оттого, что гласный звук [и] «делает» мягкими согласные звуки, вы обозначили его зеленой буквой. Но в русском языке есть слова, в которых мягкий звук стоит последним. Вы приводите ребенку примеры таких слов (мать, ртуть, печь)и предлагаете ему придумать подобные этим слова. Дальше вы сообщаете ребенку, что для того чтобы обозначить мягкость таких звуков (когда следом нет звука [и]), существует специальная буква — мягкий знак (вы показываете эту букву ребенку). Она также зеленого цвета. 3 Ребенок выкладывает звуковые схемы слов, в которых мягкий звук стоит последним. Затем он заменяет все символы звуков буквами, заменив последний символ сразу двумя зелеными буквами: буквой, обозначающей звук и мягким знаком. Вы сообщаете ребенку, что иногда в слове за мягким звуком идет согласный звук,а не звук [и],и тогда его мягкость тоже обозначается мягким знаком. 3 Ребенок составляет схемы подобных слов (например: банька, калька, килька, вальс и т. п.) и заменяет символы звуков буквами. Предложите ребенку ряд слов, например: лён, клён, пляска, тля, плюс, флюс, фреска и т. п. Обратите его внимание на то, что в этих словах в начале или середине есть мягкий согласный звук. Ребенок должен сообразить, какой гласный звук следует за согласным. Объясните ему, что за согласным звуком идут как бы сразу два гласных звука подряд: [и],который делает согласный мягким и другой гласный звук — или [а],или [у] и т. п. То есть слово лён звучит на самом деле лион, но только звука [и] почти не слышно, он весь «уходит» на то, чтобы сделать предыдущий согласный звук мягким. Точно также разберите с ребенком звуковой состав слов с другими йотированными гласными звуками (например: тл я — это тл иа, пл ю с — это пл иу с, пл е н — это пл иэ н). Пусть ребенок сначала произносит каждое слово с заметным призвуком звука [и],а затем произносит звук [и] очень быстро, так, чтобы тот исчезал. Затем объясните ребенку, что эти «слившиеся» друг с другом гласные звуки обозначаются специальными буквами: сочетание [иа] — обозначается буквой я, [ио] — ё, [иу] — ю, [иэ] — е. Нарисуйте для ребенка памятку. Эти буквы на самом деле так и произносятся: если быстро произнести сочетание [иа] (особенно, если повторять его многократно [иа — иа — иа]) — получится название буквы я, [иу] — ю и т. п. Так как эти буквы обозначают мягкость согласных звуков — они зеленого цвета. 3 Ребенок должен составлять схемы слов с йотированными гласными и заменять в них звуковые символы на буквы. Не забывайте, что после этого ребенок должен прочитывать то, что у него получилось. В дальнейшем нужно выкладывать слова сразу из букв. 3 Выпредлагаете ребенку сразу «написать» слово дом. Вы задаете ему вопросы: какой звук в этом слове первый (д), какой это звук (твердый звонкий), каким цветом обозначаются такие звуки (синим), какого цвета букву нужно выбрать для обозначения этого звука (синюю букву д). Таким же образом нужно разобрать с ребенком и выложить остальные звуки слова. В конце слово нужно прочитать. 3 Точно так же нужно выкладывать слова с более сложной звуковой структурой. 3 Вы выкладываете из разноцветных букв слово и просите ребенка охарактеризовать каждый звук этого слова, а также назвать само слово. 3 Ребенок должен выкладывать из букв предложения, состоящие из двух-трех слов. После этого вы можете дать ребенку обыкновенную черно-белую разрезную азбуку. Хотя это и не обязательно, просто поиск буквы определенного цвета отнимает лишнее время, а выкладывать из букв слова и читать их ребенок уже научился (то есть разноцветная азбука уже выполнила свое назначение). Если работать с одноцветными черными буквами ребенку покажется сложным, пусть и дальше использует разноцветную азбуку. К одноцветным буквам вы сможете приучить его тогда, когда он начнет по-настоящему писать печатными буквами. Теперь нужно позаниматься с ребенком звукобуквенным анализом слов. Делать это лучше, используя черно-белую разрезную азбуку. 3 Вы предлагаете ребенку схемы слов, частично состоящие из букв, частично — из символов звуков. Вначале вы даете ему односложные слова из трех звуков (например: кол, бор, суп и т. п.). Вы выкладываете первую и последнюю буквы этих слов, а средний гласный звук заменяете красным кружком. Ребенок должен вставить пропущенную букву. В дальнейшем предлагайте ребенку слова с более сложной звуковой структурой и пропускайте в них какую-нибудь одну букву. 3 Ребенок должен заменять один звук в слове на какой-нибудь другой, чтобы получалось новое слово (например: сом — сон — сок — сор — сыр — сын — сыч). 3 Вы предлагаете ребенку какое-нибудь слово, он выкладывает звуковую схему этого слова. Затем он должен заменять в нем различные символы на буквы (заменять кружки нужно вразброс, пока не выйдет целиком слово). 3 Вы выкладываете из букв какое-нибудь слово, порядок звуков в котором можно изменить так, чтобы получилось новое слово (например; пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак, волос — слово и т. п.). Ребенок должен переставить буквы в слове. Если он не может сообразить, как это сделать, называйте ему то слово, которое должно получиться, и после этого он должен переставить буквы. 3 Вы выкладываете какое-нибудь слово, из букв которого можно составить другие слова (например: крапива — парк, ива, карп, пар, рак, Ира, пир, пик, Вика, арка, варка, икра, права, Кира, кипа), ребенок должен выложить эти слова. 3 Вы предлагаете ребенку пары выложенных из букв слов, отличающиеся друг от друга наличием или отсутствием одного звука (например: к р от — к о т, ла м па — л а па, рам к а — рам а, кар т а — кар а, по р т — пот и т. п.). Ребенок должен «отгадать», какой звук «исчез», и вставить его «на место». 3 Ребенок должен продолжить начатое вами слово. Вы выкладываете только первый слог слова. В дальнейшем нужно обучить ребенка первоначальным навыкам письма. Писать он должен карандашом на разлинованном листе бумаги печатными заглавными буквами, используя те же способы начертания, что и в вашей разрезной азбуке. Ребенок в основном должен выполнять два вида упражнений: списывать очень простые тексты (два-три коротких предложения) и писать аналогичные тексты под диктовку. Содержание Общие сведения по логопедии................................................................................................ 2 Как устроен речевой аппарат............................................................................................... 2 Звуки русского языка............................................................................................................. 3 Условия нормативного произношения............................................................................... 4 Речевые проблемы детей 3,5-4,5 лет...................................................................................... 6 Неговорящие дети................................................................................................................... 7 Понимание речи................................................................................................................... 7 Подвижность речевых органов...................................................................................... 10 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОДВИЖНОСТИ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.............................................................. 11 Неразборчиво говорящие дети.......................................................................................... 14 Общее речевое развитие.................................................................................................. 14 1. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.................................................................................................. 14 2. ГРАМОТНОСТЬ РЕЧИ................................................................................................. 15 3. ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ.......................................................................................................... 16 4. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ..................................................................................................... 17 5. СОБЛЮДЕНИЕ РИСУНКА СЛОВА......................................................................... 17 Подвижность речевых органов...................................................................................... 18 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ......................................................................... 18 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ..................... 19 Разборчиво говорящие дети............................................................................................... 21 Основные причины нарушений звукопроизношения................................................ 22 1. НАРУШЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ...................................... 22 2. НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА........................................................................... 22 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЧЕВОГО СЛУХА............................................ 23 2. КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА ЯЗЫКА.................................................................................. 24 Дополнительные причины нарушений звукопроизношения................................... 25 1. НАРУШЕНИЕ ОБЩЕЙ ПОДВИЖНОСТИ РЕБЕНКА........................................... 25 2. НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА....................................................................... 27 3. НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА............................................................................................... 27 Способы неправильного произношения звуков......................................................... 28 БЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ................................................. 28 НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ............................................ 29 Предупреждение у детей дефектного произношения звуков..................................... 30 Управление мышцами тела............................................................................................. 30 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕЙ Постановка речевого выдоха.......................................................................................... 37 Постановка голоса............................................................................................................. 37 Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет......................................................................... 41 Речевой выдох........................................................................................................................ 42 Произношение звуков.......................................................................................................... 44 Нарушения произношения конкретных звуков.......................................................... 47 ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ [К, Г, X] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ.................................... 47 ГУБНО-ЗУБНЫЕ ЗВУКИ [Ф, В] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ.......................................... 48 МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ [Г] И [Д']................................................................................. 49 ЗВУК [Й].............................................................................................................................. 50 ЗВУК [Л] И ЕГО МЯГКАЯ ПАРА.................................................................................. 51 СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ [С, З, Ц] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ............................................ 53 ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш, Ж]............................................................................................ 55 ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Щ, Ч]............................................................................................. 58 ЗВУК [Р] И ЕГО МЯГКАЯ ПАРА................................................................................... 59 Речевой слух.......................................................................................................................... 61 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.......................................................................... 61 Общее развитие речи............................................................................................................ 62 Словарный запас................................................................................................................ 63 1. СЛОВАРЬ ГЛАГОЛОВ................................................................................................ 63 2. СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ........................................................................... 64 3. СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ............................................................................... 64 4. СЛОВАРЬ ПРЕДЛОГОВ.............................................................................................. 65 Грамотность речи.............................................................................................................. 65 1. МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ......................................... 65 2. СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ..................................................................... 65 3. ЖЕНСКИЙ РОД ГЛАГОЛА ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.................................... 65 4. МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИХ СКЛОНЕНИЕ....... 66 Фразовая речь..................................................................................................................... 66 Рисунок или структура слова.......................................................................................... 66 Понимание речи................................................................................................................. 67 Подвижность речевых мышц.............................................................................................. 68 Строение речевых органов................................................................................................. 69 Как заниматься с ребенком.................................................................................................... 71 Последовательность работы с ребенком......................................................................... 71 Ситуация I............................................................................................................................ 71 Ситуация II........................................................................................................................... 71 Ситуация III......................................................................................................................... 72 Ситуация IV......................................................................................................................... 72 Ситуация V.......................................................................................................................... 72 Правила проведения занятий.............................................................................................. 73 Порядок работы над звуками............................................................................................. 75 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ СЛУХЕ 76 Дополнительные правила постановки звуков............................................................. 78 Устранение причин нарушении произношения................................................................ 80 Постановка речевого выдоха............................................................................................. 80 ПРАВИЛА ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА...................................................... 80 Тренировка речевого выдоха.......................................................................................... 82 1. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА [Т].................. 82 2. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА [Д]................. 84 3. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА В СЛОГАХ....................................................................... 86 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА.................................... 87 Исправление речевого слуха............................................................................................. 88 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА................................... 89 ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.............................................................. 90 Улучшение подвижности речевых органов.................................................................... 91 ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ............................. 91 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]...................................................... 93 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.............................. 93 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ................................. 94 ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.............................................................. 94 Занятия с детьми с аномалиями строения речевых органов....................................... 95 Короткая уздечка языка................................................................................................... 95 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА................................... 95 ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.............................................................. 96 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ КОРОТКОЙ УЗДЕЧКЕ ЯЗЫКА......... 96 Неправильный прикус...................................................................................................... 96 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НИЖНЕМ ВЫДВИНУТОМ ПРИКУСЕ 97 Отсутствие необходимого числа зубов........................................................................ 98 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ ОТСУТСТВИИ У РЕБЕНКА ЗУБОВ 99 Высокое твердое нёбо.................................................................................................... 100 Способы постановки звуков................................................................................................ 101 Основные способы постановки звуков.......................................................................... 101 Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка.......... 101 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 101 Постановка звука по подражанию, когда он напоминает другой звук............... 101 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 102 Постановка звука по показу артикуляции................................................................. 103 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 103 Постановка звука с механической помощью............................................................ 103 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 103 Постановка звука с использованием базового звука.............................................. 104 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 104 Постановка звука в слоге............................................................................................... 105 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 105 Постановка звука в положении между гласными звуками.................................... 106 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 106 Постановка звука на вдохе............................................................................................ 106 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 107 Постановка звука с использованием промежуточного варианта его произношения 108 ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ............................................................................................ 108 Дополнительные приемы постановки звуков............................................................... 108 ВОЗМОЖНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МЫШЕЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ........................... 109 Практикум по формированию правильного произношения........................................ 113 Постановка звуков [к] ([г]) и [х]...................................................................................... 114 Постановка звука [х]....................................................................................................... 115 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ..................................... 115 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [X] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [К]....................... 116 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [X] Постановка звука [к]....................................................................................................... 117 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ..................................... 117 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [X]....................... 118 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] НА ВДОХЕ............................................. 119 СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА' ЗВУКА [К] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ. 119 Постановка звуков [к] ([г]) и [х] при аномалиях строения речевых органов.... 121 Постановка звуков [ф] ([в]).............................................................................................. 121 СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ГУБНО-ЗУБНЫХ ЗВУКОВ Постановка звуков [ф] ([в]) при аномалиях строения речевых органов............ 122 Постановка мягких звуков [х], [к], [г], [ф], [в], [л]...................................................... 122 СПОСОБ ПОСТАНОВКИ МЯГКИХ ЗВУКОВ В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ [И]...... 122 Постановка мягких согласных [т'] ([д'])........................................................................ 123 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т'] ПО ПОДРАЖАНИЮ.............................. 123 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т'] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С']...................... 125 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т'] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЩЕЛКИВАНИЯ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ЗУБАМИ............. 125 СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА [Н']................. 126 Постановка звуков [т'] ([д']) при аномалиях строения речевых органов........... 127 Постановка звука [й].......................................................................................................... 128 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] ОТ ЗВУКА [И]......................................... 128 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] В СЛОГАХ СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] Постановка звука [й] при аномалиях строения речевых органов........................ 130 Постановка звука [л].......................................................................................................... 131 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ПРИ СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] НА ФОНЕ СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ МЕЖЗУБНОГО ЗВУКА [Л]......... 134 СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Л']...................... 136 Постановка звука [л] при аномалиях строения речевых органов........................ 137 Постановка звуков [с] ([з]) и [ц]...................................................................................... 138 Постановка звука [с]....................................................................................................... 138 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ЗВУКА [Т].......................................... 138 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] НА ВДОХЕ.............................................. 139 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ МЕЖЗУБНОГО ЗВУКА [С]......... 141 СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С']..................... 143 СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ш]..................... 145 СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ц]..................... 146 СПОСОБ VII. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] Постановка звука [с] при аномалиях строения речевых органов........................ 147 Постановка звука [ц]....................................................................................................... 148 СПОСОБ ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц] ОТ ПРАВИЛЬНО Постановка звуков [ш] ([ж]), [ч] и [щ]........................................................................... 149 Постановка звука [ш]...................................................................................................... 149 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ЗВУКА [Т]......................................... 149 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С]...................... 150 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Р]..................... 151 СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ......... 153 СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] НА ВДОХЕ........................................... 154 Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов....................... 155 Постановка звука [ч]....................................................................................................... 156 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Т']........................ 156 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] ОТ Постановка звука [щ]...................................................................................................... 158 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ш]...................... 158 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С']..................... 159 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ч]..................... 159 Постановка звука [ч] при аномалиях строения речевых органов........................ 160 Постановка звука [р].......................................................................................................... 160 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ЗВУКА [Д].......................................... 161 СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [З]........................ 162 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] НА ВДОХЕ............................................. 166 СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов........................ 172 Постановка звуков [с'] и [р']............................................................................................. 173 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С'] И [Р'] В СЛОГЕ СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С']И [Р'] МЕЖДУ ДВУМЯ ГЛАСНЫМИ [И] 174 СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С'] И [Р'] Постановка звонких парных согласных звуков [г], [в], [д'], [з] и [ж]..................... 175 СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ПАРНЫХ ЗВОНКИХ Постановка звонких парных согласных звуков при аномалиях Постановка твердых согласных звуков при их смягчении........................................ 177 СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ТВЕРДЫХ ЗВУКОВ ОТ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫХ МЯГКИХ ПАР..................................................................................................................................... 177 Закрепление произношения звуков................................................................................... 179 Автоматизация звуков........................................................................................................ 179 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ.............................................. 179 ПРАВИЛА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ................................................................. 181 Дифференциация звуков................................................................................................... 182 Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков................ 182 Разграничение произношения звуков при замене звуков...................................... 183 ПРИМЕРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ............................... 185 ПРАВИЛА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.............................................................. 186 Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма............................................ 188 ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА................ 189 Проверка способностей и умственных навыков ребенка.......................................... 190 Речевой слух..................................................................................................................... 190 Восприятие единиц речи................................................................................................ 190 1. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ............................................................................. 190 2. ВОСПРИЯТИЕ СЛОВ................................................................................................. 191 3. ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ И ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ................................................ 192 Устойчивость произносительных навыков................................................................ 192 Восприятие и анализ зрительного материала........................................................... 192 1. РАЗЛИЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР....................................................... 193 2. РАЗЛИЧЕНИЕ ПОХОЖИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ....................................................... 193 3. РАЗЛИЧЕНИЕ ПОХОЖИХ БУКВ МЕЖДУ СОБОЙ........................................... 193 Объем зрительного материала, который ребенок запоминает............................. 194 Объем слухового материала, который ребенок запоминает................................. 194 Восприятие последовательности зрительных объектов......................................... 195 Восприятие последовательности слуховых объектов............................................ 195 Восприятие пространственных отношений............................................................... 196 1. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЕВОРУКОСТИ................................................................................ 197 2. ОРИЕНТИРОВКА В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ........................................................ 197 3. ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ................................. 197 Результаты и рекомендации.......................................................................................... 198 Развитие основных способностей и умственных действий....................................... 199 Исправление речевого слуха........................................................................................ 200 Развитие способности к восприятию и первоначальному Повышение устойчивости произносительных навыков......................................... 202 Развитие способности к восприятию и анализу зрительного материала........... 202 Увеличение объема зрительного материала, который ребенок может воспринимать и удерживать в памяти............................................................................................................................. 203 Увеличение объема слухового материала, который ребенок может воспринимать и удерживать в памяти................................................................................................................................ 204 Развитие способности к восприятию и анализу Развитие способности к восприятию и анализу последовательности слуховых объектов................................................................... 206 Развитие способности к восприятию и анализу Формирование способности к языковому анализу и синтезу.................................. 209 Анализ и конструирование предложений.................................................................. 211 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И Слоговой анализ и конструирование слов................................................................ 214 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И Звуковой анализ и конструирование слов................................................................. 221 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ........................................... 222 Формирование первоначальных навыков письменной речи................................. 233 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
Date: 2015-09-17; view: 677; Нарушение авторских прав |