Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения для звукового анализа слов
3 Вы произносите слова, начинающиеся с гласных звуков (ударных и безударных, например: у лица, у кроп, а нгел, а ллея, э ра, э таж и т. п.). Когда слово начинается с ударного гласного звука, ребенок показывает красный кружок. При повторном выполнении упражнения ребенок должен показать кружок и назвать ударный звук. Не используйте звук [о] — в безударном положении он редуцируется. 3 Вы произносите двусложные слова с ударением то на первом, то на втором слоге. В дальнейшем, вы сообщаете ребенку, что безударный гласный звук обозначается кружком розового цвета. 3 Вы произносите слово из двух слогов. Ребенок кладет перед собой картонную полоску, обозначающую слово, ниже два прямоугольника, изображающих слоги (один из них помеченный красной черточкой). Под прямоугольниками ребенок должен положить кружки: под ударным слогом — красный, под безударным — розовый. 3 Вы выкладываете перед ребенком схему двусложного слова. В одном случае — с ударением на первом слоге (красный кружок лежит под первым прямоугольником, под вторым — лежит розовый кружок), в другом случае — с ударением на втором слоге. В соответствии со схемами ребенок должен придумывать слова. Сообщите ребенку, что согласные звуки вы будете обозначать кружками голубого цвета. На первых порах используйте в заданиях только глухие согласные звуки. 3 Вы произносите закрытые слоги ([ак], [ус], [эш], [ыц] и т. п.), ребенок должен под прямоугольником, обозначающим слог, выкладывать звуковые схемы этих слогов (вначале красный кружок, потому что слог ударный, потом голубой). 3 Ребенок выполняет это же задание и называет первый и второй звуки слога. 3 Вы произносите открытые слоги с согласными, которые можно тянуть ([са], [ща], [хо], [фу], [цэ]). Ребенок выкладывает схемы слогов и называет входящие в них звуки. 3 Предыдущее упражнение ребенок выполняет с глухими согласными звуками, которые нельзя тянуть ([п], [т], [к]). 3 Вы произносите слова, состоящие из трех звуков (например: кот, ток, пас, суп, фас и т. п.). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Гласные звуки обозначаются красными кружками. В словах должны быть только глухие твердые согласные звуки. 3 Вы произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов (например: каша, суша, туша, Паша и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов. ёёё185рис Теперь нужно объяснить ребенку, что такое — глухой согласный звук, и что такое — звонкий. Глухой согласный звук произносится глухо, как будто шепотом, без голоса, как бы одним только выдохом. Звонкий согласный звук произносится с голосом, звонко, звучно. Пусть ребенок положить себе на горло ладонь, тогда он почувствует, как при произнесении звонких звуков у него «гудят» голосовые складки. Объясните также ребенку, что бывают парные согласные звуки, которые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса. В остальном они произносятся абсолютно одинаково. Это звуки [б — п], [в — ф], [г — к], [д — т], [з — с], [ж — ш]. Пусть ребенок произносит первый (звонкий) звук каждой пары, а затем — этот же звук шепотом (а, значит, убирая голос), в результате у него будет получаться глухой звук. Скажите ребенку, что голубыми кружочками изображались глухие звуки, звонкие звуки будут обозначаться синими. Для того чтобы ребенок лучше почувствовал разницу между этими звуками, предложите ему следующие упражнения. 3 Произносите вперемежку глухие и звонкие звуки. Когда ребенок будет слышать глухой звук, он должен будет показывать вам голубой кружок, когда звонкий — синий. Пусть ребенок повторяет за вами те звуки, в которых он сомневается, и прислушивается, шепотом или с голосом он их произносит. 3 Произносите открытые и закрытые слоги со звонкими и глухими согласными. Ребенок должен выкладывать схемы этих слогов. Если он будет сомневаться в глухости или звонкости согласных звуков, пусть произносит их вслух. 3 Произносите слова и просто слоги (потому что таких слов очень мало), состоящие их трех звуков, в которых одновременно есть звонкие и глухие согласные (например: д о к, б а к, г о с, б а ш и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов и слогов. Гласный звук в них всегда ударный. 3 Произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых одновременно есть твердые глухие и звонкие парные согласные (например: с а жа, к о ж а, с а г а, п о з а и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов. Объясните ребенку, что в русском языке есть звонкие согласные звуки, у которых нет глухих пар. Эти звуки «даже более звонкие», чем те, которые вы уже прошли, в них «еще больше голоса»: [м], [н], [р], [л] (они называются сонорными — это слово ребенку сообщать не нужно). Они также обозначаются синими кружками. Пусть ребенок произнесет эти звуки шепотом (без голоса), укажите ему на то, что от этого не появляется какого-то другого звука языка (как при произнесении шепотом [б] или [д]),а получается только шепотное произношение того же самого звука. 3 Ребенок должен отгадывать, парный или непарный звонкий согласный звук вы произносите. Он должен повторять этот звук шепотом и определять, возникает ли в результате какой-нибудь другой (парный этому) звук языка. 3 Вы должны произносить односложные и двусложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых есть сонорные звуки (например: со н, го р ы, р осы, м о р, во р ы, м а м а и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов. 3 Вы произносите слова, имеющие более сложную структуру (например: а р фа, у р ок, ко р ка). Ребенок выкладывает их схемы. 3 Ребенок должен выкладывать схемы трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (например: ка н ава, ша р ада, ба н а н ы, м а м аша и т. п.). Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет пар: [х] и [ц]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голосом. Укажите ему на то, что от этого не возникает никакого другого звука языка, а слышится звонкий звук, который в русском языке не существует. 3 С твердыми непарными глухими согласными звуками выполняйте упражнения, подобные тем, которые предназначались для сонорных звуков (см. выше). В дальнейшем вы знакомите ребенка с мягкими согласными звуками,сначала со звонкими. Пусть ребенок произнесет звук [м] «мягкими» губами, покажите ему, как это сделать. Затем «мягкими» губами нужно произнести звук [б]. Затем нужно произносить «мягким» языком звуки [л], [р], [д] и другие звонкие согласные. Можно произносить звуки попарно: «твердым» языком — твердый звук, «мягким» — мягкий. Обратите внимание на следующее: звук [ж] не имеет в языке мягкого аналога. Также нужно познакомить ребенка с новым гласным звуком [и]. Предварительно пусть назовет те гласные звуки, которые он уже знает. Сообщите ребенку, что звонкие мягкие звуки обозначаются темно-зелеными кружками. Для того чтобы ребенок лучше освоил этот материал, предложите ему следующие задания. 3 Вы произносите звонкие согласные звуки: твердые и мягкие вперемежку. Ребенок должен показывать соответствующие кружки. Кроме того, ребенок должен охарактеризовывать каждый звук. Например, звук [б] — это согласный, он звонкий, он твердый. Звук [м'] — это согласный, он звонкий, он мягкий. Вы можете задавать ребенку наводящие вопросы. 3 Вы произносите согласные звуки: глухие твердые согласные ([п], [т] и т. п.), звонкие твердые согласные ([р], [б] и т. п.) и звонкие мягкие согласные ([д'], [в'] и т. п.). Ребенок должен показать соответствующий кружок и охарактеризовать звук. 3 Вы произносите гласные и согласные звуки. Задание такое же, как и в предыдущем упражнении. По поводу гласного звука ребенок должен сказать, что он гласный. 3 Ребенок должен выкладывать схемы слов, в которых есть звонкие мягкие звуки (например: л иса, ка л ина, ко р ь, ка м ин и т. п.). Из гласных звуков, которые могут следовать за мягким согласным, можно использовать только звук [и]. Теперь вам нужно познакомить ребенка с глухими мягкими согласными звуками. Ребенок должен «мягкими» губами (или языком) произносить звуки [п], [т], [с] и т. п. Обратите внимание на следующее: звуки [ц] и [ш] не имеют мягких аналогов. Сообщите ребенку, что глухие мягкие согласные обозначаются светло-зелеными кружками. 3 Для закрепления этого материала вы предлагаете ребенку упражнения, аналогичные предыдущим (см. выше). Укажите ребенку на то, что мягкие согласные звуки, которые вы прошли, были парными. Когда ребенок произносил «мягкими» губами или языком твердый звук, возникал его парный мягкий. Скажите ребенку, что есть и непарные твердые и мягкие согласные звуки. Пусть попробует мягко произнести звуки [ж] и [ц]. Обратите его внимание на то, что те мягкие звуки, которые от этого возникают не существуют в языке. Если ребенок вместо [ц] попытается произнести [т'],скажите ему, что этот мягкий звук уже «занят», у него есть парный твердый звук [т]. Звук [ш],хотя его и можно произнести мягко ([щ]),считается твердым непарным звуком. Это исключение, которое нужно просто запомнить — звук [щ] считается абсолютно другим звуком языка, а не мягкой парой звука [ш]. Существуют также непарные мягкие звуки, у которых нет твердых пар: [й], [ч], [щ]. Чтобы ребенок убедился в этом, попросите его попытаться произнести твердо звуки [й] и [ч] (со звуком [щ] вы уже разобрались). Последнее, что вам осталось сделать в плане работы над звуками, это обучить ребенка определять парный звонкий звук для имеющего пару мягкого глухого согласного ([п' — б'], [ф' — в'] и т. д.). Для этого пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогичного твердого звука ([п — б]), а затем — для мягкого ([п' — б']). Для этого нужно с голосом, звонко произносить как твердый, так и мягкий глухой звук. Потренируйте с ребенком и обратный навык — находить парные глухие звуки для мягких звонких согласных ([б' — п'], [д' — т']). Для этого эти звуки нужно произносить шепотом. Итак, на этом вы заканчиваете знакомить ребенка со звуками русского языка. К этому моменту он должен уметь, во-первых, правильно обозначать звуки соответствующими символами, во-вторых, давать им исчерпывающие характеристики. В русском языке существует шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Ребенок должен охарактеризовывать гласные звуки следующим образом: [а] — гласный звук, ударный (или безударный). Остальные гласные характеризуются аналогично. Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими, и те и другие могут быть парными и непарными. Ребенок должен охарактеризовывать их следующим образом: [п] — согласный, глухой парный, твердый парный. [п'] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [б] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [б'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный. [ф'] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [в'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [т] — согласный, глухой парный, твердый парный. [т'] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [д'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [к] — согласный, глухой парный, твердый парный. [к'] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [г'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [с] — согласный, глухой парный, твердый парный. [с'] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [з'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [ш] — согласный, глухой парный, твердый непарный. [ж] — согласный, звонкий парный, твердый непарный. [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [р'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [л'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [м'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [н'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [х] — согласный, глухой непарный, твердый парный. [х'] — согласный, глухой непарный, мягкий парный. [й] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. [ц] — согласный, глухой непарный, твердый непарный. [ч] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный. [щ] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный. На этом этапе очень удобно продолжить ненавязчивое знакомство ребенка с буквами. Не особенно акцентируя на них внимание ребенка, просто показывайте ему, какими буквами обозначаются на письме те звуки, с которыми вы работаете. Не забывайте, что называть букву вы должны так же, как и тот звук, который она обозначает (б — [б],а не [бэ], р — [р],а не [эр]). Для закрепления этого материала выполняйте с ребенком следующие задания: 3 Ребенок должен охарактеризовать звук (так как это описано выше). 3 Вы называете какой-нибудь звук (например, [п]),ребенок должен назвать его звонкую пару ([б]),затем — его мягкую пару ([п']). 3 Вы называете ребенку звук, по одному из признаков (или по всем признакам) не имеющего себе пары (например, [ч] или [ж]),и просите ребенка назвать его звонкую (глухую) или мягкую (твердую) пару. Ребенок должен уметь определить, что предложенный вами звук непарный. 3 Ребенок должен выстраивать цепочки звуков следующим образом. Вы называете какой-либо звук (например, [т]) и просите ребенка назвать его мягкую пару ([т']). Затем ребенок должен назвать звонкую пару последнего звука ([т' — д']). Затем — твердую пару последнего звука ([д]). Затем — глухую пару последнего звука ([т]). После этого можно пойти в другом направлении: вы просите ребенка назвать звонкую пару последнего звука ([д]) и т. д. 3 Ребенок должен перечислить глухие (звонкие, твердые, мягкие) звуки. 3 Ребенок должен называть звуки, опираясь сразу на два признака: например, назвать глухие мягкие (или звонкие мягкие) звуки. А теперь вам предстоит вернуться к звуковому анализу слов. 3 Вы внятно произносите слова, состоящие из трех звуков (например, мир, шар, вор и т. п.). Ребенок должен определить, какой звук в этом слове стоит первым и какой — последним. Он может повторять эти слова за вами. 3 Ребенок должен определить, какой звук в этих словах находится в середине. 3 Вы произносите слова, состоящие из четырех звуков (двух открытых слогов). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Затем он определяет, какие звуки находятся в начале и в конце этих слов. Затем — какие звуки и в какой последовательности стоят в середине. 3 Ребенок, не выкладывая схем этих слов должен определять в них последовательность звуков. 3 Эти же упражнения нужно выполнять со словами с более сложной структурой (например: килька, марш, титан, арка и т. п.) 3 Вы предлагаете ребенку слова, в которых можно заменить какой-нибудь звук так, чтобы получилось другое слово (например: мар т — мар ш, м ода — с ода, с ыр — ж ир, к арта — п арта, ка с ка — ка ль ка и т. п.). Ударение в этих парах слов должно оставаться на прежнем месте. 3 Вы предлагаете ребенку такие слова, которые можно произнести наоборот, от чего получится новое слово (например: сон — нос, икра — арки, кот — ток, кит — тик, Азор — роза и т. п.). Ребенок может произносить слово, наоборот, сразу, а может предварительно выкладывать схему исходного слова. 3 Ребенок должен сосчитать число звуков в слове (их должно быть не более пяти). 3 Ребенок должен придумывать слова, состоящие из трех — пяти звуков. 3 Ребенок должен выложить схему произнесенного вами слова и ответить, каким по счету в этом слове является тот или иной звук. 3 Предыдущее задание выполняется еще следующим образом: ребенок должен (вразброс) назвать первый, третий и т. д. звуки слова. 3 Ребенок должен придумывать слова, в которых выбранный вами звук находился бы на первом, втором и т. д. месте в слове. 3 Ребенок должен придумывать слова, в которых определено место сразу двух звуков: сначала — первого и последнего, потом — и других звуков. 3 Вы выкладываете схему какого-нибудь слова. Ребенок должен придумать к этой схеме подходящие слова. Теперь ребенок должен освоить звуковой анализ предложений. Для этого вы произносите предложение из трех слов без предлогов, а ребенок должен выложить полную схему этого предложения, то есть определить количество слов и выложить слоговые и звуковые схемы каждого слова. По этой схеме вы можете задавать ребенку различные вопросы и давать ему разнообразные задания. 3 Вы можете попросить его назвать вам тот или иной слог или звук (указывая на его символ на схеме). 3 Ребенок должен называть тот или иной требуемый звук (например, второй звук первого слога третьего слова и т. п.). 3 Ребенок должен называть требуемый слог (например, второй слог второго слова). 3 Ребенок должен обнаруживать в предложении все одинаковые звуки (например: ([т]) и указывать их место на схеме. 3 Ребенок должен обнаруживать все звуки одного вида (например, звонкие мягкие звуки) и указывать их место на схеме. 3 Ребенок должен составлять звуковые схемы слов без предварительного деления слов на слоги. Символы звуков он должен выкладывать прямо под полоской, обозначающей слово. К этому моменту навык слогового и звукового анализа слов и предложений у ребенка уже полностью сформировался. Ребенок хорошо представляет себе порядок звуков в словах, он способен как бы одним взглядом охватить звуковой строй того или иного слова и даже предложения. По сути дела вам осталось выполнить чисто техническую часть нашей программы — научить ребенка подставлять в схемы слов и предложений вместо разноцветных кружочков буквы. Date: 2015-09-17; view: 814; Нарушение авторских прав |