Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библейский канон





Библейский канон – очень трудная тема. Канон, я вам говорил, это трость для измерения. Трость для измерения, которую использовали в качестве эталона при строительных работах. А в отношении книг библейских – это список, перечень книг, признанных Церковью богодухновенными. Вот этот перечень образовался не сразу. Ветхозаветную часть Библии мы получили от ветхозаветной Церкви, от иудеев, а новозаветную к пятому веку определила уже Церковь христианская. И вот, соединив то и другое, наследие и книги уже христианского времени, Церковь определила перечень книг, которые считаются подлинным словом Божиим.

Вот если бы Господь явился здесь сейчас, Он говорил бы то же, что уже сказал 2000 лет тому назад. Потому что как Он пребывает вовек, так и слово Его пребывает вовек. Поэтому никакого нового Евангелия мы ждать с вами не можем. Не можем говорить и допускать даже мысли, что Евангелие устарело, что его нужно обновить. Вот мунисты говорят: «Да, Христос не все сделал, я призван довершить Его дело». Вот какое безумие. Этот канон или перечень не подлежит пересмотру. Он составлен, и этим объемом мы должны с вами и пользоваться. Ничего не прибавляя, ничего не убавляя. Но поскольку, как Лука пишет в своем вступлении: многие стали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, 4то появилось очень много жизнеописаний Иисуса и Его учения. Люди стремились запечатлеть себя и под видом, под именем какого-нибудь известного в Церкви человека стремились протолкнуть и свои ложные, гностические, скажем, мнения, соединяя их со словами Иисуса. И вот нужно было особое критическое чутье, чтобы из всех евангелий, а их было множество, избрать, определить четыре версии: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, которые и являются подлинным, адекватным выражением учения Господня. Это вот те четыре реки райские, которые выходили из Эдема. Поток общий разделялся на четыре реки, и вот эти четыре реки – и мир-то четвероконечный, крестообразный – напояют всю вселенную.

Один блаженный зашел в храм во время чтения Евангелия за литургией, и Господь удостоил его такого видения: дьякон читает текст, и каждое слово отрывается от страницы в виде светильника и поднимается к небу. Вот какое значение тех книг, изучением которых мы с вами занимаемся. И вот с какой целью мы занимаемся. С разными целями занимаются изучением Священного Писания. А у нас должна быть вот эта.

Открывайте Второе послание к Тимофею. (2 Тим 3, 14-17)

Два письма апостол Павел обратил к Тимофею, к молодому епископу, которого он приблизил к себе, не потому что он ему понравился, а потому что апостолу Павлу было о нем откровение, что это будет великий ему помощник, и сотрудник, и апостол. И вот в 3 главе Павел этому Тимофею, епископу, пишет:

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Конечно, Павлом он был научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

<…> которые могут умудрить тебя во спасение<…> Мы не свое любопытство удовлетворяем: меня «интересует» религиоведение. Вот религиозная область, без всякой внутренней веры, «интересует» и все. Так вот, если с этой целью только мы будем изучать Писание, это нам послужит в осуждение. Не нужно забывать, что все Писание богодухновенно. Мы будем сейчас касаться этой темы. Отбор книг был зафиксирован на соборах, и отныне мы не можем с вами изменить объем Священного Писания по своему усмотрению. Конечно, для нас вершина, полнота откровения заключается в Евангелии. А весь Ветхий Завет – подготовка к явлению Спасителя. Поэтому все книги богодухновенные, но, однако, степень их богодухновенности разная. Полнота откровения находится в священных книгах Нового Завета и, в первую очередь, в Евангелии, в Четвероевангелии.

Итак, этот канон сложился на основе отбора, который длился в течение нескольких столетий. И вот что касается новозаветного канона, то только к 5 веку практически установилось окончательное решение по поводу того, какие книги считать каноническими, или богодухновенными. Так и относительно Ветхого Завета. Был большой спор среди раввинов о книге Песнь песней, о вставках некоторых книг Екклесиаста. Читая Екклесиаста, человек может разделять такую позицию: а вообще есть ли Бог? Чтение этих книг может посеять такие мысли. Включать их в канон или не включать?

Надо все-таки включать, потому что нужно найти ключ к ним. Это требует очень внимательного изучения: что за этими текстами, которые внешне могут даже носить эротический характер, скрывается? Почитайте Песнь песней. Описывается красота невесты, красота жениха, их взаимное тяготение друг к другу, их любовные ласки. Что это такое? Вот не разрешали юношам до определенного возраста читать и Екклесиаста, и Песнь песней, и 19 главу Бытия, где о Содоме говорится и о пороках содомских. Но в Писании все это есть. Оно отражает ту реальную действительность, и не рисует какую-то надуманную жизнь, и показывает, что даже люди призвания, люди великой святости, патриархи, тоже имели теневые стороны. И вот: един свят, един Господь. 5

Сенека на вопрос, кто такой святой, дал такой, по-моему, прекрасных ответ: наименее грешный. Но не безгрешный. Без греха только Богочеловек и Господь наш Иисус Христос. Вот, Тот, в Ком нет греха,6 и может спасти мир. И мир и жаждал этого спасения. Потому что из своей среды он не мог дать такого праведника. Поэтому безумие, с этой точки зрения, ждать мессию, который пришел бы и водворил на земле рай. Это может сделать только Богочеловек, в Котором нет греха и тени греха.

Нужно ли было уничтожать книги апокрифические, книги тайные, написанные неизвестно кем и содержащие еретические мысли? Вот это вопрос. С точки зрения науки, этого не надо было делать. С точки зрения соблазна, может быть, их и нужно было уничтожать и сжигать. Вот, ворочая кочергой в печи книги Даламбера, Вольтера, Руссо, Дидро, митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) говорил: «Вот как горят эти книги в печи, так горят и их души во аде сейчас». Прочитайте, как страшно умирал Вольтер, который всю свою жизнь только и ерничал на предмет Церкви. А потом что? Это страшное дело. Очевидно, нужно исходить из ситуации. Для науки – сжигать не нужно, потому что все ереси, все еретики – это не исчадия диавола. Это были прекрасно образованные люди и духовные – тот же Арий. Образованный александрийский священник, человек с аскетическими взглядами, и вдруг он сочинил такую ересь и впал в такое высокоумие.

А все в основном такие вещи происходят от высокоумия. А в высокоумие человек может впасть в любом возрасте. Поэтому страсть высокоумия не покидает человека до старости и престарения. Похоть покидает, высокоумие нет. Представьте себе, что вы – автор каких-то идей и их разделяют тысячи и десятки тысяч человек. Император Константин за голову схватился. Как? Он стремился к миру и водворил мир, и вдруг все пришло опять в движение, в хаос изнутри самой Церкви. Как могло так быть? Как это получилось?

К увещаниям отказаться от своих заблуждений Арий не прислушивался, поэтому пришлось созывать собор. Собор осудил и его, и его учение. Но он не послушался и собора, соборного решения. Ни одна ересь не прекратилась с решениями собора.

И вот здесь опять возникает вопрос, очень сложный, я не знаю, как на него и отвечать. Что делать с этими инакомыслящими, или еретиками? Убеждению они не поддаются и не хотят слушать. Сеют свои плевелы и развращают. Что же с ними делать? Казнить? Ссылать? Пытать? В Евангелии этого нет. Мы возмущаемся, когда читаем: первые три века Эклезиа пресса – Церковь под давлением со стороны властей, но ведь когда Церковь была легализована, мы стали применять те же методы, что и язычники. Пытать. А как это сравнить с Евангелием? Господь не велел этого делать. Велел убеждать только словом. Я не знаю, как поступать, как быть, особенно с ересями и сектами мистического толка. С сектами изуверскими. Их нужно, по-моему, изолировать, ссылать куда-нибудь, или не знаю, что с ними делать. Как быть, если сравнить, сопоставить все это с Евангелием? Посмотрите, что пишет в этой же главе, 3 главе Второго послания к Тимофею, апостол Павел, 10 стих. Вот он ему пишет:

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах (а он ему сопутствовал); каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. А вот внимание, парадокс. Это религиозный парадокс. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Поэтому конца не предвидится этому заблуждению и этому наплыву всяких тоталитарных сект, всяких изуверских сект. Вот они будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

А вот как проследить, как составлялся канон? А очень просто. Нужно поднимать всю святоотеческую письменность, начиная с апологии, с апологетов, писателей I – II веков. Вот они в своих писаниях и ссылаются часто на книги Священного Писания. И вот, выбрав все эти ссылки, и можно представить себе, знали ли христиане III – IV века Священное Писание в том объеме, какой мы имеем сейчас с вами. Вот знали. Только возможности для распространения не было – ни книгопечатания, ни других средств. Все переписывалось от руки. И поэтому если Матфей написал Евангелие, так он написал его в единственном экземпляре. Нужно размножать, нужно переписывать. При переписке неизбежны ошибки какие-то, недосмотры. Таким образом, появляется наука Библийская текстология. Основателем ее является ученый и богослов Ориген.

К сожалению, он тоже впал в ересь, высказывая некоторые положения. Но он высказывал их для себя, а издатель его оказал ему медвежью услугу. Без его разрешения опубликовал все, что он даже и не предполагал к публикации. А просто высказывал, как свое частное мнение. Ну, например, учение о предсуществовании душ; о том, что диавол спасется; о том, что, в конце концов, все придут к вере и обратятся и покаются. Многие положения Церковь наша не при-ни-ма-ет. А это был прекрасный ученый, и он занимался сравнением древнейших списков Священного Писания. Экзаплы, Октаплы – он искал в книгохранилищах, в храмах эти свитки, сравнивал эти тексты и указывал на разночтения.

Но то, что мы имеем с вами – это мы имеем чудо. Евреи сумели сохранить тексты, благодаря тщательным правилам, которые они разработали. Масареты, ученые книжники, разработали правила для переписывания священных текстов, благодаря скрупулезному их выполнению и переписывались тексты практически без ошибок.

Хорошо. Вот вы имеете теперь представление, что такое канон. Составлялся он постепенно, а ветхозаветную часть мы получили по наследию.

Откройте Послание к Римлянам и найдите 3 главу. В первых двух главах апостол говорит, что и язычники, не знающие Бога, погрязли в грехах, и иудеи, знающие закон, тоже жили в своих беззакониях. Все согрешили пред Богом, и все-таки он задает вопрос:

Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество, – вот тогда было, – во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

Вот они слово Божие сохранили, но по слепоте своей просмотрели Мессию. И когда Он пришел к своим, свои Его и не приняли.7 И вот эта слепота на сердце, умственная слепота до сих пор не позволяет им в текстах ветхозаветных узреть Христа8.

Откройте Второе послание к Коринфянам и найдите 3 главу. В 3 главе, в 14 стихе, мы с вами находим такие слова:

Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доселе, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

Вот при каком условии это может быть. А так относительно их избрания все остается неизменным. Вы, конечно, можете «предъявить претензию» Богу, почему он избрал не ассирийцев, не греков, не римлян, не персов, а избрал семитов, семью Авраама. «Тайна избрания», – ответить можно только так. Это тайна избрания. И оно остается неизменным. Посмотрите опять Послание к Римлянам и найдите 9 главу.

Вот апостол очень переживал, что они упорствуют, и препятствуют его проповеди, и с фанатичным ожесточением не принимают этой проповеди. Вот в 9 главе он пишет, 1 стих:

Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, – вот какой был духовный уровень у человека. Мы ошибаемся и часто за проявления Духа принимаем свои ошибочные эмоции. Это очень опасное дело. Вы должны со своим духовником решать все такие вопросы, которые вызывают сомнение. Можно свою эмоцию благочестивую принять за движение Святого Духа, и это будет страшная ошибка. А апостол четко говорит: свидетельствует мне не собственная рефлексия, а совесть моя в Духе Святом,– что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь.

Вот, с чем связано избрание. Оно остается неизменным. Но избрание это не есть что-то такое: ах, избран, и ты безвозвратно избран. Избранник – тот, кто верен избравшему его. А верны ли были иудеи? Конечно, нет. И посмотрите, что об этих иудеях апостол говорит во 2 главе Послания к Римлянам, 28 стих:

Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, – вот оно совершалось в восьмой деньнад младенцами мужского пола, – но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Поэтому вот вам и призвание. Если человек или народ верен призвавшему – да, это призвание соответствует действительности. А так, прочитайте, как к народу, к этому избранному народу, обращались пророки: народ содомский и гоморрский9, сыны погибельные10,отродье грешников11. Вот вам и эпитеты к избранному народу.

Следующая тема у нас:

Date: 2015-09-05; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию