Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вюрцбургская школа
Тихомиров О.К «Психология мышления»233-237 хрестоматия 21-34, Петухов В. В «Психология мышления» 20-45 Брентано (активность субъекта в противовес ассоцианизму). Марбе, Нарцисс Ах, Бюлер, Кюльпе. Внутренняя направленность на достижение цели, поиск решения задачи. Мышление – внутреннее действие, акт усмотрения отношений. Активность, а не реактивность мышление. Осознанность, как поиск существенного. Систематическая интроспекция (метод задач, толкование сложных выражений): поиск ответа на вопрос, установление отношений часть-целое, род вид. Задача: определить мышление, выделить его как факт внутреннего опыта, отличного от чувственных представлений, выделить средства, способы, определения механизмов мышления. Чувственные представления и их содержания и связи не приводят к решению, надо осознать отношение между задачей и условием, выделить, оторвать. Феноменология внутреннего опыта: l чувственные представления l мысли («осознанности») Задача детерминанирует ассоциативный процесс – нахождение ассоциации – исчезновение чувственных представлений из сознания – мышление безобразно. Задача – превращение внешних инструкций в самоинструкции. l представление цели (появление упомянутых в инструкции раздражителя) l детерминирующая тенденция (направляются на представление того раздражителя, который должен появиться – соотносящееся представление, намерение – связь между представлением цели и образом ожидаемого раздражителя). Детерменированная абстракция – отвлечение под влиянием задачи от одних сторон раздражителя и восприятие, осознание и запоминание других. Мышление – осознанное усмотрение отношений, независимое от чувственных представлений. В акте решения задачи человек раскрывает не наглядное, а действительное ее содержание. Считали мышление не только ненаглядным, но и неречевым. Осознание существенных отношений задачи – чистое мышление, не зависимое от конкретного словесного материала. Выражение в слове результатов мышления, только «одевается» в речь. Ненаглядность мысли не исключает последующего выражения в образах.
Бюлер, мысль: l сознание правила l сознание отношений l усмотрение отношений
Эксперимент Аха – формирующий эксперимент.
Теория комплексов (психологические механизмы репродуктивных задач). Отто Зельц (близко к Вюрцбургской школе). Мышление – функционирование интеллектуальных операций. Стадии развития. Функция каждого этапа мышления, преемственноть мышления. Ввод генетического метода. Противоположность репродуктивного и продуктивного мышления. Но они аспекты единой интеллектуальной деятельности, не существуют один без другого.
Этапы: l Образование общей задачи (выделение предметных отношений между элементами задачи, образование проблемного комплекса, его компонентов: известное, искомое, отношение между известным и искомым, комплекс незавершен: либо незавершенность компонентов, либо отношений). Создание схемы, где искомое характеризуется через место, которое оно занимает в комплексе. Антиципация - предвосхищение искомого. Задача контролирует мышление на всем протяжении процесса. l Постановка задачи приводит к актуализации интеллектуальных операций, которые более или менее пригодны для осуществления этой цели. Определяются общей задачей, структурой проблемного комплекса и антиципацией будущего результата, что позволяет решать даже новые задачи. l Операции: дополнение комплекса (визуальное представление), абстракция (выделение предметов, их отношений), репродукция сходства (мысленное разделение предмета и понятия, выделение признаков, поиск и нахождение подобного по структуре предмета или понятия в прошлом опыте). Целеполагание необходимо. Зельц первый стал исследовать мышление, как процесс, последовательно развертывающийся во времени. Поставил проблему интеллектуальных операций. Психологическая структура решаемой задачи – схематически антиципируемый комплекс. Основа решения задач: наш прошлый опыт, содержащий схемы понимания существенных отношений между предметами. Задача – не только пусковой механизм, направляет весь ход операции. Мышление – внутреннее действие – операциональный аспект. Действие – акт установления отношений. Чтобы связать условие и требование нужно осознание = усмотрение связей и отношений -> Двухуровневость: чувственные представления + осознание. Основные понятия: l Специфическая реакция – объективно необходимый ответ субъекта, адекватный поставленной цели в заданной ситуации. l Операция – способ выделения специфической реакции, субъективная трансформация специфической реакции (в зависимости от задачи: моторные и интеллектуальные о.). l Метод – операция, осознаваемая субъектом и используемая им как способ решения задач.
Объективная структура задачи: условие-> средства (субъективные) требование->цель (субъективная) ^за счет антиципации (предвосхищение результата)
Происходит выделение общих и частных целей (развертывающейся процесс целеобразования) на основе актуализации схем. Актуализация наличных знаний – процесс их нового осмысления на разных этапах процесса решения задач. Выдвижение и проверка гипотез – опробование субъектом того или иного способа решения задач, связанное с активным изменением условий задачи. Изменение психологической структуры задачи способствует готовности к акту новых знаний. Механизм резонанса. А (известная переменная)-Y(комплексная структура)-В (неизвестная). Комплексная структура-резонатор, который выводит из прошлого опыта существенные отношения (аналогия с физикой).
Пример, операция припоминания. Задача – соподчиненное понятие к слову «охота». Сознание задачи относится к подлежащему актуализации комплексу знаний, как схема комплекса к полному комплексу. Припоминание – частный случай восполнения комплекса.
Продуктивное мышление- процесс направленный, осмысленный и так или иначе связанный с прошлым опытом субъекта: l рутинная актуализация средств (актуализация имеющихся методов) l операции абстракции средств (абстракция знаний, как средства решения): открытие новых методов решения, отношение цели и средства входит в сознание, абстрагируясь от ситуации. l открытие требуемого метода решения, ценностные сочетания воздействий, которые были открыты перед настоящим целеполаганием, осознание отношений отношений (переживания и поэтическое творчество). Новые методы решения и новые продукты возникают благодаря константным закономерностям с определенными условиями общих операций абстракции средств и актуализации средств.
Описание внутреннего состояние субъекта во время решения задачи: индивидуальных чувств (систематическая интроспекция). Сигналы адекватности целей и средств для решения задач. В вюрцбугской школе было открыт механизм инсайта. Идеи вюрцбургской школы и О. Зельца используются в когнитивной психологии: постепенный перевод информации из долговременной памяти в оперативную. Этапы. Творческие ситуации, практические задачи – за пределами изучения. Нет простых, неразложимых ситуаци й. Дункер – не двухуровневый комплекс, m принадлежит ни s, ни р, а отношению между ними. Date: 2015-09-05; view: 649; Нарушение авторских прав |