Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема мышления в гештальтпсихологии
Тихомиров О.К «Психология мышления» 237-240, хрестоматия 35-46, 235-249, 258-268, Петухов В. В «Психология мышления» 20-45 Положение о непосредственном созерцании сущности вещей. Ветхаймер, Коффка, Дункер, Келер. Главное содержание мышления – не отдельные элементы: образы, чувственные представления, а целостные образования – гештальты. Мышление – внезапное, непосредственно не подготовленное предшествующей аналитической деятельностью усмотрение существенных отношений в проблемной ситуации. Противоположность пробам, как случайным актам. У высших обезьян существует разумное поведение того же рода, как у человека. В оптическом поле субъекта существенные элементы ситуации образуют единое целое – гештальт. Элементы ситуации, входя в гештальт принимают новое (функциональное) значение, зависит от места, которое занимает в гештальте. Образование гештальтов происходит под влиянием напряжения, возникающего у субъекта в проблемной ситуации. Решение задачи – части проблемной ситуации начинают восприниматься в новом гештальте, т.е в новых отношениях. Проблемная ситуация переструктурируется -> предметы поворачиваются новыми сторонами, обнаруживают новые свойства. Сущность решения задачи – раскрытие новых свойств объекта в новых отношениях, результат – гештальт, которое детерминирует процесс решения. Главный фактор решения задачи – организация условий, а не влияние прошлого опыта. Наличие опыта не гарантирует решения задачи. Прошлый опыт может оказать тормозящее влияние на решение новой задачи – функциональная фиксированность (сложно использовать новым способом). Направление – предварительная ориентация в условиях задачи. Майер: 2 группы студентов. Одной дали направление решения творческой задачи – результаты лучше.
Эвристические методы решения (Дункер) – выход на проблематику операций мышления: l анализ конфликтов (в чем в данной ситуации противоречие, что не так?) l анализ материала (а что нужно для решения задачи в этих условиях) l анализ цели (чего хочет добиться в данной ситуации).
Пересмотр предмета и метода психологии мышления. Организация изучения поведения животного. Диапозон трудности задачи: от элементарных до нерешаемых.
Методы: l рассуждения вслух l систематических подсказок (подсказка – индикатор развития мыслительного процесса)
Основные проблемы: 1. Специфика творческого мышления. Механизм порождения нового в процессе мышления. 2. Роль прошлого опыта. 3. Соотношение мышления и знания. 4. Соотношение постепенного и внезапного, дискретного и непрерывного. 5. Идея функционального развития- новые значение старого компонента ситуации.
Этапы решения: l нахождение принципа решения = функциональное решение (Дункер). l проверки способа решения = окончательное решение.
Инсайт – усмотрение существенного в чувственно видимом. Продуктивное мышление связно с целостной организации проблемной ситуации. Инсайт – понимание всех составляющих изучаемого явления, как включенных в целостную структуру – гештальт. Инсайт – определенная целостная организация, сруктурирование субъектом проблемной ситуации. Инсайст и регистрируется внешне, и переживается внутренне. Проблемная ситуация: l организуема l психологическую структуру проблемной ситуации нельзя схематизировать (все зависит от ситуации)
Вертгеймер: Мир – звучщий оркестр. l партии звучат одновременно, но независимо друг от друга = случайная сумма элементов (ассцианизм) l восприятие мелодии как последовательности интервалов и отношений между звуками (вюрцбургцы, Зельц) l наличие целостной организации оркестра. Звуки – не разрозненный набор, а целое – структурный аккорд.
Предмет – внутренняя психологическая структура задач- закономерные отношения в предметной ситуации.
Дункер: Физическая задача. Шарик падает на пластину. Какова деформация шарика? Задача про опухоль. Решение – понимание проблемной ситуации – понимание его основного конфликта – противоречия между условиями (S) и требованиями (Р), свойства S, которое препятствует достижению Р («слишком» короткие лапки, чтоб достать банан, мало данных, слишком быстро предъявляются условия) + направленность на устранение этого противоречия. Результат – нахождение функционального значения решения (благодаря чему найдется решение) задачи, путем конкретного средства. Инсайт – целостная организация условий и требований задачи, в которой вскрывается и разрешается ее основной конфликт.
Переход от объективной к психологической структуре: процесс неосознан, следовательно интроспекция не поможет. Задачи-головоломки (экспериментальный материал): l решаются в 1 этап (возможность целостно организовать ситуацию). l не требуют специального обращения к прошлому опыту. l условия не вполне определены по отношению к требованиям. Объективация мыслительной активности, которая может быть включена в решении задачи – речевое рассуждения, мысли в слух, «без цензуры».
Часто проскакиваем осознание конфликта. Решение задачи – смена качественно различных целостных функциональных структур. Проблемная ситуация выступает для субъекта в качестве новой и неогранизованной -> творческое мышление (организация), получение нового знания, которое перестраивает структуру знаний. Прошлый опыт часто мешает решению. Родословнное дерево решений. Cтадии (Дункер): Постепенная конкретизация. Общие черты решения предшествую более специальным. Если способ решения неудовлетворительный, возвращается назад, на предыдущую стадию + анализ ситуации (проблемы и «что я могу использовать») и анализ цели («чего я хочу, без чего могу обойтись»). l проникновение в конфликт l понимание функциональных значений l инсайт l формирование функционального решения (может, нескольких) l доказательство правильности решения
Date: 2015-09-05; view: 1086; Нарушение авторских прав |