Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Об управлении умом
Управление поведением - это действия, целью которых является получение желательного и/или устранение нежелательного для управителя поведения. Наш ум совершает обслуживающие действия, результаты которых используются для управления телом. Однако сам ум тоже нуждается в управлении. Саногенное мышление обеспечивает более совершенное управление поведением нашего ума. Кто же является управителем ума? Говорят, мозг. Это самое распространённое заблуждение, укоренившееся с распространением науки. Развитие самой науки и технологии опровергает это суждение. Ведь никому в голову не приходит считать, что компьютер управляет своими программами. Для этого существуют управляющие программы, которые встроены или вводятся в компьютер. А мозг состоит из нейронов, каждый из которых выполняет простую функцию проведения сигнала. Итак, если не мозг, то кто же управитель ума? Существовало представление о гомункуле (Я, селф, Я-концепция), который сидит в центре, как в телефонной станции, и управляет сигналами. Но эта аналогия ложна. Переговорами в телефонной станции управляет не гомункул и не центр, а абонент, именно тот, кто набирает номер, а не работник телефонной станции. Чтобы увидеть, кто управляет умом, надо посмотреть, как осуществляется управляемое умом поведение. Здесь можно увидеть внешние и внутренние обстоятельства. Когда не хватает в организме воды, пробуждается жажда. Она мобилизует внимание и активизирует поиск, завершающийся определением ситуации. После этого происходит определение цели, выбор плана соответствующего инструментального и умственного поведения, направленного на достижение цели, и строится план поведения. С момента запуска программы именно программа берёт на себя управление поведением, подчиняя себе и мышление, и чувства, и сознание человека. Сознание суживается, концентрируясь на цели этой программы, и дальнейшее развёртывание поведения происходит само собой. По ходу исполнения программа корректируется в связи с изменяющимися обстоятельствами, и поведение прекращается с достижением цели. Управление всеми описанными операциями совершает ум. Итак, кто же управитель ума? Продолжим рассуждение дальше. Если всё идёт гладко по привычке, то исполнение осуществляется автоматическими, привычными актами управления. Важно знать, что с момента построения программы мышление выключается. Но ненадолго. Когда возникают препятствия в реализации программы, то активизируется сознательное мышление, которое должно скорректировать поведение с учётом изменившихся обстоятельств. Сознание моделирует эту ситуацию и облегчает предварительное представление всех возможных вариантов поведения не методом проб и ошибок, а методом сознательной оценки, путём моделирования в уме последствий каждого варианта поведения и выбора нужного и наилучшего. На обыденном языке это именуется глазомером, расчётом. Итак, где же в этой последовательности действий скрывается управитель? В данном примере главным управителем выступает жажда данного человека, управляющая его поведением с учётом определённых обстоятельств, как природных, так и социальных. Именно жажда управляет и поведением, и сознанием человека. Итак, человека мучает жажда, но воды нигде нет. А у субъекта с опухшим лицом, стоящего рядом, в руках бутылка с соком. Можно её отобрать, обменять, купить. Ситуация завершается тем, что человек отдаёт субъекту бутылку водки в обмен на воду и утоляет жажду. Мы видим, что в последний момент к управлению данным поведением подключается личность, функцией которой является корректировка поведения с учётом социальных отношений. Вместо того чтобы отбирать воду у другого, человек совершил акт обмена, а не грабежа. Легче было бы отобрать эту воду, но требования личности не позволяют. Итак, кто же управитель? Ответ один: потребность, а не мозг и тем более не личность. Личность только обслуживает программу, запущенную потребностью с учётом социальных отношений. Потребность взяла управление на себя и реализовала собственную программу посредством мозга, привлекая для этого высшие психические функции человека, его волю, сознание и самосознание, его личность. Точно так же управление поведением может взять на себя и любая эмоция, у которой тоже есть свои специфические программы и если она возьмёт верх над потребностями. Например, гнев запускает агрессию, а страх — бегство. В это время жажда и голод умолкают и оттесняются на периферию ментального поля, хотя у человека эти поведения агрессии или бегства, управляемые эмоциями, могут принимать причудливый характер. Начатую программу остановить труднее, чем выполнить её до конца или начать другую, не закончив предыдущей. Поэтому-то Отелло, герой трагедии Шекспира, не может остановиться, пока не доводит до конца свою программу ревности, которая взяла управление на себя его умом, телом и чувствами. Только задушив жену, его сознание начинает объективную ориентировку в ситуации, так как эмоция утолена и управление берёт на себя его самосознание, обеспечивающее управление в более широком контексте обстоятельств. А до этого его сознание занималось только тем, что обслуживало программу ревности и работало над тем, как бы эффективнее задушить неверную жену. В момент переживания ревности его сознание было занято, по меньшей мере, двумя вещами. С одной стороны, оно использовало высшие психические функции и оправдывало всеми способами психической защиты своё деструктивное поведение, считая своё поведение естественным поведением мужчины в такой ситуации. Сознание оценивало жену как существо аморальное и заслуживающее смерти. С другой стороны, его сознание занималось активным подавлением обычных для нормального человека импульсов жалости, сочувствия, стремления оказать помощь человеку, попавшему в беду, и других чувств, которые, конечно, вне ситуации ревности были свойственны Отелло. Таким образом, видно, что его сознанием управляла ревность, сама являющаяся продуктом сознания. Итак, удивительный парадокс: продукты ума управляют самим умом! Шекспировский герой мыслил патогенно. Описанные нами автоматизмы ума он не осознавал. Точно так же не осознают их зрители в театре, с захватывающим интересом следящие за ходом событий на сцене. Им кажется, что в подобных ситуациях они поступали бы со своими жёнами иначе.
Date: 2015-09-05; view: 312; Нарушение авторских прав |