Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек и его культура
Программы готовых образцов поведения и мышления существуют не только в виде привычек данного человека, но и в виде культурных стереотипов, хранящихся в культуре, в коллективной "мудрости" народа. Культура - набор программ жизнедеятельности человека. Программа - это определённый код поведения. Он может храниться в слове или в наборе слов. Коды, упакованные в идеях вроде "Плохому должно быть плохо, а хорошему - хорошо", "Наказание должно быть соразмерно проступку", "Хорошие дети должны быть послушны", "Непослушание должно быть наказано", "Хороший родитель должен заниматься воспитанием детей", "Человек создан для счастья" и других, хранятся в общественном сознании, ожидая своего момента. Активизируясь в сознании отдельного человека, эти идеи немедленно распаковываются и реализуются в соответствующем поведении. Если оказывается, что поведение другого человека не соответствует ожиданиям, то субъект идеи немедленно получает эмоцию в виде возмущения, вины или стыда, чаще всего эмоцию гнева. А соответствие поведения культурным стереотипам вызывает умиротворение и чувство безопасности. Стереотипы культуры автоматически программируют поведение. В этом нет ничего плохого, если я могу, когда надо, включать эти стереотипы, или не придавать им значения, или заменить другими. Индивидуальность проявляется как раз в том, что человек может отстраниться от своих черт-программ поведения в соответствии с ситуацией ради высших ценностей. В приведённом примере родитель оказывается в конфликте именно потому, что он потерял сознание того, что любовь - более высокая ценность, чем реализация справедливости в схеме "Добродетель должна быть награждена, а порок наказан". Спаситель учит нас прощать любимых. Родитель не воспользовался его поучением, чтобы решить проблему правильно. Культурные стереотипы являются величайшими достижениями духовной эволюции человека. Они вполне нормальны, и в них самих по себе нет ничего патогенного. Воспитание как раз состоит в том, чтобы люди разделяли эти стереотипы и следовали им. Без этого общество существовать не может. Однако эти же стереотипы становятся источником эмоционального стресса. Когда стереотипы начинают автоматически программировать поведение человека, то он немедленно оказывается в эмоциональном стрессе, из которого не может найти выхода. Он жёстко подгоняется с помощью стыда или вины под некие общественные стандарты, которые лишают его свободы и самоактуализации. А на самом деле человек живёт не только для общества, но и для себя. В патогенном мышлении понятия "для себя" и "для других" не сбалансированы. Это и создаёт стресс. Возьмём императив или стереотип справедливости. Мы должны быть справедливыми. Справедливость как раз состоит в том, что мы следуем стереотипам: "Дал слово - держи", "Наказание должно быть соразмерно проступку", "Хорошему должно быть хорошо, а плохому - плохо". Если человек разделяет эти формализованные требования культуры, то в определённых ситуациях эти убеждения автоматически программируют его мышление и поведение и это даёт выигрыш по двум основаниям. Автоматизмы позволяют, не думая, принимать правильное решение. Они также позволяют другим предвидеть, как человек будет вести себя в типичных ситуациях. Эти правила являются фундаментом, на котором держится культура. Это хорошо. А с другой стороны — плохо, так как автоматическое следование этим правилам часто порождает стресс. Например: виновный должен быть наказан. Я должен его наказать, чтобы быть хорошим гражданином и быть в согласии со своими убеждениями. Но оказывается, что я виновного люблю. Как быть? Действовать по любви или в соответствии с культурным требованием? Итак, вы хороший родитель. Вы наказали виновного ребёнка, и справедливость восторжествовала. Но вы причинили страдание ребёнку, которого любите. Вы оказываетесь сами наказанными страданием любимого человека! Получается так, что ваше патогенное мышление, хотите вы этого или нет, в данной ситуации автоматически порождает чувство вины. Следовательно, вы действуете как автомат, побуждаемый и бичуемый эмоциями, хотя считаете себя свободным. Саногенное мышление позволяет без ущерба обществу разорвать железную цепь стереотипного мышления и достичь баланса индивидуального и общественного.
Date: 2015-09-05; view: 334; Нарушение авторских прав |