Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мышление как защита от страдания
В жизни чередой проходят радости и страдания. Если у меня, к примеру, заноза в пальце, чтобы её вынуть и избавиться от боли, мне надо знать, как это делается. Я должен из боли извлечь опыт, избавляющий меня от болезненных повторений. Для этого я должен сделать выводы из своих ошибок, например, из неправильного поведения, неосторожного обращения с шероховатой доской, отчего и образовалась заноза. Страдание в нашем примере вызвано неправильным, то есть неосторожным поведением, а устранение его осуществляется путём саногенного поведения по извлечению занозы. В данном случае смысл этих поведений очевиден, так как их цели нами ясно осознаются. А если страдание вызвано патогенным поведением ума? Здесь не всё очевидно. Надо знать, как мышление порождает страдание, плохую эмоцию. Возьмём обыденный пример. Я дома. Обстоятельства запускают цепочку событий: мой ребёнок ведёт себя плохо, я ребёнка наказываю, он обижается, жена на меня сердится, я чувствую вину. Каждое событие в этой цепи сопровождается мыслями, которые возникают осознанно и произвольно. Только последнее звено, переживание вины, происходит непроизвольно. Эмоция не зависит от меня. Она возникает сама и действует столько, сколько ей нужно. Потом проходит или забывается, чтобы снова вернуться. Вина в данном примере тоже возникает без спросу и действует сама по себе, вопреки моей воле. Почему это так? Традиционная психология не отвечает на этот вопрос. Она просто ссылается на то, что эмоции не подчиняются воле и разуму. Если мне стыдно, то мой стыд не перестанет терзать меня, какие бы усилия я не прилагал к тому, чтобы не стыдиться. Даже наоборот, стыд при этом будет усиливаться. Такая борьба, от которой человек не может отвлечься, если он предоставлен самому себе, может завершиться самоубийством. Однако стыд или вина могут на время исчезнуть, если я увлечён делом, общением или страдаю от боли в кишках или в желудке. Годовалый ребёнок не страдает от стыда или чувства вины. Потом он научается этим эмоциям. Всё это говорит о том, что наш ум научился эмоции, то есть сам вырабатывает эмоцию, но мы не осознаём, как это делается, а переживаем только результат этой работы. Это так именно потому, что человек не осознаёт умственных автоматизмов, порождающих эмоцию. Отсюда можно сделать важный вывод: если человек осознает, каким образом его ум вырабатывает эмоцию, то он приобретёт способность контролировать этот процесс. Традиционная психология не смогла выявить и описать точно эти автоматизмы и в понимании эмоций остаётся на донаучном уровне. Это сделано в системе саногенного мышления, направленного на то, чтобы человек осознал эти автоматизмы и тем самым приобрёл способность контролировать свои эмоции.
Date: 2015-09-05; view: 306; Нарушение авторских прав |