Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муд­рость в раз­ли­че­нии ис­тин­но­го и лож­но­го по­ве­де­ния





Ес­ли мы взду­ма­ем рас­смат­ри­вать по­ве­де­ние по от­но­ше­нию к здо­ро­вью и бо­лез­ни, то муд­рость со­сто­ит в уме­нии раз­ли­чать па­то­ген­ное по­ве­де­ние, по­ро­ж­даю­щее бо­лезнь, от са­но­ген­но­го, оз­до­рав­ли­ваю­ще­го по­ве­де­ния. Рас­ши­ряя от­вет ан­тич­но­го фи­ло­со­фа, мы мо­жем ска­зать, что муд­рость со­сто­ит в раз­ли­че­нии па­то­ген­ных и са­но­ген­ных по­след­ст­вий на­ше­го по­ве­де­ния. Пер­во­му со­от­вет­ст­ву­ет не­здо­ро­вый об­раз жиз­ни, а вто­ро­му - здо­ро­вый. Бла­го­да­ря пра­ви­лам ги­гие­ны, ус­во­ен­ным с дет­ст­ва, мы как буд­то об­ла­да­ем этой муд­ро­стью, раз­ли­ча­ем вред­ные и по­лез­ные при­выч­ки, ка­саю­щие­ся внеш­не­го по­ве­де­ния.

Де­ло ус­лож­ня­ет­ся, ко­гда мы ста­нем рас­смат­ри­вать по­след­ст­вия внут­рен­не­го, ум­ст­вен­но­го по­ве­де­ния. Не­ко­то­рые по­след­ст­вия ра­бо­ты на­ше­го ума пред­ви­дят­ся лег­ко. Мно­гие, на­при­мер, зна­ют, что за­висть мо­жет вы­звать вра­ж­деб­ность, и ста­ра­ют­ся скрыть свой ус­пех от кол­лег. Как бу­дет че­ло­век вес­ти се­бя в слу­чае пе­ре­жи­ва­ния ви­ны, сты­да или ос­корб­ле­ния — труд­но пред­ви­деть. Иной ви­но­ва­тый де­ла­ет­ся злым, а дру­гой ухо­дит в се­бя и впа­да­ет в де­прес­сию. Ещё труд­нее знать, что бу­дет про­ис­хо­дить с его ор­га­низ­мом при пе­ре­жи­ва­нии эмо­ций, так как для это­го нуж­но по­ни­мать за­ко­но­мер­но­сти свя­зи ду­ши и те­ла, ко­то­рые на­уч­но име­ну­ют­ся пси­хо­со­ма­ти­че­ски­ми от­но­ше­ния­ми.

В по­ня­тии пси­хо­со­ма­ти­ки со­дер­жит­ся со­от­но­ше­ние ме­ж­ду по­ве­де­ни­ем на­шей ду­ши и по­ве­де­ни­ем те­ла. Ес­ли ре­ли­ги­оз­ный идеа­лизм от­да­ёт пред­поч­те­ние ду­ше, а обы­ден­ный ма­те­риа­лизм - те­лу, то ра­зум­но ду­мать, что оба под­хо­да оши­боч­ны, так как это со­от­но­ше­ние дву­сто­рон­нее, и не­воз­мож­но от­дать пред­поч­те­ние ка­кой-ли­бо од­ной сто­ро­не. Эти от­но­ше­ния ме­ня­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от об­стоя­тельств. По­яс­ним свою мысль.

Ду­шев­ная боль оби­ды мо­жет, на­при­мер, у яз­вен­ной лич­но­сти вы­звать не­уме­ст­ную вы­ра­бот­ку ки­сло­го же­лу­доч­но­го со­ка, а с дру­гой сто­ро­ны, са­мо па­то­ло­ги­че­ское по­ве­де­ние же­луд­ка вы­зы­ва­ет пси­хи­че­скую ре­ак­цию, боль. За­да­ча вра­ча или пси­хо­ло­га - най­ти от­вет на весь­ма важ­ный во­прос: по­че­му оби­да у од­но­го при­ну­ж­да­ет же­лу­док вы­де­лять кис­лый сок и соз­да­вать сим­пто­мы га­ст­ри­та, а у дру­го­го сжи­мать желч­ный сфинк­тер и соз­да­вать сим­пто­мы дис­ки­не­зии желч­ных пу­тей? Ему так­же важ­но ус­та­но­вить, ко­гда и при ка­ких об­стоя­тель­ст­вах же­лу­док и сфинк­тер Од­ди нау­чи­лись это­му па­то­ген­но­му по­ве­де­нию. За­да­ча, как ви­ди­те, слож­на, и не яв­ля­ет­ся пре­уве­ли­че­ни­ем, ко­гда го­во­рят: "Врач у по­сте­ли боль­но­го - мыс­ли­тель".

Ес­ли врач по­лу­чит от­вет на эти во­про­сы, то пе­ред ним воз­ни­ка­ет про­бле­ма: как вы­ле­чить, то есть оту­чить же­лу­док это­го че­ло­ве­ка так не­обыч­но, па­то­ген­но реа­ги­ро­вать на оби­ду. Это под­лин­ное ле­че­ние. По­вез­ло то­му боль­но­му, врач ко­то­ро­го уме­ет сде­лать че­ло­ве­ка ме­нее обид­чи­вым, что­бы си­ла оби­ды не дос­ти­га­ла по­ро­га, за­пус­каю­ще­го яз­вен­ную ре­ак­цию.

Вы­ле­чить - зна­чит уб­рать не­со­от­вет­ст­вие. Ведь де­ло же­луд­ка — вы­де­лять сок на вос­при­ятие пи­щи, а не на оби­ду. Вы­ле­чить — пе­ре­учить ор­га­низм, сде­лать его ре­ак­цию на эмо­цию аде­к­ват­ной и сде­лать так, что­бы эмо­ция пе­ре­ста­ла быть сти­му­лом, за­пус­каю­щим па­то­ген­ную ре­ак­цию. Ес­ли сфинк­тер желч­но­го пу­зы­ря не бу­дет за­кры­вать­ся, ко­гда ему нуж­но быть от­кры­тым, то не бу­дет и ту­пой бо­ли в пра­вом бо­ку от за­стоя жел­чи, ве­ду­ще­го к кри­стал­ли­за­ции кам­ней.

По­ве­де­ние же управ­ля­ет­ся мыш­ле­ни­ем. По­сколь­ку мыш­ле­ние - это то­же по­ве­де­ние, толь­ко ум­ст­вен­ное, то его то­же мож­но под­раз­де­лить на две груп­пы: па­то­ген­ное и са­но­ген­ное мыш­ле­ние. Для под­твер­жде­ния это­го по­смот­рим, как ве­дёт се­бя наш ум в не­ко­то­рых си­туа­ци­ях.

Ос­корб­ле­ние, оби­да длят­ся се­кун­ды, а стресс, вы­зван­ный эти­ми эмо­ция­ми, мо­жет про­дол­жать­ся не­де­ля­ми, ме­ся­ца­ми, а ино­гда и боль­ше. Кто под­дер­жи­ва­ет стресс? Имен­но па­то­ген­ное мыш­ле­ние про­дле­ва­ет стресс да­ле­ко за пре­де­лы вре­ме­ни бы­тия стрес­со­ра. И при­чи­на это­го яв­ле­ния в свой­ст­вах на­ше­го мыш­ле­ния, а не в строе­нии нерв­ной сис­те­мы. Ес­ли эмо­ция и вы­зы­вае­мый ею стресс ста­но­вят­ся хро­ни­че­ски­ми, то воз­ни­ка­ют бо­лез­ни, ко­то­рые Г.Се­лье на­звал бо­лез­ня­ми адап­та­ции. Я бе­русь ут­вер­ждать, что склон­ность к этим бо­лез­ням за­ви­сит от сти­ля на­ше­го мыш­ле­ния, а не от свойств нерв­ной сис­те­мы. Бо­лее де­таль­ное об­су­ж­де­ние эмо­цио­наль­но­го стрес­са чи­та­тель най­дёт в мо­ей кни­ге "Эмо­цио­наль­ный стресс и страх".


Че­ло­век, па­мят­ли­вый на ос­корб­ле­ния, боль­шую часть вре­ме­ни на­хо­дит­ся в со­стоя­нии хро­ни­че­ско­го ос­корб­ле­ния, так как его мыш­ле­ние в лю­бой мо­мент, са­мо, ав­то­ма­ти­че­ски, по ас­со­циа­ци­ям па­мя­ти вос­про­из­во­дит эмо­цио­ген­ную си­туа­цию. Это мыш­ле­ние сти­му­ли­ру­ет­ся не­за­мет­ны­ми для обык­но­вен­но­го вос­при­ятия на­мё­ка­ми на про­шлые ос­корб­ле­ния. А раз это так, то мы бу­дем пра­вы, ут­вер­ждая: он бо­лен по­то­му, что мыс­лит па­то­ген­но. За­пом­ним: па­то­ген­ное мыш­ле­ние по­ро­ж­да­ет па­то­ло­гию.

Здесь про­хо­дит важ­ный во­до­раз­дел ме­ж­ду пси­хо­ло­ги­ей и пси­хи­ат­ри­ей. По­след­няя изу­ча­ет па­то­ло­ги­че­ское мыш­ле­ние, а пси­хо­ло­гия изу­ча­ет па­то­ген­ное мыш­ле­ние. Как ви­ди­те, это раз­ные ве­щи. Мы уже зна­ем, что на­ше мыш­ле­ние мо­жет спо­соб­ст­во­вать оз­до­ров­ле­нию, ес­ли сни­ма­ет эмо­цио­наль­ный стресс. Это не зна­чит, что са­но­ген­но мыс­ля­щий че­ло­век не ос­корб­ля­ет­ся и не оби­жа­ет­ся во­все. Он от­ли­ча­ет­ся от па­то­ген­но мыс­ля­ще­го тем, что у не­го ос­корб­ле­ние или оби­да пе­ре­жи­ва­ют­ся ми­ну­ту-две, по­ка ос­мыс­ли­ва­ет­ся си­туа­ция, по­сле че­го он воз­вра­ща­ет­ся в со­стоя­ние рав­но­ве­сия, не вхо­дя в эмо­цио­наль­ный стресс.

Са­но­ген­ное мыш­ле­ние, как мы уви­дим поз­же, да­ёт не вре­мен­ное об­лег­че­ние, а по­сто­ян­ную и ино­гда да­же аб­со­лют­ную за­щи­ту. Че­ло­век, умею­щий са­но­ген­но раз­мыс­лить своё ос­корб­ле­ние, стыд или оби­ду име­ет ус­той­чи­вую за­щи­ту от ос­корб­ле­ний или обид, ко­то­рые не бу­дут соз­да­вать хро­ни­че­ский стресс, не бу­дут за­пус­кать па­то­ген­ные фи­зио­ло­ги­че­ские ре­ак­ции. Что­бы луч­ше по­нять это, на­до рас­смот­реть функ­ции мыш­ле­ния в вы­жи­ва­нии че­ло­ве­ка.

 

 







Date: 2015-09-05; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию