Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ООктава внутМренней дуги






А ХУМ


 

А: А: А:
ОМ А ХУМ
Резюмируя свидетельства великих традиций мудрости, Уилбер выделяет на внутренней, трансперсональной дуге развития три основных уровня, или точки опоры. Это экстрасенсорный, тонкий (архетипический) и причинный (каузальный) уровни. Как и уровни внешней дуги каждый из них представляет собой устойчивую позицию восприятия и осознания, со специфическими воспринимающими структурами и соответствующими модальностями воспринимаемого мира. Отождествляясь со специфическими структурами на каждом из этих уровней, самость обретает новую самотождественность

Четвертая, финальная точка – уровень недвойственного духа – это не столько уровень сколько точка финальной интеграции всех уровней внутренней и внешней дуги едином недуальном осознавании.

А: А: А:
Структуры четырех этих трансперсональных измерений обозначаются в буддийской традиции как Нирманакайя (Тело Изменений), Самбхогакайя (Тело Блаженства), Дхармакайя (Тело Истины, или Тело Света) и Свабхавикакайя (Тело Абсолютного Единства). В этой книге самотождественности или позиции восприятия соответствующих уровней внутренней дуги развития и точки финальной интеграции обозн чаются как Сновидец (Сновидящее Тело, Сновидящая Душа), Мудрец, Свидетель и Недвойственный Дух. При этом уровень Сновидящей Души (Нирманакайя, Тело Изменений, экстрасенсорный уровень) включает в себя всю внешнюю дугу и превосходит ее, уровень Мудреца (Самбхогакайя, Тело Блаженства, тонкий или архетипический уровень) включает в себя Сновидящую Душу и превосходит ее, уровень Свидетеля (Дхармакайя, Тело Света, причинный уровень) включает в себя Тело Блаженства и превосходит его, а Недвойственный Дух (Свабхавикакайя, Тело Абсолютного Единства, недуальный уровень) включает в себя все и ничто, внутреннее и внешнее, Пустоту и Форму в


ОМ А ХУМ
Предельном Единстве Я и не- Я, вот почему Недвойственный Дух (Подлинная Реальность) это одновременно и Ясный Свет самого высшего уровня развития, и изначальный плеромный Хаос и все миры и уровни как внешней, так и внутренней дуги развития, и в тоже время, ничто из этого.

 

Рассмотрим подробнее, что происходит на каждом из этих уровней.

А: А: А:
При переходе на внутреннюю дугу развития самость обнаруживает, что она есть не только целостность тела-ума, но нечто большее. Осознание расширяется за пределы тела-ума, что выражает в устойчивом потоке сверхчувственного, экстрасенсорного восприятия. Поток опыта перестает быть обусловленным только сферой тела и ума, восприятие выходит за эти пределы, самость осознает свою нематериальную природу, осознает себя как Сновидящее Тело или Сновидящую Душу. Когда самотождественность этого уровня закрепляется, осознанному восприятию становятся доступны бесчисленные миры сновидения, столь красочно описанные в книгах Кастанеды. Открывающаяся восприятию Сновидца реальность


описывОается им неМвообразимое мноАжество миров, Хкоторые вУкажд


Ммомент


потенциально доступны осознанному восприятию и жизнедеятельности. Все они,

А: А: А:
по словам Дона Хуана, возникают из нергетического поля, состоящего из бесчисленных светящихся нитей (волн энергии), протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях. Однако на уровне Сновидца эта энергетическая реальность еще не может быть познана им непосредственно. Он познает ее опосредованно – через восприятие различных миров, возникающих в тот момент, когда его подвижная точка сборки настраивается на какую-либо волну энергии.

Обретая свободу перемещения и произвольной фиксации точки сборки, Сновидец обнаруживает, что мир, воспринимаемый нашими физическими органами чувств, существует лишь как одна из многих возможных позиций восприятия.

ОМ А ХУМ
На уровне Сновидца самость осознает текучесть своей природы и текучесть воспринимаемого мира, осознает себя как подвижный пучок энергетических волокон, произвольно настраивающийся на восприятие различных миров сновидения в пределах доступного диапазона. Скорее всего, именно как отличительная рта самотождественности Сновидца и отражена в буддийском термине акайя – Тело Изменений.

А: А: А:
Но, как я уже сказал, на уровне Сновидца человек воспринимает Реальность только как поток изменений (который он переживает как череду различных

феноменальных миров – поток чувств, эмоций, звуков, образов и света, возникающий в его восприятии однако то, что создает этот поток феноменов, остается скрытым от него.

Энергетическая основа потока феноменов раскрывается человеку только при переходе к еще более высокой и тонкой форме восприятия – на уровень Самбхогакайи (Тело Блаженства), или на уровень восприятия архетипов.

Достигая этого нового уровня, человек начинает познавать еще более тонкую реальность, лежащую в основе тех удивительных миров, которые он увлеченно исследовал на уровне Сновидца. Этой более тонкой реальностью оказывается реальность архетипов – изначальных форм Бытия. Эти изначальные тонкие формы, или первичные модели Реальности, подобны семенам, из которых


ОМ А ХУМ
произрастают и от которых зависят все явления. На этом уровне Реальность описывается как холоархии архетипических форм (естественные иерархии взаимовключенных друг в друга целостностей-холонов), которые принимает изначальная энергия, пронизывая различные миры – от более тонких, общих и абстрактных к более грубым, частным и конкретным. И с высоты этого уровня восприятию открывается изначальная архетипическая форма Единства Я и Мира как союз Бога и Богини, как союз Пустоты и Чистого Света.

А: А: А:
В самом тонком виде Реальность переживается на архетипическом уровне как внутренний Свет и Звук. Это то, что тибетские буддисты называют Чистым Светом Реал ности и Изначальным Звуком Реальности. И когда человек постигает изначальный архетип Реальности и архетип самого себя, он обретает высшую мудрость и становится Мудрецом.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Но это еще не все. Воспринимая изначальные формы Реальности, Мудрец все же еще не способен соприкоснуться с самой Реальностью, постичь тот Источник, из которого возникают все эти формы. Чтобы постичь сам Источник, осознанию предстоит преодолеть еще один барьер и перейти на следующий уровень – уровень Дхармакайи, Тела Истины, или причинный уровень. И осознание совершает этот переход, стремится познать самого Свидетеля, в восприятии которого возникают первичные тонкие формы Реальности – внутренний звук и свет. И когда этот переход происходит, познающий постигает свою природу как Пустоту, которая на самом деле есть совершенная Полнота. Как говорит Уилбер, «это состояние воспринимается именно так — как бесконечное растворение в полноте Бытия, которое настолько полно что никакое явление не может вместить всей этой полноты» (53).

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Переживания причинного уровня не есть что-то, что сейчас отсутствует у нас, а когда-то в будущем может возникнуть. Эти переживания, так же как и переживания сновидческого-архетипического уровней, уже присутствуют в нашем опыте в виде слабоосознаваемых временных состояний. Речь идет о состоянии сновидения (когда спи и видим сны и состоянии глубокого сна или бесформенного сна когда в восприятии отсутствуют какие-либо образы и формы). Задача саморазвития – это такое культивирование осознания, которое способствует возникновению эти переживаний в виде устойчивых уровней. Другими словами, по мере нашего осознавания и узнавания себя сначала в сновидении, а затем в глубоком сне, эти состояния закрепляются в виде реализованного уровня.

Переживание бесформенного Свидетеля характеризуется тем, что в свидетельствующем осознании не остается никаких объектов, происходит осознание полного угасания или прекращения – это переживание в разных традициях известно как нирвикальпа самадхи, джнана самадхи, айин, забвение, нирод, классическая нирвана. Этот уровень называется причинным, потому что пустотный Свидетель осознается здесь причиной или творящим источником всех младших измерений.

И наконец, Великое Завершение Великого Путешествия – финальная точка, финальный аккорд Великой Целостности, в котором одновременно звучат все ноты Бытия, – это Свабхавикакайя, Тело Абсолютного Единства, или Недвойственного Духа, который на самом деле есть не только самый высший уровень развития, но и


ОМ А ХУМ
вся Великая Целостность от самого Низа и до самого Верха в единстве Познаваемого и Познающего. Реализация Недвойственного Духа становится возможной тогда, когда Свидетель, в чис ом созерцании причинного уровня

познавший самого себя как Пустоту, познает также, что он сам и вляется всем тем, что он воспринимает на всех уровнях и во всех мирах Бытия.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Будучи самым высшим уровнем развития, Свабхавикакайя, Тело Абсолютного Единства, или Недвойственный Дух, становится завершением октавы внутренней дуги и третьим «до» на центральной Оси Целостности после Плеромы и Кентавра мага. Во многих традициях часто две последние стадии пути – причинную и недво ственную рассматривают как одну, называя это Дхармакайей, Телом Света, или Телом Единства. Здесь нет никакого противоречия, мы действительно можем рассматривать их как одну финальную стадию. Важно лишь понимать, что на этой стадии находят свое окончательное завершение два прямо противоположных процесса: первый – это процесс абсолютного исключения (когда Я полностью освобождается от отождествленности с какими бы то ни было формами и осознает свою стотную природу), а второй это процесс

абсолютного включения (когда Я осознает себя подлинным Источником и изначальной всех форм всех явлений и узнает Себя, свое Подлинное Лицо во всех мирах Вселенной, на всех уровнях и во всех потоках Бытия).

А: А: А:
Если внешняя дуга развития – это дуга различения, то внутренняя дуга – это дуга объединения. Если началом внешней дуги трансформации и всего развития в целом была позиция тотальной слиянности, тотального не- Я на уровне Плеромы, а завершением внешней дуги и началом внутренней – позиция очень точного различения двух тотальных целостностей Я -Мир на уровне Кентавра, то завершением внутренней дуги становится позиция недвойственности, в которой объединяются и различающая истина Кентавра и неразличающая истина Плеромы, приобретая в своем соединении некую совершенно невыразимую Истину,


превосОходящую исМтины их обоих.


А ХУМ


Таким образом мы имеем три октавы трансформации осознания – октаву

А: А: А:
внешней дуги, октаву внутренней дуги, и октаву Великой Целостности – и три осевые точки этой трансформации, три ноты «до», где «до» первой октавы – это точка Плеромы, точка изначального Хаоса неразличения, тотального не- Я; «до» второй октавы – это точка Кентавра-мага, точка ясности и различающего Порядка, Я и не- Я; «до» третьей октавы – это точка Недвойственности, точка объединения Верха и Низа, Я и не- Я, Порядка и Хаоса, Формы и Пустоты, где «Форма есть не что иное, как Пустота, а Пустота есть не что иное, как Форма», как гласит самая известн я буддийская сутра. Перефразируя эту сутру применительно к дихотомии Я и не- Я, можно сказать так: если в точке Плеромы есть только бессознательное

не- Я, а в точке Кентавра есть и сознательное Я, и не- Я, четко различимые между собой (все, что не есть Я, есть Мир, а все что не есть Мир, есть Я), то в точке Недвойственности обнаруживается, что Я есть не что иное, как не- Я, а не- Я есть не что иное, как Я.


У О ровень Сн М овидца: пробуж А дение кундал Х ини УМ

Для пробуждения контуров первого уровня внутренней дуги – уровня

А: А: А:
Сновидца – характерны три взаимосвязанных события: повторное проживание осознавание рождения, подъем энергии кундалини и момент осознания себя во сне. Эти события могут происходит одновременно или в произвольной последовательности, непрерывно одно за другим или волнообразными периодами обострений интенсивности, растягиваясь на месяцы годы относительного затишья кратковременных, но очень мощных всплесков экстрасенсорных переживаний.

ОМ А ХУМ
Каждое из этих событий сопровождает невероятно интенсивный характер физических ощущений и внутренних переживаний: потоки экстрасенсорного восприятия, спонтанное расширение осознания, шаманские видения, внезапные духовные откровения, глубокое погружение в медитативные состояния – все события которые могут быть отнесены к пробуждению осознания Сновидца

Динамику повторного проживания рождения и интеграцию родовой травмы мы рассматривали в предыдущей главе, а сейчас остановимся некоторых специфических чертах двух остальных знаковых событий перехода на уровень Сновидца – подъем кундалини и пробуждение во сне.

А: А: А:
А: А: А:
ОМ А ХУМ
По внешней симптоматике, характеру и сути внутренних процессов событие, известное на Востоке как подъем энергии кундалини, сравнимо с шаманским процессом потери человеческой формы, описанному у Кастанеды. Йогическое и шаманское описания сходятся в том, что во время этого процесса человек испытывает ни с чем не сравнимые мощные физические ощущения, которые в ряде случаев могут вызывать сильнейший дискомфорт. Субъективная интерпретация ощущений может быть разной, но зачастую это похоже на то, как будто внутри вашего тела кто-то очень сильный начал скатывать ковер от пяток до головы, наматывая на него все ваши внутренние органы и оставляя позади бесформенную пустоту Этот процесс может сопровождаться неутихающим зудом во всем теле, ослаблением кишечника, рвотными позывами, сердцебиением и головокружением. Какой бы ни была интерпретация этого события – вы в любом случае чувствуете как что-то очень мощное и сильное, что пробудилось где-то внизу живота, буквально прорывается через все ваше тело, через все ваши внутренние органы вверх – к аджна- и сахасрара-чакре. Переживая подъем кундалини в менее интенсивном виде, человек может испытывать богатую и сложную гамму тонких ощущений, включающих переживания восходяще- нисходящих потоков энергии, странные ощущения в области макушки и в центре лба, субъективное расширение осязания за пределы физического тела и другие.

Конечно, в этом процессе очень важно состояние ваших внутренних органов. Наличие каких-либо проблем с внутренними органами означает засоренность, заблокированность того или иного энергетического центра или энергетического канала, и это создает дополнительные трудности для подъема энергии кундалини и создает дополнительную нагрузку на проблемный орган. Наличие проблемной зоны в теле представляет собой препятствие для


поднимающегося потока, и, когда его мощь наталкивается на скрытое препятствие

ОМ А ХУМ
А: А: А:
– она естественным образом стремится прорваться сквозь него, разрушить препятствие. Все это создает дополнительное напряжение. Субъективно вы можете ощущать сильные боли и давление в проблемном органе. В связи с этим процессы, связанные с подъемом энергии кундалини, могут маскироваться под симптомы обострения хронических заболеваний, симптомы пищевого отравления, сердечных и головных болей, простуды и т. п. Вот почему так желательно произвести заблаговременное очищение тела от шлаков, хронических блоков и зажимов. Чем чище тело тем легче и безболезненней происходит подъем энергии кундалини, пробуждение сущности или, в терминологии Кастанеды потеря человеческой формы. Но в то же время этот кризисный процесс сам по себе содержит возможность радикального исцеления через обострение, поскольку если энергия кундалини все же прошла через заблокированную зону, это означает, что блок либо был значительно ослаблен, либо полностью ликвидирован. Подъем кундалини может протекать как единичное очень интенсивное и мощное переживание, а

может ОпроявитьсяМв более мягкой фАорме – как волнХообразнаяУчере М

кратковременных всплес ов необычных психофизических симптомов периодов

относительного затишья, возвращения в русло обыденного существования.

А: А: А:
На следующее утро (подъем энергии кундалини, как правило, происходит в ночное время, если это случается спонтанно, а не в результате специальной практики) вы будете чувствовать свое тело обновленным и полным необычной жизненной силы. Примерно такой же подъем сил человек испытывает после переживания моментов осознавания себя во сне. В некоторых случаях подъем кундалини и осознавание себя во сне протекают как взаимосвязанные события, иногда между одним и вторым проходят годы.

ОМ А ХУМ
Существуют освященные тысячелетней традицией практики, помогающие осознаванию и структурированию этого кризисного психодуховного процесса – это и практики кундалини-йоги, и практики внутренней даосской алхимии, в том числе практика вращения микрокосмической орбиты, и некоторые шаман кие практики неделания, описанные у Кастанеды.

 

 

А: А: А:
Уровень Сновидца: осознание себя во сне

Ранее я говорил о том, что выходя за пределы своих представлений во время кризиса трансформации, человек попадает в особое состояние, характеризующееся тотально неопределенностью восприятия. Эта пиковая точка кризиса восприятия в настоящее время широко исследуется в трансперсональной литературе, где она известна как точка бифуркации.

Во время кризисных переходов с одного уровня осознания на другой человек не задерживается в этой точке надолго (застревание может произойти только в случае патологических искажений естественной логики развития).

Разотождествляясь со структурами восприятия предыдущего уровня, человек попадает в точку бифуркации (или ноль-точку), а затем выстраивает структуры более высокого уровня целостности, где восприятие вновь стабилизируется.


ОМ А ХУМ
По крайней мере так происходит, пока маршрут Великого Путешествия идет по внешней дуге развития – от плеромного к кентаврическому уровню целостности. Все меняется при переходе на внутреннюю дугу, к надличностным уровням Сам алгоритм перехода предполагает полный и осознанный выход самости в ноль-точку, а значит, и разрушение всех автоматических защитных механизмов, ограждавших доселе сознание от непосредственного контакта с Тотальной Неопределенностью Мира. Эти механизмы – своеобразные скорлупы

разума – распадаются, высвобождая то, что созревало внутри них – надличностную


сущносАть, Снови:дящее ТелоА.


: А:


Самость отождествляется со структурами восприятия уровня Сновидца и

начинает осваиваться в принципиально иной среде в нематериальном, психическом мире, с его неподвластными рациональной логике законами.

 

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Переживания, связанные с пробуждением Сновидящего Тела, настолько отличаются от всего, к чему мы привыкли, что поначалу вызывают настоящий шок. Во время пробуждения Сновидящего Тела вы вдруг обнаруживаете удивительную вещь – вы вдруг замечаете, на что раньше не обращали никакого внимания, хотя это всегда было самым очевиднейшим фактом вашего существов ния. Вы обнаруживаете, что все это время ваш мир был поделен на две половины, между которыми стояла непроницаемая граница – «стена тумана». Вы обнаруживаете, что все это время вы жили только на одной половине Мира и в упор не замечали его половинчатости. Две половины Мира, о которых я говорю, − это посюсторонний мир бодрствования и потусторонний мир снов или, как говорили у нас в старину, Явь и Навь.

ОМ А ХУМ
Обычно человек переживает границу между Явью и Навью в виде симптома полной потери сознания. Только в таком виде она и доступна восприятию личности: как полное отсутствие восприятия. И это вполне объяснимо: пока самосознание остается жестко отождествлено с личностными структурами на внешней половине Мира, переход энергии самости с внешней стороны на внутреннюю, который случается всякий раз, когда мы ыпаем, связан с потерей этого самосознания по мере приближения энергии к точке перехода на внутреннюю сторону сознание постепенно меркнет окончательно гаснет, как только энергия проходит через ноль-точку – точку между мирами, точку, где мир посюсторонний соприкасается с миром потусторонним. Это происходит каждый

вечер, кАаждый ра:з, когда мыАотходим к:о сну. А:

Затем, уже на той стороне Мира энергия самости входит в

полуоформленные структуры другой половины нашей целостности и оживляет их. Наше сновидящее Я пробуждается к бытию в своем удивительном Зазеркалье.

Пока Явь и Навь остаются разделены границей полной потери сознания – «стеной тумана», как называл это Дон Хуан – жизнь нашего сновидящего Я очень слабо связана с жизнью нашей дневной личности, вот почему во снах мы мало что помним о своей жизни в мире Яви, а, просыпаясь, практически мгновенно забываем то, что происходило с нами в Нави. Пока граница между Явью и Навью существует, структуры восприятия и интерпретации дневной личности способны поддерживать воспоминания с той стороны лишь в очень малой степени.


ОМ А ХУМ
Впечатления, полученные в Нави, столь разительно непохожи на все, с чем имеет дело наше дневное Я, что им просто не находится места в рамках этого мира.

А: А: А:
То же самое справедливо и для другой половины. Будучи отделенным от внешних структур, наше сновидящее лишено всех тех инструментов что упорядочивают и поддерживают поток восприятия на внешней половине Мира Наше ночное Я лишено устойчивого материального тела и устойчивого концептуального ума. В результате мы сновидим эфемерный, иррациональный, сумеречный мир, в котором обрывки дневных впечатлений, привнесенные из Яви, перемешаны с тем, что воспринимает сновидящее Я непосредственно в Нави.

ОМ А ХУМ
Мы привыкли считать полную потерю сознания при переходе через ноль- точку – границу между Явью Навью – чем-то столь фундаментальным и неизбежным, что у многих не возникает даже сама мысль о возможности эту границу перейти. Это невозможно, потому что это невозможно, это невозможно, потому что это бессмысленно – так рассуждает рассудочное Я. И оно не может рассуждать никак иначе, ведь рассудочное Я целиком отождествлено со своими границами, и для него эти границы – это принципиальные границы смысла: смысл может иметь только то, что внутри границ, все то, что находится с той стороны смысла заведом не имеет.

А: А: А:
На уровне рассудка (Хоббит) граница между Навью и Явью наиболее закрытая и жесткая, с минимальной пропускной способностью. Люди с очень жесткой границей, как правило, вообще не помнят своих снов (они говорят, что они

ОМ А ХУМ
А: А: А:
«не видят снов», но это не правда – сны снятся всем, но кто-то помнит их, а кто-то нет). На уровне раннего понятийного ума (Нарцисс/Нимфа) эта граница более мягкая и прозрачная. Вот почему дети часто видят то, чего не видят их родители. По этой же причине среди мальчиков-нарциссов и девочек-нимф так распространен страх темноты. Это происходит потому, что энергия самости уже отождествлена с границами языка на внешней стороне сознания, но из-за своей хрупкости, прозрачности и размытости эти границы еще не могут служить для нарциссо и нимф надежной защитой от проникновения в их мир пуга щих влияний из Нави. Дети, уже находясь мире языка, еще чувствуют то, что неназываемо и потому испытывают естественный для своего уровня страх – страх перед тем, что не имеет названия, страх перед «Теми, чье имя произносят». Для Нарцисса/Нимфы Явь и Навь еще во многом смешаны друг с другом, в своем восприятии они еще не отделили полностью одно от другого, Явь проникает в Навь, Навь проникает в Явь. «Стена тумана» еще прозрачна для них, и поэтому сквозь нее они порой видят на той стороне чьи-то огромные пугающие тени – тех

самых Дюдюку и Буку, которые внушали ужас их собственным родителям, когда те были еще детьми, а потом, по мере упрочнения границ рассудка, оказались

преданы ими забвению и названы игрой воображения.

Тем, кто имел опыт систематического наблюдения за маленькими детьми, известно, что темноты дети начинают бояться с определенного времени – а именно с того самого, когда ребенок овладевает языком и отождествляется с вербальными структурами восприятия. На телесно-эмоциональном (Тифон) и телесно- инстинктивном (Уроборос) уровнях у младенца нет страха темноты, потому что в его мире еще нет границы между Явью и Навью. Обе половины их бытия, внешняя


ОМ А ХУМ
и внутренняя, смешаны и неразвиты – ребенок одинаково смутно сознает и ту и другую сторону, вот почему потеря осознания здесь не так страшна и не имеет серьезны последствий для жизни: ребенок еще не сам себе, он целиком зависи от своих родителей − и он может безбоязненно пребывать бессознательности, пока родители будут заботиться о нем.

А: А: А:
Но по мере развития осознания дифференциация усиливается. Постепенно две стороны бытия – внешняя и внутренняя, посюсторонняя и потусторонняя – начинают разделяться и разрыв между ними усиливается. Когда же самость начинает преимущественно отождествляться со структурами на внешней стороне, развитие этих структур ускоряется, тогда как развитие структур сновидящего Я резко затормаживается.

ОМ А ХУМ
Двигаясь по внешней дуге развития, самость все дальше уходит от центральной оси (ноль-точки, где соединяются две половины Мира), пока не достигает наиболее удаленной от нее позиции – позиции рассудка. Затем дуга обращается и начинается возвратное движение к центру: самость переживает героический и кентаврический кризис обретает целостность тела ума Когда это происходит, человек вплотную подходит точке перехода на внутреннюю дугу развития.

А: А: А:
Перейти осознанно через ноль-точку в потусторонний мир, за «стену тумана», в мир Зазеркалья, в мир Нави, в мир снов – вот вызов, с которым встречается человек-кентавр на этом этапе своего Пути. Когда же это происходит, фундаментальный барьер сознания преодолевается и два потока восприятия – внешний внутренний – наконец объединяются.

 

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Объединение Яви и Нави несет как великие возможности, так и непредвиденные опасности. Первое, что осознает человек, которому удалось прорваться на ту сторону, – это то, что он целиком находится в жутком, непредсказуемом, фантастически реальном мире, где все течет, изменяется, где нет ничего устойчивого никаких принятых по умолчанию точек отсчета, никаких объективных систем координат, где малейшее движение мысли с угающей закономерностью тут же реализуется в виде цепочки неожиданных событий и любое упущение или трудности с контролем внутреннего монолога-диалога чреваты непредсказуемыми последствиями. Такова специфика структур этого уровня, которые представляют собой не что иное, как непрерывно

самовозобновляющийся поток сновидений, поток творческой Игры осознания в Теле Изменений.

Человек обнаруживает, что граница, которую он прежде с таким упорством жаждал преодолеть, была его единственной реальной защитой от Тотальной Неопределенности Мира, и теперь, после того, как он осознал ее условность, уже ничто не сможет защитить его от натиска непостижимой Реальности, обступающей его со всех сторон. Больше нет разницы между сном и явью – сновидение продолжается наяву, а явь переходит в сон.

Так, начиная сновидеть, мы в то же самое время окончательно

пробуждаемся от своего «антропологического сна». Мы вдруг осознаем, что все это время жили иллюзиями. Вместе со всеми мы разделяли веру в реальность мира,


ОМ А ХУМ
который однажды нас научили создавать наши родители и воспитатели, а их, в свою очередь, научили создавать этот мир их собственные учителя. Мы учились делать это в глубоком детстве, так что уже не помним, ка все это происходи о и мы также не помним ту Реальность, из которой мы однажды вышли в придуманный нами же мир.

Но однажды все возвращается на круги своя.

А: А: А:
И вот, наконец совершив полный виток развития по внешней дуге, мы вновь приближаемся к тому месту, откуда однажды ушли, с той лишь разницей, что уходили мы отсюда, будучи бессознательными детьми, а возвращаемся в полном сознании, полностью пробужденными и бдительными взрослыми с развитыми высшими структурами ума.

ОМ А ХУМ
как вы думаете, кто встречает нас там? Нас встречают те самые наводящие ужас Дюдюка и Бука, которых мы так боялись в своем забытом детстве. Оказывается, они никуда не исчезли – все то время, пока мы становились взрослыми, эти загадочные существа терпеливо ждали нас на другой половине Мира, скрытые от нашего взора плотной «стеной тумана – существа другой реальности, нечеловеческой неземной, нематериальной В древности люди называли их духами богами и демонами. Юнг назвал их архетипами. Карлос Кастанеда описывал их как неорганических существ…

 

 

П А сихическ: ая реально А ст и ар: хетипы А:

Пожалуй, самое впечатляющее открытие современной психологии –

А: А: А:
ОМ А ХУМ
трансперсональной и интегральной – это открытие для западной цивилизации надличностных уровней развития осознания. Краткий экскурс в историю этого открытия выводит нас на фигуру Карла Густава Юнга, который был одним из первых ученых в истории западной психологии, кто занялся серьезным изучением скрытой ночной стороны психики. Дело в том, что до него в качестве предмета классической рассматривалась только дневная сторона сознания, процессы же, происходившие на ночной стороне, интерпретировались классиками психологии как второстепенная функция бодрствующего сознания – во время сна сознание просто перерабатывает дневные впечатления, утверждали они (именно из этой позиции исходил Фрейд и его последователи при анализе сновидений).

Естественно, что в то время никто не принимал всерьез того, что происходило с человеком во сне. Люди полагали, что во сне человек живет в полностью вымышленном мире, в своей фантазии, ре ная основа этой фантазии

– мозг, который занят в это время переработкой дневных впечатлений, или телесные процессы: например, вы поели на ночь тяжелой пищи − и вот вам всю ночь снятся беспокойные сны.

И вдруг в этот мир приходит Юнг и начинает утверждать, что во снах человек сталкивается с чем-то, что реально само по себе. Более того, из крайне смелых (даже для нашего времени) заявлений Юнга следует, что мозг есть не основа восприятия реальности, а всего лишь инструмент, который открывает человеку доступ к подлинной Реальности. Юнг заявляет о том, что психический


ОМ А ХУМ
мир реален сам по себе, и тем самым радикально переворачивает картину мира: статусом стопроцентной онтологической реальности наделяется психический мир человека (который наиболее полно раскрывается в переживаниях), а мозг рассматривается лишь как инструмент, создающий материальные предпосылки для непосредственного доступа к этой реальности из мира материи.

А: А: А:
Чтобы почувствовать разницу, проведем аналогию с миром высоких технологий. Все мы знаем, что компьютер состоит из двух частей – аппаратной (или физической) и программной (или виртуальной). Аппаратная часть – это так называемое железо на сленге компьютерщиков: материнская плата, процессор, винчестер монитор и т. д. – то есть набор материальных составных частей, которые при правильной интеграции между собой начинают работать как одно целое. Программная, или виртуальная, часть – это нефизическая часть компьютера, все то, что мы видим, когда смотрим в экран монитора.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Естественно, аналогия с человеческим телом и сознанием очевидна. Так же как и человеком мы называем не тело само по себе, а тело, оживленное сознанием (т. е. человек в нашем восприятии есть не физическое тел, а, прежде всего, сознание, которое в этом теле проявляется; тело без сознания – это не человек, а просто труп), точно так же компьютером мы назыв ем не груду «железа», а то виртуальное пространство и процессы, к которым мы имеем доступ, пока компьютер работает. Но при этом, естественно, мы подразумеваем, что реально в первую очередь само «железо», а виртуальная среда является в каком-то смысле функцией этого самого «железа», то есть она не существует сама по себе, без системного блока и монитора. Это предположение есть следствие нашей привычки к материалистическому мышлению.

ОМ А ХУМ
Так вот, если перевести открытие Юнга с психологического языка на язык новых технологий, то получится, что это неверное предположение, что на самом деле виртуальная среда есть самостоятельная реальность, к которой мы просто получили доступ с помощью компьютера. Т. е. мир, с которым мы соприкасаемся и в который мы погружаемся через экран монитора, существует не внутри компьютера как предмета и не является функцией каких-либо его частей, но существует сам по себе – ка самостоятельная реальность. А компьютер – это своего рода портал, соединяющий нас с этим другим, нематериальным миром.

Такое понимание кардинально меняет систему привычных представлений.

А: А: А:
И в новой системе представлений мозг как высшее достижение биологической эволюции оказывается не венцом развития, а новой точкой отсчета, поскольку дает возможность сознанию прозреть сквозь материальный план бытия новую реальность – психическую реальность, которая оказывается значительно более широкой и всеобъемлющей, физический мир. этой точки зрения физическая среда оказывается включена в психическую, подобно тому как водная среда включена в воздушную. И развитие человека как психической сущности – это следующий шаг во всеобщей эволюции после биологического развития.

Никто не спорит, что переход живых организмов из водной среды в воздушную был следующим шагом эволюционного развития. Так почему же мы спорим по поводу перехода из физической реальности в психическую реальность?


ОМ А ХУМ
А: А: А:
Сложность обсуждения этих уровней развития осознания состоит в том, что способ существования человека на них в такой же степени отличен от способа существования обычной человеческой личности, в какой последний отличен от способа существования рыбы. Человеческая личность, отождествленная со структурами внешн й дуги развития, целиком привязана к материальному плану и не представляет себе своего самостоятельно существования вне его пределов. В этом смысле человеческая личность подобна рыбе, которая способна жить только в водной среде и погибает в воздушной (хотя основа бытия и там и там одна и та же

– кислород Но так же как человеческое тело включает в себя уровень рыбы и превосходит его, поскольку уже не привязано к водной среде, наше психическое существо (Сновидящая Душа, Сновидящее Тело), которое пробуждается при переходе из физической реальности в психическую включает в себя уровень человеческой личности и превосходит его, поскольку уже существует независимо от мира материи и не связано пространственно-временными ограничениями.

ОМ А ХУМ
Личность, живущая в мире материи, и сущность, живущая в мире чистой энергии, представляют собой два принципиально разных способа бытия, различающихся так же, как различаются способы существования рыбы и человека.

А: А: А:
И в то же время существует неоспоримая линия преемственности – эволюционная линия развития, благодаря которой человеческое осознание развивается из осознания амебы, а сверхсознание Духа развивается из осознания человека и включает его в себя как часть.

 

ОМ А ХУМ
Итак, Юнг был одним из первых в западной психологии, кто всерьез заговорил о принципиальной значимости сновидческих переживаний и сделал самостоятельным предметом своих исследований психический мир человека, говоря, что психика «является частью окружающего нас мира, и ее тайна так же безгранична (как и тайна физического мира. – Р. М.). Поэтому мы не можем дать определения ни тому, ни другому, мы только можем утверждать, что верим в их существование, и описывать по мере возможности их функционирование».

А: А: А:
своем ис ии психики Юнг в первую очередь обращал внимание на скрытую, ночную сторону сознания, именно там видя источник и причину дневных переживаний, а не наоборот (как полагала классическая парадигма). Он обнаружил существование особых психических структур, наделенных самостоятельным осознанием, которые он назвал архетипами, и полагал, что именно различного рода взаимодействия архетипов в психическом мире обуславливают те или иные симптомы и события в мире физическом. Архетипы Юнга, оказываются полноправными субъектами ночной половины психического мира, подобно тому как субличности Ассаджиоли, являются полноправными субъектами дневной половины сознания.

Конечно, Юнг был далеко не первым, кто обнаружил существование архетипов. Любой мистик, реализовывавший в своем развитии способность надличностного видения, находил тот уровень Реальности, где существуют архетипы. Об архетипах говорили и Платон, и Блаженный Августин, и Мейстер Экхарт, и Гараб Дордже. Все они полагали, что архетипы – это изначальные, самые


ОМ А ХУМ
тонкие первообразы, являющиеся источниками многочисленных нисходящих миров воплощения и всех вещей им присущих, вплоть до самых грубых.

Юнг полагал, что архетипы – это особые психические структуры, порождаемые коллективным опытом человечества, а потому они не

А: А: А:
ни сознанию какого то отдельного человека, ни какой-либо отдельной культуре. Наоборот – и в отдельных культурах, и в сознании отдельных людей мы наблюдаем проявления одних и тех же архетипов. В этом смысле архетипы имеют внеличностную природу. Это Юнг угадал верно. Однако он путал доличностное и надличностное (что вполне простительно, поскольку это было общим заблуждением его эпохи), помещая архетипы туда же куда Фрейд помещал либидо, в бессознательное, в Ид. Но между либидо и архетипами существует колоссальная разница – одно полностью доличностно и бессознательно, тогда как другое полностью надличностно и сверхсознательно.

ОМ А ХУМ
Да, природа архетипов внеличностна, но она не бессознательна – она сверхсознательна. На доличностных стадиях развития человек не имеет

А: А: А:
осознанного доступа к архетипическим уровням, эти уровни еще не реализованы им. Энергии архетипов проявляются опосредованно – через внешние формы так на доличностных стадиях архетип Великой Матери проявляется че з образ материнской груди и фигуру биологической матери, а архетип Великого Отца – через образ родителя-мужчины. Доступ к собственно архетипическим уровням открывается только на постментальных, пострациональных уровнях осознания.

При этом не все архетипы, судя по всему, являются сущностями одного и того же порядка. В архетипических формах можно также отчетливо различить формы более грубые и более тонкие. Например, архетипы, имеющие явные антропоморфные признаки или явную объектность несомненно более грубы по

ОМ А ХУМ
сравнению с архетипами, не имеющими ни человеческих, ни объектных признаков. При этом, по утверждению мистиков, самые тонкие и первичные архетипы – это тонкий свет, тонкий звук и тонкие вибрации.

Другим уточнением будет сказ, что архетипы столько порождаются коллективным опытом, сколько проявляются в коллективном опыте наиболее очевидным образом То ест человечество легче получает доступ к архетипам через коллективный опыт

А: А: А:
Тот факт, что архетипы наиболее явно проявляются в коллективном опыте, говорит о мощи энергетического потенциала архетипов, который зачастую не под силу вынести отдельному человеческому эго. Мистики, видевшие существ архетипического мира и входившие в контакт с ними утверждают, что взаимодействие с ними чревато серьезными потрясениями для обыденного сознания. Сознание должно быть определенным образом подготовлено и трансформировано для непосредственной встречи с существами архетипического уровня. «Нельзя вливать новое вино в старые мехи», − говорит Иисус. Вот почему рассудочное эго, пребывая в ситуации «антропологического сна», контактирует с реалиями надличностных уровней опосредованно – в сумеречном полусознательном состоянии, через символы и образы обычного сна, через события и ситуации своей повседневной жизни. Все это некий фильтр, который смягчает и ослабляет силу первоначальных энергий архетипических форм Реальности.


Date: 2015-09-05; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию