Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кар ы и территории
Великое Путешествие к Реальности самовозобновляется каждый миг, не давая нам успокоиться в уюте привычных мифов. Однажды принятый вызов становится новой точкой отсчета – и мы движемся вперед и вперед, переходя из мифа в миф, ко все более и более широким контекстам, и каждый раз испытываем непреодолимое искушение поверить, что наконец-то нашли то, что искали, – что все так и есть на самом деле и Реальность такова, какой она представлена новым мифом.
Но удивительная Тайна заключается в том, что вызов из Реальности снова придет, проникнет и в этот миф, разрушив его изнутри. И мы вновь будем изумлены невероятной перспективой и станем вновь задаваться вечным «почему?». И будем снова искать миф, который более внятно объяснит нам, о есть что в этом Мире.
Мифы сопровождают и будут сопровождать нас на протяжении всего Пути до того самого момента, пока всему этому не придет естественный конец и Тайна Реальности не поглотит нас целиком, без остатка. Оказывается, мифы – незаменимые спутники на наше Пути. И, однажды понимая это, мы начинаем все придирчивее относиться к выбору своего спутника. В конце концов, мифов великое множество и все они разные – и какие-то могут помогать нам, быть нашими верными союзниками, адекватно описывая происходящее а какие-то могут, наоборот, мешать, причинять вред, искажая факты или делая нас капризными и одержимыми.
Так как же не ошибиться при выборе мифа?
За время своего Пути мне уже пришлось пройти через некоторое количество мифов: среди них были и житейские мифы простых людей и гламурные мифы медийщиков, и ка тские мифы белых воротничков, и деловые мифы бизнесменов, и мифы людей науки – гуманитариев, физиков, и мифы философов, и мифы психологов, и мифы мировых религий – христианства, буддизма, – и различные эзотерические мифы – даосские, дзенские, шаманские,
магичеАские…
: А: А:
И каждый из них проявлял качества, свойственные каждому мифу, –
претендовал на уникальность, исключительность, единственность. Почему? Может быть, потому, что миф подобен жемчужине и в основе каждого из них лежит песчинка Истины? А если вся Реальность есть Предельное Единство, Целостность, то не может ли быть так, что таковой же она является в каждой своей мельчайшей песчинке? И не окажется ли так, что, очищая мифы от наносного перламутра, рано или поздно мы вскроем в эту Основу – этот первичный уровень Реальност?
Именно такой целью задался один из ярчайших умов нашей эпохи – американский исследователь и философ Кен Уилбер. Он разработал принципы Интегрального Подхода, философско-практической дисциплины, которую можно по праву считать универсальной «операционной системой» при работе с мифами, описаниями, картами любого мыслимого порядка. Основная суть ее проста и
умещаеАтся в четы:ре нехитрыАх правила:: А:
1. Каждый миф (мировоззрение, теория, картина мира) содержит в себе
зерно истины, поскольку описывает Реальность.
Или, попросту:
любая карта описывает территорию.
Что бы человек ни описывал, какую бы картину мира ни рисовал – объективистскую или субъективистскую, эмпирическую или интуитивную, натуралистическую или интроспективную, интеллектуальную или эстетическую, – как бы он сам для себя ни называл предмет своих исследований, единственное, что
он на самом деле пытается описать, – невыразимую суть собственной жизни. Вот почему, какой бы подход мы ни рассматривали, – каждый из них может оказаться для нас глубоко значимым, каждый может сообщить нам что-то неизмеримо важное той Реальности в которой мы все живем.
2. Каждый миф несет в себе искажение истины, отрицая или умаляя истину других мифов. Или, иначе, каждая модель мира истинна в том, что утверждает, и ложна в том, что исключает.
АИли, попр:осту говоряА:
: А:
любая карт искажает территорию.
Это искажение проявляется в виде присущего мифу внутреннего противоречия. Противоречие тем сильнее, чем сильнее отрицание. Уилбер пишет об этом, что, какую бы искаженную и однобокую картину мира ни рисовал человек, отрицаемая им часть Великой Целостности все равно «проскользнет в его систему будет прогрызать ее изнутри как вопиющее внутреннее противоречие» (49). Он назвал это боль отрицания».
3. Любая частная модель мира обретает свой подлинный смысл, сверхсмысл (т. е. превосходящий тот, что уже как данность заложен внутри нее самой) лишь в сравнении и интеграции с другими частными моделями.
АИли, инач:е:
А: А:
объединяя карты, мы преодолеваем их ограничения и самоабсолютизации и
получаем более целостное и реалистичное представление о территории.
Сопоставляя различные мифы, можно вскрыть заложенные в них противоречия, преодолеть существующие ограничения и так выявить то общее, что есть в каждом из них. Это общее и будет искомым «песком Истины». В этом
объединении и заключает основная задача Интегрально Философии Интегрального Подхода или Интегральной Операционной Системы.
4. Подлинная Целостность всегда оказывается неизмеримо выше, глубже и объемнее любой концепции целостности. Подлинная Реальность всегда шире своего описания, каким бы всеобъемлющим это описание ни казалось.
АПроще го:воря:
А: А:
любая карта не равна территории.
означает, что любая модель, любая теория, даже самая интегральная – это лишь карта, но никак не территория. Карта никогда не может быть догмой или застывшей схемой – карта всегда будет изменяться, уточняться, корректироваться в зависимости от новых данных на основе новых исследований. В нее будут включаться новые территории и уточняться контуры уже открытых пространств.
Любая карта – это лишь способ говорить о Реальности, и этот способ ровно настолько эффективен и полезен, насколько точно он отражает изменяющуюся Реальность во всей целостности происходящих в ней процессов.
Таким образом, в этих четырех правилах мы имеем простой и интуитивно понятный инструментарий для работы с любым описанием – примитивным или сверхсложным. Фи и химик вглядываются в тайну внешнего космоса и материального вещества, психолог исследует тайну космоса внутреннего и законы развития психики, биолог изучает законы организации и эволюции органического мира, социолог – законы организации и развития социальных формаций, нейрофизиолог раскрывает тайну мозга, бизнесмен угадывает законы рынка, литератор – законы построения речи. Каждый думает, что имеет свой собственный уникальный предмет исследований, свое собственное поле жизни, но на самом деле это не сов ем так. Предмет исследований у каждого один, общие закономерности одни и те же и было бы странно, если бы это оказалось не так в многомерной Вселенной взаимосвязанных взаимозависимых целостностей. Реальность одна и та же – различаются лишь названия и способы ее восприятия.
Интегральный подход: жемчужное покрывало в небесах Индры
Если Реальность есть Истинная Целостность,, значит, она, как любая целостность, состоит из частей. Если же она состоит из частей, то у каждой части вполне может быть своя уникальная истина.
Каждая часть что-то собой представляет, и истина каждой из них говорит:
«Я есть то, что я есть». Каждая часть потому и является частью, отличной от всего остального, что несет в себе это зерно истинности – «я есть то, что я есть». И истина каждой части сама по себе исключительна, уникальна – она единственная в своем роде, ведь именно благодаря своей исключительности она может выделить себя из бесформенности. И совершенно естественно, что изнутри этой истины мы чувствуем ее единственность и исключительность, так же как почувствуем единственность и исключительность любой другой истины, окажись мы внутри
нее.
Оконечно,Мвполне очевидноА, что если мы иХмеем нескУолько раМзных частей,
то, значит, подлинная Целостность всегда будет включать все части во
взаимосвязанное единство, где каждая часть окажется на своем уникальном месте и одновременно будет находиться во взаимосвязи всего со всем. И в этом объединении будет обнаруживаться смысл, далеко превосходящий все частные истины, – но это превосходство будет превосходством полноправного включения, а
не искл А ючения.
: А: А:
Таким образом,
целостность – это тот контекст, что позволяет каждой частности быть собой, проявляясь во всей своей уникальности, и одновременно превосходить себя, становиться чем-то другим во взаимосвязанности с другими частностями.
Буквы объединяются в слова, слова объединяются в предложения, предложения – во фразы. Так возникает поток целостности – поток динамичный, саморазвивающийся. В этом потоке буквы не перестают быть буквами, а слова – словами, но, становясь единым целым, они вместе раскрывают нечто, бесконечно
превосходящее их все, – внятную речь, осмысленный текст, сущностное послание. И каждая фраза, будучи сама по себе целостностью, от кого-то исходит – опирается на какую то целостность – и кому-то адресована – отсылает нас к кой-то другой целостности. Так возникает полифонический диалог, объединяющий две и больше целостности. А этот диалог целостностей, в свою очередь, ведется в контексте целостности еще более содержательной и всеобъемлющей. И так далее, и так далее… Перспектива открыта, и она уводит нас в головокружительную бесконечность взаимосвязанных целостностей.
Кен Уилбер начинает свою «Интегральную психологию», приводя слова философа Яна Смэтса – о том, что во все природе, куда ни взгляни, мы не можем увидеть ничего, кроме целостностей. И это не просто целостности, а целостности, существующие в бесконечно многообразии взаимосвязей – горизонтальных и вертикальных.
Каждый миф и каждая истина представляют собой такую целостность, находящуюся во взаимосвязанности с другими мифами-целостностями. Мифы одного уровня взаимосвяз ы горизонтально по принципу соотнесения, миф разных уровней взаимосвязаны вертикально по принципу включения – мифы − целостности одного уровня включают в себя мифы-целостности нижележащих уровней и, в свою очередь, так же включены как части в мифы-целостности уровней, лежащих выше. Наши детские (дорациональные) представления о Мире включаются как части в целостность тех рациональных представлений, которые мы имеем, будучи взрослыми людьми. А в свою очередь, наши рациональные представления входят в еще более объемную целостность представлений пострациональных или надличностных (трансперсональных) – таких, которые обретает человек вместе с приходом подлинной зрелости, мудрости или, как говорят духовные традиции, просветленности.
Таков принцип организации целостностей, где бы мы его ни находили.
Целостность атома входит в целостность молекулы, молекулы образуют
целостность клетки клетки включаются в целостность органа, орган включен в целостность организма, организм вкл чен в целостность среды. Это нам всем с детства «принцип матрешки».
Но и еще не все. Ведь вс эта грандиозная целостность Вселенной, существующая в данный момент, лишь часть целостности Вселенной, которая будет существовать в следующее мгновение и т. д. и т. п. Это так же очевидно, как то, что вся целостность вашего состояния в данный момент уже в следующий миг станет лишь воспоминанием – лишь частью в целостности вашего состояния в настоящем будущего.
Открывающаяся картина, безусловно, впечатляет, но Великая Целостность не была бы Великой, если бы не имела, помимо горизонтальных и вертикальных, еще один тип взаимосвязи. Это нелокальный тип взаимосвязи (внепространственный и вневременной), он проявляется сразу всюду и одновременно. Принцип универсальности и нелокальный тип взаимосвязи, в общем виде известные с глубокой древности, были заново открыты и объяснены квантовой теорией. Суть принципа состоит в том, что любая целостность, на каком бы уровне иерархии она ни находилась, в любое мгновение времени в скрытом
(свернутом) виде содержит в себе абсолютно всю систему целостностей «верха- низа, права-лева» от начала и до конца и во всех возможных временных вариантах. Каждый атом содержит в себе в скрыт м (свернутом) виде всю Вселенную, каждый миг в скрытом (свернутом) виде содержит в себе всю вечность. Атомы объединяются в молекулы, потому что в них в свернутом виде содержится
«знание» о молекулах. Молекулы объединяются в клетки, потому что в них в свернутом виде содержится «знание» о клетках. Клетки объединяются в органы, потому что в них в свернутом виде содержится «знание» об органах. Органы объединяются в организмы, потому что в них в свернутом виде содержится
«знание» об органи мах. Все эти уровни разворачиваются с уровня атомов, потому что все они свернуты в атомах
Это и есть то самое покрывало в небесах Индры, о котором говорят Ригведы: «В небесах Индры, как рассказывают, есть покрывало из жемчуга, каждая жемчужина в котором расположена так, что в ней отражаются все остальные».
И эта вселенная целостностей отнюдь не бездумно статичная и инертная система, активно действующее, созидательное, динамически развивающееся единство. Этот всеобщий космический процесс в его развертывании во времени мы знаем как эволюцию, а тяготение ко более высоким уровням единства называется холизмом. А поскольку «всякое развитие всегда идет от состояния относительной всеобщности и отсутствия различий к состоянию возрастания изменчивости, выраженности и иерархической интеграции» (50) – т. е. от хаоса к порядку, от тьмы к свету, от пустоты к присутствию, – то и наша внутренняя вселенная представляет собой динамически развивающуюся Целостность, включающую в себя оба полюса: великий Хаос бессознательного внизу – полюс добытия небытия, где вся тьма вещей пребывает прежде своего возникновения; и великий Свет осознания вверху – полюс сверхбытия, в котором каждая вещь сияет в своем изначальном самосовершенном свете, отражаясь во всем остальном и все отражая в себе. В Целостности Вселенной присутствуют Истины обоих полюсов – это справ дливо так же, ка справедливо и то, что оба они имеют одну природу – природу Невыразимого: то, что названо Хаосом бессознательного есть полностью скрытая (свернутая) природа Невыразимого, а то, что названо Светом осознания есть полностью проявленная (развернутая) природа Невы.
Более подробно мы будем рассматривать этот и другие фундаментальные принципы в заключительных главах, когда уже будут развернуты все уровни Великого Путешествия и мы вплотную приблизимся к Тайне того, кто мы есть, что есть Мир в чем состоит суть Жизни.
Date: 2015-09-05; view: 358; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|