Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трикстер, общество бессмертных магов и пришельцы из космоса





ОМ А ХУМ
Вокруг темы Великого Путешествия и Пробуждения всегда существовало и существует масса догадок и теорий, одна фантастичнее другой. Каждый, кто сталкивался в своей жизни с вызовом, задавался вопросом, а кто придумал все это? По чьей вине мы вынуждены разыгрывать этот сценарий горьких разочарований и тщетной борьбы во имя призрачной свободы? Если мы рождаемся в тюрьме (пусть даже она кажется поначалу прекрасным Садом-Дворцом), то кто тюремщик?

Есть три наиболее популярные версии ответов. Вы наверняка слышали о


них.


АСамая др:евняя из нихА– это тео:рия гностикАов о злом:демиурге, трикстере,


который похитил перволюдей (Адама и Еву) у доброго Бога Света и заточил их в

плену иллюзий. Своими корнями теория восходит к зороастризму, который, согласно источникам, сложился между VII и XI веками до н. э. По этой версии, именно трикстер Ангра-Майнью, властелин лжи, является автором этого мира и его единственная задача – удерживать людей в неведении и рабстве до самой смерти.

По версии гностиков, Сад, в котором находятся Адам и Ева, – это гибельная ловушка иллюзий, созданная трикстером; смысл же истории в том, чтобы освободиться из плена злых чар и воссоединиться со Светом. С этой целью на Землю приходит Посланник Света – Спаситель, который помогает Адаму и Еве


ОМ А ХУМ
отведать плод с Запретного Древа, познать добро и зло и таким образом освободиться.

А: А: А:
Трикстер – великий мастер дезинформации, бог обмана, мошенничества и плутовства. Вот почему в созданном им мире все искажено, извращено и запутано: обман искусно смешан с правдой, истина – с ложью. Это мир, в котором трикстер с легкостью может выдать себя за Бога-Создателя, а Спасителя превратить в коварного Змия-искусителя. Его мир – изощренная сеть ложных намеков, выдающих себя за тайную истину, грандиозный Дворец обмана, где самая

губительная ложь маскируется в одежды спасительного откровения. Это тотальное Королевство кривых зеркал, бесконечно плодящих искаженные и уродливые отражения изначальной Истины.

 

Две другие теории, по сути, являются вариантами мифа о трикстере.

ОМ А ХУМ
Первая из них, пожалуй, лишь немногим уступающая по возрасту гностическому мифу, просто спускает трикстера с метафизических небес на грешную землю. Тюремщиков следует искать не где-то в потусторонних далях – они здесь, среди нас. В мифах этой группы роль трикстера исполняет особое

А: А: А:
сообщество людей, которые ради каких-то своих корыстных интересов поработили все остальное человечество и намеренно держат людей в неведении относительно истинного смысла и цели жизни. Таких мифов великое множество: среди них все многочисленные теории заговора и истории о тайных сектах − евреи, масоны, коммунисты, заговор мирового империализма, ядерный клуб или клуб миллиардеров.

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Одна из наиболее оригинальных версий этой группы гласит, что миром правит тайное общество древних магов, владеющих секретом физического бессмертия. Несмотря на всю свою фантастичность, выглядит она вполне логично. Если некоторые люди в древние времена смогли разгадать секрет практически неограниченного продления жизни, то что им еще оставалось делать на этой земле? Сотни лет пролетают как дни, великие империи рождаются и гибнут. Для существ, имеющих возможность продлевать свое осознание не одну тысячу лет, это не самая сложная задача – постепенно завладеть на земле всеми рычагами власти и силы, оставаясь при этом в тени, и направлять ход человеческой истории в нужное им русло. История знает немало примеров, когда на судьбы государств и народов оказывали влияние люди, возникавшие словно из ниоткуда и несшие на себе

неизгладимую печать тайны, достаточно вспомнить одиозную фигуру Распутина.

Как логическое продолжение мифа о секте бессмертных магов, поработивших человечество, обязательно должна была возникнуть история о другом тайном обществе, обществе революционеров, повстанцев, светлых магов, боддхисаттв – людей, которые смогли вырваться из плена иллюзий и познали Тайну двух миров – подлинной Реальности и иллюзорной действительности. И вот мы уже имеем захватывающую историю борьбы двух тайных обществ. Это борьба двух идеологий: поле этой битвы – умы людей; оружие – информация. И кто знает, быть может, вся наша культура есть лишь отголоски этой не смолкающей в истории человечества тайной битвы?


ОМ А ХУМ
Так или иначе, мы находим этому многочисленные доказательства, подтверждающие, что темы освобождения от власти иллюзий, темы битвы светлых и темных – самые популярные темы в мировой культуре. То тут, то здесь мы находим сотни сюжетов, обыгрывающих эту вечную историю. «Шоу Трумэна»,

«Властелин колец», «Звездные войны» и «Матрица» – лишь вершина этого айсберга.

А: А: А:
Пожалуй, наиболее отчетливо звучит эта тема в «Матрице». Здесь мы находим три составляющие этой темы практически в чистом, незавуалированном виде: есть иллюзорный мир Матрицы – сон, в который погружена большая часть человечества; есть клан таинственных секретных агентов, наделенных сверхспособностями, которые чутко стерегут этот сон; им противостоит сообщество свободных людей, повстанцев, живущих в Реальном Мире.

ОМ А ХУМ
И конечно, стоит упомянуть отечественный продукт на эту нестареющую тему – трилогию «Дозоры», раскрывающую нам тайну хрупкого равновесия темных и светлых сил.

 

А: А: А:
Еще одна популярная ныне группа версий мифа о трикстере – многочисленные истории о «чужих» – инопланетных захватчиках, способных проникать внутрь человеческого тела и подчинять его себе. Здесь трикстер – и не метафизический Дьявол, и не «серый кардинал», бессмертный манипулятор, правящий миром, а нечто среднее – неземная форма жизни, прилетевшая на Землю откуда-то из непостижимых глубин космоса. Согласно мифам этой группы, инопланетные захватчики, в незапамятные времена «спустившиеся с небес на землю», поработили людей весьма своеобразным способом – они наделили их своим разумом, что, по существу, означает – пересотворили «по своему образу и подобию». И это был самый лучший способ скрыть следы своего присутствия на Земле (до поры до времени, разумеется).

ОМ А ХУМ
Таким образом, мы здесь имеем научно-фантастическую историю о том, как в далеком прошлом Землю посетили загадочные существа, обладающие невероятными технологиями. Их проект колонизации представлял собой крупномасштабное предприятие невиданного размаха, которое включало в себя генетический эксперимент над одним из населявших планету животных видов.

А: А: А:
Для эксперимента был выбран вид весьма сообразительных всеядных обезьян, пытавшихся ходить на задних конечностях и использовавших в быту нехитрые орудия труда – палку-копалку, дубинку и т. п. Суть операции состояла в прививке обезьянам инопланетного гена. Так обезьяна стала человеком. Звучит фантастично, не так ли? Но генетический код человека и нашего ближайшего родственника шимпанзе совпадает на 98%. Всего два процента, а какова разница! Всего два процента генетического кода отвечают за всю человеческую культуру – язык, письменность, религию, искусство, науку. Не тот ли это самый кусок кода, который был привит обезьяне «чужими»?

Разумность полученного в результате этой прививки нового вида стала прогрессировать невероятно быстро – какие-то десятки тысяч лет против миллиардов и миллионов лет предыдущих исторических периодов эволюции. Новое существо, переставшее быть обезьяной и тут же осознавшее свою вмиг


ОМ А ХУМ
утерянную животную невинность, свою «обезьянность», пыталось осмыслить суть происходивших с ним перемен и всеми доступными способами зафиксировать смысл сумеречных откровений о природе своего происхождения. В этом ему помог язык.

А: А: А:
Наиболее древним мифом, передающим нам скудные сведения о грандиозном событии, случившемся некогда на земле и положившем начало той человеческой цивилизации, какую мы знаем, можно считать цикл историй о битве Орла со Змеем.

Во многих древних культурах сохранились предания о Богах, спустившихся с неба в огненных колесницах. Согласно этим преданиям, именно Боги, сошедшие с небес, «огненные птицы», принесли людям разум, язык, культуру, письменность.

До прихода Орла люди поклонялись Змею, традиционному символу плодородия и мудрости (земля). Спустившись с неба, Орел (небо) вступает в битву со Змеем и побеждает его, изгнав в подводное царство. С этих пор имя Змея

проклиОнается, а всМе его атрибуты прАедаются забвенХию. МифУология М

засвидетельствовала этот переворот. Если мифы эпохи раннего палеолита рисуют в

А: А: А:
целом положительные образы бога-Змея или богини-Змеи, представляя женскую ипостась как дух плодородия и изобилия, а мужскую – как хранителя и опору жизни; то уже в эпоху позднего палеолита отношение к Змею становится резко отрицательным. Постепенно Змей превращается в заклятого врага рода

человеческого, становится одним из обликов дьявола. Любопытно, что слово

«сатана», ставшее в иудеохристианской традиции нарицательным прозвищем дьявола, происходит от древнеегипетского «Сата» – имени бога-Змея, в переводе означающего «сын земли», «жизнь земли».

 

ОМ А ХУМ
А: А: А:
Современную реанимацию древнего мифа мы находим в одной из последних книг Карлоса Кастанеды, где рисуется картина человечества, находящегося в тяжком рабстве у невидимого захватчика, хищника-летуна, пришельца из иных миров. Летун внедрил в сознание человека чужеродное устройство, свой разум, превратив человека в послушного раба. Летун поработил человека, чтобы паразитировать на его энергии; человек же, омраченный чуждым ему разумом, превратился в хищника по отношению к своей родной планете, поработив существ, населяющих ее. Человек «не венец природы» и не «хозяин земли», утверждается в книге Кастанеды, человечество есть лишь выводок бройлерных цыплят, питательная культура, искусственно разводимая для нужд летунов. Все эти грандиозные достижения человеческой культуры, чудеса науки и техники, все эти шесть миллиардов душ, заполонивших планету и нещадно ее эксплуатирующих, выжимающих из ее недр последние энергоресурсы, вырубающих последние леса, – все это есть лишь процветающая космическая ферма для производства редкого деликатеса – «осознания», своеобразных энергетических сливок, которые вырабатывают человеческие существа и которыми так любят полакомиться «чужие».

Бог-Птица, летун, пришелец с небес, имплантировал людям свой разум, дал свой язык, свою культуру, он совершил грандиозный культурный переворот, он


ОМ А ХУМ
полностью поменял все представления, все духовные ориентиры – то, что было хорошим, стало плохим, то, что было естественным, стало запретным, то, что было священным, стало проклятым. Если верить древним мифам, то наша сегодняшняя цивилизация есть продукт разума, принесенного нам богом-Птицей. И если так, то наш общепринятый взгляд на историю, наш общепринятый взгляд на мир есть лишь тот взгляд, что выгоден богу-Птице. Получается, он и есть тот самый тюремщик, построивший для нас Сад чарующих иллюзий разума с единственной целью – скрыть истинное положение дел? Чтобы мы и не подозревали, звеном

какой чАудовищно:й пищевойАцепочки я:вляемся. А:

Сотни лет развития интеллекта, прогресса и научных переворотов привели

ОМ А ХУМ
нас в мир, где человек лишен истинного смысла жизни, лишен своего истинного духа, лишен своей человечности – он есть лишь потребитель, жадно и бездумно пожирающий природные ресурсы и развлечения. Для чего? Овца, корова или курица могут думать, что живут для того, чтобы сытно питаться и бурно размножаться, но они и не подозревают, что на самом деле их жизнь полностью лишена собственной ценности, они нужны лишь для того, чтобы производить шерсть, молоко и яйца. Не подобно ли современное человечество этим овцам? От таких догадок мороз продирает по коже, и вот уже начинаешь настороженно вчитываться в древние метафоры про «доброго пастыря» и «стадо агнцев», которые перестают казаться только метафорами. Да и пастырь уже не видится таким безоговорочно добрым. Пожалуй, он добр, только пока с тебя можно состричь клок

шерстиА, читай – в:ыдоить капАельку дра:гоценной энАергии.:

Но стоп. Все вышесказанное можно было бы принять за правду, если бы не

ОМ А ХУМ
одно но. Вспомним о том, что именно благодаря разуму и языку мы смогли стать тем, кем являемся – людьми. Только благодаря свету разума, засиявшему в нас, мы смогли подняться над стихийно-инстинктивным животным миром и научились хоть как-то управлять океаном слепых бессознательных страстей и влечений, буйству которых так подвержено наше тело. Только благодаря языку и разуму мы смогли осветить тот путь, по которому идем, и разглядеть его восхитительную перспективу – «Небеса Великолепия», царство подлинного Духа и возможность реализации Целостности и Полноты Осознания.

Так кто же этот загадочный пришелец: чужак-завоеватель, поработивший землю, – или великий реформатор, выдающийся культурный герой, Прометей,

А: А: А:
Спаситель, сошедший с небес и подаривший огонь разума-логоса стаду невежественных и грубых дикарей-полуобезьян?

 

Парадокс этого вопроса состоит в том, мы не сможем найти однозначного ответа на него, как бы мы его ни искали, до тех пор, пока не найдем способа выйти за пределы языка, за пределы вербального ума. Так происходит, потому что наш вербальный ум – это просто «домик из слов» и, какими бы словами мы ни описывали мир, – все они будут лишь сменой интерьера внутри этого «домика».

Любой ответ будет лишь еще одной иллюзией, еще одним мифом, но никак не Реальностью. Вы можете верить в какие угодно мифы и думать, что они и есть Реальность, но на самом деле все, что вы сделали, – просто повесили на стену очередные фотообои с видом на водопад или на горное ущелье. Фотообои создают


ОМ А ХУМ
иллюзию пространства, но на самом деле пространством не являются. Словесные обои создают иллюзию истины, но на самом деле истиной не являются. Если же вы хотите на самом деле узнать Истину, я знаю только один способ сделать это – открыть двери своего «домика из слов» и отправиться в свое Великое Путешествие…

 

А: А: А:
Во власти мифов

Я знаю, есть много людей, живущих во власти какого-либо мифа, одного из уже перечисленных или другого. Практически каждый человек живет в мифах (за исключением тех немногих святых мудрецов и просветленных, кто уже при жизни смог освободиться от власти любых ограничений). Кто-то верит в летунов, а кто-то

ОМ А ХУМ
– в Спасителя. Кто-то верит в науку, находится во власти научных мифов, а кто-то верит в сверхъестественное, в мистику и находится во власти эзотерических мифов. Мифов множество. Есть миф гламурной жизни и есть миф обыденной

жизни – миф о сермяжной правде. Есть миф отца семейства, мужчины-добытчика и есть миф вечного авантюриста, искателя приключений. Есть миф женщины-гейши и есть миф матери-героини.

А: А: А:
Так что же такое миф? Если кратко, миф – это описание мира, система представлений, с помощью которой мы рисуем себе картину мироздания, в котором живем. В этом смысле миф – любое мировоззрение, любая идеология, любые убеждения. Миф – это «домик из слов», с фотообоями, создающими иллюзию пространства. Как говорит Джозеф Кэмпбелл, «мифологический порядок есть система образов, дающая разуму ощущение смысла жизни» (25). Он выделяет четыре основные функции мифов: космологическую, социальную, психологическую и мистическую.

 

ОМ А ХУМ
Первая функция мифа – объяснять жизнь. В данном смысле миф – это система образов и представлений о мире, это образ Космоса, образ окружающей нас Вселенной. Эту функцию Кэмпбелл называет космологической. Миф призван объяснить человеку все, с чем он может столкнуться в окружающем его мире. Если ваш миф хорошо справляется с этой функцией, значит, все в порядке. Если же в вашем мире много вещей, которые вы не можете объяснить и не знаете, что с ними делать, – это проблема. Ваш миф не справляется со своей функцией. Может, вам


стоит сАменить ег:о?


А: А:


Вторая функция мифа состоит в том, чтобы поддерживать социальный

порядок, устанавливать законы и правила социальной игры, поддерживать определенную модель социальной системы, формировать мораль – разделяемый большинством членов того или иного сообщества набор представлений о том, что хорошо и что плохо, что правильно и что нет. Собственно, жизнеспособность сообщества напрямую зависит от того, насколько хорошо миф справляется с этой функцией.

Третья функция мифа – психологическая. Вот как говорит об этой функции Кэмпбелл:


ОМ А ХУМ
«Миф должен провести индивидуума последовательно через все стадии жизни – от рождения через зрелость, старость и смерть» (25).

Таким образом, психологическая функция мифа целиком относится к процессу внутреннего развития человека – к тому Пути, который всем нам предстоит проделать и на разных этапах которого мы все находимся. В этом смысле миф дает опору для понимания того, где мы сейчас есть, и интеграции с

тем, где мы были, и готовит наше сознание к грядущим переменам – к тому, где мы


в концеАконцов о:кажемся.


А: А:


И наконец, четвертая функция мифа – последняя по списку, но не

последняя по значимости – это функция мистическая. Выполняя эту функцию, мифы наполняют жизнь глубоким смыслом, далеко превосходящим границы нашего понимания. Мифы дают перспективу и связь наших личных обстоятельств с той Великой Тайной, которая и есть Бытие.

ОМ А ХУМ
Мифы ведут нас с одного уровня развития на другой, и они делают это в соответствии с заложенными в них образами Мира, моральными установками, социальными правилами и тем, как представлена в них самая сокровенная Тайна Бытия – связь временного и вечного, посюстороннего и потустороннего, человеческого и божественного.

 

А: А: А:
Итак, миф – это система представлений, описание или картина Мира.

ОМ А ХУМ
Мифов много, но их число не бесконечно. Количество возможных картин Мира ограничено количеством тех возможных отношений с Миром, в которых человек принципиально может оказаться или тех ролей, которые он может сыграть. И разброс здесь довольно велик. Для кого-то мир – это совершенное творение любвеобильного Бога, а для кого-то – хитроумная западня, уродливая ловушка, созданная коварным трикстером. Кто-то живет в мире, пронизанном светом живого осознания, в осязаемом присутствии чистого Духа, проникающего и объемлющего собой все, а кто-то живет в хаосе броуновского движения бездушных тел, бессмысленно сталкивающихся между собой и разлетающихся в разные стороны, движимых одной лишь волей слепого случая.

Но какими бы ни были мифы, каждый из них обладает способностью захватывать и поглощать наше внимание, овладевать нашим умом.

А: А: А:
Каждый из нас хорошо знает, что такое власть мифа. Есть мифы, лишь легкое знакомство с которыми уже безнадежно захватывает нас. И стоит больших усилий освободиться от их власти. Каждый из нас когда-либо испытывал и продолжает испытывать эту цепкость мифов – стоит взять в руки увлекательную книгу или начать смотреть интересный фильм, и вот мы уже заражены интригой разворачивающейся истории, и волны мифа уносят нас все дальше и дальше прочь от обыденности. Миф раскрывает нам свое описание, свой взгляд на мир, и мы испытываем непреодолимое искушение увидеть все так, как хочет показать нам миф, хоть на миг плениться его правдой.

 

Власть мифа тем больше, чем большей внутренней правдой он обладает.


ОМ А ХУМ
Это закон. Как закон и то, что

 

любой миф обладает внутренней правдой.

Без внутренней правды не было бы мифа. Но справедливо также и то, что любой миф содержит в себе искажение правды – кривду.

А: А: А:
ОМ А ХУМ
Миф – это энергетическое явление, и, как энергетическое явление, он имеет центр, где сосредоточена основная сила мифа, и периферию, где пролегает граница между внутренним содержанием мифа и внешней реальностью. В сердцевине мифа сосредоточена вся его внутренняя правда, которая и составляет источник его силы. Но чем дальше от центра и ближе к границе – тем меньше сила внутренней правды мифа и тем сильнее ее искажение, тем сильнее кривизна, сильнее кривда. Сама граница мифа подобна линзе, искажающей лежащую за пределами мифа реальность. Это граница слухов и домыслов. Это граница отрицания. Как говорят мудрые,

 

любой миф истинен в том, что утверждает, и ложен в том, что отрицает.

А: А: А:
Внутренняя правда мифа – это тот изначальный атом невыразимой Истины, вокруг которого, как перламутр вокруг песчинки, формируется описание, картина Мира. И это описание неизменно содержит в себе заведомое и неизбежное искажение, создаваемое словами. Мысль изреченная есть ложь.

Воистину, миф подобен жемчужине, и, так же как жемчуг, в мире людей миф чаще больше ценится за свой внешний эффект, чем за ту скрытую перламутром слов песчинку невыразимой Истины, которой жемчужина мифа обязана своим существованием.

ОМ А ХУМ
И эта книга могла бы стать еще одной гирляндой мифов – красивой, притягательной, но бессмысленной побрякушкой – если бы она уже не была вызовом.

 

А: А: А:
Вызов, когда бы и к кому бы он ни приходил, всегда заставляет очнуться от очарованности внешней стороной мифа, стряхнуть с себя его наваждение, освободиться от его власти. Вызов ведет нас к познанию подлинной Реальности, скрытой внутри мифа и за ним. Вызов учит нас ценить неброский песок Истины.

Конечно, и само Великое Путешествие, которое начинается вызовом, – это тоже миф. Но этот миф недаром называется метамифом, сверхмифом. Он называется так потому, что объемлет и превосходит все мифы мира. Он называется так потому, что ведет нас за пределы слов, за пределы вербального ума – к познанию той Реальности, что стоит за всем этим.

Никакой миф не может быть Истиной. Но там, где обычный миф останавливается, как бы говоря: «Зачем тебе что-то еще, ты уже нашел то, что искал, я и есть Это», – метамиф продолжает вести нас дальше. Все дальше и дальше, становясь все тоньше и тоньше, пока вдруг однажды сквозь блеск


ОМ А ХУМ
источившегося перламутра слов мы не увидим Это во всем Его подлинном и непостижимом разумом великолепии.

А: А: А:
Метамиф – это инструмент, который позволяет нам слой за слоем счищать с жемчужин мифов покровы поверхностных значений и смыслов, продвигаясь все дальше и дальше вглубь в познании подлинной Тайны Реальности, Тайны самих себя. И только как этот инструмент он ценен. Как только покровы слов спадут с Тайны Мира, метамиф может быть отброшен. Или, как говорил Лао-цзы, сеть нужна, чтобы поймать рыбу, – когда рыба поймана, в сети больше нет нужды; слова нужны, чтобы ухватить суть, – когда суть ухвачена, в словах больше нет нужды. «Где найти мне человека, который забыл слова, чтобы вместе с ним помолчать о Невыразимом!» – восклицал даосский мудрец.

ОМ А ХУМ
А: А:
А:
Эта книга – вызов, а потому ее основная задача – пробудить вас от самозабвенной спячки в излюбленных мифах. Страница за страницей мы будем продвигаться все дальше, проходя по основным вехам Пути, обнаруживая миф там, где, казалось, может обитать лишь реальность, и находя Реальность там, где на первый взгляд виделась лишь сказка. И если однажды, читая какой-либо абзац этой книги, вы испытаете чувство удивления или ощутите вдруг особую «щекотку истины», словно вам в глаз нечаянно попал луч солнца или солнечный зайчик, значит, цель этой книги достигнута. Забудьте все слова, что написаны здесь, и оставьте лишь это чистое чувство. Лишь это чувство и будет вашим самым ценным впечатлением от книги, ибо ваши глаза раскрылись – и вы на миг узрели то, на что

я так хочу указать вам – Солнце Невыразимого.

 

Date: 2015-09-05; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию