Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М а ХУМ
История Будды передает нам знание о том жизненном сюжете, в котором
застает себя каждый человек, рожденный земной женщиной. Суть этого сюжета проста.
С младенческих лет мы живем в изначально заданном извне мире. Этот мир кажется нам существующим самостоятельно и независимо от нас. Мы однозначно убеждены в реальности этого мира, просто потому что не знаем (и иногда не хотим знать) никакого другого. Этот мир кажется незыблемым и бесконечным, просто потому, что мы не можем помыслить конца этому миру, просто потому, что мы не видели того, как создавался этот мир: однажды мы просто обнаружили себя в нем и приняли его как данность.
Но в действительности реальность этого мира не так однозначна, как нам кажется. В действительности этот мир похож на Дворец из истории про Будду.
Дворец, который был кем-то построен и единственное предназначение которого – оградить нас от соприкосновения с Реальным Миром. Дворец забвения. Дворец изгнания – The Palace of Exile, – воспетый мятежным рок-шаманом Джимом Морисоном.
И однажды каждый из нас, подобно принцу Сиддхартхе, получает вызов извне – кто-то или что-то по ту сторону Дворца хочет войти в контакт с нами. Мы получаем знаки и встречаемся с проводником, который приоткрывает перед нами завесу мира и показывает начало Пути. И мы обнаруживаем, что мир Дворца, раньше казавшийся нам таким огромным и всеобъемлющим, единственно реальным, на самом деле – лишь точка в истинной бесконечности Реального Мира. Мы обнаруживаем, что мир Дворца, казавшийся нам незыблемым и предзаданным, в действительности есть нечто сотворенное – дело чьих-то рук. Кто-то сотворил его для нас – быть может, наши предки, быть может, наши родители или воспитатели. Быть может, кто-то еще… И возникает закономерный вопрос: если то, что мы принимали за реальность, на самом деле не есть реальность, – то что же тогда Реальность?
Адам & Ева
Есть еще одна широко известная история на эту тему. Это история об Адаме и Еве, образы которых, как мы знаем, – это образы всего человечества. Здесь мы встречаем тот же сюжет, что и в истории про Будду, но уже возведенный в ранг космогонического мифа.
Некто очень великий и могущественный (Бог-Отец) создает чудесный Сад и помещает в него свое Дитя, созданное им по образу и подобию своему. Изначально это гермафродит, двуполое существо Адам, от которого затем отпочковывается Ева и возникает разделение на два пола – мужской и женский. Для Адама & Евы Сад – единственная данная реальность, и они не могут помыслить ничего, кроме нее. Все для них является предзаданным и потому бесконечным – и Сад, и деревья и травы, и все твари в нем, и сам непостижимый Отец, время от времени возникающий словно из ниоткуда, чтобы изъявить свою волю. Например, Он строго-настрого запрещает своим Детям подходить близко к двум Деревьям в Саду. Их плоды смертельно опасны, внушает Он им.
Это ограничение кажется столь ничтожным по сравнению с размерами всего Сада и всеми теми чудесами, которыми он преисполнен, что кажется, будто запрет лишь милая причуда сверхщедрого Отца, которую тем более легко принять.
Но вот Дети подросли, и оказалось, что Сад не такой огромный, как чудилось им раньше. Оказалось, что и у самых захватывающих чудес есть своя мера. Оказалось, что уже всему в Райском Саду даны имена, все посчитано, все испробовано, за исключением двух этих запретных Деревьев и их плодов.
И их начинает неудержимо тянуть к запретным Деревьям. Ведь запретный плод, как известно, сладок. Как бы невзначай, они проходят все ближе и ближе от запретной зоны. И вот однажды Ева осмелилась подойти к Деревьям очень близко, так близко, что услышала сквозь шелест листвы голос. Голос проводника, пришедшего с другой стороны мира. И этот голос прошептал имена двух запретных деревьев – Древо Познания и Древо Жизни.
Голос рассказал, что два Древа суть врата Сада, что сам Сад не есть еще весь Мир и что за этими вратами открывается Путь в самое сердце Реальности.
Тот, кто отваживается отправиться в этот Путь, обретает предельное знание и становится сам подобен Богам.
«Но Отец сказал нам, что, отведав плодов с этих деревьев, мы умрем», –
возражает Ева.
«Он обманул вас, – шепчет голос, – вы не умрете, но познаете Истину, и Истина сделает вас свободными. И станете вы как Боги, зная добро и зло. Этого и боится ваш Отец. Он не хочет, чтобы вы уподобились Ему, ибо тогда вы перестанете быть послушными. Он хочет, чтобы вы всегда оставались детьми, ибо
так вамАи легче уп:равлять».
А: А:
Все мы хорошо знаем, что произошло дальше. Ева сорвала плод с Древа
Познания и отведала его вместе с Адамом. Бог-Отец разгневался на них и изгнал из Сада. Так начался их Путь познания добра и зла.
Между двумя историями – восточной (о Будде) и западной (об Адаме & Еве) – есть сходство, которое не сразу бросается в глаза, и есть различие, которое невозможно не заметить. Сходство двух историй таково, что возникает
впечатление, будто обе они повествуют об одном и том же событии. Различие же наталкивает на мысль, что рассказчики двух этих историй имели по меньшей мере противоположные цели.
Если в восточной истории Дворец-Сад создает Царь-Отец, властелин, правитель, князь мира сего, чтобы скрыть от своего наследника истинное положение дел в Реальном Мире; то западная история рассказана так, что поначалу мы ничего не узнаем о Мире вне Сада. Складывается впечатление, что западная история рассказана так, будто рассказчик не хочет, чтобы мы знали что-то о Мире вне Сада. С самого начала подразумевается, что Сад и есть весь Мир, кроме которого больше ничего нет. Слушая эту историю, мы узнаем только, что Некто всемогущий (Бог-Отец) создает Сад-Мир и поселяет в него Адама и Еву, чтобы они жили в нем, радовали бы отеческий взор и были бы в Саду полноправными хозяевами. Мира вне Сада как бы не существует. О нем не сказано ни слова.
Затем в обеих историях возникают образы проводников на ту сторону, за пределы Сада, в Реальный Мир. Но какова разница! Если на Востоке это Боги, которые посылают будущему Будде знаки к пробуждению и открывают перед ним Путь к освобождению из Дворца иллюзий, созданных отцом, то на Западе проводник превращен в змия-искусителя. В западной интерпретации проводник – это враг рода человеческого, который соблазняет невинные души, подговаривает их отступиться от воли Отца. Если на Востоке уход принца из Дворца – подвиг, знаменующий начало Великого Путешествия; то на Западе этот подвиг превращен в тяжкий первородный грех. И только после того, как этот грех совершен, нам открывается Мир за пределами Райского Сада – «юдоль страдания и скорби», как говорится в западной версии.
Если восточная версия раскрывает нам перспективу непростого Пути, которым прошел принц Сиддхартха, прежде чем раскрыть свою подлинную природу и стать Буддой, т. е. Пробужденным; то в западной версии нет ни намека на истинный смысл того, что совершили Адам & Ева. Здесь однозначно говорится, что они совершили огромную ошибку, тяжкий грех, и единственный способ спастись от последствий этого прегрешения – прийти с покаянием к Отцу и
просить у него милостивого прощения. О реальном смысле «изгнания из Сада» можно лишь догадываться, сопоставляя различные версии этой истории.
Когда же мы производим это сопоставление, мы понимаем, что «изгнание»
– есть не конец, как хочет показать нам западная версия, но начало. Изгнанные (или освобожденные?) из эдемского Сада, Адам & Ева стоят у начала Великого Пути самопревосхождения и преодоления иллюзий неведения, Пути познания добра и зла. Все, что закончилось для них, – это период животной невинности, обусловленной их невежеством. Отныне им суждено перерождаться в бесчисленных мирах Вселенной, пока круг познания не будет совершен и они не поравняются в мудрости с самими Богами. А когда это свершится, они найдут путь к Древу Жизни, чтобы, отведав его плодов, обрести Божественное бессмертие своей собственной подлинной природы – пробудиться к Жизни Вечной.
Так кто же рассказчики этих столь разных и столь похожих историй? На Востоке им мог быть сам Будда, прошедший весь Путь от начала и до окончательного Пробуждения, – кому, как не ему, знать все тонкости своего собственного Пути. А как выглядела бы та же самая история в устах не Будды, а, к примеру, его отца? Предположим, история на этом не закончилась и царь земной захотел повторить эксперимент с новым наследником. Что бы он сделал? Наверное, учел бы прежнюю ошибку. Он так же поместил бы наследника в прекрасный Дворец, так же попытался бы оградить его от контакта с Реальным Миром. Но на этот раз он бы еще приказал, чтобы с младых лет наследнику рассказывали одну историю, миф, сказку. Историю о том, как добрый Бог-Отец создал для Своих
детей прекрасный Сад и как пришел коварный искуситель и вовлек детей в тяжкий грех. И как за эту провинность Отец изгнал Своих детей в «юдоль страдания и скорби», чтобы они скитались там до тех пор, пока не придут и не попросят у Него прощения.
Истории о Великом Пробуждении и Великом Путешествии как никогда близки современности. Сегодня каждый из нас подобен принцу, живущему во Дворце иллюзий и не ведающему о своем заточении, подобен Адаму & Еве, блуждающим по кущам волшебного Сада.
Что же за Сад окружает нас, чей чудесный блеск затмевает сияние подлинной Реальности? Кто его создатель и почему он хочет, чтобы мы верили в
единстАвенную ре:альность егАо творени:я? А:
Шоу должно продолжаться…
У истории о райском Саде и Великом Путешествии есть еще две любопытные интерпретации, уже современные. Одну из них мы находим в фильме
«Шоу Трумэна» с неподражаемым Джимом Кэрри.
В фильме нам показывают мир, в котором огромная мировая индустрия развлечений, оснащенная самыми передовыми технологиями, существует только ради того, чтобы производить все новые и новые реалити-шоу. Авторы ломают голову в поиске новых оригинальных идей, стремясь создать шоу, которое надолго привлечет к себе максимум внимания аудитории. И вот одному из них приходит на ум блестящая догадка. Кажется, он близок к тому, чтобы создать шоу века. Однако идея, как все гениальное, проста.
Это шоу в реальном времени, когда сотни скрытых камер непрерывно должны следить за каждым мгновением жизни человека, который с самого рождения, сам не зная того, является единственным главным героем круглосуточного телешоу, названного его именем.
Трумэн – обычный человек. У него есть жена и мать. Мы видим начало буднего дня. Трумэн просыпается, завтракает, собирается на работу, перед выходом целует жену, весело машет рукой своим соседям, идя по тропинке от крыльца дома к своей машине. По дороге на работу заезжает купить свежих газет. И вот наконец он в офисе: Трумэн – страховой агент. Он здоровается со своими сослуживцами и приступает к своим ежедневным обязанностям – уговаривает своих клиентов купить страховку.
Трумэн живет обычной жизнью… и даже не подозревает, что его родного города нет ни на одной карте мира, потому что его город со всеми прилегающими к нему окрестностями – лишь декорация, гигантская, изолированная от всего
остального мира студия, оснащенная по последнему слову техники и созданная специально для того, чтобы снимать уникальное телешоу, идущее в эфир ровно столько, сколько лет Трумэну. Шоу, пользующееся небывалой популярностью: весь мир, прильнув к экранам телевизоров, следит за каждым движением героя, за всеми поворотами его судьбы. Трумэну еще только предстоит открыть для себя шокирующую правду: вся его жизнь – ненастоящая. Все люди вокруг него – и сослуживцы, и клиенты, и соседи, и даже жена, мать, отец и друг детства – все они профессиональные актеры, нанятые телестудией специально для участия в этом шоу и подписавшие долгосрочный контракт.
Сюжетная интрига фильма «Шоу Трумэна» – это классическая формула, с которой начинается любая история о Вызове, Поиске, Путешествии к Реальности и Великом Пробуждении. Эта формула проста: герой живет в ненастоящем мире.
Все, что кажется ему происходящим на самом деле, есть лишь выдумка, остроумный сюжетный ход, придуманный Режиссером этого Шоу, изощренная программа, созданная Архитектором Матрицы. Такова предпосылка. С этой предпосылки начинается собственно история – попытка прорыва к подлинной Реальности, попытка выхода за пределы обусловленности, предзаданности, попытка освобождения из круга уже запланированных сюжетных ходов.
Но это не так-то просто. Если для Трумэна его попытка освободиться – это естественный порыв, идущий из глубины души; то для продюсеров шоу непредсказуемое поведение Трумэна – угроза их многомиллиардному бизнесу.
Поэтому шоу должно продолжаться. Любой ценой. И Трумэн, а вместе с ним и мы, узнает, какова эта цена.
Послание фильма «Шоу Трумэна», как и многих других подобных произведений литературы и кино, очевидно: ты живешь в неведении, мир, который тебя окружает, – иллюзия. Ты реален («Трумэн» в переводе означает «реальный человек»), а мир, в котором ты живешь, – нет. Мир вокруг тебя – фальшивка, подделка под настоящий мир. И в этом суть всей драмы. Если бы ты был такой же ненастоящий, как и все вокруг, все было бы очень просто – ты просто был бы еще одной безмозглой куклой в чьем-то бездарном театре. Но ты реален – и это меняет все. Потому что ты чувствуешь тоску, идущую откуда-то из глубины твоего сердца, и это не наигранная грусть лицедея. Ты чувствуешь зов, и этот зов не дает тебе успокоиться. Ты уже хочешь вырваться, еще даже не зная куда и откуда. Мир кричит тебе в лицо: «Верь мне, я настоящий, есть только я, и, кроме меня, ничего больше нет!» – и хотя у тебя нет никаких доказательств, ты чувствуешь, что это не так. Ты не можешь объяснить этого никому, даже самому себе, но ты чувствуешь во всем скрытый подвох. Да и кому ты можешь открыться, если даже твой лучший друг – лишь актер, получающий гонорар за свою роль, и он должен отрабатывать свой хлеб. А платят ему за то, чтобы он любым способом убедил тебя в нелепости твоих фантазий. Ты должен остаться, потому что иначе ты лишишь Большого Дядю его дохода, который он зарабатывает на твоем неведении, на всем твоем
образе жизни. Ты обязан остаться, потому что шоу должно продолжаться, несмотря ни на что…
Но ты уже не хочешь и не можешь. Потому что ты уже намерен знать правду.
Date: 2015-09-05; view: 351; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|