Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Миф или Реальность?
Так что же происходит, что открывается нам, какая истина, когда мы принимаем вызов, расстаемся с детством и следуем за своим белым кроликом в мир взрослых людей? Мы утрачиваем детские иллюзии и взамен их наконец обретаем реальность? Многие уверены, что так оно и есть, но это неправда. Все, что мы обретаем, становясь взрослыми, – это новые мифы взамен старых. Мы выходим из-под власти детских мифов и подпадаем под власть других – житейских, гламурных, политических, научных, философских, религиозных, эстетических, эзотерических, маргинальных – каких угодно.
Все эти мифы кажутся реальностью по одной простой причине – их контексты гораздо шире, чем контексты детских представлений о мире. И в этом смысле они более реальны. Это еще один закон.
Чем шире контекст мифа, тем более реальным он кажется.
ОПочему такМ? Все очень просАто.
ХУМ
Как мы знаем, существует Предельная Реальность, Подлинная Реальность,
лежащая по ту сторону всех представлений, что означает, что ее контекст всегда неизмеримо шире любых ограниченных представлений. Ее контекст неохватен, он всегда устремлен в бесконечность бесконечности и потому не может быть определен. Все великие традиции духа в один голос говорят нам, что
Подлинная Реальность (Единое, Дао, Нагуаль) есть Истинная Целостность, которая включает в себя все мыслимые и немыслимые содержания («всю тьму вещей») и в то же время всегда оказывается неизмеримо шире, глубже и выше всех своих содержаний.
Таким образом, Подлинная Реальность – это бесконечная широта контекста.
В то же время каждый миф, описывая Реальность, стремится ухватить как можно больше контекста – ведь чем шире окажется его контекст, тем более целостная система представлений о Мире будет создана, тем более устойчивой и эффективной, т. е. в конечном итоге более реалистичной, она будет.
С другой стороны, чем шире контекст мифа, тем больше других мифов с меньшим контекстом он может в себя включить, и это опять будет доказывать его жизнеспособность. Это принцип матрешки.
Мифы с более широким контекстом включают в себя мифы с более узким контекстом.
Реальность – это источник всего сущего, и потому Она неуничтожима.
Источник жизни и смерти находится за пределами и жизни, и смерти. Стремление к расширению контекста своих представлений о мире – это естественное стремление существа, борющегося за свое выживание, и в пределе это стремление выливается в возможность познать Истинную Реальность, выходящую за все пределы, и через это обрести подлинную Свободу и подлинное Бессмертие (Жизнь Вечную).
Но миф, какою широтой контекста он бы ни обладал, никогда не сможет стать Реальностью. Он может лишь на время заменить Реальность, выдать себя за Реальность, всегда, тем не менее, оставаясь иллюзией.
И человек, находясь внутри мифа, может верить в реальность своих представлений лишь до тех пор, пока к нему не придет вызов – оттуда, извне, с той стороны. И когда это происходит, нам остается лишь следовать за своим проводником в открывшуюся дверь – навстречу расширяющейся Вселенной.
Что встречаем мы там? Реальность?
Чаще всего лишь миф о ней, миф, который кажется реальностью просто потому, что его контекст более широк в сравнении с контекстом прежнего мифа.
Те, Чье Имя Не Произносят
Хочется проиллюстрировать вышесказанное еще одной историей, рассказанной нам М. Найтом Шьямаланом в фильме «Таинственный лес» (The Village). Эта картина, так же как и фильм «Шоу Трумэна», повествует об уже знакомой нам ситуации, которая может быть названа героической предпосылкой: это ситуация жизни Героя в вымышленном мире – в изначально данном ему мифе, который он по неведению принимает за реальность, – до тех пор, пока он не получит вызов с той стороны и не последует за ним в путешествие, ведущее его за пределы заданного по умолчанию мифа. Но в отличие от богатого на обобщения и символизм фильма «Шоу Трумэна», основная идея «Таинственного леса» высвечена более конкретно и жизненно.
Действие картины разворачивается в XIX веке (по крайней мере, так кажется на первый взгляд) – в маленькой деревушке, затерянной где-то в лесах Америки. Первое, на что мы обращаем внимание, – в деревне нет стариков. Все население деревушки четко делится на две возрастные категории: дети-подростки и взрослые, которые играют роль старейшин и хранят какую-то неведомую детям тайну.
С самых первых кадров фильма мы погружаемся в атмосферу пугающего мифа, которым живет эта небольшая колония поселенцев. Пространство, видимое сквозь призму этого мифа, предстает четко разделенным концентрическими линиями границ на три разных сегмента: внутри этого мифа – мир деревни, где сосредоточено все светлое, чистое и доброе; снаружи – так называемые «города», мир порока, денег и зла; между ними – леса. Согласно мифу, когда-то в прошлом взрослые жители этой деревни решили уйти из «городов» в надежде создать идеальное общество, свободное от всех темных проявлений человеческой души. Они ушли в леса и основали эту деревню. Но вскоре обнаружилось, что помимо них в лесу есть еще жители – «Те, Чье Имя Не Произносят», страшные существа с огромными когтями, носящие красные одежды и питающиеся сырым мясом.
Взрослым удалось заключить перемирие с жителями лесов: те не нарушают границы их деревни, а поселенцы – не нарушают границы лесов. Так жители деревни оказались полностью отрезаны от внешнего мира – «городов».
Вся молодежь, населяющая деревню, родилась уже здесь, и если взрослые еще помнят свою прошлую жизнь в «городах», то молодые знают только тот мир и
тот мифА, который:им дан.
А: А:
В фильме границы мифа, в котором живут уроженцы деревни, обретают
зримые черты – это границы желтых флагов («хороший цвет») и сторожевых вышек, идущих вдоль края леса. Никто из подростков никогда не заходил дальше этих границ, потому что таково было условие перемирия с «Теми, Чье Имя Не Произносят». Другая граница мифа – запрет на все, что имеет красный цвет, –
«плохой цвет», как называют его жители деревни.
Таков мир, в котором живут молодые герои фильма – Айви Уокер и Люций Хант. Молодой человек и девушка давно любят друг друга и готовятся к свадьбе.
Кажется, что ничто не в силах омрачить предстоящего торжества. Но так кажется только тем, кто живет внутри мифа. Рожденные внутри мифа автоматически
принимают миф за Реальность. И с их точки зрения случиться может только то, что объяснимо их мифом.
Но Истина такова, что Реальность всегда шире мифа, и потому в Ней всегда идут процессы, недоступные восприятию тех, кто обусловлен мифом. До поры до времени эти процессы протекают скрыто, но однажды их действие становится явным – Реальность неумолимо вторгается в миф: происходит что-то неожиданное, что-то из ряда вон выходящее, что-то, что нарушает все планы обусловленных мифом людей, – и это что-то призвано пробудить Героя или Героиню от обусловленности к более широкому видению Реальности. Это событие и становится вызовом, который ведет Героя или Героиню за пределы знакомого мира.
Для Айви Уокер таким вызовом является ранение и смертельная болезнь ее возлюбленного Люция. Молодого человека можно было бы спасти, если бы в деревне были антибиотики, но проблема в том, что антибиотики связаны с
«городами» и значит, со злом, – на все, что связано с «городами», наложено мифическое табу, принятое среди сообщества поселенцев. К тому же, чтобы попасть в города, нужно пройти через Таинственный лес – территорию «Тех, Чье Имя Не Произносят».
И вот Айви, чтобы спасти любимого человека, решается отправиться в
«города» за «снадобьями». Она сообщает о своем решении отцу, и тот вынужден открыть дочери тайну, хранить которую поклялись однажды все старейшины, – это тайна того, как создавался миф о «городах», «таинственных лесах» и «Тех, Чье Имя Не Произносят».
Айви узнает шокирующую правду – узнает, что все было лишь игрой, вымыслом. Но границы мифа – это внутренние границы, это границы ума, границы представлений, впитанных с молоком матери. И оказывается, что, даже зная правду, через эти границы не так-то легко перейти.
Путешествие через Таинственный лес, которое предстоит совершить Айви и ее спутникам, – это, по сути, метафора героического путешествия человека через внутренние границы, через внутренние запреты и табу, которые были созданы когда-то его родителями, воспитателями и учителями. Такое путешествие предстоит совершить всякому, кто намерен реализоваться как зрелое целостное существо. Внутренний характер путешествия подчеркивается в фильме еще и тем, что Айви от рождения слепа – все ее переживания сосредоточены на внутреннем
восприАятии.
: А: А:
Границы мифа – это ментальная скорлупа, призванная оградить хрупкое
растущее самосознание человека от встречи с невыразимой Реальностью. И однажды, когда птенец самосознания достаточно подрастет, эта скорлупа должна быть разрушена, чтобы смогла родиться птица, которая умеет летать. Только пройдя через испытания, связанные с преодолением внутренних границ, и познав разницу между поверхностным мифом и глубинной Реальностью, можно стать целостной и самодостаточной личностью – человеком, свободным от власти внешних авторитетов, навязанных мифов, подлинным творцом своей собственной жизни и своего мифа…
Так начинается всякое Путешествие.
Ты открываешь дверь отчего дома, выходишь за околицу – и вот уже последний дом родного селения остается позади. Ты поднимаешься на опушку, и перед тем, как дорога окончательно уведет тебя в лес, на минуту останавливаешься и окидываешь взором окрестности: каким маленьким, почти игрушечным кажется с высоты холма твой дом! А ведь когда-то он был огромным – с подвалом, полным страшных теней, и таинственным чердаком, набитым рухлядью, которая казалась тебе россыпями древних сокровищ.
«Вот и все, ― говорит Сэм Фродо Бэггинсу во «Властелине колец», останавливаясь перед невидимой чертой. – За всю жизнь я никогда не уходил так далеко от дома…»
И Фродо понимает колебания друга.
«Идем, Сэм, – говорит он и дружески хлопает его по плечу. – Помнишь, что говорил Бильбо: “Опасное это дело – выходить за порог. Стоит ступить на дорогу, и, если дашь волю ногам – неизвестно, куда тебя занесет…”»
Прежние мифы… Теперь это лишь точка на карте огромного неизведанного мира, границы которого еще только предстоит разведать. И остается лишь следовать вперед за своим проводником – за путеводным клубком судьбы – навстречу испытаниям, опасностям, навстречу Тайне Реальности, навстречу Тайне самих себя.
А: А: А:
Date: 2015-09-05; view: 373; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|