Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Где же Бог? И почему в мире столько страданий?





Как-то мне довелось присутствовать на многолюдном собрании атеистов. И вот очередной оратор попросил, чтобы все, кто пожелает, помолились Богу о том, чтобы ему вырасти сантиметров на двадцать, пока он будет держать свою непродолжительную речь3. Естественно, ничего подобного не произошло. Где же был Бог? Все равно как набрать номер, а в ответ услышать в трубке тишину. Неверующие ученые, когда заводят речь о Боге, нередко ставят два вопроса: где находится Бог и почему Он, будучи добрым и милосердным (если верить Библии), допускает так много страданий в естественном мире? Это действительно серьезные вопросы, и они тесно связаны с проблемой бытия Бога.

При том что в нашем мире есть немало свидетельств, указывающих на существование разумного Бога-Творца, некоторые скептикиставят вопросы: кто сотворил Творца и чем занимался Творец до того, как принялся творить этот мир? Говорят, у Святого Августина был заготовлен такой ответ на этот последний вопрос: до сотворения мира Бог готовил ад для людей, задающих подобные вопросы! Вопрос о том, кто сотворил Творца, логически непоследователен, потому что если кто-то сотворил Творца, то этого Творца уже нельзя считать творцом всего сущего, а значит, мог существовать еще кто-то, кто сотворил того, кто сотворил творца и так далее, до бесконечности. Подобные вопросы могут означать, что если нам неизвестно, кто сотворил творца или откуда взялся Бог, то, значит, наша информация отрывочна и никакого творца вовсе не существует. Но такой вопрос можно уравновесить другим вопросом — откуда взялась Вселенная? В контексте сложных для восприятия концепций, таких, как взаимосвязь между временем и пространством, которую отслеживает Эйнштейновская теория относительности4, наши обычные вопросы об естественном мире и сроках его возникновения могут оказаться бессмысленными.

Между тем вопрос о том, как и почему возникло что-то, где раньше ничего не было, по-прежнему стоит очень остро. Ни наука, ни богословие не могут дать однозначных ответов на вопросы, касающиеся первоначал. Наше невежество должно послужить нам к смирению и привести нас в чувство, когда мы видим, как мало мы в сущности знаем.

Вопрос о том, откуда взялись Бог или Вселенная, действительно стоит остро, но он отнюдь не тождественен вопросу о том, существует ли Бог или Вселенная. Если я не знаю происхождения Бога или Вселенной, это еще значит, что их не существует вовсе! Я с готовностью признаю существование многих вещей, хотя и ведать не ведаю, откуда и как они появились. Если за мной погонится огромный крокодил, мне волей-неволей придется допустить его существование, не вдаваясь в то, как, почему и откуда он взялся. Подобным же образом мы наблюдаем в природе свидетельства в пользу существования замысла, хотя нам неизвестно, как, почему и откуда взялся Творец.

Мы не знаем, где находится Бог. Несмотря на этот серьезный изъян в наших знаниях, большинство людей на земле верит в Его существование. Опрос, проведенный Институтом Гэллапа в 1996 г., показал, что 96 процентов взрослого населения Соединенных Штатов верят в Бога5. Религия — это почти повсеместное явление по всему миру. Задаваясь вопросом о существовании Бога, мы должны иметь в виду, что если мы не видим Бога, это еще не значит, что Его нет. У нас есть масса убедительных свидетельств в пользу Его существования. Нам не нужно воочию увидеть Бога, чтобы поверить в Его реальность. Если на поляне где-нибудь в лесной чащобе я увижу правильно устроенный и ухоженный огород, без сорняков, но с ровными рядами цветов и овощей, то мне нет нужды встречаться с садоводом, чтобы убедиться в его существовании. Точно так же если я стану осматривать остатки дома, сгоревшего в пожаре, и увижу обугленные бревна, расплавившуюся крышу и обгоревшие пожитки, то никому не придется доказывать мне, что был пожар, я пойму это сам, хотя и не видел этого события своими глазами. Достаточно будет этих косвенных, но убедительных свидетельств, чтобы развеять все мои сомнения.

Кто-то может задать вполне законный вопрос: если есть Бог, то почему Он никак не проявляет Себя зримым образом? За неимением точных сведений рассуждать об этом можно долго, но будет логично предположить, что Бог, в связи с борьбой, идущей между добром и злом, изолировал Себя от нас, чтобы защитить нашу свободу выбора. Наша свобода и Божья справедливость могли оказаться скомпрометированными в ходе этого противостояния, если бы Бог слишком сильно довлел над нами и таким образом манипулировал нашими решениями. Проведем грубую аналогию: если бы отец денно и нощно сидел в кухне, карауля, чтобы дети не забрались в коробку с печением, то дети не смогли бы сделать свободный выбор — есть им печенье или не есть. Более того, у детей не было бы возможности научиться быть честными и закалить силу характера, обуздывая свое желание полакомиться печением потому только, что это правильно. Мы лучше усваиваем важные жизненные уроки, если действуем самостоятельно, а не под постоянным надзором. Подобный довод не слишком весом, если вы придерживаетесь чисто механистического мировоззрения и не верите ни в какое божество, но для других людей этот аргумент может оказаться очень даже существенным. Если Богу необходимо дать нам свободу признать или отвергнуть Его, то Ему лучше остаться за кулисами. Впрочем, причины могут быть разные. Солдаты, идущие в бой, не всегда понимают планы своего командования.


Остается еще вопрос о страданиях. Почему всемогущий и добрый Бог, особенно если Он таков, как Его описывает Библия, создал мир, наполненный болью и страданием? Многие ученые и прочие люди считают, что наличие в мире морального зла, страха, боли и природных бедствий вроде землетрясений и ураганов, в которых в одночасье гибнут тысячи людей, ставит под сомнение концепцию доброго и разумного Бога-Творца. К вышеперечисленному мы можем прибавить акул-людоедов, детскую лейкемию и ужасных ленточных червей. При всех имеющихся свидетельствах в пользу разумного замысла в нашем мире хватает всякого рода бед и несчастий.

О том, почему в мире, сотворенном благим Богом-Творцом, так много зла, написано не мало6. Я хочу перечислить несколько решений этой проблемы, но это только предположения:

А) Каждому из нас хотелось бы жить без боли и без страха, но в этом случае само наше существование подвергалось бы большой опасности. Боль и страх перед последствиями необходимы нам, чтобы не навредить самим себе; скажем, не обжечь руки, работая с огнем или раскаленными предметами.

Б) Не следует возлагать на Бога вину за нравственное зло, например, несправедливость, ибо мы наделены свободой выбора и сами можем причинять зло. Нельзя обвинять Бога в собственных ошибках, как нельзя обвинять архитектора здания, если его сожгли дотла жильцы. Все дело в свободе. Истинная свобода выбора требует, чтобы у людей была возможность творить нравственное зло. Вместо людей Бог мог сотворить каких-нибудь недочеловеков наподобие шимпанзе, не способных делать нравственный выбор, тем самым исключив для них возможность творить добро и зло; но подобное существование было бы, пожалуй, унылым и по-настоящему скучным. К счастью, мы вольны принимать решения в пользу добра или зла, но при этом нам приходится пожинать плоды своих решений.

В) Некоторые полагают, что страдания способствуют развитию добродетельного характера. Ведь привитые добродетели укореняются в нас лучше, чем присущие нам от рождения. Страдания, которые мы испытываем, помогают нам лучше усвоить, какие последствия влечет за собой зло.

Г) Высказывается предположение, что зло, причиняемое природными бедствиями, можно объяснить отстраненностью Бога от собственного творения. Якобы Он сотворил этот мир, а затем предоставил его самому себе. Вполне может быть, что в подобном предположении есть доля истины, но едва ли оно укладывается в образ Бога, Который мог бы создать столь сложно устроенную Вселенную.

Д) Бог-Творец может постоянно совершать всякого рода чудеса, чтобы предотвращать страдания. Однако вполне может быть, что если Бог начнет слишком активно манипулировать природой и совершать слишком много чудес, мы утратим представление о причинно-следственной связи. Ведь бедствия напоминают нам, что Вселенная устроена по принципу рациональности, то есть все в ней подчинено закону причины и следствия. Если данный порядок вещей во Вселенной будет постоянно нарушаться, то едва ли мы сможем постичь окружающий мир с помощью рационального логического мышления.

Е) Страдания, которые присущи живым организмам, скажем, инфекционные заболевания, рак или даже плотоядность, могут быть результатом небольших биологических изменений, в частности вредных мутаций, а не Божьего замысла или намерения. Они тоже призваны напоминать нам, что мы живем в рациональной Вселенной, где существует причинно-следственная связь.

У нас нет ответов на все вопросы о причинах страданий, которые мы наблюдаем в естественном мире, сотворенном милосердным Богом. Многого мы не знаем; но приведенные выше объяснения звучат вполне правдоподобно.

 







Date: 2015-09-05; view: 554; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию