Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика эмоциональных процессов





ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» (авторская)

Графические методики применяются в комплексе с класси­ческими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинте­ресовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мо-тивационная помощь), получить более общую характеристику лич­ности, и отметить возможные проблемы (ориентированная по­мощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шабло­нов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для рабо­ты с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсив­ность и т.п.

= 54


*. Использование игры как терапевтического средства —-V

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «лю-шеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитыва­ются соответствующие показатели теста Лющера.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус — та­кой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание дан­ные, свойственные всем графическим методам: пространствен­ное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, спе­цифические именно для данной методики: характеристика «об­раза кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально про­рисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположе­ние, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуе­мых:

Агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высо­кую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм— использование ярких цветов, «радостные»
кактусы. ;

Тревога — использование темных цветов (вариант с цвет­ными карандашами), преобладание внутренней штриховки пре­рывистыми линиями.

Женственность — наличие украшений, цветов, мягких ли­ний и форм.

55



 

- наличие на рисунке других как-• на рисунке изображен один как-

 


Экстравертированность тусов или цветов.

Интровертированность-туе.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семей­ной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изоб­ражение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чув­ства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.

Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов су­ществуют в детском воображении.

Рисунок 1 (мальчик 7 лет). Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защи те.

Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одиноки кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите.

Рисунок 3 (мальчик 7 лет). Агрессив­но-испуганный кактус. Наличие агрес­сивности, импульсивности, неуверенно­сти в себе, зависимости, скрытности, ос­торожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.


---- Использование игры как терапевтического средства --

Рисунок 4 (девочка 8 лет). Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремле­ния к домашней защите, чувства семей­ной общности; отсутствие агрессии.

Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрес-

Рис.4

сивно-экст-равертиро-ванный как­тус. Нали­чие агрессивности, демонстративно-сти, открытости, оптимизма, экстра­версии, стремлений к лидерству и к домашней защите.

Рис. 5

Рисунок 6 (девочка 9 лет). Доб­
рый интровер-
тированный
кактус. Нали­
чие чувства семейной общности, стремле­
ния к домашней защите, женственности,
интроверсии; отсутствие агрессии. \ / •» ,j


После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопро­сы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его Рис. 6
можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают,
удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по-сосед-
ству? Если растет с соседом, то что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки,
объем, отростки)?


Игротерапия общения

Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в вы­водах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобра­зительных навыков, детских стереотипов, возрастных особен­ностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, I наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитан­ная книга о кактусах пустыни и прочее* Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.

ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ» (модификация М. А. Панфиловой)

Тест предназначен для диагностики страхов у детей и под­ростков.

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, ко- I торые появляются постепенно, как результат развития интел­лектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накап­ливаются, нарастают и мешают личностному развитию, созда­ют адаптационные, невротические проблемы и др.

В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современ­ных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на по­ставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безус­ловно, физиологические и другие реакции подсказывают пси­хологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечис­лении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего бо­юсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количе­ство страхов?

- 58 =


-*• Использование игры как терапевтического средства ——

Учитывая эти трудности, мы предлагаем использовать ме­тод А. И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом - чер­ный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей или подростков. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем са­мым психолог несколько успокаивает актуализированные стра­хи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с воз­растными нормами.

Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страш­ные страхи, а в каком — нестрашные? Я буду перечислять стра­хи, а ты записывай их номера внутри дома». (Дошкольники по­казывают соответствующий дом.)


Страхи:

1) когда остаешься дома один; 2)нападения, бандитов; 3)заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горы-
ныча, чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок,
скелетов, Черной руки и Пиковой Дамы (страхи сказочных пер­
сонажей);

 

10) опоздать в детский сад (школу);

11) перед тем, как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (стра­
хи стихии);

= 59 =


17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, пе­
реполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

 

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно

упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А. И. Захарову) Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

 

возраст число страхов возраст число страхов
мальчики девочки мальчики девочки
           
           
           
           
7 дошк          
7 шк          
           

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев — боязнь незнакомых людей.

1 5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери,,

' шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов..

После 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты|

страх глубины.


 


—— Использование игры как терапевтического средства ——

2 года — страх наказания со стороны родителей, боязнь по­ездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст — страхи сказочных персо­нажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; ти­пичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст — страх смерти, страх смер­ти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожа­ра, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, и сказочных персонажей.

Младший школьный возраст — страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (маги­ческие представления).


Подростковый возраст — страх смерти родителей, страх войны.

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ

(Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжет­ных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагае­мое лицо на рисунке — «грустное» или «веселое». Картинки де­лятся по половому признаку: для девочек — картинки с девоч­кой, для мальчиков — с мальчиком. Для практического психо­лога тест удобен в использовании и в обработке. Однако суще­ствует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и уст­ранять при работе с данным тестом:

1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуа­
тивную тревогу детей.

2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и ри­
суночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется прово­
дить дополнительное исследование.

8 i Дети с личной тревожностью требуют объяснения при­чин отсутствия лица на рисунке.

4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.).

61


Игротерапия общения

В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.

Щ

Инструкция.

«Накартинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) — желтым карандашом».

При анализе данного задания учитывается адекватность ри­сунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка на­рушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест «тревожности», необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.

II.

Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без до­полнительных рисунков (см. приложение 3).


'т* Использование игры как терапевтического средства ••—--* Инструкция.

«Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!»

Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), кото­рый равен процентному отношению числа эмоционально-нега­тивных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):

По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50%);

б) средний уровень тревожности (20% < ИТ < 50%);

в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ <20%).

Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализиру­ется отдельно. Делаются выводы относительно возможного ха­рактера -эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают ри­сунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с вы­сокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в си­туациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игно­рирование, 11 (уборка игрушек), с большой вероятностью бу­дут обладать высоким или средним ИТ.

Подробное описание теста тревожности предлагается в ра­боте Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» (36-47).

Результаты интеллектуальной и эмоциональной диагности­ки оформляются в специальную таблицу, которая позволяет ежегодно (или чаще) производить сравнительный анализ раз­вития ребенка.


 




Игротерапия общения


Использование игры как терапевтического средства


 


       
 
   
 

 


 

Коррекционный этап

Ведущей формой коррекции является игротерапия, с обя­зательным соблюдением основных требований [11; 22] в процес­се работы:

1) непринужденные дружеские отношения с ребенком;

2) принятие ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуж­
дения и поощрения ребенка);

3) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;.

65

5-2992


 


Игротерапия общения

4) взрослый вводит лишь те ограничения, которые связыва­
ют то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

5) выбор игровых тем отражает значимость их для психоло­
га, педагога и интерес к ним ребенка;

6) в любой игре ребенку предлагается возможность импро­
визации;

• 7) игра не комментируется взрослым;

8) направленное воздействие на ребенка осуществляется по­средством характера воспроизводимых им и взрослым пер­сонажей.

В курсе игротерапии [5; 11; 22] выделяются три направле­ния работы, которые имеют свои методические приемы, обеспе­чивающие решение поставленных задач.

Первый блок (2 занятия) включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участ­ник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и под­вижные игры).

Второй блок (8-10 занятий) осуществляет основную коррек-ционную работу в подгруппах детей и взрослых.

Помимо коррекции негативных личностных черт и обуче­ния социально желаемым формам общения, добываются диаг­ностические данные, касающиеся психологических особенно­стей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимен­та позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждо­го ребенка.

Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность — в детских подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывание кон­фликтных ситуаций — в родительских подгруппах).

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и родите­лей.

- 66 -


---- Использование игры как терапевтического средства ---

Применяются разнообразные игровые и неигровые при­емы, которые развлекают детей и взрослых, проверяют уме­ние предотвратить конфликтные ситуации, способствуют вза­имопониманию участников, рефлексии и контролю своего по­ведения. Содержание подобранных игр меняется по следую­щей схеме:

первый блок — развлекательные (контактные);

второй блок •— коррекционно-направленные + обучающие;

третий блок — развлекательные + обучающие + конт­рольные.

Контрольный этап

Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекци-онной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, срав­ниваются с первоначальными данными диагностики.

Глубокий анализ результатов поможет определить дальней­шую работу с детьми, дать рекомендации родителям.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ

(12 занятий)

Требования к составлению плана занятий:

1. Учитывается принцип постепенного погружения и выхо­
да из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри за-
нятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы).

2. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, что­
бы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершеннос­
ти занятия.

3. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), ко­
торые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа за­
нятия, индивидуальным запросам каждого ребенка.

4. При реализации недирективного, гибкого подхода к за­
нятиям используются дополнительные, альтернативные игры,
приемы, упражнения.

I. Ориентировочные занятия

Занятие 1 «МУЗЫКАНТЫ»

Коррекционные задачи:

• раскрепощение участников;

• объединение их в группу.

1. «Петушок» зовет всех играть (кукла драматизации «пе­тушок» поет веселую песню приглашение):

Всех ребят зову,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Очень я играть люблю, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Будем вместе мы играть, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Будем сказки сочинять, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. (Можно использовать аудиозапись.)


————— Примерный план игровой терапии с детьми ---------

2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол дра­
матизации (петушок, заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рас­
сказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках,
занятиях, лакомствах.

3. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение участников).

4. Предметная игра с музыкальными инструментами: ме­
таллофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.

5. Игра в оркестр.

6. Танцы с куклами, хоровод.

7. «Петушок» расстается с друзьями (медленно поет песню -
прощание):

Вот закончилась игра,

Ку - ка— ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Расставаться нам пора,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Буду встречи с вами ждать,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

Буду всех вас вспоминать,

Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку.

(Можно использовать аудиозапись.)

Занятие 2 «ТРАНСПОРТ»

Коррекционные задачи:

• раскрепощение участников;

• объединение их в группу.

 

1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки
автомобили (введение в игру).

2. Предметная игра с автомобилями.

3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.).

4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по же­
ланию детей — одни управляют машинами, другие участвуют в
игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, де­
рева и т.п.

5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили» (раскрепо­
щение).

6. Подвижная игра «Паровозик» (объединение).

7. «Петушок» завершает игру.


Игротерапия общения


Примерный план игровой терапии с детьми


 


II. Терапевтические занятия

Занятие 3 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Коррекционные задачи:

• развитие мимики, пантомимики у детей;

• развитие адекватных форм проявления эмоций.

 

1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает «Сказку
о рыбаке и рыбке» (введение в игру).

2. Игра «Кто позвал?»(закрепление знания имен участников).

3. Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустная ста­
руха» (мимика, пантомимика).

4. Этюды: «Старик», «Грустный старик», «Радостный ста­
рик», «Удивленный старик», «Испуганный старик» (мимика,
пантомимика).

5. Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке». Взрос­
лый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполня­
ют роли героев сказки (мимика, пантомимика).

6. Подвижная игра «Поймай рыбку».

7. Подвижная игра «Золотая рыбка» (под медленную музы­
ку с морскими звуками все дети танцуют).

8. «Петушок» завершает игру.

Занятие 4 «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ»

Коррекционные задачи:

• развитие вербальных форм проявления эмоций (интона­
ции);

• актуализация семейных переживаний: конфликт, пере­
мирие, родительская ласка.

 

1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает поиграть
(введение в игру).,

2. Игра «Летает - не летает» (объединение участников),

3. Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Зади­
ристый воробей» (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый
воробей» (мимика, пантомимика, интонации).

5. Этюды: «Воробьиха-мама», «Грустнаяворобьиха», «Лас­
ковая воробьиха» (мимика, пантомимика, интонации).

= 70 -


 

6. Театрализованная игра «Воробьиные шалости». Взрослый
рассказывает сказку (см. текст в описании игр). Дети исполня­
ют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).

7. Игра «Воробьиные драки» (раскрепощение, реализация
агрессивных потребностей).

8. Игра-сказка «Дождь в лесу» (расслабление).

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 5 «ТРИ ПОРОСЕНКА»

Коррекционные задачи: <

• актуализация эмоций;

• коррекция страхов (метод беседы, арттерапия);

• развитие творчества.

 

1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает сказку
«Три поросенка» (введение в игру).

2. Игра «Займи свой домик».

3. Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Весе­
лый поросенок» (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: «Волк», «Веселый волк», «Испуганный волк»
(мимика, пантомимика, интонации).

5. Театрализованная игра «Три поросенка» Взрослый рас­
сказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роди геро­
ев сказки (мимика, пантомимика, интонации).

6. Беседа «Кто кого или чего боится?»

7. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?» После рисо­
вания дается задание — наказать свой страх.

8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 6 «ПЧЕЛКА»

Коррекционные задачи:

• разрядка агрессивных импульсов;

• коррекция страха темноты;

• релаксация.

 

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра «Съедобное — несъедобное» (объединение участни-

ков).



 


 


Игротерапия общения

3. Этюд «Веселая пчелка».

4. Подвижная игра с вербальной активностью «Пчелкины
песни».

5. Подвижная игра «Пчелкины шалости».

6. Театрализованная игра «Пчелка в темноте» (снятие стра­
ха темноты, страха замкнутого пространства).

7. Игра «Летает — не летает».

8. Этюд на расслабление «Пчелка спит» (используется му­
зыка с природными звуками).

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 7 «КОШКИ»

Коррекционные задачи:

• разрядка агрессивных импульсов;

• коррекция страха темноты;

• релаксация.

 

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

3. Этюды: «Удивление», «Страх».

4. Игра «Злые - добрые кошки».

5. Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь». После
того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать
рисунки смешными и наказать страх.

6. Подвижная игра «Смелые мышки».

7. Придумывание историй про шаловливых котят.

8. «Петушок» завершает игру.

Занятие 8 «СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ»

Коррекционные задачи:

• коррекция страхов;

• разрядка вербальной агрессии;

• релаксация.

 

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных зло­
деев, создание смешных небылиц.

3. Инсценировка «Общей веселой истории».


Примерный план игровой терапии с детьми

4. Рисование пальцами «смешных злодеев». Используется
материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.

5. Игра «Веселые клоуны» (развитие воли, воображения).

6. Игра «Клоуны ругаются» (вербальная активность).

7. Подвижная игра «Паровозик с клоунами».

8. Этюд на расслабление «Отдых в лесу» (используется му­
зыка с природными звуками). ч

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 9 «КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА»

Коррекционные задачи:

• разрядка агрессивных импульсов;

• актуализация упрямства;

• коррекция упрямства.

 

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Этюды: «Капризная лошадка», «Шаловливая лошадка».

3. Этюд «Упрямая лошадка».

4. Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка» (мими­
ка, пантомимика, интонации).

5. Беседа «Когда я был упрямым».

6. Игра «Упрямый, капризный ребенок».

7. Рисование пальцами на тему «Наши капризки-упрямки».
После рисования дается задание прогнать свои упрямки.

8. Игра «Упрямая подушка».

9. «Петушок» завершает игру.

Занятие 10 «ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА»

Коррекционные задачи:

• актуализация жадности;

• коррекция жадности;

• релаксация.

 

1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру).

2. Этюд «Жадный».

3. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка».

4. Беседа о жадности.

5. Театрализованная игра «Два щедрых медвежонка».


 

Игротерапия общения


       
   
 
 

 

6. Соревновательная игра «Апельсин».

7. Релаксационный комплекс «Подснежник».

8. «Петушок» завершает игру.







Date: 2015-09-05; view: 2856; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.103 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию