Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностика эмоциональных процессов
ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» (авторская) Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мо-тивационная помощь), получить более общую характеристику личности, и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь). При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности. Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п. = 54 *. Использование игры как терапевтического средства —-V При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «лю-шеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Лющера. Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество). В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых: Агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности. Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа. Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа. Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм— использование ярких цветов, «радостные» Тревога — использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями. Женственность — наличие украшений, цветов, мягких линий и форм. 55
Интровертированность-туе. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения. Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы. Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют в детском воображении. Рисунок 1 (мальчик 7 лет). Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защи те. Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одиноки кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите. Рисунок 3 (мальчик 7 лет). Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите. ---- Использование игры как терапевтического средства -- Рисунок 4 (девочка 8 лет). Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессии. Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрес-
сивно-экст-равертиро-ванный кактус. Наличие агрессивности, демонстративно-сти, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремлений к лидерству и к домашней защите.
Рисунок 6 (девочка 9 лет). Доб После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его Рис. 6 3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, 4. Кактус растет один или с каким-то растением по-сосед- 5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, Игротерапия общения Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, I наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и прочее* Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами. ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ» (модификация М. А. Панфиловой) Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, ко- I торые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др. В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу. В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов? - 58 = — -*• Использование игры как терапевтического средства —— Учитывая эти трудности, мы предлагаем использовать метод А. И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом - черный дом». Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей или подростков. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами. Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома». (Дошкольники показывают соответствующий дом.) Страхи: 1) когда остаешься дома один; 2)нападения, бандитов; 3)заболеть, заразиться; 4) умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то людей; 7) маму или папу; 8) того, что они тебя накажут; 9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горы-
10) опоздать в детский сад (школу); 11) перед тем, как заснуть; 12) страшных снов; 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (стра = 59 = 17) когда очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, пе 20) воды; 21) огня; 22) пожара; 23) войны;
24) больших улиц, площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови (когда идет кровь); 27) уколов; 28) боли (когда больно); 29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет. Возрастные нормы (по А. И. Захарову) Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возрастные особенности проявления страхов: 8 месяцев — боязнь незнакомых людей. 1 5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери,, ' шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.. После 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты| страх глубины.
—— Использование игры как терапевтического средства —— 2 года — страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов. Младший дошкольный возраст — страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства. Старший дошкольный возраст — страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, и сказочных персонажей. Младший школьный возраст — страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления). Подростковый возраст — страх смерти родителей, страх войны. ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке — «грустное» или «веселое». Картинки делятся по половому признаку: для девочек — картинки с девочкой, для мальчиков — с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом: 1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуа 2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и ри 8 i Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке. 4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.). 61 Игротерапия общения В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей. Щ Инструкция. «Накартинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) — желтым карандашом». При анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест «тревожности», необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики. II. Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков (см. приложение 3). — 'т* Использование игры как терапевтического средства ••—--* Инструкция. «Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!» Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу. Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14): По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50%); б) средний уровень тревожности (20% < ИТ < 50%); в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ <20%). Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера -эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование, 11 (уборка игрушек), с большой вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Подробное описание теста тревожности предлагается в работе Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» (36-47). Результаты интеллектуальной и эмоциональной диагностики оформляются в специальную таблицу, которая позволяет ежегодно (или чаще) производить сравнительный анализ развития ребенка.
Игротерапия общения Использование игры как терапевтического средства
Коррекционный этап Ведущей формой коррекции является игротерапия, с обязательным соблюдением основных требований [11; 22] в процессе работы: 1) непринужденные дружеские отношения с ребенком; 2) принятие ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуж 3) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;. 65 5-2992
Игротерапия общения 4) взрослый вводит лишь те ограничения, которые связыва 5) выбор игровых тем отражает значимость их для психоло 6) в любой игре ребенку предлагается возможность импро • 7) игра не комментируется взрослым; 8) направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характера воспроизводимых им и взрослым персонажей. В курсе игротерапии [5; 11; 22] выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач. Первый блок (2 занятия) включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры). Второй блок (8-10 занятий) осуществляет основную коррек-ционную работу в подгруппах детей и взрослых. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка. Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность — в детских подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций — в родительских подгруппах). Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и родителей. - 66 - ---- Использование игры как терапевтического средства --- Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей и взрослых, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме: первый блок — развлекательные (контактные); второй блок •— коррекционно-направленные + обучающие; третий блок — развлекательные + обучающие + контрольные. Контрольный этап Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекци-онной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Глубокий анализ результатов поможет определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ (12 занятий) Требования к составлению плана занятий: 1. Учитывается принцип постепенного погружения и выхо 2. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, что 3. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), ко 4. При реализации недирективного, гибкого подхода к за I. Ориентировочные занятия Занятие 1 «МУЗЫКАНТЫ» Коррекционные задачи: • раскрепощение участников; • объединение их в группу. 1. «Петушок» зовет всех играть (кукла драматизации «петушок» поет веселую песню приглашение): Всех ребят зову, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Очень я играть люблю, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Будем вместе мы играть, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Будем сказки сочинять, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. (Можно использовать аудиозапись.) ————— Примерный план игровой терапии с детьми --------- — 2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол дра 3. Игра «Съедобное - несъедобное» (объединение участников). 4. Предметная игра с музыкальными инструментами: ме 5. Игра в оркестр. 6. Танцы с куклами, хоровод. 7. «Петушок» расстается с друзьями (медленно поет песню - Вот закончилась игра, Ку - ка— ре - ку, ку - ка - ре - ку. Расставаться нам пора, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Буду встречи с вами ждать, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. Буду всех вас вспоминать, Ку - ка - ре - ку, ку - ка - ре - ку. (Можно использовать аудиозапись.) Занятие 2 «ТРАНСПОРТ» Коррекционные задачи: • раскрепощение участников; • объединение их в группу.
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки 2. Предметная игра с автомобилями. 3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.). 4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по же 5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили» (раскрепо 6. Подвижная игра «Паровозик» (объединение). 7. «Петушок» завершает игру. Игротерапия общения Примерный план игровой терапии с детьми
II. Терапевтические занятия Занятие 3 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Коррекционные задачи: • развитие мимики, пантомимики у детей; • развитие адекватных форм проявления эмоций.
1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает «Сказку 2. Игра «Кто позвал?»(закрепление знания имен участников). 3. Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустная ста 4. Этюды: «Старик», «Грустный старик», «Радостный ста 5. Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке». Взрос 6. Подвижная игра «Поймай рыбку». 7. Подвижная игра «Золотая рыбка» (под медленную музы 8. «Петушок» завершает игру. Занятие 4 «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ» Коррекционные задачи: • развитие вербальных форм проявления эмоций (интона • актуализация семейных переживаний: конфликт, пере
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает поиграть 2. Игра «Летает - не летает» (объединение участников), 3. Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Зади 4. Этюды: «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый 5. Этюды: «Воробьиха-мама», «Грустнаяворобьиха», «Лас = 70 -
6. Театрализованная игра «Воробьиные шалости». Взрослый 7. Игра «Воробьиные драки» (раскрепощение, реализация 8. Игра-сказка «Дождь в лесу» (расслабление). 9. «Петушок» завершает игру. Занятие 5 «ТРИ ПОРОСЕНКА» Коррекционные задачи: < • актуализация эмоций; • коррекция страхов (метод беседы, арттерапия); • развитие творчества.
1. «Петушок» называет тему занятия, вспоминает сказку 2. Игра «Займи свой домик». 3. Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Весе 4. Этюды: «Волк», «Веселый волк», «Испуганный волк» 5. Театрализованная игра «Три поросенка» Взрослый рас 6. Беседа «Кто кого или чего боится?» 7. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?» После рисо 8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки. 9. «Петушок» завершает игру. Занятие 6 «ПЧЕЛКА» Коррекционные задачи: • разрядка агрессивных импульсов; • коррекция страха темноты; • релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру). 2. Игра «Съедобное — несъедобное» (объединение участни- ков).
Игротерапия общения 3. Этюд «Веселая пчелка». 4. Подвижная игра с вербальной активностью «Пчелкины 5. Подвижная игра «Пчелкины шалости». 6. Театрализованная игра «Пчелка в темноте» (снятие стра 7. Игра «Летает — не летает». 8. Этюд на расслабление «Пчелка спит» (используется му 9. «Петушок» завершает игру. Занятие 7 «КОШКИ» Коррекционные задачи: • разрядка агрессивных импульсов; • коррекция страха темноты; • релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру). 2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». 3. Этюды: «Удивление», «Страх». 4. Игра «Злые - добрые кошки». 5. Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь». После 6. Подвижная игра «Смелые мышки». 7. Придумывание историй про шаловливых котят. 8. «Петушок» завершает игру. Занятие 8 «СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ» Коррекционные задачи: • коррекция страхов; • разрядка вербальной агрессии; • релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру). 2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных зло 3. Инсценировка «Общей веселой истории». Примерный план игровой терапии с детьми 4. Рисование пальцами «смешных злодеев». Используется 5. Игра «Веселые клоуны» (развитие воли, воображения). 6. Игра «Клоуны ругаются» (вербальная активность). 7. Подвижная игра «Паровозик с клоунами». 8. Этюд на расслабление «Отдых в лесу» (используется му 9. «Петушок» завершает игру. Занятие 9 «КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА» Коррекционные задачи: • разрядка агрессивных импульсов; • актуализация упрямства; • коррекция упрямства.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру). 2. Этюды: «Капризная лошадка», «Шаловливая лошадка». 3. Этюд «Упрямая лошадка». 4. Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка» (мими 5. Беседа «Когда я был упрямым». 6. Игра «Упрямый, капризный ребенок». 7. Рисование пальцами на тему «Наши капризки-упрямки». 8. Игра «Упрямая подушка». 9. «Петушок» завершает игру. Занятие 10 «ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА» Коррекционные задачи: • актуализация жадности; • коррекция жадности; • релаксация.
1. «Петушок» называет тему занятия (введение в игру). 2. Этюд «Жадный». 3. Театрализованная игра «Два жадных медвежонка». 4. Беседа о жадности. 5. Театрализованная игра «Два щедрых медвежонка».
Игротерапия общения
6. Соревновательная игра «Апельсин». 7. Релаксационный комплекс «Подснежник». 8. «Петушок» завершает игру. Date: 2015-09-05; view: 2856; Нарушение авторских прав |