Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Диагностика внутриличностных проблем ребенка





С помощью описанных ниже методик, психолог (педагог) может осуществить диагностику внутриличностных проблем ре­бенка — определить соотношение уровня притязаний ребенка с его реальными психологическими возможностями; соотноше­ние самооценки ребенка с его оценкой со стороны воспитателей и родителей.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

РЕБЕНКА

Для исследования динамики уровня притязаний использо­вались лабиринты из материалов теста Векслера. Лабиринты расположены по возрастанию трудности решения. Ребенок сам выбирает в каждой попытке задачу любого уровня трудности. Цель — набрать максимальное количество очков. Время реше­ния каждой задачи ограничено. Только в последней попытке время не ограничивается, ребенку дается возможность решить задачу, чтобы у него осталось положительное впечатление об эксперименте и экспериментаторе.

В протоколе фиксируются прямые высказывания ребенка, номер попытки, уровень сложности, динамика выбора, реакция на успех и неудачу. Данные выражаются в графике.

Тест начинается с демонстрации по образцу (пробный лаби­ринт).

Инструкция. «Вот видишь — мальчик (девочка). Вот он (она) в таком домике. Черные линии — это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенки нет, здесь можно пройти. И здесь (показать выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на

= 42


—— Использование игры как терапевтического средства — улицу». Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая ка­рандаша и не пересекая линии. «Вот так и ты будешь делать. Только когда будешь рисовать — не пересекай линий, т.е. нельзя делать вот так (показать пересечения). Старайся не заходить в тупик, а побыстрей рисуй путь на улицу. Если зайдешь в ту­пик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в ту­пик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Только здесь есть одно правило: как только поставишь каран­даш на бумагу — то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай попробу­ем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта «А»), рисуй быстрей». Включить секундомер. При неудаче продемон­стрировать выход из лабиринта «А» и предложить лабиринт «В». При двух неудачах подряд тестирование прекращается.

 

 

 


 

Игротерапия общения

из пяти ступенек (методика В. Г. Щур [21]), где верхняя ступень­ка— позитивная оценка, а нижняя — негативная. Просят от­метить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «харак­тера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отме­ченные значения характеризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные самооценки — «здоровье», «ум», «харак­тер», «красота», «доброта».

Для дошкольников благоприятны завышенные самооцен­ки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый...). Низкие самооценки характеризуют наличие внут-риличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает услов­ным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком друго­го цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

 

.

 

 

 


Использование игры как терапевтического средства -——

Можно добавлять или изменять названия уровней (напри­мер: большой - маленький...)

Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей дет­ского сада.

МЕТОДИКА РОДИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК И ПРИТЯЗАНИЙ

Анкета позволяет использовать ее для сравнительной харак­теристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках вос­питателей, родителей, самого ребенка.

Специальная таблица отражает результаты оценок и само­оценки ребенка.

Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психичес­кие процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:

5 баллов — очень высокая;

4 балла — высокая;

3 балла — средняя;

2 балла — низкая;

1 балл — очень низкая;


О баллов — отсутствие выраженности.

В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую инфор­маци



 

Использование игры как терапевтического средства ~—«•

Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлага­ется в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкет­ной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной мето­дике наглядно предстанет разница между родительскими оцен­ками детей и родительскими притязаниями на их развитие.

Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологи­ческие возможности малыша не совпадают. Иногда это приво­дит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяс­нить реальные интеллектуальные и эмоциональные возможно­сти дошкольника.

III. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка

Диагностика реальных психологических возможностей ре­бенка состоит из диагностики познавательных процессов и ди­агностики эмоциональных нарушений. Используются следую­щие диагностические методы.







Date: 2015-09-05; view: 951; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию