Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция менеджмента в торговле





Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Красноярский государственный торгово-экономический институт”

 

А. Н. Чаплина, И. В. Кошелева

 

МЕНЕДЖМЕНТ В ТОРГОВЛЕ

 

Утверждено Редакционно-издательским советом

института в качестве учебного пособия

 

 

Красноярск 2004

 

 

ББК 65.050.9(2)2

УДК 65.01

Ч 19

 

 

Рецензенты:

профессор, зав. кафедрой менеджмента Фирсенко С. С.

(Красноярский государственный торгово-экономический институт);

профессор, зав. кафедрой стратегического управления Михалев Г. С. (Сибирский государственный аэрокосмический университет)

 

Чаплина А. Н.

Ч 19 Менеджмент в торговле: Учеб. пособие / А. Н. Чаплина, И. В. Кошелева; КГТЭИ. – Красноярск, 2004. – 212 с.

 

 

В предлагаемом издании рассмотрены вопросы организационно-технологического, экономического, социально-психологического характера, требующие новых подходов и взаимной увязки в процессе стратегического, инновационного и антикризисного управления деятельностью торгового предприятия на современном этапе. Целевые ориентиры, методический аппарат и модели процесса управления формируют область менеджент-образования – менеджмент в торговле. Основные аспекты торгового менеджмента аргументировано представлены схемами, таблицами, моделями.

Предназначено студентам высших учебных заведений, а также бизнесменам и менеджерам.

 

 

ISBN 5-98153-003-0

 

ББК 65.050.9(2)2

УДК 65.01

ISBN 5-98153-003-0

 

 

© Красноярский государственный

торгово-экономический институт, 2004

© А. Н. Чаплина, И. В. Кошелева, 2004

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение   …………………………………………………………………. стр.
Глава 1. Концепция менеджмента в торговле  
  1.1.Сущность и содержание менеджмента в торговле…….……………………………………………………  
  1.2. Интеграционные процессы в торговом менеджменте…  
  1.3. Диверсификация в менеджменте торговых предприятий…………………………………………….  
  1.4.Торговое предприятие как объект управления…………..  
  1.5.Технология и факторы выбора организационно- правовой формы торговой деятельности…………………….  
Глава 2. Стратегическое управление торговым предприятием.  
  2.1.Теоретические основы стратегического менеджмента торгового бизнеса………………………………………………  
  2.2. Методы стратегического анализа среды торгового предприятия: СТЭП-факторный анализ; СВОТ-анализ……..  
  2.3. Программный подход в формировании стратегии торгового бизнеса………………………………………………  
  2.4.Методы оценки, разработанной стратегии торгового предприятия…………………………………………………….  
Глава 3. Антикризисное управление торговым предприятием  
  3.1. Теоретические основы антикризисного менеджмента в торговом деле…………………………………………………..  
  3.2. Рискованное управление в торговом бизнесе…………  
  3.3. Формы профилактики рисков в антикризисном управлении торгового предприятия…………………………..  
Глава 4. Механизм инновационного менеджмента в торговле.  
  4.1. Инновационный менеджмент торговых предприятий…  
  4.2. Инвестиционная политика торгового предприятия…….  
  4.3. Методы оценки инновационных проектов в торговом деле………………………………………………………………  
  4.4. Проектное управление в торговом менеджменте………  
Глава 5. Система менеджмента коммерческой деятельности торгового бизнеса………………………………………….  
  5.1. Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия……………………………………………………  
  5.2.Анализ и оценка системы управления коммерческой деятельностью………………………………………………….  
  5.3.Управление изменениями по совершенствованию системы управления торговым предприятием………………..  
Глава 6. Механизм формирования человеческого потенциала торгового предприятия  
  6.1. Концепция управления персоналом торгового предприятия……….………………………………… 102  
  6.2. Технология управления персоналом торгового предприятия……………………………………………… 103  
  6.3.Формирование механизма обеспечения участия персонала торгового предприятия в реализации инновационных стратегий……………………………… 110  
  6.4. Механизм управления деловой карьерой (УДК) менеджера торгового предприятия……………………… 119  
Глава 7. Текущее планирование торговым предприятием  
  7.1. Задачи и содержание текущего планирования деятельности торгового предприятия в современных условиях………………………………………………….. 135  
  7.2.Система методов текущего планирования в торговой фирме……………………………………………………… 148  
  7.3. Объемно- календарное планирование реализации стратегического выбора торговой фирмы……………… 150  
  7.4.Методы оперативного планирования торговыми процессами: план – график; органиграмма; сетевые графики……………………………………………………. 153  
Глава 8. Концепция эффективности управления предприятием торговли и общественного питания  
  8.1. Методология и методы эффективности системы менеджмента торгового предприятия…………………… 161  
  8.2. Организационная структура управления торговым предприятием…………………………………………… 168  
  8.3. Управленческий консалтинг на потребительском рынке…………………………………………………….. 177  

Вопросы для дискуссии на семинарских и практических занятиях 180

Заключение 183

Библиографический список 184

 

Введение

Менеджмент торговли рассматривается как особый вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства в рыночной экономике и представляющий собой систему гибкого, предприимчивого, экономического управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития. Менеджмент торговых предприятий требует всестороннего анализа конкретных условий управления, проектных разработок нововведений и стратегии развития.

Таким образом, идеология курса основана, во-первых, на понимании менеджмента торговли не как всякого управления, а как особого вида управления, которому присущи вполне определенные черты. Во-вторых, это курс практического управления.

В связи с этим значительный акцент в построении и структуре делается на экономическое содержание управления и человеческий фактор.

Преподавание данного курса предполагает значительный объем проблемных практических занятий. Это призвано развивать способности к творческим и альтернативным подходам в оценке и выборе систем управления, форм организации, функций и пр. для торговых предприятий.

Предлагаемое пособие раскрывает вопросы практического управления в торговом бизнесе, предназначено для понимания практического содержания управления во всех его проявлениях, формирования комплекса практических знаний об управлении, конкретных навыков осуществления различных видов управленческой деятельности, а также для практического овладения анализом систем управления и проектированием новых систем, отвечающих потребностям развивающегося рынка потребительских услуг.

Концепция менеджмента в торговле

Сущность и содержание менеджмента в торговле

Торговый менеджмент представляет собой процесс управления основными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности (рис.1).

 
 

 

 


Рис. 1. Определение и концепция управления торговым предприятием

 

Торговый менеджмент призван учитывать различия между организационными формами, используемыми технологиями и условиями хозяйствования торговых предприятий в процессе разработки управленческих решений по всем аспектам деятельности с тем, чтобы получить наилучшие результаты для данного торгового предприятия. Торговому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления, финансового состояния и других параметров функционирования торгового предприятия (рис. 2).

Торговый менеджмент предусматривает многовариантность подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Это предполагает, что подготовка каждого управленческого решения должна учитывать и альтернативные возможности действий.

Торговый менеджмент должен быть ориентирован на стратегические цели развития торгового предприятия. Какими бы выгодными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие с главной целью деятельности предприятия, стратегическими направлениями его развития или ведут к снижению эффективности его деятельности в перспективном периоде.

С учетом основных характеристик торгового менеджмента формируются его цели и задачи. Основной целью торгового менеджмента является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в стратегической перспективе и роста его конкурентной позиции на потребительском рынке.

Исходя из главной цели, торговый менеджмент призван решать следующие основные задачи:

1. Формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Эта задача реализуется путем поиска торговым предприятием своей рыночной ниши на потребительском рынке; выявления основных параметров спроса покупателей в данном сегменте потребительского рынка; формирования эффективной ассортиментной политики, направленной на удовлетворение покупательского спроса на товары; обеспечения устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием.

2. Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Эта задача реализуется путем удовлетворения всех основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания, сущность которых с учетом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары.

3. Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии. Эта задача реализуется путем обеспечения минимизации затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций и коммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управления торговым предприятием.

4. Максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, и обеспечение эффективного использования. Эта задача реализуется путем оптимизации объема товарооборота предприятия; эффективного управления его активами; проведения целенаправленной ценовой, амортизационной и налоговой политики; оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли.

5. Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия. Эта задача реализуется путем эффективного управления различными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками, связанными с хозяйственной деятельностью предприятий торговли.

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торгового предприятия. Эта задача реализуется за счет высокой инвестиционной активности предприятия, его способности эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы на обеспечение прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, оказывает влияние деловая репутация предприятия, завоеванные им маркетинговые позиции на рынке, другие “неосязаемые” активы, способные приносить предприятию дополнительную прибыль.

Рис. 1 Определение и концепция управления торговым предприятием
Все задачи торгового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, но в то же время ряд задач носят разнонаправленный характер.

Управление торговым предприятием целесообразно выделить в основные характерные аспекты (сферы деятельности):

1) организационная сфера деятельности:

– выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия и его структурных единиц;

– управление технологическими процессами;

– управление процессом обслуживания покупателей;

– управление персоналом;

2) экономическая сфера деятельности:

– управление товарооборотом;

– управление доходами;

– управление издержками обращения;

– управление прибылью;

3) финансовая сфера деятельности:

– управление активами;

– управление капиталом;

– управление инвестициями;

– управление хозяйственным рисками;

– управление финансовым состоянием.

Процесс управления деятельностью торгового предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма торгового менеджмента входят следующие элементы:

1) государственное правовое и нормативное регулирование торговой деятельности предприятия;

2) рыночный механизм регулирования торговой деятельности предприятия;

3) внутренний механизм регулирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности торгового предприятия;


 
 

 

 

4) информационное обеспечение торгового менеджмента;

5) система методов управления деятельностью торгового предприятия;

6) система методов контроля за реализацией управленческих решений.

Эффективный механизм торгового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех его функций на предприятиях торговли (табл. 1). Используя классификацию функций менеджмента по Э Н. Короткову [7], представим основные функции торгового предприятия.

Т а б л и ц а 1

Date: 2015-09-20; view: 1512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию