Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Absorb what is useful, reject what is useless!»
У П Р А Ж Н Е Н И Я
П О С И С Т Е М Е
"Absorb what is useful, reject what is useless!».
Брюс Ли, великий мастер.
«Хорошие художники копируют, великие — воруют».
Пабло Пикассо, великий художник.
Что ж, после всего вышесказанного я просто обязан приступить к выполнению собственных обещаний, а именно продемонстрировать вам то, что на сегодняшний день является, на мой взгляд, единственной обоснованной системой фитнес-тренировки. Как там говорится — тре нер сказал, тренер сделал. Только позвольте для начала еще немного предыстории, сторон ней, но очень важной.
Если вы когда-либо занимались восточными единоборствами — карате, таеквон-до, ушу, айкидо и прочим, — вы наверняка знаете, на сколько бережно «восточники» относятся к тех ническим мелочам своего боевого направле ния. Приемы передаются новичкам с миниму мом искажений, любые нововведения, как пра-
ВИЛО, порицаются, а всякие заимствования у коллег по боевому цеху считаются неправиль ными — ведь это искажает чистоту изначально го стиля. Я не собираюсь обсуждать правоту или неправоту такого подхода, вовсе нет. Я про сто хочу напомнить вам об одном великом че ловеке, первым отважившемся нарушить уста новленный порядок обучения рукопашному бою — Брюсе Ли.
Его имя, к сожалению, уже незнакомо многим представителям современного поколения, од нако для моих сверстников, перешагнувших че рез тридцатилетний рубеж, этот симбиоз из рас пространенного американского имени и самой распространенной китайской фамилии когда-то значил очень и очень много. Брюс был не только уникальным актером, великолепным бойцом, настоящей кинозвездой и выдающимся атле том, но и в каком-то смысле пророком, какими бывают многие великие люди хотя бы раз в жиз ни. Его главная заслуга заключалась отнюдь не в том, что он, по большому счету, породил новый жанр в кинематографе — жанр остросюжетного боевика, где основным спецэффектом был ак тер, исполняющий главную роль. Нет, великий Маленький Дракон сделал намного больше — он
первым предложил миру идею смешанных еди ноборств. Да-да, это был именно он: Брюс всю свою жизнь пытался создать систему, в которой органично могли бы ужиться элементы бокса, карате, таеквон-до, айкидо, ушу, дзюдо и всего прочего, что было способно помочь воину одер жать победу в бою. Портреты учителей на стенах додзё, сами додзё, черные пояса, ритуальные поклоны и прочие формальности были не важны, во главе угла стоял только конечный результат — победа! Брюс в корне был не согласен с преж ней, на глазах устаревавшей догмой, утверждав шей, что наиболее результативный рукопашный бой — это какой-то отдельный, пусть и «самый лучший» стиль. Ему было неинтересно выяснять, «чье кун-фу сильнее», или копаться в малозначи тельных нюансах техники, Ли смотрел на вопрос шире: все существующие стили были для него разрозненными, несовершенными кусочками настоящей Системы.
В свое время взгляды Брюса Ли отвергались очень многими, одновременно находя и кучу преданных поклонников. Нередко противоре чия между мастерами старой формации и про роком единоборств будущего доходили до ба нальной драки — поговаривают, что последо ватели «чистых» стилей неоднократно пыта лись надрать Брюсу задницу и тем самым дока зать неправоту его взглядов, однако неизмен но уходили от великого мастера пристыженны ми и побитыми.
Возможно, это всего лишь миф, но миф, сильно похожий на правду. Как бы там ни было на самом деле, Брюс умер, так и не успев за вершить начатое. Умер, как и положено уми рать всем великим, — на пике популярности, навсегда оставшись для нас молодым, непо бежденным и полным сил. Однако спустя более чем тридцать пять лет после смерти непокор ного бунтаря от восточных единоборств, его взгляды неожиданно приобрели характер не только общепринятых, но и крайне популярных. Вы ведь знаете, кто такой Федор Емельяненко? Конечно же, знаете, ведь — это наш выдающий ся чемпион по микс-файту — боям без правил, состязаниям, в которых симбиоз различных единоборств стал нормой. Смешанные едино борства сегодня намного популярнее и в разы прибыльнее бокса, их транслируют по цен тральным каналам и не стесняются спонсиро вать ведущие компании мира. Даже закончен ные скептики относятся к миксфайтерам с пло хо скрываемым уважением — не скованные спорными правилами воины нового поколения кажутся людям более правдивыми, чем кто бы то ни был, ведь боевая эффективность этих бойцов проверена максимально приближенны ми к реальной жизни правилами.
Почему я вспомнил именно об этом? Да по тому, что все те системы, на основе которых бы ла составлена система смешанных едино борств, по большому счету системой не явля лись. Достаточно было столкнуть лбами и кула ками представителей непохожих стилей, как их, на первый взгляд, стройная стилевая конструк ция начинала неудержимо трещать по швам — таеквондистам нечего было противопоставить борцам, ушуисты пасовали перед боксерами, борцам не хватало ударной техники руками итак далее. Это не умаляло достоинств отдельных направлений — любой мастер любого стиля все равно оставался грозным противником, — од нако всерьез заставляло сомневаться в универ сальности данных боевых систем. В результате создатели смешанного стиля постепенно приш ли к единому списку умений и навыков, которые были жизненно необходимы тем, кто сражался по новым, универсальным правилам. И взяты они были отнюдь не у какой-то одной боевой «системы». Сегодня каждый миксфайтер обя зан владеть боксерской и тайской техникой ра боты руками и ногами, знать классические ме тоды борьбы в партере, уметь прекрасно дви гаться по рингу, владеть тактикой боя на ближ ней и дальней дистанции. Уповать на что-то од но больше не представляется возможным — ес ли боец чего-то не знает, в техническом плане он моментально становится «хромым» и, при прочих равных, легко уязвимым для универ сально подготовленного противника.
В результате в мире восточных и не очень единоборств произошла революция, пионер которой давно ушел из жизни. Если бы Брюс дожил до нашего времени, уверен, он первым вошел бы в клетку для боев без правил, и это было бы его главной победой! Жаль, очень жаль — выдающееся было бы зрелище! Тем не менее, еще очень рано сожалеть о прошлом — даже в наше время образ мышления Брюса Ли
не утратил былой революционности, ведь идеи этого талантливого китайца до сих пор остают ся невероятно близкими лучшим представите лям тренерского сословия. Многим професси оналам фитнеса на просвещенном Западе дав но уже хотелось отбросить условности, навя занные им раскрученными «сэнсэями» от тре нажерного зала, и понять, что же общего во всех имеющихся на рынке тренировочных про граммах.
• БОЛЬШЕ НЕЗАЧЕМ ВЫБИРАТЬ ЧТО-ТО ОДНО! НАСТАЛО ВРЕ МЯ ПОНЯТЬ, КАК ОБЪ ЕДИНИТЬ В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ КУЧУ НЕ ПОХОЖИХ МЕТОДОВ, ВЫЧЛЕНИВ ИЗ НИХ ПАРУ-ДРУГУЮ ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАН НЫХ ПРИНЦИПОВ. «МЕТОДОВ много, ПРИНЦИПОВ ВСЕ ГО НЕСКОЛЬКО!» - ЭТО СКАЗАЛ АЛВИН КОСГРОУ - БРЮС ЛИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. •
Спешу вас обрадовать — тренерам, ученым и прочим специалистам, имеющим отношение к спорту и фитнесу, удалось совершить то, что ранее считалось невозможным! Они создали систему, у которой практически нет минусов с методической точки зрения. Она настоящее лекало, измерительная линейка и калькулятор для любых тренировочных методов. Она реаль на и легко применима на практике. Многие дав но ею пользуются, и, прочтя эту книгу, к ним присоединитесь и вы. Все то, что вы уже слы шали, читали в МН-овских статьях или на на шем сайте, встанет, наконец, на свои места.
Итак, дамы и господа, вы действительно хо тите создать идеальную систему тренировки? Тогда будьте так любезны — сядьте в методиче ском плане на шею того, кто намного лучше вас в творческом плане! Думаете, я снова об Алвине Косгроу? Как бы не так! Я сейчас даже не о себе (о, скромность, когда и, главное, зачем ты поки нула меня?). Я говорю о гораздо более совер шенной личности, в свое время создавшей са мого Косгроу с тысячами ему подобных — о Бо ге! Только спокойно, нести сектантский бред я не собираюсь. Просто ответьте мне: известно ли вам что-либо более совершенное, нежели че ловеческая анатомия? Не думайте сейчас о коп чике, пяточных костях или позвоночнике. Лучше вспомните об устройстве глаза, печени, нерв ной системе, мозге, отпечатках пальцев, моти ве, орудии убийства... Простите. Итак, если вам посчастливилось изучать сей предмет в инсти туте, вы наверняка согласитесь с тем, что Вели кий Творец, некогда создавший человеческое тело, был гениальным механиком, оптиком, ху дожником, биохимиком, физиологом, генети ком и так далее по списку. А, значит, трениро вочная система, основанная на Его творении, просто обязана быть близкой к идеалу!
Китайские мудрецы говорили: «Познаешь одну часть искусства — познаешь всё!» Челове
ческую анатомию мы знаем досконально (ну, почти — ученые все никак с количеством ске летных мышц не разберутся), а значит, опира ясь на это знание, можно создать всеобъемлю щую и гармоничную систему фитнес-трени-ровки.
Похожие мысли уже давно посещали и про должают посещать многих. Вот почему более тридцати лет назад профессиональными мето дистами и тренерами были предприняты пер вые попытки классифицировать все используе мые в тренажерном зале упражнения по анато мически доступным человеку движениям и при вести их к некоему единому знаменателю. К примеру, профессор Ричард А. Смит и его кол леги (если вольным образом объединить их усилия) высчитали, что абсолютно все силовые упражнения можно подразделить на:
0•Коленно-доминантные. Движения, похожиена приседания (с акцентом на работе мышц, разгибающих голень, и доминирующим движе нием в коленном суставе). 0•Тазово-доминантные. Или наклоны — движения, похожие на становые тяги (с акцентом на работе разгибателей бедра и доминирую щим движением в тазобедренном суставе). 0•Жимы. Все, что похоже на отжимания (с акцентом на работе сгибателей плеча). 0•Тяги. Все, что похоже натяги в наклоне (с акцентом на работе разгибателей плеча). 0•Твисты. Ротации и/или сгибания позвоночника (акцент на работе мышц кора). 0•Бег. Сюда входили почти все варианты кар-диоупражнений Некоторые современные специалисты, вро де Пола Чека, основателя «С.Н.Е.К. Institute», или Яна Кинга, добавляли в этот список еще 0ивыпады, а также подразделяли жимы и тяги на вертикальные и горизонтальные.
Заранее хочу упредить ваш умный скепти цизм — да, не все упражнения из арсенала тре-
нажерного зала как две капли воды похожи на вышеперечисленные, однако систему это во все не ломает! Если какое-либо упражнение никак не хотело напоминать приседания или, скажем, наклон, к определенному типу его со относили по работающим мышцам. Так, к при меру, сгибания голени лежа в тренажере, на гружающие «мышцы задней поверхности бе дра», относили к наклонам, так как, по сути, «мышцы задней поверхности бедра» — это разгибатели бедра, а они являются основными движителями при выполнении любого «накло на» или становой тяги. А, например, разгиба ния голени в тренажере к приседаниям, по скольку и те, и другие в первую очередь нагру жают квадрицепсы. И так далее. Сложные же упражнения, вроде тяжелоатлетического толч ка, считали комплексным упражнением, вклю чающим в себя сразу несколько видов движе ния. В данном конкретном случае это были по следовательно выполненные: наклон (стано вая тяга) — ВПН-движение (подъем штанги на грудь), о которых чуть позже — приседание (со штангой на груди) — вертикальный жим (швунг).
мышечной группе или определенном типе упражнений, так как осознавал четкую взаи мосвязь разнонаправленных движений и пред ставлял себе последствия несоблюдения ба ланса между ними. Более того, пользуясь дан ной систематизацией, можно было с легко стью оценить программу тренировок любого плана на предмет сбалансированности и, ни много ни мало, правильности. Тренер, владе ющий новой системой, мог с девяностодевя типроцентной точностью сказать, опасна ли рассматриваемая программа и чем конкретно она угрожает — травмой плеча, травмой коле на, нарушениями осанки или пожизненной влюбленностью в собственные перекачанные ягодицы.
Я называю эту систему «ПЛОСКОСТНЫМ ТРЕНИНГОМ», так как она, по сути, основана на сбалансированных нагрузках по всем пло скостям, в которых человек способен выпол нять движения. Система эта уже далеко не но ва — ведущими методистами совершаются дальнейшие шаги вперед и, возможно, когда-то мы увидим что-то более совершенное, к примеру посуставной подход к построению
0Врезультате полученной классификации нагрузок, основанный на анатомическом
получалось, что если вы добавляли в свои тре нировки упражнения ВСЕХ типов и в нужной пропорции, о которой я также расскажу чуть позже, вы получали ЗАВЕРШЕННУЮ програм му тренировок, из которой ничего не выпада ло. Нагружались ВСЕ мышцы, тренировались ВСЕ основные движения, доступные человеку, НЕ СОЗДАВАЛОСЬ и намека на нагрузочные «перекосы» в ту или иную сторону. Физическая подготовка лифтера, занимающегося по такой системе, получалась столь же универсальной, что и боевая подготовка бойцов смешанных единоборств! Находясь в этой новой методи ческой системе координат, человек уже не мог позволить себе «циклиться» на какой-то одной
предназначении определенных физических качеств каждому суставу. Но это в будущем, сегодня плоскостной тренинг — это лучшее, что у нас есть. Чтобы объяснить данную систе му более подробно, мне придется провести для вас очень короткую вводную лекцию по анатомии и механике. Подозреваю, что она бу дет не столь интересна, как предыдущие части книги, неубедительно прошу ее прочесть, ина че дальше вам не все будет понятно. Отнеси тесь к этому как к горькому, но необходимому лекарству — касторке, например? Договори лись?
Тогда сморщились, закрыли глаза, заткнули нос и... поехали.
Date: 2015-09-19; view: 509; Нарушение авторских прав |