Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Став в 1113 г. великим киевским князем, Владимир Мономах укрепил авторитет великокняжеской власти, добился внутреннего мира в государстве, роста его международного значения. Однако опасность феодальной раздробленности Руси проступала все более зримо, что тревожило и пугало князя. Эта тревога отразилась в его «Поучении» своим сыновьям, записанным летописцем в «Повести временных лет». На первое место в «Поучении» ставятся христианская вера и добродетель. Они понимаются Владимиром Мономахом как начала мудрого и справедливого правления, заботы о людях. Он ссылается на собственный опыт: охранял христианских людей от всяких бед, не поддерживал межудельных раздоров и войн. Собственный опыт подтверждал важность следования в управлении государством политическим и нравственным принципам: «Не следуй лиходеям, не завидуй тем, кто творит беззаконие», «избегай зла, твори добро, ищи мира и иди за ним», «не ленись», «не давайте сильным погубить человека», «а главное — убогих не забывайте». Мономах завещает эти принципы детям, будущим князьям. В «Поучении» дается ответ и на,проблемный вопрос в условиях нарастания опасности феодальной раздробленности Руси — права на кровопролитие, смертную казнь. По мнению Мономаха, киевский князь должен следовать правосудию в государстве, как Бог на небе. «Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убивать его; если (кто) будет достоин (даже) смерти, то не погубите никакой души христианской». Таким образом, по Мономаху, право князя на судебную власть безусловно исключает право на кровопролитие, смертную казнь, месть. Как известно, именно при его княжении была создана Расширенная редакция «Русской правды», которая сначала ограничивала, а затем вообще отменяла смертную казнь. Ради мира и единства государства в «Поучении» неоднократно подчеркивается необходимость для князей следовать добродетели, справедливости, законности. Богатый собственный опыт и логика рассуждений Мономаха приводят к важному политическому выводу: с властью возрастает ответственность князя перед подданными. Ссылаясь на собственный опыт, опыт своих великих предшественников, цитируя строки из Святого Писания, он убеждает сыновей следовать династическому порядку наследования престола, укреплять великокняжескую власть, не отступать от важнейших принципов морали, справедливой социальной и взвешенной внешней политики, правосудия. И последнее. Решение назревших политических проблем, прежде всего — укрепления единства и мира в государстве, Мономах связывал с надеждой на сотрудничество с церковью. При этом вопрос о соотношении государства и церкви им решается однозначно: церкви отводится почетное, но явно подчиненное место в соотношении светской и духовной властей. Он поучает сыновей: «Епископов, и попов, и игуменов (почитайте), с любовью принимайте от них благословение и не отстраняйтесь от них...». Церковь выступает здесь важной опорой великокняжеской власти. Таковы основные политико-правовые аспекты «Поучения» Владимира Мономаха, начертавшего фактически политическую программу для киевских князей. Date: 2015-09-19; view: 381; Нарушение авторских прав |