Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СЛОВО» И «МОЛЕНИЕ» ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
В условиях нарастания раздробленности Руси и внешней опасности в конце XII — начале XIII вв. страстно прозвучало «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Накануне татаро-монгольского нашествия на Русь он с тревогой писал: «Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком (т.е. народом), не знающим Бога». Автор произведения (в двух частях) находится в заточении и обращается к великому князю с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения. Беды Даниила и всех «сирот» — от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Все свои одежды он связывает с просвещенным, мудрым единовластием. ♦Луче един смыслен, — пишет древнерусский мыслитель, — паче Десят владеющих грады властелин без ума». Мудрое правление — аго Для Державы, залог ее могущества. «Яко же дуб крепится мно-ством корения, тако и град наш твоею державою». «Кораблю глава кормник, а ты, княже, людям своим. Видех полцы без добра князя и рекох: велик зверь, а главы не имеет. Женам глава муж а мужем князь, а князем Бог». Такой видит природу единовластия Заточник. Единовластие князя, по его мнению, ослабляют «лукавые» думские бояре. «Не корабль топит человеки, — предостерегает Заточник, — но ветр: тако же и ты, княже, не сам владевши, в печаль введут тя думцы твои». Богатые бояре, боярское самоуправство осуждается автором «Слова»: «...Боярин богат и силен, и он на князя своего мыслит все злое». «Лукавым» советникам он противопоставляет «мудрого мужа», «умного боярина» не по знатности происхождения, а по образованию и разуму. Они приносят славу и державе, и самому князю: «...Ты, княже наш, умными бояры предо многими людьми честен еси и по многим странам славен явися». Такие советники будут действовать «по правде» и справедливости. Важным элементом великокняжеской власти и безопасности страны Заточник считает наличие «множества воев». Запорука дееспособности власти — «царская гроза» как против внешних врагов, так и против тех, кто творит беззаконие. Он призывает князя к взвешенной политике, защищать слабых и обездоленных. Напоминает, народ — источник княжеского богатства и могущества: «Како море не наполняется, приняв многие реки, так и дом твой не наполняется, принимая многие богатства, потому что руки твои как сильная туча, берущая у моря воду, передает в руки бедных от богатства дома твоего». Таким образом, поддержка Заточником сильной великокняжеской власти предусматривает ограничение власти местных феодалов. Позже к его произведению будут прибегать другие мыслители средневековой Руси. Все более заметно в древнерусской политической мысли и философии проявляется влияние античного наследия. В частности, это заметно в творчестве Климента Смолятича (неизв. — после 1154 г.) и Кирилла Туровского (ок. ИЗО — ок. 1182 гг.). Климент Смолятич, как и Илларион, был избран Киевским митрополитом без санкции Константинопольского патриарха. Своим учением о «Софии — премудрости Божьей» этот знаток античной литературы стремился использовать ее для толкования божественных заветов, осмысливать «правую веру» с позиций знаний. По свидетельству его противников, он придавал знаниям большее значения, нежели Писанию. Знания, познание мира, путь к истине считал ступеньками к Богу. Выступал за духовное самопознание, самосовершенствование человека. (В его понимании власть должна принадлежать мудрейшим, несущим персональную ответственность перед Богом за Отчизну, народ, культуру. рационалистические и гуманистические идеи развивал епископ Кирилл из г-Дурова. В своих поучениях и притчах («Слово о мудрости»» «Притча о людской душе и теле» и др.) он стремился изобразить картину причастности Бога к светской жизни, его служения человечеству. Пришествие Христа, согласно поучению, состоит в даровании истины. Человек не освобождается от разумного поиска, свободного выбора между добром и злом. Познавай веруя — теологическая формула Кирилла. Он обосновывал положение о том, что нельзя творить зло даже из добрых намерений, имея ввиду, очевидно, светскую власть. Тот, у кого власть, считал он, должен быть разумен, делать людям добро, заботиться о духовном и материальном положении подданных. Кирилл призывал служителей церкви способствовать социальному миру и справедливости в обществе, гармонии между светской и церковной властью. Мысли о целях и средствах, преступлении и наказании, противоборстве сил, присущих и обществу, станут ведущими в отечественном духовном ренессансе в XVIII—XIX вв. — у Григория Сковороды, Якова Козельского, Тараса Шевченко. Таким образом, идейные традиции Киевской Руси опирались на державотворческие процессы, отражали интересы реальной политической жизни. Киевские мыслители выступали в поддержку великокняжеской власти, централизованного государства — единственно возможного в тех условиях. Илларионом, Нестором, Мономахом, Заточником разработаны критерии идеального правителя — нравственные (полное соответствие личных качеств нормам христианской этики), юридические (соблюдение законности как в приобретении власти, так и в способах ее реализации), политические (умение обеспечить хорошее управление страной, мир с соседям, союз с церковью, эффективную социальную политику и т.д.). Важными результатами были четко сформулированные принципы политической власти, ее цели и рамки, ограниченные нормами обычаев и писаным правом («правдой»). Политическая мысль утверждала и развивала идеи о природе власти и права, роли законности, справедливости, милосердия в государстве. Под влиянием античной литературы здесь начинают прорастать рационалистические и гуманистические идеи.
Принципы политики, права, морали закрепились и в афоризмах, пословицах и поговорках, бытовавших в Киевской Руси: «Богатым все люди друзья», «Кто многим страшен, тот будет многих бояться», ««завидуй не тому, кто большой власти добился, а тому, кто хорошо с охвалой покинул её», «Безумная власть бывает причиной зла», «ivro хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть со- и др. Date: 2015-09-19; view: 404; Нарушение авторских прав |