Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЛЕТОПИСЯХ КИЕВСКОЙ РУСИ





Важным источником наших знаний о Руси являются летописи. Среди них прежде всего выделяется такой значительный истори­ческий и политический памятник, как «Повесть временных лет», созданный в 1113—1117 гг. Ее автором, по крайней мере, первой редакции, считается киево-печерский монах Нестор (ок. 1056— 1121 гг.). Какие политико-правовые проблемы зафиксированы в ле­тописи?

1. Прежде всего, она дает развернутый ответ на вопрос о проис­
хождении русской державы
— «Откуда есть пошла Русская земля
и кто первый поча в ней княжити». Если историю человечества
Нестор излагает в соответствии с Библией, то историю Руси — со
сведений о расселении славян и зарождении государственности. Ле­
тописец опровергает византийскую концепцию о возникновении
Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием
Византии. Он приводит сведения о происхождении первых киев­
ских князей из полян, их первых походах на Царьград (Константи­
нополь). В летописи сообщается, что позже славянами был призван
Для управления и установления порядка варяжский князь Рюрик,
& его наследники — киевские князья по праву стали считаться стар­
шими среди русских князей.

Хроника исторических событий на Руси в «Повести» связана с историей европейских стран и подтверждает: «народ русский» — не оез рода и племени, имеет свою историю, которой может гордиться.

2. В центре «Повести» — деяния киевских князей, утверждение
их династической власти, драматическая борьба за киевский пре-

тол. Критериями оценки политической деятельности киевских и Удельных князей в летописи выступают ее результаты, последствия Для государства и народа. Автор стремится к объективности, избе-ет идеализации даже Владимира — крестителя Руси. Князь до


своего крещения «был ненасытен в блуде», «имел несколько жен» и сотни наложниц, но потом изменился и жил «в страхе Божием». Не замалчивает он и политических ошибок князей, в т.ч. Ярослава Мудрого, Ярославовичей, имевших фатальные последствия для единства государства.

3. В христианском духе Нестор-летописец трактует природу
власти, права. «...Бог дает власть кому хочет, постановляет царя и
князя Всевышний тому, кому хочет дать. Когда какую землю уподо-
бает Бог, то ставит ей царя и князя праведного, который любит суд
и правду, и право заводит через судью, который правит суд. Когда
же правдивы князи на земле, то много грехов прощается земле той,
а когда злы и лукавы бывают, то еще большее зло наводит Бог на
землю ту, поскольку есть главой земли той». Как и для Иллариона,
идеалом для Нестора является союз, сотрудничество между свет­
ской и духовной властями. Образцом такого сотрудничества для
него тоже выступает Владимир Великий, которому епископы дава­
ли советы, в т.ч. о мерах наказания разбойников, «но после установ­
ления вины». Они поучали князя: «ты поставлен Богом на кару
злым и на милость добрым». Благодаря сотрудничеству с церковью
действовал «по правде» и Ярослав Мудрый. По Нестору, в добрых
делах киевских князей их советником выступает сам Бог.

4. Летопись проливает свет на правовые обычаи, государствен­
ные традиции Киевской Руси. В «Повести» находим сведения,
в частности о соблюдении традиции в годину опасности созывать
вече. Нестор-летописец свидетельствует, что мнение вече при смене
власти киевского князя было решающим. Так, вече запросило Мо­
номаха на престол. Оно же могло наделить князя чрезвычайными
полномочиями, принять (утвердить) решения относительно финан­
сов, налогов и т.п. Во всех важных вопросах великий князь «дер­
жал совет с бояре».

5. Как историк, Нестор-летописец хорошо понимает политиче­
ское значение исторических уроков, их поучительный характер.
Так, на примере братоубийственной политики Святополка он иллю­
стрирует ее последствия для государства и самого князя, закончив­
шего свою «злую жизнь» между Чешской и Лядской землей. «Се
Боз явил на показ князьям Руским, — подчеркивается в летописи.
— Пусть кто такое сотворит, знают про это, и они, когда совершат
подобное злое братоубийство, такое же примут наказание, но больше
этого, ибо уже знают, что было». Такие уроки предостерегали от
междоусобиц. Но решающее значение для политического воспита­
ния киевских князей автор летописи придает позитивному опыту
их предшественников. Он восхваляет Владимира Великого, Яросла­
ва Мудрого за масштабное градостроительство, строительство церк­
вей и монастырей, за любовь к книгам и знаниям. Тут — целый
гимн книгам и знаниям. «Велика-бо польза бывает человеку от
науки книжной, — страстно проповедует Нестор, — ибо книги ука-



joT нам и учат нас, как идти путем покаяния, и мудрость, и сдер­жанность добываем со слов книжных. Книги подобны рекам, что утоляют жажду целого мира, это источники мудрости. Книги — бездонная глубина, мы ними в печали утешаемся, они — узда для тела и души». Как видим, летописец хорошо понимал роль образо­вания, знаний для человека и государства.

В сознании и творчестве древнерусских книжников продолжали ясить политические идеи и мировоззренческие ориентиры Влади­мира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Это под­тверждает и величественный литературный памятник конца XII в. __ «Слово о полку Игореве». Он повествует о неудачном походе удельных князей под руководством князя Игоря «в землю половец­кую» в 1185 г. Для автора «Слова», как и для Мономаха очевидна пагубность княжеских раздоров и усобиц, которые ослабляют госу­дарство на радость ее извечным врагам. Он прямо обвиняет князей-раскольников Руси: «Вы бо своими крамолами начясте (т.е. нача­ли) наводити поганыя на землю Рускую...». Автор осуждает князей, для которых собственная слава дороже блага для Руси, авантюризм князя Игоря. Он призывает их к единству, беречь «прадедную» и «дедную» славу, былое могущество Руси. Катастрофа единства госу­дарства — последствия «пръвых времен усобице». «Розно... пашут. Копиа поют!», — афористически формулирует летописец полити­ческий урок для князей.

«Слово о полку Игореве» все же заканчивается на оптимисти­ческой ноте — побегом Игоря из плена и его счастливым возвраще­нием на Русь. «Слово» — глубоко патриотическое произведение. Тревога за судьбы Руси, неприятие феодализации княжеской влас­ти, раздробленности государства, утверждение самодержавности ки­евских князей — все это делало «Слово» политически актуальным произведением, созвучным требованиям времени.







Date: 2015-09-19; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию