Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ I. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 5 page





Лицо, ведающее делами государства, обязано быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив». Опыт прошлого, по его мнению, показывает: государство таково, каковы были люди, занимающие в нем наивысшее положение. «Зло не только в том, что проступки совершают первенствующие люди, сколько в том, что У них находилось очень много подражателей».

Управление государством Цицерон считал сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и уме­ния практически их применять в интересах общего блага. Он сове­товал изучать науки о государстве и праве — «такие науки, которые смогут сделать нас полезными государству». Служение ему — «са­мая славная задача мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность».

Обязанность идеального гражданина, согласно Цицерону, — следование таким добродетелям, как познание истины, справедли­вость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не Должен сам вредить другим, посягать на чужую собственность, но и оказывать помощь потерпевшим от несправедливости и трудиться


для общего блага. В республике не может быть отстраненности от политики: «при защите свободы граждан нет частных лиц».

Право. Как и природу государства, природу права Цицерон ви­дит в природе человека и выводит право из понятия закона, соответ­ствующего естественному праву. Такой закон «есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное». Это — «высший закон, который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо госу­дарство вообще было основано». Его подлинным источником и но­сителем естественного права является человеческий разум («ра­зум есть закон»), общий для божества и человека. Следовательно, «мы, люди, должны считаться связанными с богами также и зако­ном». Итак, у Цицерона естественное право — это «истинный», «вечный и неизменный закон» для всех народов, «как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона».

Право устанавливается природой, а не человеческими опре­делениями и решениями. «Если бы права устанавливались повеле­ниями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право разбойни­чать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные за­вещания, — если бы права эти могли получать одобрение голосова­нием или решением толпы». Поэтому «нелепее всего думать, де­лал он вывод, что все, значащееся в установлениях и законах народов, справедливо». Естественный закон, по его мнению, мери­ло для отличия благого закона и дурного, права от бесправия, чест­ного от позорного.

Основой права, по Цицерону, является справедливость («мы рождены для справедливости») и склонность любить людей. Спра­ведливость требует не вредить другим и не нарушать чужую соб­ственность. Ей должны соответствовать законы, установленные в государстве. Закон, по Цицерону, «есть решение, отличающее спра­ведливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древ­нейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защища­ющие и оберегающие честных». Смысл закона именно в том, что он принят и установлен для всех и ради блага всех, — так Цицерон формулирует важный правовой принцип. Основной закон респуб­лики — «Salus populi suprema lex!» («Благо народа — высший за­кон!»), — писал Цицерон.

В учении Цицерона о праве отличаются не только естественное и писанное право, но и частное и публичное. Право народов тракту­ется частью как положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т.е. международное право). Он призывает к соблюдению международных договоров и обязательств, как важный принцип международного права, различа-


ет справедливые войны и несправедливые (война, которая «не была возвещена и объявлена»). Причиной справедливой войны им ука­зывается необходимость защиты государства, а целью — установле­ние мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными. Заметно и его в целом одобрительное отношение к завоевательным походам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.

В своей политической деятельности Цицерон оставался верен его теоретической концепции государства. Во время правления три­умвиров его имя было включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н.э. он был обез­главлен сторонниками триумвирата.


Творческое наследие Цицерона оказало большое влияние на всю последующую историю политической и правовой мысли. Его поло­жения о государстве, как правовом общении, его формах, республи­ке, о гражданине как субъекте права и государства, о естественном праве и законах привлекают внимание многих последующих мыс­лителей, современных ученых.

2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ РИМСКИХ СТОИКОВ

Стоицизм пользовался в Риме в период расцвета Эллинской культуры исключительно большой популярностью. Среди наиболее известных в эту эпоху римских стоиков выделялись философы и политические деятели Луций Анней Сенека (3—65 гг.), Эпиктет (ок. 50 — ок. 140 гг.) и Марк Аврелий Антоний (121 — 180 гг.).

Сенека был известен современникам как философ-моралист, богач, государственный деятель и изворотливый придворный дип­ломат. Был воспитателем императора Нерона. Обвиненный в госу­дарственной измене, по приказу Нерона вынужден был покончить жизнь самоубийством. Его мировоззрение крайне противоречиво, в нем отразился характер переживаемой эпохи, когда социальные катастрофы вызывали даже в самых высоких умах острые противо­речия и усилия вырваться из них.

В духе воззрений древнегреческих стоиков Сенека считал судь­бу, провидение причиной всех причин. Человеческие отношения рассматривал как часть мировых отношений, которые люди не в силах изменить. Люди — «родные друг другу», ведь природа сотво­рила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей. Все люди — члены одного мирового целого, абсолютно равны ДРУГ другу и каждый человек священен для другого. Сенека считал всех людей не только равными, но и одинаково благородными. Даже рабы часто гораздо благороднее своих господ. Благодаря разу­му и общительности люди в борьбе за существование овладели при­родными стихиями и живут в тесном сообществе.

Вместе с другими стоиками Сенека доказывал природную необ­ходимость государства. Земное государство рассматривал как


часть государства космического, Вселенной, членами которого явля­ются все люди. «Мы, — писал он, — должны представить в вообра­жении своем два государства: одно, которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; дру­гое — это то, к которому нас прописала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано с еще ка­ким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной опре­деленной группы их». Разум и необходимость повелевают следо­вать правилам естественного государства, как отдельным людям, так и их сообществам.

Сходные идеи развивал и Эпиктет. Он резко критиковал богат­ство и осуждал рабство. «Чего не желаешь себе, не желай и другим....Как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобо­да и рабство». Эпиктет призывал к личному нравственному совер­шенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая опре­делена судьбой.

Марк Аврелий развивал «представление о государстве с равным для всех законом, управляемым согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущим свободу подданных». В сочи­нении «К самому себе» он писал: «...мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, к которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон». В духе стоиков он излагал нравственные максимы: «Непозволительно рядом с бла­гом разума и гражданственности ставить нечто чужеродное: одоб­рение толпы, упоение властью, богатством, жизнью, полной наслаж­дений». «В жизни лучшее — справедливость, истина, благоразумие, мужество —...самодостаточность духа».

Нравственно-правовые идеи и положения греческих и римских стоиков оказали влияние на римских юристов первых столетий нашей эры.







Date: 2015-09-19; view: 968; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию