Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Римские юристы о праве
В результате влияния греческой философии и правопонимания римское правоведение превратилось в науку. Но в отличие от греческих знаний о праве, римское правоведение было сконцентрировано на конкретных практических вопросах в силу назревшей необходимости обслуживания высокоразвитой экономической системы хозяйства с оживленной торговлей и судоходством, развитием договорных институтов. За несколько столетий до н.э. оно прошло путь от jus sacrum (божественное, сакральное право) до jus civile (гражданское право). Начало светской юриспруденции согласно преданию связано с именем Гнея Флавия (I в. до н. э.), издавшего сборник «Jus civile Flavianum» (цивильное право Флавия), использовавшийся в гражданском процессе. По мере вытеснения правовых институтов республиканского периода, происходившего в эпоху принципата, в Риме все большую сИлу набирал опыт ученых-правоведов. Власть нуждалась в специалистах, которых император мог постоянно использовать в качестве своих помощников. Огромное значение для упрочения позиций ученых-правоведов, а также и самого правоведения имели меры, предпринятые римским императором Августом, которые давали наиболее авторитетным юристам право проведения судебных экспертиз (jus respondendi). В практическом смысле это означало, что заключения (responsa) именно этих юристов имели законную силу и предъявлялись в суде. В них же содержались и различного рода комментарии к гражданскому праву. Деятельность юристов по решению правовых вопросов включала respondere — ответы на юридические вопросы частных лиц; cavere — сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; agere — сообщение формул для ведения дел в суде. К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиан, Павел, Ульпиан и Модестин (II—III вв.). Позже, в V в. специальным законом о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. Гай был судебным экспертом, важнейшей работой которого является учебник в четырех частях для начинающих юристов «Institutionum juris civilis commentari», завоевавший огромную популярность и широко использовавшийся законодателями. В сокращенном и переработанном виде он вошел в первую часть фундаментального труда императора Юстиниана «Corpus juris civilis» (Свод римского гражданского права). В него вошли и дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений преимущественно вышеназванных выдающихся римских юристов, а также собрание императорских конституций — кодекс Юстиниана. В них отразились многие важные общетеоретические положения по праву и политике. Человеческое право (jus) понималось римскими юристами как право естественное (jus naturale) и обычное право, закон (lex), включавшее эдикты магистратов, решения сената, право юристов, установления принцепсов, конституции императоров и т.д. Таким образом, естественное право в трактовке римских юристов относилось к действующему праву, было его составной частью и не проти-ставлялось ему. «Все народы, управляемые законами и обычаями, — писал Гай, — пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям». Естественное право являлось основой и составной частью права народов (jus gentium). «Право народов, — объяснял Ульпиан, — это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права; последнее является общим для всех живых существ, а первое — только для людей в их отношениях между собой». Различие лишь по кругу субъектов естественного права и права народов. Выделявшиеся в составе действующего права три части — естественное право, право граждан и право народов рассматривались юристами во взаимосвязи и единстве. «Цивильное право, — отмечал Ульпиан, — не отделяется всецело от естественного права или права народов....Таким образом, наше право является или писаным или неписаным, как у греков; из законов одни написаны, другие ненаписаны». Собственно сущность права теоретически точнее сформулировал юрист Павел. «Слово «право», — объяснял он, — употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, каково естественное право. В другом смысле «право» — это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве правом называется jus honorarium (преторское право)». Таким образом, право в правопонимании римских юристов приобрело значение справедливости, правды (justitia) и равенства, эквивалентности (aequi) как общих принципов естественного права. Юриспруденцию Ульпиан определял как науку о справедливости и несправедливости. Требования соответствия права справедливости распространялись на все источники права, в т.ч. и на закон. Отсюда и характерное для римских юристов определение закона. Так, по Папиану, «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». Здесь подчеркивается не только общеимперативность, общегосударственный характер закона, но и момент долженствования, различения должного и запретного в соответствии с правопони-манием стоиков. Самым ходовым изречением римских юристов было: «Dura lex sed lex» («Строг закон, но закон»). Императив (веление) права как справедливого права так формулировал Модестин; «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать». Его соответствие началам, принципам права часто подчеркивалось юристами. Так, Павел писал: «То, что воспринято вопреки началам права, не может быть распространено на последствия». Противоречие принципам права не может иметь юридической силы. Эту мысль развивал и юрист Юниан: «Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу». Эта фраза использовалась римскими юристами в детально разрабатываемых правилах и приемах толкования права. Не «строгое право», привязанное к закону, а право, опирающееся на «добрую совесть», справедливость, т.е. нравственные принципы, не только буква, но и дух закона, — как заметит Г.Гегель, — вот что придало римскому праву его непреходящее значение. Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное — к пользе отдельных лиц. Частное право, считал он, включает в себя предписания права естественного, права цивильного и права народов. Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права — цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формы исков, договоров, завещаний, определили полномочия собственника и других субъектов права, правовой статус личности и т.д. Именно частное римское право стало основой для развития европейского права. А система права, сложившаяся в Древнем Риме, сыграла исключительную роль в становлении гражданского общества в странах Европы. К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I—II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательных функций, разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права. Право народов юристы толковали как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами. Это обеспечивало взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, защищавшего частные и государственные интересы римлян. По нормам права народов запрещались какие бы то ни были сделки с врагами. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и становился рабом. Строго соблюдался иммунитет послов и посольств, в т.ч. послов врага. Высокая юридическая культура римской юриспруденции, юридической техники и та роль римских юристов, которую они сыграли своим детальным обоснованием институтов и норм действующего права, объясняют и рецепцию римского права, его принципов юриспруденцией стран континентальной Европы, и огромное влияние римских юристов на последующее развитие правовой мысли. Рим трижды «покорил» мир: первый раз своими легионами, поставившими Италию в центр тогдашнего «orbis terrarum» — круга земель, омываемых Средиземным морем; второй раз — своим правом, реце-пированным Европой; третий — христианством. «Величие римского народа проявляется не столько в том, что он взял, сколько в том, что он роздал», — писал Марк Антоний. 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОКРАТИЧЕСКИХ ДОКТРИН Появление христианства как мировой религии в пределах Римкой империи стало важным фактором обновления мира, поиска овои модели жизнеустройства. Возникнув в I в. н.э. из учения о i
небольшой иудейской секты Иерусалима, оно за пять столетий распространилось на все народы Средиземноморья, а затем и всей Европы, оказало огромное влияние на общественно-политическую мысль. Основные произведения раннего христианства появились во второй половине I — середине II вв. Из них 27 были канонизированы и составили «Новый завет». Здесь четыре евангелия, 21 послание апостолов и «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Таким образом, Библию (Святое Писание) составили Ветхий и Новый Завет. Главные политические и правовые идеи раннего христиан «царство дьявола», «дьявольский мир зла и насилия», римские императоры, особенно «зверь антихрист Нерон» — гонитель христиан. В откровении Иоанна Богослова предрекается гибель Рима — «великой блудницы». Христиане ждали пришествия Мессии, Христа-избавителя, Божьего посланника, который сокрушит царство зла, повергнет угнетателей «в гиену огненную». Существующие государства, как установления человека, осуждались. Им противостояло Царство небесное как совершеннейшее и справедливейшее, где трудящиеся «не будут уже ни алкать, ни жаждать и не будет палить их солнце и никакой зной». В ожидании Мессии проповедовалось смирение и непротивление злу насилием: «не противься.злому», «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Вместе с тем в произведениях христианской письменности сохранились намеки на вооруженные отряды христиан («не мир Я принести пришел, но меч»), на схватки с римскими оккупантами. Главное же — ожидание скорого пришествия Мессии: «Се, гряду скоро, — говорится в Новом Завете, — и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». В соответствии с традицией Древнего Востока Библия проповедует божественное происхождение всякой власти и покорность ей. «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены, противящийся власти противится Божию установлению», — говорится в «Послании к римлянам» апостола Павла. Христианство — революция в античном мире во взглядах на человека, требовавшая его духовной свободы, равенства и общеобязательности труда. Христианские общины организовывались на коллективистских началах, с общностью имущества, труда, трапез. «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». Осуждались богатые: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие Божие». Пропаганда божественного «закона свободы», равенства всех перед Богом («Нет иудея, ни грека, нет раба, ни свободного, нет мужского пола или женского, — ибо все вы один в Иисусе Христе»), принципа эквивалента — «равным за равное» («И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними») отражала древние естественно-правовые идеи и представления. Библия отводит важную роль закону в преодолении пороков человека. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». Поощряются исполнители законов, «потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут». При этом действие закона распространяется лишь на принявших их, «стоящим под законом». Закон свидетельствует о правде Божьей и имеет власть над человеком пока он жив. Выше закона — вера. «Закон свят», — провозглашается в Библии. Его божественное происхождение подтверждается притчей о передаче Господом через пророка Моисея каменных скрижалей с высеченными на них заповедями. Из ставших каноническими десяти заповедей, первые три посвящены религиозным догмам («Да не будет у тебя других перед лицем Моим», «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху...», «Не произноси имени, Господа Бога твоего, напрасно...»), четвертая — требование почитания родителей («Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе»), а остальные — предостережение от уголовных преступлений («Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»). Таким образом, нормы заповедей требуют неприкосновенности человеческой жизни, собственности, нравственного поведения. Следование заповедям — путь истинный, провозглашается в Библии. Суд — также «дело Божье». Бог дал напутствие судьям через пророка Моисея: «выслушивайте братьев ваших, и судите справедливо... Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божье, а дело, которое для вас трудно, доведите до меня и я выслушаю его». Таким образом, «высшей судебной инстанцией» провозглашался Божий суд. К середине II в. руководство христианскими общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, образовавших стоящее над верующими духовенство (клир). Епископы разных общин установили между собой прочные связи; таким образом, была образована вселенская церковь. «Вне церкви нет спасения», «без епископа нет церкви», «на епископа должно смотреть как на самого Господа»,, учило духовенство. Присвоив монопольное право проповедовать и толковать христианское учение, духовенство разработало сложную систему обрядов, служб, догм, используя ряд положений других Религий (например митраизма) и философских школ (стоиков, гностиков). Общие трапезы были заменены причащением, апостолы — слугами и гонцами епископов, равенство верующих — неравенством между клиром и мирянами. Первоначальное осуждение императорской власти сменилось стремлением церкви к союзу с ней, разделению светской и духовной власти, призывом к верующим: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие — Богу». С IV в. императоры уже вынуждены считаться с церковью и даже искать у нее поддержки. В свою очередь в борьбе против разного рода сект и ересей, отклонявшихся от «истинного» вероучения, церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти. При императоре Константине христианство было объявлено сначала равноправным с другими религиями, а затем и государственной религией (324 г.). С развитием научно-правового мышления в Древнем Риме на правоведение с IV в. все большее влияние оказывали христианская идеология, теологические учения. Важнейшее выражение взглядов христианской церкви этого периода на политику, право и сами правовые нормы представлено в трудах знаменитых теологов Иоанна Златоуста (ок. 345 — 407 гг.) и Аврелия Августина (Блаженного) (354— 430 гг.). Константинопольский епископ Иоанн Златоуст в своем толковании «Послания к римлянам» апостола Павла требует от всех верующих строгого исполнения предписаний Библии, повиновения политической власти. Всякая власть от Бога. Повиновение.власти как божественному установлению — должное и необходимое, «в награду добрым и в наказание злым». Цель ее: дать возможность людям вести тихую и спокойную жизнь. Поэтому ей следует подчиняться безропотно, воздавать не только дань, но честь и страх. За сопротивление и непокорность властям, учил Златоуст, грозит Божье наказание — «ибо если ты корабль лишаешь кормчего, ты губишь самое судно». В то же время он подчеркивал: не всякий царь или князь следуют закону Божьему. «Истинный царь тот, кто властвует над гневом, завистью и наслаждениями, кто все подчиняет Закону Божьему, кто, сохраняя свободный разум, не дозволяет страстям властвовать над душою». Таким образом, Бог, учредив многообразие власти и подчинение ей, ибо равенство чести порождает войну, писал Иоанн Златоуст, требует от властителей и соответствующих нравственных качеств. Иоанн Златоуст подчеркивал приоритет духовной власти над светской. Царская власть имеет свои границы: она действует лишь в гражданской области. Он ставит священников выше царей — «царю поручены тела, священнику души», «священство настолько выше царской власти, насколько велико расстояние между плотью и духом». Священник — посредник между Богом- и человеком. «Закон светский не должен стоять выше божественного», — учил Златоуст. Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви было учение епископа из Гиппона (Сев. Африка) Аврелия Августина, прозванного Блаженным и канонизированного церковью как святой и учитель церкви. В его знаменитых произведениях «Исповедь» и «О граде Божием» он ратует за соблюдение христианских моральных заповедей, которые должны закрепляться законами или обычаями государства. Здесь изложены основные положения христианской концепции мировой истории, характерными чертами которой являются божественная предопределенность, фатализм. Августин писал, что вся история человечества представляет собой развитие двух государств: «Града Божия» и «Града земного», греховного, в котором царствует дьявол. Государство земное — создание человеческое, его цель временная, оно создано насилием, держится принуждением. Только к церкви, как к земному прообразу божественного порядка, подходит определение государства, данное Цицероном, т.к. лишь в ней право и истинная справедливость. «Град Божий», утверждал Августин, основан на любви к Богу, доходящей до презрения себя. «Град земной» основан на любви к себе, доходящей до презрения Бога. Последнее государство он определяет как собрание людей, объединенных общественной связью. В его основе лежит общественный договор, укрепленный законом или обычаями государства. Но по сравнению с «Градом Божием» оно лишено высшей нравственной силы и имеет единственную цель — «охранение земного мира», поддержание социального порядка. Греховность государственно-правовой жизни проявляется, согласно Августину, в господстве человека над человеком, в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Такой порядок он называет «естественным». Рабство не создано ни природой, ни правом народов: «грех — первая причина рабства». Греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и Судного Дня. Формы правления различаются Августином в зависимости от выполнения обязанностей, возложенных на верховную власть. Главными из них он считает моральные и религиозные обязанности, уважение к Богу и человеку. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию — кликой. Государство, в котором игнорируется право как воплощение справедливости, предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как и авторитет и полномочия власти становятся достойными того, чтобы им подчиняться. Христианское государство — образец «Града земного». Человек, согласно Августину, существо немощное и совершенно не способное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. Но в конечном счете добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку. Божественными установлениями в земном государстве у Августина выступают не только институт власти, но и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. «Кто сотворил тех и других? — Господь! Богатого чтобы помогать бедному, бедного, чтобы испытать богатого». Таким образом, отдельный индивид не цель в себе и для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка. Правопонимание Августина проявляется в рассуждениях об обязанностях, налагаемых законами естественными, божественными и человеческими. Этим законам надлежит подчиняться, но люди их часто переступают. Божественный закон повелевает «сохранять порядок естественный и запрещает его нарушать...» Возможностью жить по законам Бога могут воспользоваться лишь избранные, праведники. Все другие должны страдать. Все государственные и социальные институты, а также правовые нормы являются результатом греховности людей. Это проявляется в господстве человека над человеком, в отношениях управления и подчинения. Познать суть государства и права, свободы и справедливости, закона и порядка можно только с помощью Святого Писания. Источником естественного права и естественно-правового принципа эквивалента у него выступает Бог. «Кто иной, как не Бог, — риторически вопрошал Августин, — вписал в сердца людей естественное право?» Как видно, его представления о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов, Цицерона, в частности, с их трактовкой естественного права. Установленный Богом порядок охраняется и управляется, согласно Августину, законом. И нечестен тот, кто не живет в мире с законом. Мир с Богом же есть повиновение в вере вечному закону. Этот мир строится на любви к Богу и любви к ближнему. Религиозно-этический подход, характерный для августиновского истолкования проблем государства и права, присущ и суждениям о законном и преступном. Он учил: «Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое — это грех, второе — наказание...Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет». Итак, источник зла Августин видел в свободной воле людей. Особенно это опасно в делах веры. «Прежде чем понимать, мы должны верить». Коль скоро цель христианского государства — благо, государство, если безнравственность и неверие не поддаются убеждению, должно «принуждать людей, а не учить». Нарушений людской нравственности, проступков следует избегать, говорится в «Исповеди». Прихоть гражданина или чужестранца не смеет нарушать общественного договора, закона или обычая государства или народа: «всякая власть, которая не согласуется с целым, безобразна». Людские мерки преступлений или проступков, считает Августин, не совпадают с божественными. Есть поступки, на которые люди смотрят неодобрительно, но которые одобрены свидетельством Бога и, наоборот, много таких, которые люди хвалят и кото- пы осуждены Богом. Различие между проступками и преступлениями Августин устанавливает следующим образом: «Когда неукротимая страсть портит душу и тело, — это проступок; когда она действует во вред другому, — это преступление». Их причинами являются или стремление достичь каких-либо благ, или страх их потери. Эти блага по сравнению с Царством Небесным — «презренны и низменны». Таким образом, в своем противопоставлении «Града земного» и «Града Божия» Августину не удается избежать противоречий. Если земное государство есть царство дьявола, «неправды», то обесцениваются политические, социальные и нравственные институты, как установления Бога, утрачивается логическая связь между божественным и человеческим правом, значение естественного права, законов. Если земное общество способно установить у себя «благой порядок» на основе Божественных заповедей, то нельзя признать эту цель за дело греховное. Противоречием такой трактовки были появившиеся в то время христианские государства. Августин сам считаясь с политическими реалиями своего времени признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в ее борьбу с еретиками и соперничающими религиями. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, подчинение, а в обязанности церкви — быть наставницей в гражданских добродетелях и проповедницей «братства». Позже церковь восточного обряда не приняла августиновского противопоставления «Града земного» и «Града Божьего», считая их взаимосвязанными. Однако вопрос о приоритете духовной власти над светской оставался долгое время предметом противоборства и яростных споров. Недолго сохранялось и единство в самой христианской церкви: в XI в. она распадается на Западную и Восточную (католическую и православную). Итак, христианство своим новым подходом к проблемам человека, государства и права обогатила политико-правовую мысль древних веков, оказало заметное влияние на ее последующее развитие, что обусловило его господство в Европе. Таким образом, римские учения о праве и государстве творчески развили основные политико-правовые идеи и принципы греческих философов, приобрели теоретическую завершенность и совершенство. В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Развивая теорию полисной демократии, он предложил новый, смешанный тип государства — республику» имеющий своим началом естественное право и волю народа, систему сдержек и противовесов, предупреждающих вырождение республики в тиранию. Обширность разработанных юристами общетеоретических проблем права, его институтов и понятий положила начало юриспруденции как самостоятельной науки. Благодаря им римское право стало фундаментальным вкладом в цивилизацию, не утратившим своего значения и в XXI веке. В Средние века римское право будут называть ratio scripta (писаный разум). Вероятно, именно так следует рассматривать его и сегодня. Исключительное и непреходящее значение в истории цивилизации принадлежит христианству. Сформулированные в Новом Завете моральные нормы и принципы поведения людей, общественных отношений выразили общечеловеческие ценности — свобода, равенство, справедливость, труд — продолжают оказывать влияние на нравственное очищение человека, на политическую и правовую мысль. ЛЕКЦИЯ VI. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (V—XIII вв.) 1. Теократические доктрины. 2. Учение ФЛквинского о государстве и праве. 3. Теория всемирной монархии А.Данте. 4. Политико-правовое учение М.Падуанского. 5. Мусульманская политико-правовая мысль в Средние века. Более чем тысячелетняя эпоха Средних веков (V—XIII вв.) в Западной Европе была временем становления сословного феодального общества, находившегося под господствующим влиянием христианской религии и римско-католической церкви. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. Известная библейская формула: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» — превратилась в непререкаемую догму феодального строя. Высшими и чуть ли не единственными источниками истины признавались Святое Писание и догматы официального вероучения католической церкви. Ссылками на Библию обосновывалось сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение крестьян. 1. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ Проблемы государства и права, хотя и не имели ведущего значения, тем не менее стали предметом острых споров в результате борьбы за власть и сословные привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами. Католическая церковь, организованная по принципу строгой иерархии и возглавляемая римским папой, притязала на решающее участие в политической власти. Эти притязания обосновывались теократическими теориями-Их основное содержание сводилось к следующему. Во-первых, роль государства, его правителей, трактовалась как подчиненная церкви. Обосновывая политические притязания церк- ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получала свой авторитет непосредственно от Бога. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе римско-католической церкви. Согласно доктрине «двух мечей», олицетворявших две власти — духовную и светскую, — один из них церковь оставляет вложенным в ножны (для искоренения ереси), другой — вручала государям, наделенных церковью правом повелевать людьми и карать их. Государь есть слуга церкви, утверждали богословы-схоласты, служащий ей в таких делах, которые недостойны духовного лица. Папа присваивал себе право как коронования государей, так и отлучения их от церкви. Во-вторых, папская теория «двух мечей» дополнялась теорией «нравственного закона», в силу которого папе приписывалось право судить государей за беззаконные действия, а иногда и лишать их власти в виде наказания, выступать посредником между враждующими сторонами в государстве или между государями. Папа Иннокентий III, выступив посредником в войне между французским и английским королями, ссылался на принадлежащее ему право судить грехи: «каким же образом мы, которые высшей властью призваны к управлению вселенской церкви, можем не слушать божественного повеления и не действовать по предписанному правилу... Нам последним, без сомнения, нам принадлежит суд, который мы можем и должны исправлять в отношении к кому бы то ни было...» Суд папы, церкви по «нравственному закону» имел далеко идущие и не только нравственные последствия. В условиях Средних веков церковное наказание, а тем более отлучение от церкви делало человека отверженным от общества. Самой угрозой такого наказания усмирялись непокорные, в т.ч. и короли. В-третьих, церковь оспаривала право инвеституры (назначения императором епископов), обосновывая свое право на нее. При этом, и та и другая сторона апеллировала к текстам Святого Писания о богоустановленности власти. В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Плебейские и бюргерские ереси стали широкой оппозицией церковным учениям и церковной иерархии. Ее участники взывали к истинной христианской церкви как общине верующих, выступали за право как всеобщее равенство, справедливость и взаимопомощь. В XIV в. такие ереси набрали силу во многих городах «западной Европы, Англии. Участники движений требовали восстановления раннехристианской церкви, упразднения римской курии, монархов. Профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф выступал против зависимости английской церкви от римской курии, вмешательства церкви в дела государства, осуждал церковную ерархию и церковное богатство как противоречащие Святому Пи-анию. Против папской власти выступал и последователь Дж. Уик-фа Ян Гус, руководитель чешского национально-освободительно- 5 г-Г. Демиденко 65 го движения. Правосознание подавляющего большинства населения Европы — крестьянства, исходило из «старого права», обычаев. В его правосознании никогда не затухали идея равенства, протест против дворянских и церковных привилегий. С теоретической поддержкой королевской власти в ее борьбе с феодальной раздробленностью и попытками церкви вмешиваться в дела светской власти с XII в. выступали средневековые юристы (легисты). В XI—XII вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших римское право («глосса» — пояснение, замечание). Они выступали на стороне светской власти. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля императоров считалась высшим законом, легисты полагали главным источником права законы, установленные властью императоров, королей, городов. Некоторые юристы Средних веков считали свободу естественным правом, а рабство — порождением насилия. Благодаря глоссаторам (позже их стали называть консилиаторами — советниками, консультантами) и их трудам римское право получило широкое признание в Западной Европе, начали формироваться (в каждой стране по-разному) новые правовые нормы, школы научного правоведения. В противовес школе легистов в XII в. создается школа канонистов, систематизировавших папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания «отцов церкви», положения Библии. Использовались и вольно сочиненные документы, в том числе т.н. «Дарственная Константина», согласно которой Константин Великий, когда переносил резиденцию в Константинополь, якобы, передал папам римским не только церковную власть во всей империи, но и светскую власть над ее западной частью. Естественное право они отождествляли с божественным законом, изложенным в священных книгах, а единственным источником человеческого права считали обычай. Католической церковью было запрещено духовенству изучение римского права, а также преподавание его в университетах, находившихся под контролем богословов. Первый свод канонического права — «кодекс Грациана», составленный в XII в., утверждал юрисдикцию церкви не только в делах нравственно-религиозных, но и светских. Борьба римских' пап и императоров порой принимала форму вооруженной борьбы: церковь взывала к подданным и вассалам неугодных ей правителей, освобождая их от присяги; короли и императоры в борьбе с церковью прибегали к вооруженной силе. Однако всегда, когда движение народных масс угрожало и тем, и другим, они совместно подавляли его. 2. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В течение XII—XIII вв. в Западной Европе возникли первые университеты, ставшие подлинными «питомниками» знании, гас смотря на засилье богословья и схоластики в них, они первые возро- пили интерес к античной мысли и, в частности, к Аристотелю. Человеком, чье влияние на возрождение этого интереса было решающим, стал крупный идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский (1225—1274 гг.). В своих произведениях «Сумма теологии», «О правлении государей», комментариях к переведенной на латинский язык и изданной «Политике» Аристотеля, Аквинский на ее базе развил доктрину государства и естественно-правовую теорию в свете догматов католической церкви. Человек, как считает Фома Аквинский, существо разумное и обладающее свободной волей. Конечная цель есть основное начало деятельности разумного существа. Такой целью является блаженство. Оно состоит не в богатстве, почестях, славе, а в познании... Бога. Вслед за Аристотелем он признает человека «существом общительным и политическим», «соотнесенным с Богом как с некоей своей целью». Такое свойство человека приводит к образованию политической общности — государства. Это — совершенный союз, установленный ради общего блага, обеспечения условий для достойной, разумной жизни. Согласно Аквинскому, реализация данной цели совпадает с существующей феодально-сословной иерархией. Так устроено в мире, где царит иерархия форм, из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный же мир возглавляется на земле папой как наместником Бога. По тому же принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям, рабы — господам. Богословское учение о происхождении власти от Бога, Аквинский дополняет своими рассуждениями: Бог — причина добра, а не зла, следовательно, все, что есть доброго во власти, — это от Бога, что есть дурного, — не от него. Во всякой власти он различает три элемента: 1) начало или происхождение власти; 2) ее употребление; 3) форму или существо власти. Происхождение или употребление власти могут быть хороши или дурны, но существо ее всегда добро оно заведено Богом. Существо власти составляет порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Тот, кто приобретает или злоупотребляет властью, заслуживает, чтобы она у него была отнята. Таковы заветы Бога и веления римско-католической церкви, представляющей его волю. Поэтому все цари должны подчиняться папе, как самому Христу. Насколько действия правителя отклоняются от воли Божьей, настолько они противоречат интересам церкви, по мнению Аквин- ского, настолько подданные вправе оказывать этим действиям со- ротивление. Он признает правомерным неповиновение в случаях: ) когда повелевается то, что противно повелению Божьему; 2) ког- повелевается то, на что не простирается власть правителя (напри- мер, на духовную жизнь людей или когда устанавливаются чрезмерно тяжелые налоги). Тогда правитель превращается в тирана, не хочет знать общей пользы, а печется только о своей выгоде, попирает законы и справедливость. Поэтому народ может восстать и свергнуть его, что уже не является смертельным грехом. Главное, считает Ак-винский, чтобы восстание не приносило больше вреда, чем пользы. Тиранию Аквинский, противопоставляет монархии как лучшей форме правления. Его доводы: 1) на преимущества монархии указывает сама природа, которая везде установила одно правящее начало: в теле — сердце, в душе — разум; у пчел — одна царица; миром правит единый Бог; 2) это доказывает и история: страны, где нет единого правителя, бедствуют от раздоров; управляемые монархами наслаждаются миром. Из монархий Аквинский отдавал предпочтение политической, а не абсолютной монархии. Такое правление, смешанное из элементов монархии, аристократии и демократии, по его мнению, было установлено у евреев законом Божьим, где правил один царь на основе добродетели и законов, ему помогали светские и духовные князья, избранные от всего народа. Добродетель — качество человека, направляющее его к цели законом. Она состоит в подчинении закону. Добродетель как и закон — основа порядка. Закон Аквинский определяет как известное установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе. Закон есть разум управления, правило и мерило человеческих поступков. Он необходим во имя мира среди людей и добродетели, ведет их к общему благу. Признаком закона является его обнародование. Законы он делит на четыре вида: вечный, естественный, человеческий и божественный. Вечный закон (lex auterna) — «есть сам божественный разум, управляющий миром». Этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Естественный закон (lex naturale) — отражение этого вечного закона в человеческом разуме есть действие вечного закона в человеческом обществе. Все предписания естественного закона исходят из цели делать добро и избегать зла. Естественный закон является той основой, на которой покоятся все создаваемые людьми законы. Человеческий, или положительный, закон (lex humana) — это частные приложения естественного закона. Аквинский пишет, что одних естественных наклонностей мало. Нужна дисциплина. Есть люди, которых надо принуждать силой и страхом. Целью положительного закона есть развитие добродетелей в человеке. Этот закон должен быть подчинен естественному закону. Только то постановление имеет силу закона, считает Аквинский, которое само по себе справедливо. Таким образом, он отрицает значение человеческого закона за теми актами светской власти, которые противоречили предписаниям естественного закона. Законы называются справедливыми по цели, когда они имеют ввиду общее благо; по происхождению, когда изданный закон не превышает власти законодателя; по форме, когда «ввиду общего блага на подданных налагаются тяжести уравнительные». Необходимо определить, что закон может предписывать, тогда мы будем знать, чему следует повиноваться. Обязательная сила закона распространяется на всех. Законом связан, полагает Аквинский, и сам законодатель (кроме принудительной силы закона), и духовные лица (если положительный закон не противоречит ни естественному, ни божественному закону). Божественный, или откровенный, закон (lex divina) проистекает из Библии. Он, согласно Аквинскому, необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде, потому необходимо такое высшее руководство как Библия, в т.ч. в законодательстве. Сфера божественного закона намного шире, она охватывает и духовную жизнь, недоступную для человеческого закона. Грехи, греховные помыслы, не запрещенные этим законом, запрещаются божественным законом. Все низшие законы должны проистекать из закона вечного. Таково учение Аквинского о законе. Как видим, у него речь идет не только о феодальном законодательстве, но излагается и теория закона. Право у Аквинского есть объект правды. Оно определяется как ♦действие, уравненное по отношению к другому, в силу...природы вещей или в силу человеческого установления». Право он, вслед за Аристотелем, делит на естественное и положительное. Право народов, которое выделяли римские юристы, он считал видом естественного права, ибо оно касается только человека. Как и в учении о законе, Аквинский утверждает, что человеческие установления может сделать правом то, что не противоречит праву естественному. Фома Аквинский — воинствующий защитник католической церкви, феодально-монархического строя, непримиримый к их врагам. Особенно яростно он обрушивается на еретиков: «если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси». В Средние века его называли «doctor angelicus» (ангельский доктор). После смерти, в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых, а в 1879 г. его теологическая философия объявляется римским папой «единственно истинной философией католицизма», что положило начало неотомизму. Date: 2015-09-19; view: 8929; Нарушение авторских прав |