Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДМД: Ды­ха­ние-Му­зы­ка-Дви­же­ние





В по­след­ние пять лет в на­шем на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ском и при­клад­ном на­прав­ле­нии ин­те­гра­тив­ной пси­хо­ло­гии про­шла ап­ро­ба­цию но­вая пси­хо­тех­но­ло­гия, ко­то­рая по­ка­за­ла вы­со­кую эф­фек­тив­ность при ра­бо­те с кли­ен­та­ми. Пси­хо­тех­но­ло­гия на­ми бы­ла обо­зна­че­на как ДМД (ды­ха­ние-му­зы­ка-дви­же­ние).

Тео­ре­ти­че­ским обос­но­ва­ни­ем ме­то­да по­слу­жи­ли не­ко­то­рые идеи, ко­то­рые мы вы­дви­ну­ли в хо­де на­ших на­уч­ных экс­пе­ри­мен­тов с рас­ши­рен­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния.

Мы за­ме­ти­ли, что наи­бо­лее про­дук­тив­ным и эф­фек­тив­ным из рас­ши­рен­ных со­стоя­ний соз­на­ния, ко­то­рые ин­ду­ци­ру­ют­ся связ­ным ды­ха­ни­ем, яв­ля­ют­ся те, ко­то­рые име­ют ней­роп­си­хо­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки «бы­ст­ро­го сна». Ана­ло­гом дан­но­го со­стоя­ния, очень зна­ко­мым для ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, яв­ля­ет­ся про­со­ноч­ное со­стоя­ние, ос­нов­ной ха­рак­те­ри­сти­кой ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся «при­сут­ст­вие в двух ми­рах од­но­вре­мен­но» – в здесь и сей­час, а так­же эмо­цио­наль­но пе­ре­жи­вае­мых об­раз­но-мен­таль­ных про­стран­ст­вах, ко­то­рые яв­ля­ют­ся про­дук­том спон­тан­ной ак­тив­но­сти са­мо­го соз­на­ния.

Тре­нинг ДМД пред­став­ля­ет со­бой ин­тег­ри­ро­ван­ную пси­хо­тех­ни­че­скую сис­те­му для фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти с вы­со­кой эмо­цио­наль­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной креа­тив­но­стью. ДМД спо­соб­ст­ву­ет пре­одо­ле­нию ри­гид­ных, не­аде­к­ват­ных ре­аль­но­сти со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских и куль­тур­ных сте­рео­ти­пов, раз­ви­тию лич­но­ст­но­го по­тен­циа­ла и рас­ши­ре­нию соз­на­ния.

В ДМД мы вы­де­ля­ем три на­прав­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ской транс­фор­ма­ции соз­на­ния и лич­но­сти:

- ды­ха­тель­ные про­цес­сы,

- му­зы­каль­ная те­ра­пия,

- дви­же­ния.

Це­лью ДМД так­же яв­ля­ет­ся раз­ви­тие це­ло­ст­но­го вос­при­ятия и пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком со­дер­жа­ния чув­ст­вен­но­го те­лес­но­го об­раза. ДМД по­зво­ля­ет про­из­во­дить кор­рек­цию со­ци­аль­но-лич­но­ст­ных ус­та­но­вок ин­ди­ви­дуу­ма, фор­ми­ро­ва­ние его лич­но­ст­но-со­ци­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции в рам­ках кон­крет­ной суб­куль­ту­ры. Нам так­же важ­но раз­ви­тие лич­но­сти за свои пре­де­лы и са­мо­реа­ли­за­ция.

Пси­хо­тех­ни­ки, ко­то­рые мы при­ме­ня­ем в ра­бо­те, с од­ной сто­ро­ны, обес­пе­чи­ва­ют «про­бу­ж­де­ние» ес­те­ст­вен­но­го спон­тан­но­го по­ве­де­ния, с дру­гой – раз­ви­тие осоз­нан­но­сти при осу­ще­ст­в­ле­нии не­вер­баль­но­го вы­ра­зи­тель­но­го дей­ст­вия раз­лич­ной на­прав­лен­но­сти – ком­му­ни­ка­тив­ной, опе­ра­ци­он­ной, дея­тель­но­ст­ной.

На ос­но­ве глу­бо­ких экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний на­ми раз­ра­бо­та­ны ме­то­ди­че­ские прие­мы транс­фор­ма­ции лич­но­сти по­сред­ст­вом вклю­че­ния их в про­цесс про­жи­ва­ния му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний во вре­мя ды­ха­тель­ных про­цес­сов, спон­тан­но­го эмо­цио­наль­но­го дви­же­ния и дей­ст­вия.

При ре­ше­нии за­дач по раз­ви­тию спон­тан­но­сти, ес­те­ст­вен­но­сти и твор­че­ской про­дук­тив­но­сти дея­тель­но­сти мы ис­поль­зо­ва­ли ме­тод син­те­за «му­зы­ка-дви­же­ние», по­стро­ен­ный на ос­но­ве со­еди­не­ния тон­ко раз­ви­то­го мы­шеч­но­го чув­ст­ва со спо­соб­но­стью к це­ло­ст­но­му вос­при­ятию му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния и к пе­ре­да­че лич­но­стью глу­бо­чай­ших пе­ре­жи­ва­ний му­зы­каль­но­го об­раза.

Ха­рак­тер осу­ще­ст­в­ле­ния и фор­мы вы­ра­зи­тель­но­го дви­же­ния мож­но рас­смат­ри­вать как про­ек­цию эмо­цио­наль­но-об­раз­но­го про­жи­ва­ния че­ло­ве­ком ме­ло­дии, ко­то­рое опо­сре­ду­ет­ся осо­бен­но­стя­ми его вос­при­ятия му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния, сте­пе­нью его эмо­цио­наль­ной от­кры­то­сти, уров­нем и ха­рак­те­ром осоз­на­ния сво­его об­раза те­лес­но­го «Я», сте­пе­нью пла­сти­че­ско­го со­вер­шен­ст­ва и уров­нем раз­ви­тия креа­тив­но­сти.

При раз­ра­бот­ке пси­хо­тех­ник ДМД мы учи­ты­ва­ли тот факт, что раз­лич­ные му­зы­каль­ные об­ра­зы по­ро­ж­да­ют и раз­ные эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ные, дви­га­тель­ные фор­мы от­реа­ги­ро­ва­ния; эмо­цио­наль­но-ди­на­ми­че­ское со­дер­жа­ние му­зы­ки по­ро­ж­да­ет про­яв­ле­ние спон­тан­но­го дви­же­ния оп­ре­де­лен­но­го ти­па ха­рак­те­ра – от «пла­стич­но­го» до «им­пуль­сив­но­го». Дви­га­тель­ные пси­хо­тех­ни­ки на­прав­ле­ны на осоз­нан­ное фор­ми­ро­ва­ние у кли­ен­тов спо­соб­но­сти к спон­тан­но­му вос­про­из­ве­де­нию раз­но­ха­рак­тер­ных сти­лей дви­же­ния: «пла­стич­но­го дви­же­ния» как след­ст­вия пе­ре­жи­ва­ния ими по­зи­тив­но ок­ра­шен­но­го, ин­тим­но-чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия ме­ло­дий и «им­пуль­сив­но­го дви­же­ния», про­яв­ляю­ще­го­ся в по­треб­но­сти от­реа­ги­ро­ва­ния ра­нее сдер­жан­ных аф­фек­тов нев­ро­ти­че­ско­го со­дер­жа­ния и по­зво­ляю­ще­му сни­мать у кли­ен­тов пат­тер­ны мы­шеч­ных на­пря­же­ний.


Раз­ви­вая спо­соб­ность у уча­ст­ни­ков тре­нин­га к ас­со­циа­тив­но­му спон­тан­но­му ес­те­ст­вен­но­му дви­же­нию, мы кор­рек­ти­ру­ем пси­хи­че­ское со­стоя­ние кли­ен­тов, «раз­ру­ша­ем» так на­зы­вае­мый «ха­рак­тер­ный пан­цирь» (по В. Рай­ху).

В ме­то­ди­че­ском обес­пе­че­нии экс­пе­ри­мен­та по транс­фор­ма­ции об­раза «Я» дви­га­тель­ны­ми тех­ни­ка­ми осо­бую роль за­ни­ма­ли прие­мы по раз­ви­тию чув­ст­ва рит­ма. Вслед за Б.М. Те­п­ло­вым мы счи­та­ем, что чув­ст­во рит­ма вы­сту­па­ет как важ­ней­ший ком­по­нент для ус­пеш­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния транс­фор­ма­ции вни­ма­ния и ве­ду­щих сен­со­мо­тор­ных функ­ций. Рит­ми­ка в пси­хо­те­ра­пии (Ю.С. Шев­чен­ко, 1995) ис­поль­зу­ет­ся при ле­че­нии дви­га­тель­ных и ре­че­вых рас­стройств (ти­ков, заи­ка­ния, на­ру­ше­ния ко­ор­ди­на­ции, рас­тор­мо­жен­но­сти, мо­тор­но­сти, сте­рео­ти­пов).

Су­ще­ст­ву­ет тес­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду спо­соб­но­стью к чув­ст­во­ва­нию-вос­про­из­ве­де­нию рит­ма и уров­нем раз­ви­тия эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ной и ког­ни­тив­ной сфер, ха­рак­те­ром со­ци­аль­но-лич­но­ст­ной иден­ти­фи­ка­ции и эс­те­ти­че­ской куль­ту­ры лич­но­сти. Чув­ст­во му­зы­каль­но­го рит­ма име­ет не столь­ко мо­тор­ную, сколь­ко эмо­цио­наль­ную при­ро­ду, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит вос­при­ятие вы­ра­зи­тель­но­сти му­зы­ки. По­это­му струк­ту­ра за­ня­тий по раз­ви­тию чув­ст­ва рит­ма вы­страи­ва­ет­ся та­ким об­ра­зом, что­бы му­зы­каль­ное со­про­во­ж­де­ние ка­ж­до­го про­цес­са или уп­раж­не­ния бы­ло со­звуч­но му­зы­каль­ной куль­ту­ре кли­ен­тов раз­лич­ной суб­куль­тур­ной ори­ен­та­ции и обес­пе­чи­ва­ло при­ня­тие ими эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­но­го со­дер­жа­ния ме­ло­дий и ха­рак­те­ра тем­по-рит­ма. Учи­ты­ва­ет­ся воз­раст, уро­вень му­зы­каль­но­го раз­ви­тия, ха­рак­тер куль­ту­ро­ло­ги­че­ских пред­став­ле­ний кли­ен­тов.

Во вре­мя про­ве­де­ния пси­хо­кор­рек­ци­он­ных за­ня­тий мы гиб­ко под­би­ра­ем му­зы­каль­ные ком­по­зи­ции как из со­вре­мен­ной, при­ни­мае­мой мо­ло­де­жью му­зы­ки, так и фраг­мен­ты из клас­си­че­ских про­из­ве­де­ний, вклю­чая их в мо­мен­ты транс­цен­дент­но­го пе­ре­жи­ва­ния дви­же­ния.

ДМД по­зво­ля­ет рас­крыть и ак­туа­ли­зи­ро­вать в про­цес­се ды­ха­ния те­лес­ные, эмо­цио­наль­ные, чув­ст­вен­ные, ког­ни­тив­ные и креа­тив­ные воз­мож­но­сти че­ло­ве­ка. Тре­нинг по ДМД как ин­те­гра­тив­ная пси­хо­тех­но­ло­гия на­прав­лен на раз­ви­тие осоз­на­ния лич­но­стью сво­их те­лес­но-эмо­цио­наль­но-ког­ни­тив­ных спо­соб­но­стей по­сред­ст­вом раз­во­ра­чи­ваю­ще­го­ся со­дер­жа­ния про­цес­са рас­ши­рен­но­го со­стоя­ния соз­на­ния на фо­не кон­тек­сту­аль­ной му­зы­ки. Про­хо­ж­де­ние кли­ен­та­ми про­цес­сов ДМД по­зво­ля­ет вскрыть их лич­но­ст­ные и со­ци­аль­ные про­бле­мы, оп­ре­де­лить спо­со­бы их транс­фор­ма­ции, най­ти фор­мы раз­ви­тия об­раза «Я» в рам­ках со­ци­аль­ных ус­та­но­вок и ожи­да­ний уча­ст­ни­ков тре­нин­га.


Про­цес­сы связ­но­го ды­ха­ния из­на­чаль­но ис­поль­зо­ва­лись для про­ра­бот­ки мы­шеч­но­го ха­рак­тер­но­го пан­ци­ря (В. Райх). В на­ча­ле тре­нин­га по ДМД в фор­мах про­яв­ле­ния ди­на­ми­ки те­ла, осо­бен­но­стей ды­ха­ния мы мо­жем вы­явить об­лас­ти на­пря­же­ния и ри­гид­но­го дей­ст­вия, ха­рак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ос­то­рож­ные, дис­крет­ные, не кон­гру­энт­ные дви­же­ния час­тей те­ла, мы­шеч­ная ско­ван­ность, не­дос­та­точ­ная их осоз­нан­ность по чув­ст­вен­но­му и ког­ни­тив­но­му ком­по­нен­там, сдер­жан­ность по фор­мам са­мо­вы­ра­же­ния. При по­мо­щи ДМД дос­ти­га­лось ре­ше­ние пси­хо­ло­ги­че­ских за­дач, та­ких как умень­ше­ние лич­но­ст­ной тре­вож­но­сти, объ­ек­ти­ва­ция об­раза те­лес­но­го «Я», осоз­на­ние язы­ка соб­ст­вен­но­го те­ла, сня­тие «ха­рак­тер­но­го пан­ци­ря», ос­во­бо­ж­де­ние эмо­цио­наль­ной сфе­ры, изу­че­ние и кор­рек­ция не­вер­баль­ных форм по­ве­де­ния, кор­рек­ция ком­му­ни­ка­тив­ных на­вы­ков, раз­ви­тие не­вер­баль­ных ког­ни­тив­ных функ­ций, креа­тив­но­сти, об­раз­но­го и ас­со­циа­тив­но­го мыш­ле­ния.

Та­ким об­ра­зом, тре­нинг ДМД обес­пе­чи­ва­ет­ся по­ли­функ­цио­наль­ным бло­ком ме­то­ди­че­ских прие­мов, раз­ра­бо­тан­ных на­ми на ос­но­ве ис­сле­до­ва­ний тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний и экс­пе­ри­мен­таль­но­го опы­та в со­вре­мен­ной му­зы­ко­те­ра­пии, тан­це­валь­но-дви­га­тель­ной те­ра­пии и при­ме­не­нии из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния в рай­хи­ан­ской те­ра­пии, в ре­бе­фин­ге, вай­вейшн, хо­ло­троп­ном и Сво­бод­ном ды­ха­ни­ях.

Во вре­мя за­ня­тий для рас­ши­ре­ния ком­му­ни­ка­тив­ных воз­мож­но­стей кли­ен­тов групп-ли­де­ром соз­да­ва­лась ат­мо­сфе­ра до­ве­рия, взаи­мо­под­держ­ки, ес­те­ст­вен­но­сти и спон­тан­но­сти. В этом осо­бую по­мощь нам ока­за­ли те тех­ни­ки и уп­раж­не­ния, ко­то­рые мы раз­ра­бо­та­ли для реа­ли­за­ции пя­то­го эле­мен­та Сво­бод­но­го Ды­ха­ния – «Ак­тив­ное до­ве­рие».

В про­цес­се пси­хо­ло­ги­че­ской транс­фор­ма­ции мы под­во­дим кли­ен­тов к осу­ще­ст­в­ле­нию спон­тан­ных дви­же­ний в про­стран­ст­ве по­то­ко­во­го со­стоя­ния соз­на­ния, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ским триг­ге­ром ко­то­ро­го как раз и яв­ля­ет­ся связ­ное ды­ха­ние (Коз­лов, Бу­бе­ев, 1997). Имен­но в этом со­стоя­нии кли­ен­ты оты­ски­ва­ют в са­мих се­бе «по­те­рян­ные» и скры­тые чув­ст­ва и ре­сур­сы из про­шло­го опы­та, ко­то­рые вы­ра­жа­ют и реа­ли­зу­ют под ру­ко­во­дством пси­хо­ло­га в но­вых иде­ях, эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ном про­жи­ва­нии, в ком­му­ни­ка­ци­ях с парт­не­ра­ми, в про­дук­тив­ном ти­пе вос­при­ятия со­ци­аль­ных от­но­ше­ний и сво­его мес­та в об­ще­ст­ве.

Ча­ст­ная, но наи­бо­лее со­циа­ли­зи­ро­ван­ная цель ин­тен­сив­ных ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­гий – дос­ти­же­ние лич­но­стью «Я-по­тен­ци­аль­но­го», об­ще­при­ня­ты­ми ана­ло­га­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся са­мо­ак­туа­ли­за­ция А. Мас­лоу, са­мо­реа­ли­за­ция К. Род­жер­са и Р. Ас­сад­жио­ли.


Как по­ка­зы­ва­ют на­ши ис­сле­до­ва­ния, ба­зо­вым со­стоя­ни­ем соз­на­ния при этом яв­ля­ет­ся «по­то­ко­вое», «ре­сурс­ное». Оно име­ет не­ко­то­рые ка­че­ст­вен­ные кри­те­рии и при­зна­ки (Бу­бе­ев, 1998, Коз­лов, 2002), но наи­бо­лее важ­ным из них яв­ля­ет­ся эв­ри­стич­ность, спо­соб­ность к сво­бод­но­му твор­че­ст­ву.

Вне со­мне­ния, ком­плекс­ная пси­хо­тех­но­ло­гия ДМД в этом ас­пек­те име­ет ог­ром­ную пер­спек­ти­ву и воз­мож­но­сти.

ДМД (ды­ха­ние-му­зы­ка-дви­же­ние) – ме­то­ди­ка, ав­то­ром и тео­ре­ти­ком ко­то­рой яв­ля­ет­ся В.В. Коз­лов. Тео­ре­ти­че­ская ба­за ДМД – ин­те­гра­тив­ная пси­хо­ло­гия. Ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми ДМД яв­ля­ют­ся:

- ори­ги­наль­ная про­грам­ма связ­но­го ды­ха­ния;

- спе­ци­аль­но по­доб­ран­ный ал­го­ритм му­зы­каль­ной сти­му­ля­ции;

- прие­мы вы­сво­бо­ж­де­ния дви­же­ния и ды­ха­ния, как во вре­мя ды­ха­тель­ной сес­сии, так и до нее.

Ба­зо­вые эле­мен­ты до­пол­ня­ют­ся пси­хо­тех­ни­ка­ми ин­дук­ции ре­сурс­ных со­стоя­ний соз­на­ния из раз­лич­ных на­прав­ле­ний при­клад­ной пси­хо­ло­гии, ме­то­да­ми тан­це­валь­но-дви­га­тель­ной те­ра­пии, ме­ди­та­ция­ми, на­прав­лен­ны­ми ви­зуа­ли­за­ция­ми и так да­лее. Ин­те­гра­тив­ная пси­хо­ло­гия ис­хо­дит из прин­ци­па «Все важ­но, что раз­ви­ва­ет лич­ность и соз­на­ние». В си­лу это­го в ДМД при­ме­ни­мы лю­бые пси­хо­тех­ни­ки, имею­щие та­кой ре­сурс для до­пол­не­ния трех ба­зо­вых эле­мен­тов.

Фор­ма ра­бо­ты груп­по­вая, и при этом уча­ст­ни­ки ме­ня­ют­ся мес­та­ми в па­рах: в од­ном про­цес­се они вы­сту­па­ют в ро­ли ды­ша­щих, в дру­гом – в ро­ли си­дя­ще­го (ас­си­стен­та).

Под­го­тов­ка ве­ду­щих ДМД осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в рам­ках двух­го­дич­ной спе­циа­ли­за­ции по ин­те­гра­тив­ной пси­хо­ло­гии в Ме­ж­ду­на­род­ном ин­сти­ту­те ин­те­гра­тив­ной пси­хо­ло­гии В.В. Коз­ло­ва.

Влия­ние му­зы­ки на со­стоя­ние лич­но­сти, на про­дук­тив­ность ее дея­тель­но­сти на­ми до­ка­за­но еще в на­ча­ле 80-х го­дов, ко­гда на­ми раз­ра­ба­ты­ва­лись про­грам­мы функ­цио­наль­ной му­зы­ки в про­мыш­лен­ном про­из­вод­ст­ве (Коз­лов В.В., Яро­славль, 1983). В про­грам­му сес­сий мы диф­фе­рен­ци­ро­ван­но под­би­ра­ли та­кие му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния, ко­то­рые по­зво­ля­ли ак­туа­ли­зи­ро­вать ту или иную сто­ро­ну эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ной сфе­ры кли­ен­тов. Ак­тив­ная рит­ми­че­ская (ма­жор­ная) му­зы­ка сти­му­ли­ро­ва­ла по­треб­ность в силь­ных эмо­цио­наль­ных ре­ак­ци­ях, в ак­тив­ной по­зи­ции при ком­му­ни­ка­тив­ном взаи­мо­дей­ст­вии уча­ст­ни­ков тре­нин­га. Мяг­кая, пла­стич­ная (ми­нор­ная) му­зы­ка про­бу­ж­да­ла по­зи­тив­но ок­ра­шен­ное пе­ре­жи­ва­ние транс­цен­ден­таль­ной сущ­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, уси­ли­ва­ла по­треб­ность в эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ных ком­му­ни­ка­ци­ях.

Для про­ве­де­ния про­цес­сов ДМД ис­поль­зу­ет­ся спе­ци­аль­ное зву­ко­вое со­про­во­ж­де­ние вы­со­ко­го ка­че­ст­ва, вос­про­из­ве­ден­ное со­вре­мен­ным му­зы­каль­ным обо­ру­до­ва­ни­ем. В сред­нем спе­ци­аль­но со­став­лен­ные му­зы­каль­ные про­грам­мы для пси­хо­тех­но­ло­гии ДМД вклю­ча­ют не­пре­рыв­ное (без па­уз) зву­ча­ние 1 час 15 ми­нут. Это­го, как пра­ви­ло, дос­та­точ­но для про­ве­де­ния про­цес­са, но ве­ду­щий дол­жен иметь до­пол­ни­тель­ную му­зы­ку, при­год­ную для за­вер­ше­ния сес­сии (4 ста­дия) на слу­чай, ес­ли сес­сия про­длит­ся свы­ше ожи­дае­мо­го вре­ме­ни.

В си­лу то­го, что му­зы­ка яв­ля­ет­ся ба­зо­вым эле­мен­том ДМД, то к ней су­ще­ст­ву­ют оп­ре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния.

Хо­чет­ся Ва­ше­му вни­ма­нию пред­ло­жить при­мер­ную му­зы­каль­ную струк­ту­ру для сес­сии ДМД.

 

Ча­сы/ми­ну­ты Ти­пы му­зы­ки
00:00 – 00:03 1. Лег­кая, мед­лен­ная, «за­тя­ги­ваю­щая», убы­ст­ряю­щая­ся к кон­цу ком­по­зи­ция.
00:03 – 00:15 2. Силь­ная, рит­мич­ная, сти­му­ли­рую­щая ды­ха­ние.
00:15 – 01:00 3. Му­зы­каль­ные сю­же­ты, вклю­чаю­щие ба­ра­бан, эт­ни­че­скую, ду­хов­ную рит­мич­ную му­зы­ку или их со­вре­мен­ные об­ра­бот­ки, бы­ст­рую тран­со­вую, элек­трон­ную или пси­хо­де­ли­че­скую му­зы­ку. По со­дер­жа­нию кро­ме силь­ной эмо­цио­наль­ной час­ти (борь­ба, по­бе­да, тра­ге­дия, па­де­ние, де­прес­сия, фру­ст­ра­ция, подъ­ем, дра­ма) му­зы­ка долж­на вклю­чать эле­мен­ты ка­тар­си­са и вы­сво­бо­ж­де­ния.
01.00 – до кон­ца 4. Эмо­цио­наль­но-со­зер­ца­тель­ная (те­п­ло­та, от­кры­тость, спо­кой­ст­вие, сер­деч­ность, транс­цен­дент­но-тран­со­вая му­зы­ка по­ле­та, па­ре­ния, от­ды­ха и рас­слаб­лен­но­сти).

Таб­ли­ца 1. Му­зы­каль­ная струк­ту­ра для сес­сии ДМД.

 

Как мы уже ука­зы­ва­ли вы­ше, ДМД ис­поль­зу­ет­ся и как от­дель­ный тре­нинг со сво­им спе­ци­фи­че­ским кон­тек­стом раз­ви­тия эв­ри­сти­че­ских спо­соб­но­стей кли­ен­тов (вы­езд­ной пя­ти­днев­ный ин­тен­сив), так и как ори­ги­наль­ный про­цесс ды­ха­ния с осо­бой про­грам­мой под­го­тов­ки. Не­за­ви­си­мо от это­го, струк­ту­ра сес­сии ДМД од­на и та же: ра­зо­грев, рас­пре­де­ле­ние на па­ры, ин­ст­рук­таж пе­ред про­цес­сом, ре­лак­са­ция, ды­ха­тель­ный про­цесс, про­го­вор, за­вер­шаю­щие ри­туа­лы и уп­раж­не­ния.

Пе­ред ка­ж­дой ды­ха­тель­ной сес­си­ей на­ми про­во­дят­ся тан­це­валь­но-дви­га­тель­ные за­ня­тия. Они про­те­ка­ют в иг­ро­вой и тан­це­валь­ной фор­мах. Кли­ен­ты, эф­фек­тив­но про­жи­ваю­щие иг­ро­вые си­туа­ции и спон­тан­но вклю­чаю­щие­ся в та­нец, вы­пол­ня­ют уп­раж­не­ния лег­ко и не­при­ну­ж­ден­но. По­это­му в на­ча­ле тре­нин­га, с тем что­бы по­вы­сить чув­ст­ви­тель­ность к сен­со­мо­тор­но­му дей­ст­вию, к сен­си­тив­но­му раз­ли­че­нию и чув­ст­во­ва­нию, к осоз­на­ва­нию об­раза сво­его те­лес­но­го «Я», мы ис­поль­зу­ем уп­раж­не­ния, на­прав­лен­ные на умень­ше­ние из­лиш­них уси­лий по вы­пол­не­нию дви­же­ний. По­сле ос­вое­ния уча­ст­ни­ка­ми за­ня­тий уп­раж­не­ний, сен­си­би­ли­зи­рую­щих вос­при­ятие их об­раза те­лес­но­го «Я», и улуч­ше­ния сен­со­мо­тор­ных спо­соб­но­стей мы за­да­ем си­туа­ции, в ко­то­рых тре­бу­ет­ся вклю­че­ние в акт те­лес­но­го дей­ст­вия ког­ни­тив­ных и креа­тив­ных функ­ций.

На этом эта­пе по­лез­ны не толь­ко уп­раж­не­ния из клас­си­че­ско­го ба­га­жа ТДТ, но тех­ни­ки ти­па сать­я­пат­ха­ны из буд­дий­ско­го кур­са раз­ви­тия вни­ма­тель­но­сти. Имен­но в та­ком син­те­зе со­еди­ня­ют­ся про­це­ду­ры вы­пол­не­ния про­сто­го и слож­но­го дви­же­ния с ак­тив­ным про­цес­сом мыш­ле­ния и чув­ст­во­ва­ния.

Блок ме­то­дик и прие­мов, обес­пе­чи­ваю­щих ос­во­бо­ж­де­ние эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ной сфе­ры соз­на­ния, раз­ви­тие эс­те­ти­че­ско­го зна­ния и из­ме­не­ние пред­став­ле­ний об об­ра­зе «Я» на ос­но­ве про­жи­ва­ния му­зы­каль­но­го спон­тан­но­го дви­же­ния, раз­ра­бо­тан на­ми бла­го­да­ря ис­сле­до­ва­нию ме­то­ди­че­ско­го на­сле­дия А. Дун­кан, тео­ре­ти­че­ских по­сту­ла­тов Дж. Фен­трес­са, а так­же тре­бо­ва­ний к со­став­ле­нию му­зы­каль­ных сес­сий, вы­дви­ну­тых для про­ве­де­ния про­цес­сов хо­ло­троп­но­го ды­ха­ния Ст. Гро­фом, К. Тей­лор.

Спон­тан­ное дви­же­ние, та­нец под му­зы­ку уже са­ми по се­бе име­ют по­зи­тив­ное пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ст­вие, гар­мо­ни­зи­рую­щее эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ную при­ро­ду че­ло­ве­ка. Ис­сле­дуя ме­ха­низ­мы и ха­рак­тер по­строе­ния пла­сти­че­ско­го (плав­но­го, те­ку­че­го) дви­же­ния у уча­ст­ни­ков групп, мы об­на­ру­жи­ли за­ко­но­мер­но­сти в осу­ще­ст­в­ле­нии на­ра­бо­тан­ных (сте­рео­тип­ных) и ма­ло­ос­во­ен­ных (вновь при­об­ре­тен­ных) форм са­мо­вы­ра­же­ния. На ос­но­ве кон­цеп­ту­аль­ных по­ло­же­ний мо­де­ли ди­на­ми­че­ско­го упо­ря­до­чи­ва­ния ба­лан­са цен­траль­ных и пе­ри­фе­ри­че­ских про­цес­сов управ­ле­ния ир­ре­ле­вант­ных сти­му­лов Дж. Фен­трес­са (1990) мы раз­ра­бо­та­ли блок ме­то­ди­че­ских прие­мов, по­зво­ляю­щих транс­фор­ми­ро­вать сте­рео­тип­ные фор­мы дви­же­ния в про­дук­тив­ные ра­нее не­зна­ко­мые фор­мы дей­ст­вия.

Так, во вре­мя вы­пол­не­ния кли­ен­та­ми спон­тан­но­го тан­ца, мы вклю­ча­ли до­пол­ни­тель­ную ир­ре­ле­вант­ную му­зы­ку, воз­дей­ст­вие ко­то­рой при­во­ди­ло к раз­ру­ше­нию сте­рео­ти­пов дви­же­ния. Ес­ли гром­кость му­зы­ки бы­ла сред­ней сте­пе­ни ин­тен­сив­но­сти (до 70 дБ) с ир­ре­ле­вант­ной по ха­рак­те­ру ме­ло­ди­кой и рит­ми­че­ской струк­ту­рой по от­но­ше­нию к уже сфор­ми­ро­вав­ше­му­ся сти­лю дви­же­ния, то на­блю­да­лась транс­фор­ма­ция форм, сти­ля тан­ца, де­лаю­щая его, с од­ной сто­ро­ны, ме­нее чет­ким по кон­ту­рам дви­же­ния, с дру­гой – бо­лее ес­те­ст­вен­ным, эмо­цио­наль­но спон­тан­ным.

Но­вый стиль дви­же­ния на­ра­ба­ты­вал­ся в про­цес­се осоз­на­ва­ния кли­ен­та­ми ха­рак­те­ра сво­его от­но­ше­ния и пе­ре­жи­ва­ния со­дер­жа­ния му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния. Ис­ка­жаю­щие воз­дей­ст­вия со сто­ро­ны ир­ре­ле­вант­ной сте­рео­ти­пам вос­при­ятия и дей­ст­вия му­зы­ки спо­соб­ст­во­ва­ли кон­со­ли­да­ции мо­тор­ных функ­ций и эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ной сфе­ры соз­на­ния на ином уров­не осоз­на­ва­ния. Та­ким об­ра­зом, гиб­ко под­би­рая му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния раз­но­го сти­ля и ха­рак­те­ра зву­ча­ния, мы раз­ру­ша­ли ра­нее сло­жив­шие­ся сте­рео­ти­пы спон­тан­но­го дви­же­ния, ос­во­бо­ж­да­ли и рас­ши­ря­ли эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ную сфе­ру у кли­ен­тов.

Лю­бой ды­ха­тель­ный про­цесс ДМД на­чи­на­ет­ся с ра­зо­гре­ва груп­пы в сти­ле тан­це­валь­но-дви­га­тель­ной те­ра­пии. В ка­че­ст­ве та­ких уп­раж­не­ний мо­гут вы­сту­пать «Тро­па тан­ца», «Та­нец по ри­сун­ку», «Че­ло­век и его тень», «Та­нец с зер­ка­лом» и так да­лее. В ка­че­ст­ве ра­зо­гре­ва мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны раз­лич­ные дви­га­тель­ные груп­по­вые и пар­ные иг­ро­тех­ни­ки с на­прав­лен­ны­ми ви­зуа­ли­за­ция­ми («Ви­зуа­ли­за­ция жи­вот­но­го», «Та­нец пти­цы», «Ро­ж­де­ние цвет­ка» и др.). Не ме­нее эф­фек­тив­ны­ми яв­ля­ют­ся дви­га­тель­ные те­лес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ные тех­ни­ки, тран­со­вые тан­цы, су­фий­ские ри­туа­лы, ша­ман­ские пси­хо­тех­ни­ки и др. До­пол­ни­тель­ным ме­то­ди­че­ским прие­мом по «вы­сво­бо­ж­де­нию дви­же­ния», ос­вое­нию трех поя­сов (яру­сов) дви­же­ния – ниж­не­го, сред­не­го и верх­не­го яв­ля­ют­ся дру­гие тех­ни­ки ТДТ.

Рас­пре­де­ле­ние на па­ры про­во­дит­ся не толь­ко для то­го, что­бы про­вес­ти вы­бор парт­не­ров, но и как до­пол­ни­тель­ный при­ем для соз­да­ния ат­мо­сфе­ры до­ве­рия в груп­пе, по­ло­жи­тель­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го кли­ма­та.

Су­ще­ст­ву­ют две ба­зо­вые стра­те­гии рас­пре­де­ле­ния на па­ры. Пер­вая – ко­гда са­ма от­вет­ст­вен­ность рас­пре­де­ле­ния де­ле­ги­ру­ет­ся ве­ду­ще­му – групп-ли­де­ру. Вто­рая – ко­гда уча­ст­ни­ки са­ми на­хо­дят се­бе парт­не­ров.

При пер­вой стра­те­гии ве­ду­щий пред­ла­га­ет уча­ст­ни­кам тре­нин­га встать в круг и, на­чи­ная с уча­ст­ни­ка тре­нин­га, ко­то­рый сто­ит сле­ва от се­бя, для ка­ж­до­го на­хо­дит па­ру. Ос­нов­ным ори­ен­ти­ром при этом яв­ля­ют­ся не столь­ко вза­им­ные сим­па­тии уча­ст­ни­ков тре­нин­га, сколь­ко опыт в ды­ха­тель­ных про­цес­сах. Ес­ли ве­ду­щий зна­ет о точ­ках на­пря­же­ния сре­ди уча­ст­ни­ков тре­нин­га, то луч­ше, ес­ли та­кие уча­ст­ни­ки по­ра­бо­та­ют в па­ре. Ино­гда в груп­пе бы­ва­ет не­чет­ное чис­ло уча­ст­ни­ков. В этом слу­чае мож­но ис­поль­зо­вать в ра­бо­те триа­ды – это три че­ло­ве­ка, ко­то­рые бу­дут ра­бо­тать вме­сте. Два че­ло­ве­ка бу­дут ас­си­сти­ро­вать од­но­му, а один бу­дет ас­си­сти­ро­вать дво­им в сле­дую­щей сес­сии. В триа­ду не­об­хо­ди­мо вклю­чить че­ло­ве­ка, ко­то­рый име­ет опыт про­цес­са ды­ха­ния.

На про­фес­сио­наль­ных се­ми­на­рах, ко­то­рые мы ве­дем еже­ме­сяч­но, для вы­зы­ва­ния из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния на на­чаль­ных эта­пах мы при­ме­ня­ем раз­лич­ные тех­ни­ки ре­лак­са­ции. В при­клад­ном от­но­ше­нии в обы­ден­ной ре­аль­но­сти они нуж­ны для то­го, что­бы эко­но­мить свою жиз­нен­ную энер­гию, бы­ст­ро вос­ста­но­вить си­лы для ра­бо­ты и раз­вле­че­ний.

В си­лу то­го, что в по­след­ние 15 лет мы за­ни­ма­ем­ся пси­хо­тех­ни­ка­ми, ин­ду­ци­рую­щи­ми ИСС, то тех­ни­ки рас­слаб­ле­ния мы так­же при­ме­ня­ли для ка­че­ст­вен­но­го и эф­фек­тив­но­го вхо­ж­де­ния в раз­лич­ные со­стоя­ния соз­на­ния. Это осо­бен­но не­об­хо­ди­мо, ес­ли че­ло­век за­ни­ма­ет­ся раз­лич­ны­ми ду­хов­ны­ми прак­ти­ка­ми.

На­ши экс­пе­ри­мен­ты по­ка­зы­ва­ют, что чем луч­ше кли­ент мо­жет рас­сла­бить­ся, тем пло­до­твор­нее он смо­жет ра­бо­тать со сво­ей пси­хи­че­ской ре­аль­но­стью.

Мы­шеч­ный кар­кас, яв­ляю­щий­ся опо­рой для ха­рак­те­ра лич­но­сти, име­ет на­столь­ко ус­той­чи­вый ха­рак­тер, что в пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ке мы ре­ши­ли ис­поль­зо­вать тер­мин «со­ци­аль­но­го те­ла». Имен­но су­ще­ст­во­ва­ние спе­ци­фи­че­ских мы­шеч­ных пат­тер­нов на­пря­же­ния, фор­ми­рую­щих «со­ци­аль­ное те­ло», соз­да­ет ос­нов­ное за­труд­не­ние на пу­ти к ре­лак­са­ции.

С дру­гой сто­ро­ны, как по­ка­зы­ва­ет наш опыт ра­бо­ты с 16 ты­ся­ча­ми кли­ен­тов, все­гда воз­мо­жен ин­ди­ви­ду­аль­ный под­бор тех­ни­ки рас­слаб­ле­ния к лю­бо­му че­ло­ве­ку. Мы не бу­дем ос­та­нав­ли­вать­ся на них слиш­ком под­роб­но в си­лу то­го, что они на­ми опи­са­ны в пре­ды­ду­щих мо­но­гра­фи­ях и учеб­ни­ках. Ко все­му, что на­ми уже на­пи­са­но по про­бле­ме ре­лак­са­ции, сле­ду­ет до­ба­вить, что у ка­ж­до­го че­ло­ве­ка есть «ки­не­сте­ти­че­ский ключ» к ре­лак­са­ции. Обыч­но это «по­за сна» – то по­ло­же­ние те­ла, в ко­то­ром че­ло­век за­сы­па­ет. Мно­го­чис­лен­ные экс­пе­ри­мен­ты с ре­лак­са­ци­он­ны­ми тех­ни­ка­ми по­ка­за­ли, что рас­слаб­ле­ние наи­бо­лее ус­пеш­но, ес­ли ее про­вес­ти в «по­зе сна».

Пе­ред на­ча­лом про­цес­са ды­ха­ния, ко­гда в про­стран­ст­ве за­ла па­ры рас­по­ла­га­ют­ся для вхо­ж­де­ния в РСС, то есть ды­ша­щие ле­жат в по­зе «сна», а ас­си­стен­ты си­дят у сво­их на­пар­ни­ков, обя­за­тель­но нуж­но про­вес­ти ре­лак­са­цию.

Цель про­ве­де­ния ре­лак­са­ции в том, что­бы не толь­ко по­мочь уча­ст­ни­кам при­сут­ст­во­вать в мо­мен­те, осоз­на­вая свое те­ло, чув­ст­ва и мыс­ли и по­мочь им вой­ти в пе­ре­жи­ва­ние как мож­но с боль­шей от­кры­то­стью, до­ве­ри­ем и сво­бо­дой от ожи­да­ний, но и вой­ти в «те­ло сно­ви­де­ния», в со­стоя­ние спон­тан­ной ак­тив­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­но­го сво­бод­но­го соз­на­ния.

Уже в про­цес­се ре­лак­са­ции важ­но, что­бы ка­ж­дый кли­ент во­шел в то со­стоя­ние соз­на­ния, ко­гда транс­цен­ди­ро­ва­но те­ло, вре­мя, про­стран­ст­во и в по­ле его соз­на­ния на­ча­ли при­хо­дить раз­лич­ные про­дук­ты спон­тан­ной ак­тив­но­сти соз­на­ния: гре­зы, по­бу­ж­де­ния, меч­та­ния, вос­по­ми­на­ния, фан­та­зии, же­ла­ния, ко­то­рые не ка­са­лись его су­ще­ст­во­ва­ния в «здесь и сей­час». Та­кая си­туа­ция воз­ни­ка­ет имен­но в про­со­ноч­ном со­стоя­нии, ко­то­рое со­при­ка­са­ет­ся и ас­со­ции­ро­ва­но с глу­бо­ким тран­сом или пси­хо­де­ли­че­ски­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния. Тех­ни­ки ре­лак­са­ции в ДМД на­прав­ле­ны на ин­дук­цию имен­но это­го со­стоя­ния соз­на­ния и мас­тер­ст­во про­ве­де­ния ре­лак­са­ции ве­ду­щим за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы кли­ен­ты во­шли в «те­ло сно­ви­де­ния».

В мо­мент и на са­мой глу­би­не ре­лак­са­ции на­сту­па­ет ста­дия при­ме­не­ния связ­но­го ды­ха­ния. Пер­вые не­сколь­ко вдо­хов и вы­до­хов долж­ны быть цик­ли­че­ски­ми, глу­бо­ки­ми, на­столь­ко мяг­ки­ми, ос­то­рож­ны­ми и лег­ки­ми, что­бы не «вы­рвать» че­ло­ве­ка из со­стоя­ния глу­бо­кой ре­лак­са­ции, а сде­лать эту рас­слаб­лен­ность бо­лее то­таль­ной, но при этом, не ухо­дя в сон и не­осоз­нан­ность.

Даль­ней­шая стра­те­гия – это ин­дук­ция на­деж­но­го рас­ши­рен­но­го со­стоя­ния соз­на­ния, ко­то­рое, как из­вест­но, вы­зы­ва­ет­ся глу­бо­ким связ­ным ды­ха­ни­ем. Ес­ли пер­вая фа­за (1-3 ми­ну­ты) глу­бо­ко­го и мяг­ко­го связ­но­го ды­ха­ния по­зво­ля­ет про­лон­ги­ро­вать, удер­жи­вать про­со­ноч­ное со­стоя­ние соз­на­ния, ко­гда ин­ди­ви­ду­аль­ное сво­бод­ное соз­на­ние на­чи­на­ет про­яв­лять свою твор­че­скую ак­тив­ность, то вто­рая фа­за (10-15 ми­нут) глу­бо­ко­го связ­но­го ды­ха­ния соз­да­ет пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­скую и ней­роп­си­хо­ло­ги­че­скую ба­зу рас­ши­рен­но­го со­стоя­ния соз­на­ния.

К пер­вым двум фа­зам ды­ха­тель­ной сес­сии ДМД предъ­яв­ля­ют­ся тре­бо­ва­ния, ко­то­рые мы раз­ра­бо­та­ли в Сво­бод­ном Ды­ха­нии (Коз­лов, 1991):

- за­кон цик­лич­но­сти – ме­ж­ду вдо­хом и вы­до­хом, ме­ж­ду вы­до­хом и вдо­хом нет ни­ка­кой пау­зы, ни­ка­ко­го пе­ре­ры­ва. Вдох по­сте­пен­но пе­ре­те­ка­ет в вы­дох. Вы­дох по­сте­пен­но пе­ре­те­ка­ет во вдох.

- за­кон ес­те­ст­вен­но­сти – вы­дох рас­слаб­лен, сво­бо­ден, не на­пря­жен и не кон­тро­ли­ру­ет­ся. Вы не де­лае­те вы­дох, не до­бав­ляе­те в вы­дох ни­ка­ко­го во­ле­во­го уси­лия. Вы вды­хае­те и рас­слаб­ляе­тесь, от­пус­кае­те и он про­ис­хо­дят сам со­бой.

- за­кон пра­ная­мы – ес­ли вдох про­из­во­дит­ся че­рез нос (рот), то и вы­дох то­же про­из­во­дит­ся че­рез нос (рот).

Тре­тья фа­за не сво­дит­ся ни к од­ной из­вест­ной ды­ха­тель­ной пси­хо­тех­ни­ке. Это ни вай­вейшн, ни хо­ло­троп­ное или сво­бод­ное ды­ха­ние, ни ре­бе­финг, ни йо­ги­че­ские или да­ос­ские прак­ти­ки, ис­поль­зую­щие связ­ное ды­ха­ние, ни энер­го­ды­ха­ние, ни ци­гун или ша­ман­ская ды­ха­тель­ная сес­сия. Ос­та­ет­ся од­но тре­бо­ва­ние – связ­ность, все воз­мож­ные дру­гие за­ко­ны и тре­бо­ва­ния к ды­ха­нию пол­но­стью от­ме­ня­ют­ся.

Мы мо­жем эту ста­дию обо­зна­чить спон­тан­ным ды­ха­ни­ем, и спон­тан­ность по­ни­ма­ет­ся как ин­туи­тив­ная аде­к­ват­ность к лю­бой воз­ни­каю­щей в про­цес­се ды­ха­ния но­вой си­туа­ции.

На мно­гих се­ми­на­рах, ко­то­рые про­во­ди­лись в сти­ле ДМД, В.В. Коз­лов го­во­рил еще о хао­ти­че­ском (имея в ви­ду не под­чи­нен­ность ме­то­ду и тех­ни­ке) или по­то­ко­вом ды­ха­нии. По­то­ко­вость при этом по­ни­мал­ся как еди­ное не­рас­чле­нен­ное пе­ре­жи­ва­ние ды­ха­ния-му­зы­ки-дви­же­ния. В жиз­ни та­кие не­управ­ляе­мые со­стоя­ния на­зы­ва­ют­ся ем­ким сло­вом «не­сет». Нуж­но на­столь­ко от­пус­тить кон­троль Эго, стрем­ле­ние управ­лять про­цес­сом, что­бы ос­та­ва­лось толь­ко ме­сто удив­ле­нию то­му, что про­ис­хо­дит.

На этом эта­пе уже нет кон­тро­ля над ды­ха­ни­ем. Связ­ное ды­ха­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся как бы са­мо со­бой, но при этом об­ла­да­ет по­сто­ян­ным со­от­вет­ст­ви­ем к ин­тег­ри­руе­мо­му ма­те­риа­лу. Ды­ха­ние «от­пус­ка­ет­ся». Са­мо «от­пус­ка­ние» ды­ха­ния спо­соб­ст­ву­ет воз­ник­но­ве­нию спон­тан­но­сти не толь­ко в дви­же­ни­ях, но и при­хо­ду в по­ле соз­на­ния наи­бо­лее важ­ных, но вы­тес­няе­мых Эго эмо­ций и со­стоя­ний, сю­же­тов и чувств, идей и об­ра­зов, ко­то­рые ак­ту­аль­ны для дос­ти­же­ния боль­шей це­ло­ст­но­сти лич­но­сти. Не­об­хо­ди­мо на этой ста­дии за­пус­тить тот уни­вер­саль­ный ме­ха­низм ин­те­гра­ции, ко­гда че­ло­век нау­ча­ет­ся спон­тан­но (ин­туи­тив­но) управ­лять сво­им ды­ха­ни­ем, а зна­чит и сво­ей пси­хи­кой, ду­хом, жиз­нью во всей ее це­ло­ст­но­сти.

Уже нет ни субъ­ек­та, ни объ­ек­та в ды­ха­тель­ном про­цес­се в том смыс­ле, что есть еди­ный по­ток соз­на­ния-пе­ре­жи­ва­ния и про­цесс не яв­ля­ет­ся ак­том, дей­ст­ви­ем, ра­бо­той по ин­те­гра­ции и транс­фор­ма­ции, а есть це­ло­ст­ный по­ток ды­ха­ния, осоз­на­ния, ощу­ще­ний, чувств, об­ра­зов, со­кро­вен­ных идей и сим­во­лов.

Воз­мож­ны лю­бые струк­ту­ры ды­ха­ния и со­от­но­ше­ния вдо­ха и вы­до­ха – вдох за се­кун­ду и вы­дох за ми­ну­ту, вдох за ми­ну­ту и не­мед­лен­ный пол­ный вы­дох, из­да­ва­ние зву­ко­форм и бы­строе по­верх­но­ст­ное ды­ха­ние с пе­да­ли­ро­ван­ным вы­до­хом и так да­лее. Бо­лее то­го – по­ощ­ряй­те не­обыч­ность ды­ха­ния, ха­ос в по­то­ке ды­ха­ния.

Чет­вер­тая фа­за стра­те­ги­че­ски яв­ля­ет­ся за­вер­шаю­щим про­цесс ДМД.

По­сле спон­тан­но­го ды­ха­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход на мед­лен­ное и по­верх­но­ст­ное ды­ха­ние. При этом про­ис­хо­дит пол­ная мы­шеч­ная ре­лак­са­ция, а му­зы­каль­ное со­про­во­ж­де­ние про­цес­са за­мет­но сни­жа­ет­ся как по гром­ко­сти, так и по сю­жет­ной ди­на­ми­ке.

Дан­ная фа­за про­дол­жа­ет­ся 15-25 ми­нут и пред­по­ла­га­ет пол­ный воз­врат по фи­зио­ло­ги­че­ским, ней­роп­си­хо­ло­ги­че­ским и пси­хо­ло­ги­че­ским па­ра­мет­рам на стар­то­вый уро­вень вхо­ж­де­ния в про­цесс. Та­ким об­ра­зом, по­сле ды­ха­тель­но­го про­цес­са кли­ент воз­вра­ща­ет­ся в при­выч­ное, обы­ден­ное со­стоя­ние соз­на­ния. Мы счи­та­ем дан­ную фа­зу чрез­вы­чай­но важ­ной, т.к. она по­зво­ля­ет за­вер­шить про­цесс без вся­ких до­пол­ни­тель­ных вме­ша­тельств со сто­ро­ны ве­ду­ще­го или ас­си­стен­та. Пра­виль­ное про­хо­ж­де­ние про­цес­са пред­по­ла­га­ет си­туа­цию, ко­гда нет не­об­хо­ди­мо­сти ни до­пол­ни­тель­но­го ис­поль­зо­ва­ния тех­ник фо­ку­си­ро­ван­ной ра­бо­ты с те­лом, ни дру­гих тех­ник ин­те­гра­ции, кро­ме клас­си­че­ско­го про­го­во­ра.

По­сле про­цес­са, как пра­ви­ло, про­во­дит­ся про­го­вор.

По­сле то­го, как вся груп­па за­вер­шит про­го­вор, объ­я­ви­те 15-ми­нут­ный пе­ре­рыв. По­сле пе­ре­ры­ва ве­ду­щий дол­жен обоб­щить опыт про­хо­ж­де­ния всей груп­пы ды­ха­тель­но­го про­цес­са ДМД. Рас­ска­жи­те о сво­их впе­чат­ле­ни­ях, от­меть­те ка­че­ст­вен­ные при­зна­ки про­цес­са, свои по­же­ла­ния и пред­ло­же­ния по по­во­ду сле­дую­щих ды­ха­тель­ных про­цес­сов. От­веть­те на все во­про­сы, ко­то­рые воз­ни­ка­ют у уча­ст­ни­ков тре­нин­га по по­во­ду тех­ни­ки ДМД и пе­ре­жи­ва­ний, ко­то­рые ста­ли про­блем­ны­ми для них. От­меть­те лю­бой по­зи­тив­ный шаг в ди­на­ми­ке груп­пы.

В кон­це вы­сту­п­ле­ния пред­ло­жи­те уча­ст­ни­кам тре­нин­га лю­бой ри­ту­ал, ко­то­рый яв­ля­ет­ся за­вер­шаю­щим этот день.

 







Date: 2015-09-19; view: 371; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию