Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ис­то­рия ис­поль­зо­ва­ния связ­но­го ды­ха­ния





 

Наи­бо­лее фи­зио­ло­гич­ным с со­вре­мен­ной точ­ки зре­ния, а са­мое глав­ное, це­ле­на­прав­лен­ным и осоз­нан­ным спо­со­бом дос­ти­же­ния из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния, яв­ля­ет­ся связ­ное ды­ха­ние.

Дан­ный под­раз­дел име­ет це­лью ис­сле­до­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ских, со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских ас­пек­тов фе­но­ме­но­ло­гии ИИТП, ис­поль­зую­щих рас­ши­рен­ные со­стоя­ния соз­на­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют при связ­ном ды­ха­нии. По­это­му свя­зи ды­ха­ния с со­стоя­ния­ми соз­на­ния мы уде­лим бо­лее под­роб­ное вни­ма­ние.

Ис­поль­зо­ва­ние ды­ха­тель­ных ме­то­дов для са­мо­по­зна­ния, внут­рен­ней транс­фор­ма­ции и ин­те­гра­ции, име­ет дли­тель­ную пре­дыс­то­рию.

Тес­ней­шая связь ме­ж­ду ды­ха­ни­ем и пси­хи­кой из­вест­на с древ­ней­ших вре­мен и Тес­ней­шая связь ме­ж­ду ды­ха­ни­ем и пси­хи­кой из­вест­на с древ­ней­ших вре­мен и за­фик­си­ро­ва­на уже в пер­вых пись­мен­ных тек­стах ми­ро­вых фи­ло­соф­ско-ре­ли­ги­оз­ных тра­ди­ций. И это за­ло­же­но в об­щей се­ман­ти­ке слов «ды­ха­ние» и «дух» («ду­ша»). Не толь­ко на рус­ском язы­ке эти два по­ня­тия име­ют об­щие кор­ни. В иу­да­из­ме ев­рей­ское сло­во «ру­ах» име­ет не­сколь­ко зна­че­ний – ‘ды­ха­ние’, ‘дух’, ‘ве­тер’. Ана­ло­гич­но в «Риг­ве­дах» и «Аве­сте» сло­во «ваю» (древ­не­иран­ское «вайю») име­ет то­же не­сколь­ко зна­че­ний: ‘пра­на’, ‘ве­тер’, ‘воз­дух’. В ве­дий­ской и ин­дуи­ст­ской ми­фо­ло­гии, что осо­бен­но ха­рак­тер­но, под­чер­ки­ва­ет­ся связь «ваю» с «со­мой». В ев­ро­пей­ских язы­ках на­блю­да­ет­ся та же тен­ден­ция. На ла­ты­ни «respirare» – ‘ды­шать’, «spiritus» – ‘дух’, «anima» – ‘ды­ха­ние’, ‘ду­ша’. На гре­че­ском язы­ке «pneuma» – ‘ду­но­ве­ние’, ‘ды­ха­ние’, позд­нее – ‘дух’, «psyche» – ‘ду­ша’, ‘ды­ха­ние’, на фран­цуз­ском «esprit» – ‘ды­ха­ние’, ‘ум’, ‘соз­на­ние’. Этот спи­сок мож­но про­дол­жать еще очень дол­го, так как эту тес­ную связь ме­ж­ду соз­на­ни­ем и ды­ха­ни­ем мы мо­жем об­на­ру­жить во мно­гих древ­них тек­стах, а так­же ми­ро­вой эт­но­гра­фи­че­ской ли­те­ра­ту­ре.

С древ­них вре­мен бы­ло не толь­ко глу­бо­кое осоз­на­ние свя­зи ме­ж­ду со­стоя­ния­ми пси­хи­ки и ды­ха­ни­ем, что от­ра­зи­лось в язы­ке, по­го­вор­ках, ми­фо­ло­гии, но и про­ник­но­вен­ное ис­поль­зо­ва­ние этой свя­зи на прак­ти­ке са­мо­по­зна­ния, ду­хов­но­го про­свет­ле­ния.

На про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий йо­ги ис­поль­зо­ва­ли пра­ная­му. Спе­ци­аль­ные ме­то­ды, ос­но­ван­ные на ус­ко­ре­нии, за­мед­ле­нии, ос­та­нов­ке ды­ха­ния, при­ме­ня­лись в ша­ма­низ­ме, кун­да­ли­ни – в сидд­ха–йо­ге, дзэн-буд­диз­ме, вад­жрая­не, дзог­че­не, дао­сиз­ме, су­физ­ме, шко­лах хи­ная­ны и ма­хая­ны и во мно­гих дру­гих ду­хов­ных прак­ти­ках.

Во мно­гих куль­ту­рах лю­бая ду­хов­ная прак­ти­ка бы­ла свя­за­на с не­обыч­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния, вы­зы­вае­мы­ми связ­ным ды­ха­ни­ем. Ис­то­ки ис­поль­зо­ва­ния не­обыч­ных со­стоя­ний соз­на­ния на­хо­дят­ся в глу­бо­кой древ­но­сти, на за­ре воз­ник­но­ве­ния че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции. Ша­ма­низм на­счи­ты­ва­ет, со­глас­но ар­хео­ло­ги­че­ским ис­сле­до­ва­ни­ям на­скаль­ных ри­сун­ков и мест древ­них за­хо­ро­не­ний, око­ло 40000 лет. Сис­те­мы ме­ди­та­ции хат­ха-, лайя-, рад­жа-йо­ги сфор­ми­ро­ва­лись не позд­нее 10 тыс. лет до н.э. Ис­сле­до­ва­ния ан­тро­по­ло­га­ми бо­лее по­ло­ви­ны ми­ро­вых куль­тур, су­ще­ст­во­вав­ших в те­че­ние пя­ти по­след­них сто­ле­тий, по­ка­за­ли, что 90 про­цен­тов из них име­ли не­ко­то­рые ин­сти­ту­циа­ли­зи­ро­ван­ные фор­мы из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния. Не­обыч­ные со­стоя­ния соз­на­ния и по сей день яв­ля­ют­ся цен­траль­ны­ми для эзо­те­ри­че­ских те­че­ний ка­но­ни­че­ских ре­ли­гий: иси­хаз­ма и мно­гих сек­тант­ских те­че­ний в хри­сти­ан­ст­ве, су­физ­ма в ис­ла­ме, раз­лич­ных йо­ги­че­ских прак­тик в ин­ду­из­ме, школ Дзен в буд­диз­ме и Каб­ба­лы в иу­да­из­ме.

В раз­ных куль­ту­рах и ре­ли­ги­оз­ных сис­те­мах ис­поль­зо­ва­лись раз­лич­ные спо­со­бы дос­ти­же­ния из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния при по­мо­щи связ­но­го ды­ха­ния.

Са­мые древ­ние ри­ту­аль­ные прак­ти­ки ша­ма­низ­ма свя­за­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем мощ­ных ды­ха­тель­ных сес­сий при по­мо­щи зву­ко­форм на фо­не ба­ра­бан­но­го гро­хо­та. Тран­со­вый та­нец, ко­то­рый из­древ­ле был не­об­хо­ди­мым сред­ст­вом про­яв­ле­ния чувств, мыс­лей, ко­то­рые не­лег­ко бы­ло пе­ре­вес­ти в сло­ва, яв­ля­ет­ся так­же ин­тен­сив­ным ме­то­дом вхо­ж­де­ния в из­ме­нен­ные со­стоя­ния соз­на­ния, фи­зио­ло­ги­че­ски обу­слов­лен­ным связ­ным ес­те­ст­вен­ным, «жи­вот­ным» ды­ха­ни­ем.


На про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий в раз­ных куль­ту­рах су­ще­ст­во­ва­ли ри­ту­аль­ные тан­цы для празд­но­ва­ния по­бед, оп­ла­ки­ва­ния мерт­вых или празд­но­ва­ния смер­ти, ле­че­ния боль­ных. Про­стей­шую фор­му тан­ца для ото­гна­ния или уми­ло­стив­ле­ния де­мо­нов пред­став­ля­ет ав­ст­ра­лий­ский та­нец во­круг де­ре­вян­но­го идо­ла. Да­вид со­вер­шал ре­ли­ги­оз­ную пля­ску пе­ред Ков­че­гом за­ве­та. Не­об­хо­ди­мым эле­мен­том гре­че­ских вак­ха­на­лий бы­ли тан­цы. В древ­ней Мек­си­ке, во вре­мя боль­ших жерт­во­при­но­ше­ний в честь бо­га солн­ца, пля­са­ли во­круг жерт­вен­но­го ог­ня. Древ­ние гер­ман­цы тан­це­ва­ли во­круг ве­сен­ней фи­ал­ки. Тран­со­вые тан­цы бы­ли в хо­ду у древ­них сла­вян. Дер­ви­ши, буд­дий­ские мо­на­хи, ша­ма­ны пре­да­ют­ся пля­ске. Гаи­тя­не впа­да­ют в транс во вре­мя тан­цев, ко­гда уча­ст­ни­ки ока­зы­ва­ют­ся одер­жи­мы­ми свои­ми бо­га­ми. Буш­ме­ны Ка­ла­ха­ри так­же ис­поль­зу­ют тран­со­вые тан­цы. Час­то в та­нец бы­ли впле­те­ны пес­но­пе­ния и му­зы­каль­ное со­про­во­ж­де­ние, ко­то­рые струк­ту­ри­ро­ва­ли груп­по­вую энер­гию че­рез ор­га­ни­зо­ван­ный ды­ха­тель­ный ритм, вы­зы­вая чув­ст­во общ­но­сти и взаи­мо­под­держ­ки. Час­то пес­но­пе­ние вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве са­мо­стоя­тель­но­го ме­то­да дос­ти­же­ния из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния в си­лу то­го, что вклю­ча­ет в се­бя не толь­ко осо­бый связ­ный ды­ха­тель­ный ритм (фи­зио­ло­ги­че­ская ба­за), но и мощ­ное ду­хов­ное или эк­зи­стен­ци­аль­ное смы­сло­вое про­стран­ст­во, а так­же об­ще­груп­по­вую энер­гию. Та­ко­вы мо­лит­вен­ные пес­ни ба­лий­ских мо­на­хов (кенд­жак), эс­ки­мос­ские и ти­бет­ские гор­ло­вые мно­го­го­ло­сые пе­ния, су­фий­ские мо­лит­вен­ные пес­но­пе­ния (кир­шанс, бхад­жанс), пес­ни-пла­чи в рус­ском фольк­ло­ре. Осо­бен­но­стью рус­ских пе­сен яв­ля­ет­ся боль­шая смы­сло­вая и сю­жет­ная на­груз­ка и их цен­три­ро­ван­ность на эк­зи­стен­ци­аль­ных про­бле­мах че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния.

Бо­лее тон­ким, од­но­вре­мен­но с этим бо­лее смыс­ло­заг­ру­жен­ным ме­то­дом ис­поль­зо­ва­ния связ­но­го ды­ха­ния яв­ля­ют­ся ме­ди­та­ции и, в осо­бен­но­сти, мо­лит­вы. На наш взгляд, во вре­мя чте­ния мо­лит­вы как в ин­ди­ви­ду­аль­ной, так и в груп­по­вой фор­мах, воз­ни­ка­ет пат­терн связ­но­го ды­ха­ния, ко­то­рый яв­ля­ет­ся фи­зио­ло­ги­че­ским ба­зи­сом воз­ник­но­ве­ния тран­со­во­го со­стоя­ния соз­на­ния. Бес­пре­рыв­ное по­вто­ре­ние од­них и тех же зву­ко­форм (на­при­мер, при иси­ха­ст­ской прак­ти­ке ии­су­со­вой мо­лит­вы) ин­ду­ци­ру­ет бо­лее глу­бо­кое из­ме­не­ние соз­на­ния в кон­тек­сте смы­слов мо­лит­вы.

На наш взгляд, не важ­но, на ко­го на­прав­ле­на мо­лит­ва, то ли она по­свя­ще­на Ду­ху Зем­ли, то ли это по­кло­не­ние Ал­ла­ху или Ии­су­су из На­за­ре­та, Буд­де или Криш­не, Ра или Оди­ну.

Важ­но об­ра­ще­ние к Боль­ше­му, чем лич­ность и де­ле­ги­ро­ва­ние Боль­ше­му судь­бо­нос­но­го и судь­бо­оп­ре­де­ляю­ще­го ха­рак­те­ра, функ­ций ре­ше­ние важ­ных жиз­нен­ных про­блем. За счет это­го чув­ст­во воз­ни­ка­ет ос­во­бо­ж­де­ния и ка­тар­си­са, ог­ром­ных внут­рен­них от­кро­ве­ний. Час­то при­об­ре­те­ние си­лы и уве­рен­но­сти боль­шей, чем име­ла лич­ность. Осо­бен­ны­ми си­туа­ция­ми яв­ля­ют­ся те, ко­гда че­ло­век на­чи­на­ет чув­ст­во­вать се­бя «бо­го­вдох­но­вен­ным», что его по­ве­де­ние, мыс­ли и чув­ст­ва яв­ля­ют­ся ма­ни­фе­ста­ци­ей «Боль­ше­го». В край­них ва­ри­ан­тах это пре­вра­ща­ет­ся в иден­ти­фи­ка­цию с «мес­си­ей», ко­гда че­ло­век яв­ля­ет­ся ча­ст­ной реа­ли­за­ци­ей Боль­ше­го (Сы­ном Бо­га, бод­хи­сат­вой, или на­ме­ст­ни­ком, или по­слан­ни­ком Бо­га). В этом ас­пек­те про­дук­та­ми мо­лит­вен­но­сти и ме­ди­та­ций мы мо­жем об­на­ру­жить ос­но­ва­те­лей ми­ро­вых ре­ли­ги­оз­ных сис­тем – За­ра­ту­ст­ру, Ии­су­са Хри­ста из На­за­ре­та, Буд­ду Шакь­я­му­ни, Ма­го­ме­та, Ард­жу­ну..


Мо­лит­вы со­став­ля­ли не­из­мен­ную при­над­леж­ность вся­ко­го ре­ли­ги­оз­но­го куль­та и иг­ра­ли весь­ма важ­ную роль при всех вы­даю­щих­ся со­бы­ти­ях ча­ст­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни у древ­них ин­ду­сов, древ­них гре­ков и рим­лян (27,73,79).

На наш взгляд ка­ж­дый че­ло­век, дос­тиг­ший зре­ло­сти, име­ет оп­ре­де­лен­ный опыт пе­ре­жи­ва­ния из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния. В жиз­ни воз­ни­ка­ют об­стоя­тель­ст­ва, ко­гда ИСС воз­ни­ка­ют спон­тан­но: уг­ро­за для жиз­ни, кли­ни­че­ская смерть, ин­тен­сив­ные сек­су­аль­ные пе­ре­жи­ва­ния, тя­же­лые фи­зи­че­ские за­бо­ле­ва­ния, стрес­сы, экс­та­ти­че­ские эмо­цио­наль­ные со­стоя­ния, но­вый не­обыч­ный опыт и так да­лее. Жизнь ино­гда за­став­ля­ет на­ше соз­на­ние функ­цио­ни­ро­вать в не­обыч­ных ре­жи­мах. Мы ду­ма­ем, что это она де­ла­ет впол­не обос­но­ван­но и в этом есть глу­бо­кий смысл.

 







Date: 2015-09-19; view: 292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию