Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык зна­ков





Язык зна­ков яв­ля­ет­ся са­мым мо­ло­дым сре­ди язы­ков соз­на­ния в фи­ло­ге­не­ти­че­ском ас­пек­те. В он­то­ге­не­ти­че­ском ас­пек­те ре­бе­нок толь­ко к го­до­ва­ло­му воз­рас­ту на­чи­на­ет ов­ла­де­вать этим язы­ком. В то же вре­мя это са­мый раз­ви­тый и куль­ти­ви­руе­мый язык со­вре­мен­но­сти. Язык зна­ков яв­ля­ет­ся выс­шей фор­мой реа­ли­за­ции соз­на­ния, так как осоз­на­вае­мое мыш­ле­ние обыч­но со­про­во­ж­да­ет­ся и фор­ми­ру­ет­ся в ре­чи (пись­мен­ной и уст­ной). Язык зна­ков как фор­ма соз­на­ния – это слож­ная сис­те­ма ко­дов, обо­зна­чаю­щая пред­ме­ты, при­зна­ки, свой­ст­ва пред­ме­тов, дей­ст­вия и от­но­ше­ния.

Труд­но обо­зна­чить еди­ни­цу язы­ка зна­ков. При пер­вом при­бли­же­нии мы мо­жем ей обо­зна­чить лю­бой код, вы­ра­жен­ный сло­вом или сло­во­со­че­та­ни­ем.

Сло­во или сло­во­со­че­та­ние обо­зна­ча­ет ве­щи, дей­ст­вия, ка­че­ст­ва, от­но­ше­ния. В этом и со­сто­ит его ос­нов­ная функ­ция – его обо­зна­чаю­щая роль. Тем са­мым мир как бы уд­ваи­ва­ет­ся. С по­мо­щью язы­ка че­ло­век мо­жет иметь де­ло с ве­ща­ми, ко­то­рые не­по­сред­ст­вен­но не вос­при­ни­ма­ет, ко­то­рые да­же не вхо­ди­ли в со­став его про­шло­го опы­та. Сло­во по­зво­ля­ет мыс­лен­но опе­ри­ро­вать пред­ме­та­ми да­же в их от­сут­ст­вие.

При этом сло­во-на­зва­ние под­ме­ня­ет, за­ме­ща­ет, от­но­сит ка­ж­дый пред­мет к оп­ре­де­лен­но­му мно­же­ст­ву. Та­ким об­ра­зом, сло­во аб­ст­ра­ги­ру­ет­ся от пред­ме­та и ста­но­вит­ся ору­ди­ем мыш­ле­ния.

На­зы­вая ка­кой-ли­бо пред­мет, мы в той или иной ме­ре его по­зна­ем, про­ни­ка­ем внутрь его. Это про­ис­хо­дит в си­лу то­го, что в сло­вах, за­пе­чат­лен, скон­цен­три­ро­ван об­ще­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский опыт по­зна­ния пред­ме­тов, свойств, от­но­ше­ний. Сло­во (или сло­во­со­че­та­ние слу­жит сред­ст­вом су­ще­ст­во­ва­ния зна­ний), до­бы­тых в про­цес­се по­зна­ния со­от­вет­ст­вую­щих объ­ек­тов. Са­ми же зна­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся и пе­ре­да­ют­ся с по­мо­щью язы­ка слов. В про­цес­се со­циа­ли­за­ции че­ло­век при по­мо­щи язы­ка зна­ков не толь­ко при­об­ре­та­ет зна­ния, ов­ла­де­вая ре­чью, но и учит­ся оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом мыс­лить.

Сло­во­со­че­та­ние есть ма­те­ри­аль­ная обо­лоч­ка мыс­ли, оно как бы оформ­ля­ет мысль. Без этой обо­лоч­ки мысль те­ря­ет­ся, «рас­те­ка­ет­ся», ей уже нель­зя вос­поль­зо­вать­ся. Та­ким об­ра­зом, на­ли­цо двой­ная связь: с од­ной сто­ро­ны, то, о чем мы ду­ма­ем, оп­ре­де­ля­ет вы­бор ис­поль­зуе­мых на­ми слов, с дру­гой сто­ро­ны, ис­поль­зуе­мые на­ми сло­ва оп­ре­де­ля­ют то, как мы ду­ма­ем [Burkhart R.C., 1994.].

Дру­гая важ­ная функ­ция язы­ка и ре­чи – ком­му­ни­ка­тив­ная. С по­мо­щью ре­чи лю­ди об­ща­ют­ся друг с дру­гом, пе­ре­да­ют оп­ре­де­лен­ные све­де­ния, вы­ра­жа­ют свои мыс­ли, чув­ст­ва и тем са­мым воз­дей­ст­ву­ют друг на дру­га.

Язык зна­ков яв­ля­ет­ся сим­во­ли­че­ской ре­пре­зен­та­ци­ей опы­та. Это един­ст­вен­ная сис­те­ма, ко­то­рая мо­жет пред­став­лять все дру­гие язы­ки соз­на­ния, а так­же пред­став­лять се­бя. Он не свя­зан не­по­сред­ст­вен­но ни с ка­ким сен­сор­ным ор­га­ном. Как и в дру­гих язы­ках соз­на­ния, он не толь­ко от­ра­жа­ет осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния пси­хи­че­ской кар­ты ре­аль­но­сти, но так­же рас­ши­ря­ет или ог­ра­ни­чи­ва­ет вос­при­ятие. Имен­но в язы­ке зна­ков про­яв­ля­ет­ся выс­шая фор­ма де­ми­ур­го­ва ка­че­ст­ва соз­на­ния – мы соз­да­ем свой мир во всех его ин­ди­ви­ду­аль­ных ог­ра­ни­че­ни­ях и од­но­вре­мен­но не­по­вто­ри­мо­сти и уни­каль­но­сти. Од­но­вре­мен­но язык зна­ков, оформ­лен­ный в сло­ва и их со­че­та­ния, соз­да­ет ту кон­фи­гу­ра­цию кон­цес­сус­но­го соз­на­ния, ко­то­рая су­ще­ст­ву­ет в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми об­ще­ст­вен­но­го и фи­зи­че­ско­го по­ряд­ка и ко­то­рую мы обо­зна­ча­ем ми­ром по­все­днев­ной жиз­ни.

Что ка­са­ет­ся бо­лее глу­бин­ной кон­фи­гу­ра­ции соз­на­ния на до­мо­даль­ном ар­хе­сен­сор­ном уров­не, то она го­раз­до бо­лее слож­ная и аб­ст­ракт­ная. Это пол­ная ре­пре­зен­та­ция эво­лю­ции че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния и опы­та с его ар­хе­ти­пи­че­ски­ми и транс­пер­со­наль­ны­ми пла­ста­ми, стоя­щи­ми за пре­де­ла­ми смы­слов обы­ден­но­го ми­ра – «про­фа­ни­че­ской ре­аль­но­сти».

На уров­не гра­фи­че­ском мы мо­жем ото­бра­зить эво­лю­цию и со­от­но­ше­ние язы­ков в ви­де не­ко­то­рых кру­гов, по­хо­жих на го­до­вые коль­ца де­ре­ва (Рис. 8).

 

 

 
 


 

 


Рис. 8. Язы­ки соз­на­ния.

 

Про­ве­ден­ный ана­лиз мо­жет нам по­зво­лить сде­лать сле­дую­щие кар­ди­наль­но важ­ные вы­во­ды:

1. Эво­лю­ция че­ло­ве­че­ско­го са­мо­соз­на­ния как в он­то­ге­не­ти­че­ском, так и в фи­ло­ге­не­ти­че­ском ас­пек­тах во всем куль­тур­ном мно­го­об­ра­зии, сво­дит­ся к рас­ши­ре­нию и ос­вое­нию оп­ре­де­лен­ных язы­ков соз­на­ния.

2. Объ­ем и со­от­но­ше­ние язы­ков соз­на­ния от­ли­ча­ют­ся не толь­ко у раз­ных ти­пов лич­но­стей, но и у раз­лич­ных со­вре­мен­ных куль­тур и эт­но­сов.

3. Дос­ти­же­ние выс­ших сту­пе­ней ин­те­гра­ции («Са­мо­сти», про­свет­ле­ния, са­мад­хи и др.) стра­те­ги­че­ски яв­ля­ет­ся ра­зо­то­ж­де­ст­в­ле­ни­ем ин­ди­ви­ду­аль­но­го соз­на­ния со все­ми язы­ка­ми и фак­том его со­при­кос­но­ве­ния с пре­мо­даль­ным ар­хе­сен­сор­ным мо­ду­сом бы­тия.

4. Ар­хе­сен­сор­ный слой яв­ля­ет­ся пре­дель­ной гра­нью субь­ект­но­сти и од­но­вре­мен­но пре­дель­ным ее вы­ра­же­ни­ем. Под субъ­е­кат­но­стью по­ни­ма­ет­ся иден­ти­фи­ка­ция с ду­шой (ду­шой-ра­зу­мом, или ин­ди­ви­ду­аль­ным Ат­ма­ном, или ин­ди­ви­ду­аль­ным сво­бод­ным соз­на­ни­ем).

5. Че­ло­ве­че­ское соз­на­ние на на­стоя­щий мо­мент не мо­жет ни экс­пе­ри­мен­таль­но, ни ло­ги­че­ски диф­фе­рен­ци­ро­вать субъ­ек­тив­ность или обь­ек­тив­ность, ду­хов­но-пси­хо­ло­гич­ность или он­то­ло­гич­ность ар­хе­сен­сор­но­го мо­ду­са бы­тия.

Вне со­мне­ния, эти идеи име­ют не­ма­лую на­уч­ную пер­спек­ти­ву, и в си­лу то­го, что они яв­ля­ют­ся спе­ци­аль­ным пред­ме­том на­ше­го ис­сле­до­ва­ния, мы хо­тим ос­та­но­вить­ся на них бо­лее глу­бо­ко и ос­но­ва­тель­но.

 







Date: 2015-09-19; view: 281; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию