Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема состояний и видов сознания
Прежде чем приступить к изложению данных системных экспериментальных исследований состояний сознания, нам хочется уточнить те пространства, в которых существует сознание, более подробно описать те состояния сознания, в которые входят люди, использующие различные методы и техники его изменения. В настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания, хотя к измененным состояниям сознания (ИСС) относят бесконечно большое множество состояний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. В силу вышеуказанных причин мы хотим сразу же по возможности четко и однозначно обозначить понятие расширенного состояния сознания, т.к. именно оно использовалось нами в качестве базового психологического инструмента как в тренингово-образовательных, так и в экспериментальных программах. Расширенное состояние сознания (РСС) – особое состояние измененного сознания, которое возникает при связном дыхании. Даже в среде профессионалов измененные состояния сознания и расширенные состояния сознания применяются как синонимичные. На самом деле, эти термины не идентичны как по объему, так и по содержанию. Понятие ИСС является родовым по отношению к понятию РСС. К ИСС относятся медитативные, трансовые, психоделические и другие необычные состояния сознания. Процесс связного осознанного дыхания – это способ и средство достижения РСС. При этом возникающее РСС является естественным физиологическим и психологическим феноменом. РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом, получает доступ ко всем уровням психики как сложного системного образования – персоны, интерперсонального и трасперсонального. Расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитаций и других способах достижения измененных состояний сознания. РСС качественно особое психологическое и психофизиологическое состояние, отличающееся от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов. Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерения и возможностью в любой момент времени возвращения в обычное состояние сознания (ОСС). РСС обладает специфической феноменологией (Козлов, 1992,1994, 1997, 1999, 2001), отличается аутизацией сенсорной сферы, искажением восприятия времени, гипермнезией и некоторыми другими качественными изменениями психических процессов. Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его специфические качества, мы предлагаем вашему вниманию следующую карту уровней измененных состояний сознания. Сразу хочется оговорить то, что термины «измененное состояние сознания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объему и содержанию. Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы предлагаем вашему вниманию континуум уровней измененности сознания (см. рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: + 1 – состояние четкого, ясного, полного сознания, - 1 – глубокое психоделическое состояние сознания.
Рис. 1. Пространство состояний сознания.
У нас нет уверенности в том, что состояние четкого, ясного, полного сознания является приоритетом обычного состояния сознания. Более того, у нас есть предположение, что это состояние полноты осознания бывает не столь часто в обычном (обыденном) состоянии сознания (ОСС). Полное, четкое, ясное осознание связано с такими состояниями сознания, как инсайт (от англ. insight – проницательность, усмотрение) в гештальттеории. В русском языке есть очень емкое слово «озарение», означающее сиюминутное схватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внутренней и внешней реальности. Это некое предельное, пиковое состояние сознания в смысле его полноты и ясности. Трудно даже предположить существование человека, который находится все время в состоянии «инсайта» или «озарения». Но одновременно, мы не можем отрицать, что все характеристики полного сознания являются отражением особого состояния сознания, которое мы можем обозначить ресурсным состоянием сознания (РсСС). В психологии существует достаточно много синонимичных понятий – творческое, эвристичное, «потоковое», креативное, но понимание данного состояния как особого режима, состояния сознания встречается крайне редко. Мы в силу этого достаточно подробно проанализируем качества этого состояния сознания в следующих разделах этой книги. Для обычного, «обыденного» состояния сознания более подходит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирующего в пределах от +1 до 0, то есть в пространстве от полного осознания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния сознания (ТСС). С одной стороны, мы должны признать, что для характеристики «плавающего осознания» более подходят метафоры Г. Гурджиева, который предполагал, что элемент неосознания в жизни людей велик. По его мнению, почти все люди представляют собой «машины», не осознающие себя. Поведение и деятельность их автоматизированы, алгоритмизированы, заданы социальными программами и генетическим потенциалом. С другой стороны, мы должны признать естественность «плавающего осознания» и его самодостаточность в потоке обыденной реальности, в которой приобретенные навыки, автоматизмы социального взаимодействия и внутренней работы имеют положительный смысл в аспекте экономии психической и физической энергии. Чтобы более конкретно обозначить карту пространства «плавающего осознания», мы хотим более подробно описать те состояния сознания, которые мы обозначили как «трансовые» (ТСС) и «нулевое» (НСС). Определяя трансовые (франц. transe – оцепенение) состояния сознания мы сразу хотим обозначить объем этого понятия как необычного состояния обычного сознания. В психотерапии и психиатрии транс понимается как вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем. Трансовые состояния сознания мы можем обозначить как особую отрешенность сознания, вызываемую произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные обряды, камлания шаманов), сеансах самовнушения и гипнотическим воздействием, направленных визуализациях, медитациях) или возникающую спонтанно при «застревании» внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов. К спонтанным трансовым состояниям мы можем отнести также суженные состояния сознания, возникающие в результате развития психического заражения (коллективных трансов, массовидных психических явлений). В трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит перераспределение внимания и спад функций планирования. Как при целенаправленном вызывании транса, так и при спонтанном «выпадении» в транс происходит усиление репродуктивной активности сознания, могут возникать яркие зрительные образы прошлого и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается тенденция к устойчивому искажению реальности. При этом человек может не замечать перехода от ОСС к ТСС и обратно к нормальному. В трансовом состоянии сознания сужение сознания особенно заметно в психотерапевтических сессиях (сеансы релаксации, направленных визуализаций, настроек, эриксонианского и прямого гипноза…), особенно при фиксации на каком-либо ощущении, символе, образе, то есть ограничении круга воспроизводимых ситуаций, цикличности воспроизведений, а также регулярном возврате к ним. Вне сомнения, при хорошо отработанной технологии, сужение сознания усиливается, снижается количество и качество осознаваемых явлений, уменьшается число анализируемых вариантов, возникает феномен «буквализма» и заметно увеличивается суггестивность. Качественной характеристикой «нулевого» состояния сознания является полное отсутствие всякого осознания. При этом наблюдается полная аутизация сенсорной сферы, воспоминания о периоде «нулевого» состояния сознания отсутствуют. Это «выпадение» осознания по ощущениям очень похоже на глубокий сон. При этом еще раз хочется подчеркнуть, что эти состояния сознания являются нормой для ОСС. В любой момент времени возможен быстрый переход к состояниям, близким в континууме к +1 с адекватной оценкой и взаимодействием с внешним и внутренним миром в «здесь и сейчас». Об особенностях РСС мы уже говорили выше. Хочется отметить дополнительно, что в РСС также достаточно нередко встречаются «нулевые» состояния сознания. Под психоделическими состояниями сознания (ПдСС) мы понимаем изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков или глубокими психофизиологическими сдвигами, которые появились в результате большой длительности, а также высокой интенсивности применения других способов вхождения в ИСС. Психоделические состояния сознания могут быть индуцированы реальными жизненными обстоятельствами. Таковыми являются предсмертные состояния, описанные Р. Моуди, состояния, характеризующиеся повышенными психическими и физическими возможностями (сверхбодрствование, сатори, проявления различных сидхи), трасперсональные переживания, вызванные болевым или психологическим шоком и др. К естественным психоделическим состояниям мы можем отнести также осознаваемые (ясные) эмоционально насыщенные сновидения, «проcоночные состояния сознания». Расширенные и психоделические составляют особую группу глубоких изменений в сознании, граничащих (но не включающих) с множеством паталогических состояний, являющихся областью деятельности психиатрии. Психоделические и расширенные состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от бредовых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В психоделических состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью. Как пишет С.Гроф, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях. Весьма важным и характерным аспектом психоделических состояний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, у нас могут возникать и видения различных природных явлений, космоса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения. Эмоции, связанные с психоделическими и расширенными состояниями, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта – от чувств экстатического восторга, небесного блаженства и непостижимого покоя до чудовищного ужаса, неудержимого гнева, бездонного отчаяния, гложущей вины и других крайних проявлений эмоционального страдания. Интенсивность этих переживаний сопоставима с описаниями адских мук в великих религиях мира. Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физические ощущения: в зависимости от содержания переживания это может быть как ощущение необычайного здоровья и благополучия, оптимального физиологического функционирования, так и крайний дискомфорт, например мучительные боли, давление, тошнота или чувство удушья. Особенно интересным аспектом расширенных и психоделических состояний является их воздействие на процессы мышления. Как показывает наш экспериментальный опыт, интеллект не получает повреждений, но работа его весьма отличается от обычного функционального режима. Как отмечает С. Гроф, хотя в таких состояниях мы не можем положиться на свои суждения по обычным практическим вопросам, на нас может буквально обрушиться поток удивительной новой информации, касающейся великого множества других моментов. Нас могут посетить глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. Мы можем перечислить несколько переменных, которые адекватно отражают качество глубины измененности сознания: 1) уровень аутизации сенсорной сферы: - min – +1, - max – -1;
2) время выхода из ИСС: - 0 или несколько секунд – ТСС, - несколько минут или часов – РСС, - несколько часов или суток – ПдСС;
3) степень психологической «включенности», «проживания», эмоциональной вовлеченности в происходящее: - max – +1 – в хилотропную или объективную реальность, - max – -1 – в холотропную или реальность «истых галлюцинаций».
Заканчивая описание пространства измененных состояний сознания, хочется отметить тот факт, что каждый способ вхождения в ИСС имеет свой паттерн, свой рисунок в координатной сетке «Глубина – Время». Рассмотрим только несколько способов: применение психоделиков, связное дыхание, медитации. +1
0 -
-1 t Рис. 2. Характеристика кривой вхождения в ИСС и выхода из него при применении психоделиков.
Мы можем выделить следующие характеристики кривой ПдСС: - быстрое и неотвратимое вхождение в глубину измененности сознания за малый промежуток времени (от нескольких секунд до нескольких десятков минут в зависимости от дозы и способа введения вещества); - необходимость достаточно длительного промежутка времени для выхода и полного физического и психического восстановления (от нескольких часов до нескольких суток).
+1
0 -
-1 t Рис. 3. Характеристика кривой вхождения в ИСС при помощи дыхания.
Отметим следующие особенности: - плавность входа в ИСС и выхода; - возможность выхода из ИСС в любой момент при волевом усилии; По нашему мнению, при помощи медитаций трудно достигнуть глубоких уровней измененности сознания, хотя и возможность флюктуации кривой в пространстве ИСС от +1 до -1 реальна.
+1
0 -
-1 t
Рис. 4. Характеристика кривой вхождения в ИСС и выхода при использовании медитации.
Мы предполагаем, что флюктуация зависит от нескольких переменных: - тренированность, уровень организованности внимания-осознания. Мы думаем, что клиенты, прошедшие многомесячный курс по випассане или «Тренинг осознания», могут намеренно и достаточно плавно продвигаться в пространстве измененных состояний сознания независимо от способа вхождения, то есть спонтанные, неуправляемые, неосознанные, аффективные проявления будут сведены к минимуму; - «освоенность» «территорий ИСС». Знание возможных переживаний, ощущений, состояний в разных глубинах ИСС позволяет сохранить «беспристрастность» внимания-осознания; - физическое, психическое состояние и личностные особенности клиента; - уровень психологической готовности и сформированность установок к изменению сознания; - степень психологической открытости, доверия пространствам ИСС и способность к релаксации; - социокультурные установки, ценности и табу по отношению к измененным состояниям сознания; - распространенность психотехник, методов и способов изменения состояния сознания в социальной среде.
Date: 2015-09-19; view: 367; Нарушение авторских прав |