Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­бле­ма со­стоя­ний и ви­дов соз­на­ния





Пре­ж­де чем при­сту­пить к из­ло­же­нию дан­ных сис­тем­ных экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний со­стоя­ний соз­на­ния, нам хо­чет­ся уточ­нить те про­стран­ст­ва, в ко­то­рых су­ще­ст­ву­ет соз­на­ние, бо­лее под­роб­но опи­сать те со­стоя­ния соз­на­ния, в ко­то­рые вхо­дят лю­ди, ис­поль­зую­щие раз­лич­ные ме­то­ды и тех­ни­ки его из­ме­не­ния.

В на­стоя­щее вре­мя в ев­ро­пей­ской пси­хо­ло­ги­че­ской тра­ди­ции нет об­ще­при­ня­той клас­си­фи­ка­ции со­стоя­ний соз­на­ния, хо­тя к из­ме­нен­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния (ИСС) от­но­сят бес­ко­неч­но боль­шое мно­же­ст­во со­стоя­ний соз­на­ния, за­пол­няю­щее про­стран­ст­во ме­ж­ду бодр­ст­во­ва­ни­ем и сном.

Оп­ре­де­ле­ния со­стоя­ний соз­на­ния чрез­вы­чай­но раз­мы­ты и не по­зво­ля­ют вы­де­лить ка­че­ст­вен­ной раз­ни­цы ме­ж­ду ни­ми. Это на­блю­да­ет­ся не толь­ко в кон­ти­нуу­ме «не­обыч­ных» со­стоя­ний обыч­но­го (нор­маль­но­го) соз­на­ния, но и в та­ких ду­аль­ных его со­став­ляю­щих, ка­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся здо­ро­вое и па­то­ло­ги­че­ское со­стоя­ния соз­на­ния.

В си­лу вы­ше­ука­зан­ных при­чин мы хо­тим сра­зу же по воз­мож­но­сти чет­ко и од­но­знач­но обо­зна­чить по­ня­тие рас­ши­рен­но­го со­стоя­ния соз­на­ния, т.к. имен­но оно ис­поль­зо­ва­лось на­ми в ка­че­ст­ве ба­зо­во­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та как в тре­нин­го­во-об­ра­зо­ва­тель­ных, так и в экс­пе­ри­мен­таль­ных про­грам­мах.

Рас­ши­рен­ное со­стоя­ние соз­на­ния (РСС) – осо­бое со­стоя­ние из­ме­нен­но­го соз­на­ния, ко­то­рое воз­ни­ка­ет при связ­ном ды­ха­нии. Да­же в сре­де про­фес­сио­на­лов из­ме­нен­ные со­стоя­ния соз­на­ния и рас­ши­рен­ные со­стоя­ния соз­на­ния при­ме­ня­ют­ся как си­но­ни­мич­ные. На са­мом де­ле, эти тер­ми­ны не иден­тич­ны как по объ­е­му, так и по со­дер­жа­нию. По­ня­тие ИСС яв­ля­ет­ся ро­до­вым по от­но­ше­нию к по­ня­тию РСС. К ИСС от­но­сят­ся ме­ди­та­тив­ные, тран­со­вые, пси­хо­де­ли­че­ские и дру­гие не­обыч­ные со­стоя­ния соз­на­ния.

Про­цесс связ­но­го осоз­нан­но­го ды­ха­ния – это спо­соб и сред­ст­во дос­ти­же­ния РСС. При этом воз­ни­каю­щее РСС яв­ля­ет­ся ес­те­ст­вен­ным фи­зио­ло­ги­че­ским и пси­хо­ло­ги­че­ским фе­но­ме­ном.

РСС ха­рак­те­ри­зу­ет­ся мак­си­маль­ной мо­би­ли­за­ци­ей ре­зерв­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки, ко­гда че­ло­век при по­мо­щи пол­но­го рас­слаб­ле­ния и осоз­нан­но­го связ­но­го ды­ха­ния по­лу­ча­ет рас­ши­рен­ные воз­мож­но­сти управ­ле­ния цен­траль­ной и пе­ри­фе­ри­че­ской нерв­ны­ми сис­те­ма­ми, ра­бо­те с бес­соз­на­тель­ным ма­те­риа­лом, ор­га­низ­мом в це­лом, по­лу­ча­ет дос­туп ко всем уров­ням пси­хи­ки как слож­но­го сис­тем­но­го об­ра­зо­ва­ния – пер­со­ны, ин­тер­пер­со­наль­но­го и трас­пер­со­наль­но­го.

Рас­ши­рен­ное со­стоя­ние соз­на­ния, ко­то­рое воз­ни­ка­ет в про­цес­се связ­но­го ды­ха­ния, ка­че­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от со­стоя­ний, воз­ни­каю­щих при глу­бо­ком гип­но­зе, тран­се, ме­ди­та­ций и дру­гих спо­со­бах дос­ти­же­ния из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния. РСС ка­че­ст­вен­но осо­бое пси­хо­ло­ги­че­ское и пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ское со­стоя­ние, от­ли­чаю­щее­ся от сна, бодр­ст­во­ва­ния, па­то­ло­ги­че­ских на­ру­ше­ний соз­на­ния, на­ру­ше­ний соз­на­ния при прие­ме ал­ко­го­ля, нар­ко­ти­ков и пси­хо­де­ли­че­ских пре­па­ра­тов.

Про­цесс связ­но­го ды­ха­ния как спо­соб и сред­ст­во дос­ти­же­ния РСС об­ла­да­ет та­ки­ми ка­че­ст­ва­ми, как осоз­нан­ность, кон­тро­ли­руе­мость, управ­ляе­мость, при­сут­ст­вие во­ли, на­ме­ре­ния и воз­мож­но­стью в лю­бой мо­мент вре­ме­ни воз­вра­ще­ния в обыч­ное со­стоя­ние соз­на­ния (ОСС).

РСС об­ла­да­ет спе­ци­фи­че­ской фе­но­ме­но­ло­ги­ей (Коз­лов, 1992,1994, 1997, 1999, 2001), от­ли­ча­ет­ся ау­ти­за­ци­ей сен­сор­ной сфе­ры, ис­ка­же­ни­ем вос­при­ятия вре­ме­ни, ги­перм­не­зи­ей и не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми ка­че­ст­вен­ны­ми из­ме­не­ния­ми пси­хи­че­ских про­цес­сов.

Что­бы бо­лее под­роб­но очер­тить гра­ни­цы РСС и вы­чле­нить его спе­ци­фи­че­ские ка­че­ст­ва, мы пред­ла­га­ем ва­ше­му вни­ма­нию сле­дую­щую кар­ту уров­ней из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния.

Сра­зу хо­чет­ся ого­во­рить то, что тер­ми­ны «из­ме­нен­ное со­стоя­ние соз­на­ния» (ИСС) и «не­обыч­ное со­стоя­ние соз­на­ния» мы упот­реб­ля­ем как си­но­ни­мич­ные, с ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния од­но­знач­ные по объ­е­му и со­дер­жа­нию.

Для то­по­ло­ги­че­ско­го обо­зна­че­ния РСС сре­ди дру­гих ИСС мы пред­ла­га­ем ва­ше­му вни­ма­нию кон­ти­ну­ум уров­ней из­ме­нен­но­сти соз­на­ния (см. рис. 1), в ко­то­ром край­ние шка­лы сле­дую­щие:


+ 1 – со­стоя­ние чет­ко­го, яс­но­го, пол­но­го соз­на­ния,

- 1 – глу­бо­кое пси­хо­де­ли­че­ское со­стоя­ние соз­на­ния.

 

+ 1 П С С
О С С
Т С С
0 Н С С
Р С С
- 1 Пд С С

Рис. 1. Про­стран­ст­во со­стоя­ний соз­на­ния.

 

У нас нет уве­рен­но­сти в том, что со­стоя­ние чет­ко­го, яс­но­го, пол­но­го соз­на­ния яв­ля­ет­ся при­ори­те­том обыч­но­го со­стоя­ния соз­на­ния. Бо­лее то­го, у нас есть пред­по­ло­же­ние, что это со­стоя­ние пол­но­ты осоз­на­ния бы­ва­ет не столь час­то в обыч­ном (обы­ден­ном) со­стоя­нии соз­на­ния (ОСС).

Пол­ное, чет­кое, яс­ное осоз­на­ние свя­за­но с та­ки­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния, как ин­сайт (от англ. insight – про­ни­ца­тель­ность, ус­мот­ре­ние) в геш­тальт­те­о­рии. В рус­ском язы­ке есть очень ем­кое сло­во «оза­ре­ние», оз­на­чаю­щее сию­ми­нут­ное схва­ты­ва­ние су­ти, об­щих, су­ще­ст­вен­ных и не­об­хо­ди­мых свойств, от­но­ше­ний внут­рен­ней и внеш­ней ре­аль­но­сти. Это не­кое пре­дель­ное, пи­ко­вое со­стоя­ние соз­на­ния в смыс­ле его пол­но­ты и яс­но­сти. Труд­но да­же пред­по­ло­жить су­ще­ст­во­ва­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рый на­хо­дит­ся все вре­мя в со­стоя­нии «ин­сай­та» или «оза­ре­ния». Но од­но­вре­мен­но, мы не мо­жем от­ри­цать, что все ха­рак­те­ри­сти­ки пол­но­го соз­на­ния яв­ля­ют­ся от­ра­же­ни­ем осо­бо­го со­стоя­ния соз­на­ния, ко­то­рое мы мо­жем обо­зна­чить ре­сурс­ным со­стоя­ни­ем соз­на­ния (РсСС). В пси­хо­ло­гии су­ще­ст­ву­ет дос­та­точ­но мно­го си­но­ни­мич­ных по­ня­тий – твор­че­ское, эв­ри­стич­ное, «по­то­ко­вое», креа­тив­ное, но по­ни­ма­ние дан­но­го со­стоя­ния как осо­бо­го ре­жи­ма, со­стоя­ния соз­на­ния встре­ча­ет­ся край­не ред­ко. Мы в си­лу это­го дос­та­точ­но под­роб­но про­ана­ли­зи­ру­ем ка­че­ст­ва это­го со­стоя­ния соз­на­ния в сле­дую­щих раз­де­лах этой кни­ги.

Для обыч­но­го, «обы­ден­но­го» со­стоя­ния соз­на­ния бо­лее под­хо­дит на­зва­ние «пла­ваю­ще­го осоз­на­ния», по глу­би­не флук­туи­рую­ще­го в пре­де­лах от +1 до 0, то есть в про­стран­ст­ве от пол­но­го осоз­на­ния до «ну­ле­во­го соз­на­ния», вклю­чая тран­со­вые со­стоя­ния соз­на­ния (ТСС).

С од­ной сто­ро­ны, мы долж­ны при­знать, что для ха­рак­те­ри­сти­ки «пла­ваю­ще­го осоз­на­ния» бо­лее под­хо­дят ме­та­фо­ры Г. Гурд­жие­ва, ко­то­рый пред­по­ла­гал, что эле­мент не­осоз­на­ния в жиз­ни лю­дей ве­лик. По его мне­нию, поч­ти все лю­ди пред­став­ля­ют со­бой «ма­ши­ны», не осоз­наю­щие се­бя. По­ве­де­ние и дея­тель­ность их ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны, ал­го­рит­ми­зи­ро­ва­ны, за­да­ны со­ци­аль­ны­ми про­грам­ма­ми и ге­не­ти­че­ским по­тен­циа­лом.

С дру­гой сто­ро­ны, мы долж­ны при­знать ес­те­ст­вен­ность «пла­ваю­ще­го осоз­на­ния» и его са­мо­дос­та­точ­ность в по­то­ке обы­ден­ной ре­аль­но­сти, в ко­то­рой при­об­ре­тен­ные на­вы­ки, ав­то­ма­тиз­мы со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия и внут­рен­ней ра­бо­ты име­ют по­ло­жи­тель­ный смысл в ас­пек­те эко­но­мии пси­хи­че­ской и фи­зи­че­ской энер­гии.

Что­бы бо­лее кон­крет­но обо­зна­чить кар­ту про­стран­ст­ва «пла­ваю­ще­го осоз­на­ния», мы хо­тим бо­лее под­роб­но опи­сать те со­стоя­ния соз­на­ния, ко­то­рые мы обо­зна­чи­ли как «тран­со­вые» (ТСС) и «ну­ле­вое» (НСС).


Оп­ре­де­ляя тран­со­вые (франц. transe – оце­пе­не­ние) со­стоя­ния соз­на­ния мы сра­зу хо­тим обо­зна­чить объ­ем это­го по­ня­тия как не­обыч­но­го со­стоя­ния обыч­но­го соз­на­ния. В пси­хо­те­ра­пии и пси­хи­ат­рии транс по­ни­ма­ет­ся как вид су­ме­реч­но­го пом­ра­че­ния соз­на­ния с на­ру­ше­ни­ем ори­ен­ти­ров­ки в ок­ру­жаю­щем.

Тран­со­вые со­стоя­ния соз­на­ния мы мо­жем обо­зна­чить как осо­бую от­ре­шен­ность соз­на­ния, вы­зы­вае­мую про­из­воль­но (при ау­то­ген­ных тре­ни­ров­ках, с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных ри­туа­лов (мис­те­рии, ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды, кам­ла­ния ша­ма­нов), се­ан­сах са­мо­вну­ше­ния и гип­но­ти­че­ским воз­дей­ст­ви­ем, на­прав­лен­ных ви­зуа­ли­за­ци­ях, ме­ди­та­ци­ях) или воз­ни­каю­щую спон­тан­но при «за­стре­ва­нии» вни­ма­ния на объ­ек­тах ин­трос­пек­ции или ка­че­ст­вах вос­при­ятия внеш­них пред­ме­тов. К спон­тан­ным тран­со­вым со­стоя­ни­ям мы мо­жем от­не­сти так­же су­жен­ные со­стоя­ния соз­на­ния, воз­ни­каю­щие в ре­зуль­та­те раз­ви­тия пси­хи­че­ско­го за­ра­же­ния (кол­лек­тив­ных тран­сов, мас­со­вид­ных пси­хи­че­ских яв­ле­ний).

В тран­со­вом со­стоя­нии по­вы­ша­ет­ся вну­шае­мость, про­ис­хо­дит пе­ре­рас­пре­де­ле­ние вни­ма­ния и спад функ­ций пла­ни­ро­ва­ния. Как при це­ле­на­прав­лен­ном вы­зы­ва­нии тран­са, так и при спон­тан­ном «вы­па­де­нии» в транс про­ис­хо­дит уси­ле­ние ре­про­дук­тив­ной ак­тив­но­сти соз­на­ния, мо­гут воз­ни­кать яр­кие зри­тель­ные об­ра­зы про­шло­го и про­яв­ля­ет­ся по­вы­шен­ная спо­соб­ность к фан­та­зи­ро­ва­нию, уси­ли­ва­ет­ся тен­ден­ция к ус­той­чи­во­му ис­ка­же­нию ре­аль­но­сти. При этом че­ло­век мо­жет не за­ме­чать пе­ре­хо­да от ОСС к ТСС и об­рат­но к нор­маль­но­му.

В тран­со­вом со­стоя­нии соз­на­ния су­же­ние соз­на­ния осо­бен­но за­мет­но в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских сес­си­ях (се­ан­сы ре­лак­са­ции, на­прав­лен­ных ви­зуа­ли­за­ций, на­стро­ек, эрик­со­ни­ан­ско­го и пря­мо­го гип­но­за…), осо­бен­но при фик­са­ции на ка­ком-ли­бо ощу­ще­нии, сим­во­ле, об­ра­зе, то есть ог­ра­ни­че­нии кру­га вос­про­из­во­ди­мых си­туа­ций, цик­лич­но­сти вос­про­из­ве­де­ний, а так­же ре­гу­ляр­ном воз­вра­те к ним. Вне со­мне­ния, при хо­ро­шо от­ра­бо­тан­ной тех­но­ло­гии, су­же­ние соз­на­ния уси­ли­ва­ет­ся, сни­жа­ет­ся ко­ли­че­ст­во и ка­че­ст­во осоз­на­вае­мых яв­ле­ний, умень­ша­ет­ся чис­ло ана­ли­зи­руе­мых ва­ри­ан­тов, воз­ни­ка­ет фе­но­мен «бу­к­ва­лиз­ма» и за­мет­но уве­ли­чи­ва­ет­ся суг­ге­стив­ность.

Ка­че­ст­вен­ной ха­рак­те­ри­сти­кой «ну­ле­во­го» со­стоя­ния соз­на­ния яв­ля­ет­ся пол­ное от­сут­ст­вие вся­ко­го осоз­на­ния. При этом на­блю­да­ет­ся пол­ная ау­ти­за­ция сен­сор­ной сфе­ры, вос­по­ми­на­ния о пе­рио­де «ну­ле­во­го» со­стоя­ния соз­на­ния от­сут­ст­ву­ют. Это «вы­па­де­ние» осоз­на­ния по ощу­ще­ни­ям очень по­хо­же на глу­бо­кий сон.


При этом еще раз хо­чет­ся под­черк­нуть, что эти со­стоя­ния соз­на­ния яв­ля­ют­ся нор­мой для ОСС. В лю­бой мо­мент вре­ме­ни воз­мо­жен бы­ст­рый пе­ре­ход к со­стоя­ни­ям, близ­ким в кон­ти­нуу­ме к +1 с аде­к­ват­ной оцен­кой и взаи­мо­дей­ст­ви­ем с внеш­ним и внут­рен­ним ми­ром в «здесь и сей­час».

Об осо­бен­но­стях РСС мы уже го­во­ри­ли вы­ше. Хо­чет­ся от­ме­тить до­пол­ни­тель­но, что в РСС так­же дос­та­точ­но не­ред­ко встре­ча­ют­ся «ну­ле­вые» со­стоя­ния соз­на­ния.

Под пси­хо­де­ли­че­ски­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния (ПдСС) мы по­ни­ма­ем из­ме­не­ния соз­на­ния, вы­зы­вае­мые вве­де­ни­ем в ор­га­низм пси­хо­де­ли­ков или глу­бо­ки­ми пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ски­ми сдви­га­ми, ко­то­рые поя­ви­лись в ре­зуль­та­те боль­шой дли­тель­но­сти, а так­же вы­со­кой ин­тен­сив­но­сти при­ме­не­ния дру­гих спо­со­бов вхо­ж­де­ния в ИСС. Пси­хо­де­ли­че­ские со­стоя­ния соз­на­ния мо­гут быть ин­ду­ци­ро­ва­ны ре­аль­ны­ми жиз­нен­ны­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми. Та­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся пред­смерт­ные со­стоя­ния, опи­сан­ные Р. Мо­уди, со­стоя­ния, ха­рак­те­ри­зую­щие­ся по­вы­шен­ны­ми пси­хи­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми (сверх­бодр­ст­во­ва­ние, са­то­ри, про­яв­ле­ния раз­лич­ных сид­хи), трас­пер­со­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния, вы­зван­ные бо­ле­вым или пси­хо­ло­ги­че­ским шо­ком и др. К ес­те­ст­вен­ным пси­хо­де­ли­че­ским со­стоя­ни­ям мы мо­жем от­не­сти так­же осоз­на­вае­мые (яс­ные) эмо­цио­наль­но на­сы­щен­ные сно­ви­де­ния, «проcоночные со­стоя­ния соз­на­ния».

Рас­ши­рен­ные и пси­хо­де­ли­че­ские со­став­ля­ют осо­бую груп­пу глу­бо­ких из­ме­не­ний в соз­на­нии, гра­ни­ча­щих (но не вклю­чаю­щих) с мно­же­ст­вом па­та­ло­ги­че­ских со­стоя­ний, яв­ляю­щих­ся об­ла­стью дея­тель­но­сти пси­хи­ат­рии.

Пси­хо­де­ли­че­ские и рас­ши­рен­ные со­стоя­ния ха­рак­те­ри­зу­ют­ся осо­бы­ми транс­фор­ма­ция­ми соз­на­ния, свя­зан­ны­ми с из­ме­не­ния­ми во всех сфе­рах вос­при­ятия, с силь­ны­ми и за­час­тую не­обыч­ны­ми эмо­ция­ми, а так­же с глу­бо­ки­ми пе­ре­ме­на­ми в мыс­ли­тель­ных про­цес­сах. Не­ред­ко они со­про­во­ж­да­ют­ся мно­же­ст­вом силь­ных пси­хо­со­ма­ти­че­ских про­яв­ле­ний и не­ор­ди­нар­ным по­ве­де­ни­ем. В соз­на­нии про­ис­хо­дят чрез­вы­чай­но глу­бо­кие ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния, но в от­ли­чие от бре­до­вых со­стоя­ний в нем не на­блю­да­ет­ся гру­бых на­ру­ше­ний. В пси­хо­де­ли­че­ских со­стоя­ни­ях мы пе­ре­жи­ва­ем втор­же­ние дру­гих из­ме­ре­ний бы­тия, ко­то­рые мо­гут быть очень ин­тен­сив­ны­ми и да­же оше­лом­ляю­щи­ми. Но при этом мы все же не те­ря­ем про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной ори­ен­та­ции и от­час­ти ос­та­ем­ся в кон­так­те с по­все­днев­ной ре­аль­но­стью. Как пи­шет С.Гроф, мы од­но­вре­мен­но при­сут­ст­ву­ем в двух раз­ных ре­аль­но­стях.

Весь­ма важ­ным и ха­рак­тер­ным ас­пек­том пси­хо­де­ли­че­ских со­стоя­ний яв­ля­ют­ся не­обыч­ные из­ме­не­ния в чув­ст­вен­ном вос­при­ятии. Ес­ли гла­за от­кры­ты, фор­мы и крас­ки внеш­не­го ми­ра обыч­но рез­ко пре­об­ра­жа­ют­ся, а ко­гда мы за­кры­ва­ем гла­за, у нас мо­гут воз­ни­кать и ви­де­ния раз­лич­ных при­род­ных яв­ле­ний, кос­мо­са, ми­фо­ло­ги­че­ских сфер. Ино­гда все это со­про­во­ж­да­ет­ся ши­ро­ким диа­па­зо­ном пе­ре­жи­ва­ний, в ко­то­рых за­дей­ст­во­ва­ны раз­лич­ные зву­ки, за­па­хи, фи­зи­че­ские и вку­со­вые ощу­ще­ния.

Эмо­ции, свя­зан­ные с пси­хо­де­ли­че­ски­ми и рас­ши­рен­ны­ми со­стоя­ния­ми, ох­ва­ты­ва­ют очень ши­ро­кий спектр и про­сти­ра­ют­ся да­ле­ко за пре­де­лы на­ше­го по­все­днев­но­го опы­та – от чувств экс­та­ти­че­ско­го вос­тор­га, не­бес­но­го бла­жен­ст­ва и не­по­сти­жи­мо­го по­коя до чу­до­вищ­но­го ужа­са, не­удер­жи­мо­го гне­ва, без­дон­но­го от­чая­ния, гло­жу­щей ви­ны и дру­гих край­них про­яв­ле­ний эмо­цио­наль­но­го стра­да­ния. Ин­тен­сив­ность этих пе­ре­жи­ва­ний со­пос­та­ви­ма с опи­са­ния­ми ад­ских мук в ве­ли­ких ре­ли­ги­ях ми­ра.

Ана­ло­гич­ным об­ра­зом по­ля­ри­зо­ва­ны и со­пут­ст­вую­щие фи­зи­че­ские ощу­ще­ния: в за­ви­си­мо­сти от со­дер­жа­ния пе­ре­жи­ва­ния это мо­жет быть как ощу­ще­ние не­обы­чай­но­го здо­ро­вья и бла­го­по­лу­чия, оп­ти­маль­но­го фи­зио­ло­ги­че­ско­го функ­цио­ни­ро­ва­ния, так и край­ний дис­ком­форт, на­при­мер му­чи­тель­ные бо­ли, дав­ле­ние, тош­но­та или чув­ст­во уду­шья.

Осо­бен­но ин­те­рес­ным ас­пек­том рас­ши­рен­ных и пси­хо­де­ли­че­ских со­стоя­ний яв­ля­ет­ся их воз­дей­ст­вие на про­цес­сы мыш­ле­ния. Как по­ка­зы­ва­ет наш экс­пе­ри­мен­таль­ный опыт, ин­тел­лект не по­лу­ча­ет по­вре­ж­де­ний, но ра­бо­та его весь­ма от­ли­ча­ет­ся от обыч­но­го функ­цио­наль­но­го ре­жи­ма. Как от­ме­ча­ет С. Гроф, хо­тя в та­ких со­стоя­ни­ях мы не мо­жем по­ло­жить­ся на свои су­ж­де­ния по обыч­ным прак­ти­че­ским во­про­сам, на нас мо­жет бу­к­валь­но об­ру­шить­ся по­ток уди­ви­тель­ной но­вой ин­фор­ма­ции, ка­саю­щей­ся ве­ли­ко­го мно­же­ст­ва дру­гих мо­мен­тов. Нас мо­гут по­се­тить глу­бо­кие пси­хо­ло­ги­че­ские про­зре­ния, про­ли­ваю­щие свет на на­шу лич­ную ис­то­рию, на бес­соз­на­тель­ные си­лы, ко­то­рые дви­жут на­ми, на на­ши эмо­цио­наль­ные за­труд­не­ния и меж­лич­но­ст­ные про­бле­мы. Мы мо­жем так­же ис­пы­тать не­обы­чай­ные от­кро­ве­ния, за­тра­ги­ваю­щие раз­лич­ные ас­пек­ты при­ро­ды и кос­мо­са и на­мно­го пре­вос­хо­дя­щие на­шу об­ра­зо­ва­тель­ную и ин­тел­лек­ту­аль­ную под­го­тов­ку. Боль­шин­ст­во этих ин­те­рес­ней­ших про­зре­ний, ко­то­рые от­кры­ва­ют­ся в хо­ло­троп­ных со­стоя­ни­ях, со­сре­до­то­че­но во­круг фи­ло­соф­ских, ме­та­фи­зи­че­ских и ду­хов­ных про­блем.

Мы мо­жем пе­ре­чис­лить не­сколь­ко пе­ре­мен­ных, ко­то­рые аде­к­ват­но от­ра­жа­ют ка­че­ст­во глу­би­ны из­ме­нен­но­сти соз­на­ния:

1) уро­вень ау­ти­за­ции сен­сор­ной сфе­ры:

- min – +1,

- max – -1;

 

2) вре­мя вы­хо­да из ИСС:

- 0 или не­сколь­ко се­кунд – ТСС,

- не­сколь­ко ми­нут или ча­сов – РСС,

- не­сколь­ко ча­сов или су­ток – ПдСС;

 

3) сте­пень пси­хо­ло­ги­че­ской «вклю­чен­но­сти», «про­жи­ва­ния», эмо­цио­наль­ной во­вле­чен­но­сти в про­ис­хо­дя­щее:

- max – +1 – в хи­ло­троп­ную или объ­ек­тив­ную ре­аль­ность,

- max – -1 – в хо­ло­троп­ную или ре­аль­ность «ис­тых гал­лю­ци­на­ций».

 

За­кан­чи­вая опи­са­ние про­стран­ст­ва из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния, хо­чет­ся от­ме­тить тот факт, что ка­ж­дый спо­соб вхо­ж­де­ния в ИСС име­ет свой пат­терн, свой ри­су­нок в ко­ор­ди­нат­ной сет­ке «Глу­би­на – Вре­мя».

Рас­смот­рим толь­ко не­сколь­ко спо­со­бов: при­ме­не­ние пси­хо­де­ли­ков, связ­ное ды­ха­ние, ме­ди­та­ции.

 
 


+1

 

 

0 -

 

 

-1 t

Рис. 2. Ха­рак­те­ри­сти­ка кри­вой вхо­ж­де­ния в ИСС и вы­хо­да из не­го при при­ме­не­нии пси­хо­де­ли­ков.

 

Мы мо­жем вы­де­лить сле­дую­щие ха­рак­те­ри­сти­ки кри­вой ПдСС:

- бы­строе и не­от­вра­ти­мое вхо­ж­де­ние в глу­би­ну из­ме­нен­но­сти соз­на­ния за ма­лый про­ме­жу­ток вре­ме­ни (от не­сколь­ких се­кунд до не­сколь­ких де­сят­ков ми­нут в за­ви­си­мо­сти от до­зы и спо­со­ба вве­де­ния ве­ще­ст­ва);

- не­об­хо­ди­мость дос­та­точ­но дли­тель­но­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни для вы­хо­да и пол­но­го фи­зи­че­ско­го и пси­хи­че­ско­го вос­ста­нов­ле­ния (от не­сколь­ких ча­сов до не­сколь­ких су­ток).

 

+1

 

 

0 -

 

 

-1 t

Рис. 3. Ха­рак­те­ри­сти­ка кри­вой вхо­ж­де­ния в ИСС при по­мо­щи ды­ха­ния.

 

От­ме­тим сле­дую­щие осо­бен­но­сти:

- плав­ность вхо­да в ИСС и вы­хо­да;

- воз­мож­ность вы­хо­да из ИСС в лю­бой мо­мент при во­ле­вом уси­лии;

По на­ше­му мне­нию, при по­мо­щи ме­ди­та­ций труд­но дос­тиг­нуть глу­бо­ких уров­ней из­ме­нен­но­сти соз­на­ния, хо­тя и воз­мож­ность флюк­туа­ции кри­вой в про­стран­ст­ве ИСС от +1 до -1 ре­аль­на.

 

 

+1

 
 

 


0 -

 

 

-1 t

 

Рис. 4. Ха­рак­те­ри­сти­ка кри­вой вхо­ж­де­ния в ИСС и вы­хо­да при ис­поль­зо­ва­нии ме­ди­та­ции.

 

Мы пред­по­ла­га­ем, что флюк­туа­ция за­ви­сит от не­сколь­ких пе­ре­мен­ных:

- тре­ни­ро­ван­ность, уро­вень ор­га­ни­зо­ван­но­сти вни­ма­ния-осоз­на­ния. Мы ду­ма­ем, что кли­ен­ты, про­шед­шие мно­го­ме­сяч­ный курс по ви­пас­са­не или «Тре­нинг осоз­на­ния», мо­гут на­ме­рен­но и дос­та­точ­но плав­но про­дви­гать­ся в про­стран­ст­ве из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния не­за­ви­си­мо от спо­со­ба вхо­ж­де­ния, то есть спон­тан­ные, не­управ­ляе­мые, не­осоз­нан­ные, аф­фек­тив­ные про­яв­ле­ния бу­дут све­де­ны к ми­ни­му­му;

- «ос­во­ен­ность» «тер­ри­то­рий ИСС». Зна­ние воз­мож­ных пе­ре­жи­ва­ний, ощу­ще­ний, со­стоя­ний в раз­ных глу­би­нах ИСС по­зво­ля­ет со­хра­нить «бес­при­стра­ст­ность» вни­ма­ния-осоз­на­ния;

- фи­зи­че­ское, пси­хи­че­ское со­стоя­ние и лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти кли­ен­та;

- уро­вень пси­хо­ло­ги­че­ской го­тов­но­сти и сфор­ми­ро­ван­ность ус­та­но­вок к из­ме­не­нию соз­на­ния;

- сте­пень пси­хо­ло­ги­че­ской от­кры­то­сти, до­ве­рия про­стран­ст­вам ИСС и спо­соб­ность к ре­лак­са­ции;

- со­цио­куль­тур­ные ус­та­нов­ки, цен­но­сти и та­бу по от­но­ше­нию к из­ме­нен­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния;

- рас­про­стра­нен­ность пси­хо­тех­ник, ме­то­дов и спо­со­бов из­ме­не­ния со­стоя­ния соз­на­ния в со­ци­аль­ной сре­де.

 







Date: 2015-09-19; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию