Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретические размышления
Развитие психологии может быть рассмотрено как развитие понятий, составляющих каркас науки. Именно эта идея является основой для проведения теоретических психологических исследований. Одновременно с этим, теоретический уровень связан и с объяснением психических феноменов. На теоретическом уровне психическое, наблюдаемое и воспринимаемое феноменологически, становится психологическим. Таким образом, любая психологическая теория может иметь два основных источника: - развитие и уточнение, новое осмысление понятий и категорий; - эмпирический, феноменологический пласт, возникающий из опыта взаимодействия с психической реальностью. Наше исследование будет охватывать оба этих источника теоретического знания. Но само изложение материала мы будем начинать с методологического уровня, который является, по нашему мнению, определяющим по отношению как к эмпирическому, так и к сугубо теоретическому. Современная ситуация в методологии психологии характеризуется противостоянием традиционного (академического) метода и методов огромного количества школ, направлений, новых психологических подходов к пониманию теории и практики этой науки. Академическая психология основывается на биологическом и социальном детерминизме активности человека и отдает предпочтение материалистической, позитивистской парадигме науки. Новоиспеченные эклектические «направления» и «школы», особенно прикладной ориентации, или не имеют методологического осмысления, или считают методологию схоластической профанацией науки. Одновременно как вне мировоззрения не существует личности, так и вне методологии нет науки. Основная проблема заключается в том, что ни практики, ни теоретики психологии не пытаются рефлексировать целостную картину психической реальности человека, которая проявлена на всех уровнях – от биологического до духовного. В силу этого необходимы создание и разработка принципиально новой методологии, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека. При первом приближении мы можем вычленить, в крайнем случае, два уровня в этом едином подходе: - объяснительный – система основных постулатов, принципов построения науки, а также теорий, концепций, смысловых моделей, раскрывающих топологию, динамику психического; - воздействующий – система методов, практик, умений, навыков, психотехник, направленных на восстановление целостности сознания, личности, деятельности. Даже вычленение этих уровней искусственно в соответствии с интегративным подходом, т.к. любое объяснение является воздействием, а некоторые теории обладают качеством модели мира человека, имеющим мировоззренческий смысл. Любое воздействие концептуализируется личностью, а наиболее мощные из них полностью изменяют объяснительную схему реальности, жизненный мир. Мировоззренческим оком интегративной методологии является принцип целостности, который подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации. Понятия «целостный подход», «целостная личность» использовались давно и разными направлениями и школами психологии: от гештальт и гуманистической психологии до отечественных направлений (культурно-исторический, деятельностный подходы и тому подобные). Вероятно, сами понятия «цель» и «целое» этимологически связаны (по-гречески τελός – свершение, завершение; окончание, высшая точка, предел, цель; τελειός – законченный, полный, свершившийся; окончательный, крайний, совершенный). Достижение цели одновременно означает и завершения действия, замыкание круга, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда совершенное симметричное целое оказывается построенным. Только в настоящее время, на рубеже веков, когда знания о психике человека пополняются не только за счет чисто научных исследований (в общем понимании этого), а еще и за счет существовавших всегда в качестве скрытых эзотерических знаний, можно говорить о более целостном понимании, что такое человек и его сознание. В духовных традициях всегда понималось четкое отличие психики и сознания человека, души и духа, в отличие от научной психологии, которая пыталась идти своим путем, расколотым по большей части на две линии: материалистическую и идеалистическую (что дало неплохие результаты исследования разных сторон психики, ее объективную детерминацию и субъективную сущность). Сложность предмета прикладной психологии заключается в том, что личность, ее содержание, не определяется лишь набором характерологических черт или неким проблемным состоянием. Как правило, за проблемами стоят более глубокие неосознаваемые структуры (гештальты, СКО, подавленные целостности, субличности, скрипты и т. п.). Более того, с интегративной точки зрения, они являются одновременным следствием всей психической реальности, включающей не только персональные, но и интерперсональные и трансперсональные мегаструктуры. Интегративная методология исходит из постулата, что человек – существо целостное, то есть самостоятельное, способное к саморегуляции и развитию. Но человек – не единственная целостная сущность в мире. Все в природе обладает целостностью, сама природа целостна и представляет собой иерархию, в которой каждый элемент является «целым» по отношению к своим частям и «частью» по отношению к большему целому. Оба эти аспекта существования (и часть, и целое) должны быть выражены полноценно для осуществления потенций любого существа. Отсюда понятна тяга человека выйти за свои пределы, трансцендировать, быть, чувствовать, осознавать себя частью мироздания. Принципиальный интегративный тезис состоит в том, что мир – это не сложная комбинация дискретных объектов, а единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей. И хотя наш непосредственный опыт, кажется, говорит нам, что мы имеем дело с реальными объектами, на самом деле, мы реагируем на сенсорные преобразования объектов или сообщения о различиях. Как доказывает в своих работах Грегори Бэйтсон, мышление в терминах субстанции и дискретных объектов представляет собой серьезную эпистемиологическую ошибку. Информация течет в цепях, которые выходят за границы индивидуальности, и включает все окружающее. Таким образом, при интегративном взгляде на мир акцент смещается от субстанции и объекта к форме, паттерну и процессу, от бытия к становлению. Структура – продукт взаимодействующих процессов, не более прочный, чем рисунок стоячей волны при слиянии двух рек. Согласно интегративному подходу, Вселенная подобна живому организму, органы, ткани и клетки которого имеют смысл только в их отношении к целому. Общий смысл интегративного подхода заключается в том, что психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания, трансцендирующего материю, пространство, время и линейную причинность. Осознание является интегрирующей открытой системой, позволяющей различные области психического объединять в целостные смысловые пространства. Целостность личности подразумевает учет всех ее проявлений (по крайней мере, тех, которые уже описаны, возможно изучены, но не до конца объяснены): биогенетических, социогенетических, персоногенетических, интерперсональных и трансперсональных (последние два, на наш взгляд, включают ряд особенностей, или проявлений, еще мало принимаемых официальной наукой, но уже не отрицаемых как несуществующие). Если говорить о существовании такой личности, то она существовала века и существует в наше время (независимо от научных измышлений и образовательных систем, правда, чаще искореженная ими, но функционирующая интегративно и целостно). Личность является формой проявления психического и имеет фрагментарную структуру, и между фрагментами различных областей и уровней существует конфликтное напряжение. Бинарный характер оценки человеком собственного опыта приводит к усилению интрапсихического напряжения, которое разрешимо интегративными психотехнологиями. Интеграция на уровне личностном подразумевает осознание конфликтных напряжений между фрагментами и уровнями психики и открытое принятие того, что раньше отвергалось. Способность к интеграции опыта является основным критерием психического здоровья. Низкая способность к интеграции ведет к формированию деструктивных реакций личности и в крайних выражениях – к социальной девиации и психопатологической симптоматике. Практические методы социально-психологической работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного ресурсного потенциала. Современный этап развития психологии выдвигает ряд кардинальных задач по научному и методологическому осмыслению сформировавшихся подходов и поиску новых принципиальных идей, интегрирующих различные научные направления. В известном смысле можно утверждать, что психология переживает своеобразный «кризис роста», подобный кризису физики в начале XX века. На наш взгляд разрешение этого кризиса связано не столько с поиском новых фактов или закономерностей, сколько с новыми методологическими подходами и новым уровнем осмысления сознания человека как целостной системы. Интегративный подход является принципиально новым смысловым пространством как для профессионалов – психологов, социальных работников, психотерапевтов, так и для их клиентов. Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся зачастую их полноте и универсальности являются справедливыми лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт. Предельное осознание относительности и в то же время истинности любого понимания психического освобождает специалиста от догм и приближает его к точке интеграции, а рефлексивное понимание и принятие – к интегративной психологии. Наш разум производит объяснения, а реальность снисходительно принимает любое из них. В первом приближении мы хотим заявить, что интегративная психология является не сводом правил, определяющих процесс социально-психологической работы, а скорее направлением профессионального мышления, философской и психологической тенденцией, имеющей практическое применение. В конце ХХ столетия, лишаясь привычной материалистической методологии и испытывая воздействие многих направлений зарубежной науки, российская психология рисковала при некритическом восприятии всего иноземного утратить определенность цели и четкость ориентиров. Сегодня как никогда необходимы историческая преемственность и методологическая заданность при выборе путей развития психологии. Этим условиям в полной мере удовлетворяет интегративная психология. Не нужно думать, что понятие интеграции является чем-то абсолютно новым для российской психологии. Еще С.Л. Рубинштейн и Б.Г Ананьев считали, что основным для развития личности является принцип интеграции. Психологическая антропология Б.Г. Ананьева и теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, обосновавшая соматопсихическое единство человека при его подразделенности по определенным иерархическим уровням, которые перекинули мостик от психологии человека к его психофизиологии и биологии, послужили мощным стимулом для возникновения интегративной психологии. Б.Г. Ананьев писал, что развитие действительно есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция, то есть образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых выступает как наиболее общая структура личности. В конце 90-х годов мы основали прикладное психологическое направление, обозначив его как «интенсивные интегративные психотехнологии», которое рассматривали как систему теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, ведущих человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. В настоящий момент мы можем в некотором приближении сам подход обозначить как интегративную психологию. Массовые эксперименты с различными психотехниками и психотехнологиями показали правильность базового методологического посыла – целостного подхода в теоретической и практической деятельности психолога, который подразумевает не только системный анализ предмета науки, но и целостное видение своей природы, своих клиентов в реальной деятельности. Мы уже понимаем, что наше представление о человеке как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующееся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации, является новым категориальным осмыслением традиционных холистических подходов в теологии и философии. На наш взгляд, любая психологическая практика должна придерживаться интегративной парадигмы построения науки, то есть системы, в методологическую основу которой положена целостная модель Вселенной и сознания человека. Именно интегративный подход в значительной степени изменил философию естественных наук в начале ХХ века. Развитие таких областей, как квантовая механика, релятивистская физика, теория катастроф и модели странных аттракторов в математике, лазерные технологии, в значительной степени изменили подход к научным исследованиям. Само представление об объекте и субъекте научного опыта претерпело значительные изменения. Принципиальная невозможность отделить наблюдателя от объекта наблюдения и принципиальная взаимосвязь объектов и явлений, традиционно считающихся совершенно независимыми в ньютоно-картезианской парадигме науки, совершили революцию в научном взгляде на мир. В области науки о сознании новые подходы, берущие начало в философии квантовой механики и релятивисткой физики удивительным образом смыкаются с философией и методологией восточных философских школ. Прежде всего, следует отметить представления буддизма о взаимосвязанности всех явлений, взаимобытие и невозможности выделения судьбы отдельной личности. На наш взгляд, именно интегративная парадигма может стать методологической основой, как в развитии психологических практик, так и в психологической науке XXI века. Интегративная психология является подходом, который восстанавливает временно разрушенную в XIX веке при помощи разновидностей материалистического редукционизма (от научного материализма до бихевиоризма и марксизма) целостное видение психической реальности, включающей не только персону, но и интерперсональные и трансперсональные уровни функционирования. Мы должны учитывать тот горький урок, когда попытка свести психическое бытие к ее низшему уровню, материи, особенно неприятным образом сказалась на психологии, которая сначала потеряла свой дух, затем свою душу, затем свой разум и свелась к изучению только лишь эмпирического поведения и телесных влечений. Вопрос методологии психологии чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности. Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики психологии свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность психологии в целом, которая ориентируется не только на поддержку отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации и на самореализацию, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание психологии как профессии. Психология многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом – в его материальном, социальном и духовном параметрах. Ее содержание обусловлено совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений. Как показывает анализ современного состояния психологии и опыт ознакомления с работой в этом направлении на местах, в настоящий момент наблюдается разрыв науки и практики психологии на образовательном, методологическом, технологическом уровнях. Это чрезвычайно важная проблема и, на наш взгляд, она вызвана общей тенденцией к автономизации в развитии психологии как науки и практики. При первом приближении мы видим обособленность между практиками, специалистами, центрами психосоциальной работы. Даже между специалистами и центрами, которые занимаются одинаковыми проблемами и контингентом клиентов, нет налаженной связи и понимания. Более того, некоторые управляющие структуры психологической деятельности слабо представляют опыт работы и даже само существование психологических центров на местах. Во-вторых, существует разрыв между образовательными структурами разных уровней и реальной практикой психологической работы. На наш взгляд, он отражается как в противоречии содержания образования и требованиями к нему со стороны практики, так и профилизацией, специализацией образования и потребностями этих спецализаций на практике. Особенно велик разрыв между общетеоретической подготовкой и уровнем развития деятельностных навыков и умений (коммуникативных, организаторских, специальных для разных направлений психологической практики), которые, к сожалению, совершенно не формируются в образовательных системах, несмотря на настоятельную потребность таковых в практической психологической работе. В-третьих, существуют неоднозначность и противоречивые толкования научными сообществами предмета, объекта, методологии и содержания практической психологии, понимания смысла и основных функций психологической работы. В-четвертых, несмотря на существование неких общих стратегий профессионализации психологов на уровне образовательных программ, различные вузы, кафедры и даже преподаватели задают свои алгоритмы и содержание формирования психологических кадров. В-пятых, во многих регионах психология настолько оторвана от обыденных проблем человеческого существования – материальных, социальных, духовных, что может обозначить себя только как параллельная естественной жизни импотентная искусственная интеллектуальная среда. При этом не только не сформирован запрос среди населения на психологические услуги, но и сами психологи вызывают чувство страха, а их «птичий язык научной психологии» (по точному определению профессора В.В. Новикова) больше создает сложностей, чем доступных объяснений проблем и эффективных алгоритмов достижения жизненных целей. На наш взгляд, часто именно этот язык является стыдливым фиговым листком, с большой натяжкой прикрывающим наготу комплекса неполноценности и выученной беспомощности психологов. Именно в силу этих причин необходима интегративная психология, способная восстановить ее живую ткань и целостность. Не нужно быть академиком, чтобы понять – современная психология занимается более всего картами психического, то есть концепциями и теориями по поводу психики. Иногда они настолько не соотносимы с самой территорией психического, что их объединяет только интенция к интерпретации и то, что они являются продуктами психики их авторов. Такие карты психического или обозначаются именем отца-основателя (фрейдизм, райхианство, юнгианская психология) или категорией, которая является стержневой для концепции (деятельностный подход, гуманистическая психология, бихевиоризм). В любой профессиональной научной среде факт множества карт является достоверным. Это касается не только психологии, а любой опредмеченной научно-теоретической деятельности человека. То есть в психологии, как и в других науках, существуют сотни и тысячи карт, спецификой которых является попытка осмыслить психическую реальность. Каждая такая попытка имеет свою эволюцию, которая по стадиям и тенденциям общая для всех концептуализаций. Вначале опредмечивается определенный феномен, факт, идея. Таковыми являются «поведение крысы в проблемном ящике» в бихевиоризме, «условный рефлекс на слюноотделение» в павловской теории об условно-рефлекторной деятельности или эффект «незавершенного действия» Б.В. Зейгарник. Мы можем обозначить эту фазу развития как стадию адекватного опредмечивания. На начальных стадиях любая концепция является корректным объяснительным механизмом конкретной территории психического: фрейдистское толкование истерии, объяснение зрительного восприятия на начальных этапах развития гештальт-психологии, роль травмы рождения Отто Ранка. Затем наступает стадия экспансии. На этой стадии объяснительный принцип начинает проецироваться на другие территории психического. Возникают теории, объясняющие активность личности вообще. Возникает школа, представители которой, одурманенные аналитической красотой реализации первой стадии (для мужчин это очень важно, а ученые, в основном мужчины, а если честно сказать – только мужчины), забывая, что линейка – идеальный инструмент для измерения только определенного расстояния, начинают носиться с этим приспособлением во всех сферах человеческого. На третьей стадии глобализации и онтологизации концепция принимает характер всеобъемлющей теории, которая уже имеет мировоззренческий характер и претендует на истину, имеет своих воинствующих сторонников, которые видят смысл своей жизни в том, чтобы «реализовать самые передовые идеи»… На третьей стадии теория превращается в ту карту, которая топологически объемлет всю территорию, показывает не только структурную мозаику, но и выстраивает динамические, энергетические взаимодействия между областями. Более того, теория становится объясняющим принципом индивидуального развития личности от рождения до смерти и всей эволюции человечества. Интегративная психология является выражением стремления охватить все уровни, механизмы, качества и свойства психического.
Существует, на наш взгляд, следующие требования к психотехникам со стороны клиентов, некий социальный запрос к особенностям психотехник (81, с.12 - 13): а) интенсивность. Интенсивность психотехнологий вызвана следующими обстоятельствами: - огромным массивом кризисных состояний личности, высокой репрезентацией кризисной личности в обществе; - сжатием времени, убыстрением и уплотнением энерго-информационных процессов в обществе и в индивидуальном сознании; - проявленной потребностью быстрого и эффективного, точного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самосознания и рефлексии. б) комплексность, системность, целостность. Психотехнологии должны работать на следующих уровнях психики: - физическом и психофизическом (снятие соматических факторов стрессов и стрессогенных ситуаций); - психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение целей интеграции личности); - разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеграции, социальной адаптации, проявленности в общественных связях и отношениях); - разрешение проблем самоактуализации личности (расширение личностной свободы выбора, открытие внутренних энергетических интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, нахождение глубинной мотивации человека и приобретение права полностью проявлять свою индивидуальность); - удовлетворение потребности личности в трансцендировании, нахождение психодуховных измерений личности, определение ответов на основные вопросы человеческого бытия, принятие права «на воплощенное существование», «примирение человека с богом», «просветление и второе рождение». в) адаптивность психотехнологий в социальном пространстве, которая обеспечивается следующими факторами: - достаточной предысторией использования в трансформации и интеграции личности; - тесной взаимосвязью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления; - высокой мерой научности в теоретическом, методологическом отношениях, а также высоким динамизмом, открытостью и тесной связью с практикой. г) обеспечение свободы клиента, которая выражается в следующих требованиях к психотехнологиям: - экологичность психотехнологий; - соблюдение принципа Оккама «Сущности не имеет смысла преумножать без необходимости»; - они должны формировать умения и навыки, достаточные и необходимые для решения личностных проблем самостоятельно самим клиентом. д) безопасность, которая выражается на всех уровнях существования человека: - физическом, - психологическом, - социально-психологическом и социальном, - духовном. Трудно найти психотехнологию, которая соответствовала бы всем требованиям, выдвигаемым социальной и психологической работой как специфической деятельностью с личностью и группами в кризисных состояниях. Но, как показывает опыт работы с тысячами клиентов за последние пятнадцать лет, это вполне возможно.
Date: 2015-09-19; view: 429; Нарушение авторских прав |