![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Интегративные психотехнологии
Кризисные и трансформационные состояния личности, групп, которые являются предметом и содержанием практической психологии и психотерапии, нам представляются как чрезвычайно сложные многоуровневые системы, включающие все аспекты человеческого существования в социуме. Многие картизански-ориентированные психотехнологии, на наш взгляд, не учитывают два чрезвычайно важных момента: - уникальные возможности самой психики к исцелению, развитию, совершенствованию, приобретению целостности и гармоничности и выхода из кризисных состояний; - необходимость в удовлетворении такой базовой потребности человеческой психики, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования. В течение последних пятнадцати лет мы разрабатываем направление интенсивных интегративных психотехнологий, которое, на наш взгляд, учитывает оба эти момента. Для нас также чрезвычайно важно, что эти психотехнологии обладают потенциальной возможностью использовать интегративную методологию и целостный подход при взаимодействии с клиентом. Идея целостности, каким бы неясным ни было ее выражение в прошлом, является центральной для эволюции человечества. При внимательном рассмотрении почти любой системы внутреннего развития: религиозной, философской или этической – можно выявить идею обретения целостности как несущий элемент этой системы. Во многих случаях, как, например, в христианстве, даже когда внешняя – вербализованная – часть системы является полностью дуальной, черно-белой, ее внутренняя – ритуальная – часть все равно направлена на интеграцию и индивидуального, и группового сознания. В интегративных техниках холистической ориентации существует одна особенность, которой раньше никогда не было. Находясь в пространстве интегративных психотехнологий, человек имеет возможность самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право нашей жизни другому: жрецу, шаману, священнику – человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества. В современной психологической работе чрезвычайно важно, чтобы клиенты приобрели осознание ответственности за целостность своего сознания и приобретение интегративных навыков. Эти качества свидетельствуют о переходе человека в новый этап – этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих пережить кризисную ситуацию (81, с. 14). Во всех религиях и у всех народов всегда были закрытые священные традиции, которые использовали технологии работы с сознанием для достижения его большей целостности. Можно назвать как пример таких традиций суфизм в исламе, дзен-буддизм в буддизме, ордена розенкрейцеров и исихазма в христианстве и так далее. Но практика этих традиций никогда не становилась доступной для всех людей. Все психотехнологии являются отражением определенного принципа движения к целостности и бесконфликтности сознания. Существует непрерывный спектр принципов движения к Реальности; одним из концов этого спектра является трансцендентный подход, другим – интегративный подход. Трансцендентный подход (от латинского слова transcendere – выходить за пределы, проходить сквозь), принимая иллюзорность материального мира для достижения Реальности, считает нежелательным взаимодействие с его структурами. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь материальный мир к Реальности и минимальном с ним взаимодействии. Именно поэтому на протяжении всей эволюции человечества создавались некие эзотерические сообщества и закрытые религиозные социальные ниши (сангхьи, монастыри, братства, ордена, общины), чтобы создать определенную групповую субкультуру вне пределов профанической жизни. Интегративный подход, принимая тотальную реальность нашего мира как объективную, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем включенность в нее. До тех пор, пока этот выбор реализуется нашим сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с материальным миром (что мы всегда в той или иной степени делаем, порождая фрагментарность сознания), а принять его полностью, тем самым достигая целостности осознания. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. При достижении целостности внутренняя конфликтность исчезает сама собой, а человек осознает свое существование в целостности своего сознания. Интегративный подход (от латинского integratio – восстановление, integer – целое), реализуясь на уровне технологии, создает интегративные интенсивные психотехнологии. Интенсивные интегративные психотехнологии не уводят человека от материального мира, а повышают его адаптивность и эффективность в каждой конкретной ситуации. Мы считаем, что трансцендентные техники работы с расширенными состояниями сознания никогда не смогут стать именно массовыми технологиями по следующим причинам: - они не обладают тем качеством независимости, которым обладают интенсивные интегративные психотехнологии; - для полного и безопасного освоения трансцендентных техник необходим постоянный контакт с опытным наставником, что часто затрудняет их массовое освоение; - в современном экстравертированно ориентированном прагматическом обществе, ценности которого являются в основном материальными, маловероятна массовая популярность трансцендентных техник, направленных вглубь и за пределы личности. Интенсивные интегративные психотехнологии позволяют человеку после краткого начального обучения работать полностью самостоятельно. Применение интегративных психотехнологий в практической психологии и психотерапии продиктовано несколькими предпосылками: - уплотнение событийной канвы жизни, информационно-энергетических процессов, то, что мы можем обозначить как «сжатие времени», требует в психологической работе использование психотехник, которые соответствуют «духу времени», обладают высокой эффективностью и быстротой, скоростью воздействия; - интенсивные интегративные психотехнологии обладают качеством безопасности для психики и тела человека; - интенсивные интегративные психотехнологии обладают высокой мерой свободы клиента. Любой человек или малая группа, освоившие навыки применения психотехник в этом направлении, применять их в своей жизни, деятельности без помощи специалиста. - интенсивные интегративные психотехнологии не отрывают человека от реальной жизни, повседневной практики, а способствуют большей погруженности в деятельность, повышению творческого потенциала человека, его личностной самоактуализации. На современном психологическом и психотерапевтическом рынке продается множество мифов о том, что такое исцеление, трансформация личности и как ее обрести. Мифы эти обосновываются фундаментальными теориями, скажем, психоанализа, глубинной психологии, нейро-лингвистического программирования, трансактного анализа, психодрамы и так далее, и их привлекательность для потребителя подтверждается успешной продажей рекламируемых ими услуг. Коренным среди всех трансформационных и психотерапевтических мифов, на котором построено большинство профессиональных терапевтических и психологических программ, является миф о реабилитации через катарсис или, в более узком, смысле миф о том, что можно помочь человеку, занимаясь деятельностью, построенной на вторичном проигрывании травматической ситуации. Психоаналитики выискивают подавленные биографические эпизоды, но никогда не позволяют пациенту пережить действительную травму, удерживая ситуацию под вербальным наркозом, что считается критерием профессионализма. Однако и здесь и в других терапиях не происходит то, что декларируется. Мы лишь углубляем и расшатываем ту же самую колею, как в случае с больным зубом, который не болит уже просто потому, что сверлится каждый день. Катарсис, понимаемый как «очищающее переживание» травматической ситуации, не решает задачу терапии как исцеления; проблема состоит в том, чтобы не попадать в нее вновь и вновь. Потому что при любой провокации могут снова возникать смешения реальности и травматической ситуации и ослепленный человек опять неосознанно очутится в своем неизжитом кошмаре. Опыт показывает, что вторичное проигрывание травмы неэффективно. Более того, часто это не только бесполезно, но и приносит большой вред, когда клиент «застревает» в психотерапевтическом патефоне. Вместо эффективной реализации в «здесь и сейчас» человек начинает жить в той ситуации, которая уже прожита. Еще большим абсурдом кажутся те варианты психотерапии, которые встраивают клиента в какие-то реинкарнационные проблемы и фиксируют его, например, на чувстве вины, которую он должен проработать в своем 995-ом рождении, т.к. совершил преступление перед человечеством, убив святого старца в 17-ом веке в Пошехонском лесу... Самое большое, чего можно добиться в этой ситуации, – заключить договор с клиентом о полезности данной процедуры и продать ему миф об исцелении и разрешении травмирующей ситуации. Специалист в сфере психологии обязан понимать, что сущность работы с кризисными состояниями и удовлетворением потребности в трансформации лежит далеко за пределами любых представлений и уж конечно любых концептуальных построений. Источники проблем в принципе бесконечны, так как отзывается на них организм, хранящий в своей памяти все нюансы индивидуальной биографии, травмы рождения, зачатия и в потенции – всю боль и бессознательность мира. Никогда заранее неясно, какая ситуация послужит триггером кризисного состояния. Единственное радикальное средство – это расширение осознавания и тренировка воли, умения фокусировать свое внимание. Все это направлено на то, чтобы не попадаться в сети прежних и будущих страхов, не выцарапывать глубже граммофонную пластинку прежних травм. Как мы указывали выше, интенсивные интегративные психотехнологии используют измененные состояния сознания в своей работе с клиентами. Дополнительным аргументом к этому является то, что внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с измененными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени. Все, что могут делать интегративные психотехники – это выносить подавленный материал в сознание. Разница между большинством направлений практической психологии, а также психотерапий и работой в измененных состояниях сознания заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и, скорее, поощряется, чем направляется специалистом по ИИПТ. Интенсивные интегративные психотехнологии, как правило, используют различные уровни измененного состояния сознания, и для этого имеется колоссальный инструментарий по изменению состояний сознания. При работе с клиентами, мы в первую очередь сталкиваемся со следующими моментами: 1) сам клиент, кто он? Ребенок, взрослый, мужчина, женщина – социально-демографический статус, возраст, образование и др.; 2) проблемное поле, в чем проблема клиента? Внутренние психологические факторы, нарушения психического здоровья, социальная дезадаптация в виде конфликта в семье, на работе, различные фобии и др.; 3) проблема выбора психотехнологии, каким образом систему человеческой психики, которая находится в дисбалансе, привести в состояние гармонии, интегрировать проблему? Первый и второй момент задается, как правило, ситуацией психологической работы. Третий же момент является наиболее проблематичным и требует больших профессиональных знаний и жизненного опыта. Для того чтобы эффективно выбрать стратегию взаимодействия с клиентом и методы воздействия на него, на начальном этапе нужно провести углубленное собеседование, при необходимости с применением психодиагностических методик. То есть первый этап взаимодействия с клиентом для выбора правильной стратегии заключается в более глубоком проникновении в личность клиента, расширении представлений о проблемном поле клиента. Для того чтобы разрешение личностных проблем было эффективным, нужно соблюдать следующие условия: - сонастроенность на состояние клиента; - эмпатия; - позитивная ориентация; - незастревание на проблемном поле клиента. При работе с клиентом есть одна очень существенная трудность, которая тормозит разрешение проблемы. Эта трудность связана с тем обстоятельством, что клиент уже нормально живет со своей проблемой, он прочитал много литературы о ней, некоторые даже наслаждаются сознанием собственной ущербности, и если резко разрешить их дискомфортную ситуацию, то они начнут искать в себе новую «болячку», чтобы сосредоточить на ней все свое внимание. Поэтому здесь многое зависит от умения психолога создать притягательный образ жизни без этой проблемы, заставить клиента захотеть лишиться этой проблемы и забыть её. При работе особенно важно точно определить проблемное поле, не жалеть времени, чтобы вникнуть в проблему клиента, так как от этого зависит психическое и социальное «выздоровление» человека. В то же время, как показывает опыт, часто адаптивные возможности личности к трансформации Эго, изменению ценностных ориентаций, направленности, мотивационно-потребностных структур ограничены. Также ограничены возможности социальной ниши, в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его трансформации. Ломаются старые стереотипы коммуникации, ролевые ожидания, что часто приводит к частичной, а иногда полной дезадаптации личности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и тому подобное Все это выдвигает требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать: 1. Особенности личности клиента; 2. Структуру и содержание материала, который интегрируется личностью; 3. Возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия; 4. Обеспечение обратной связи; 5. Возможности системы поддержки и отслеживания в социуме. Первый пункт выдвигает следующие требования: - обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы; - соблюдение «закона восьми» (на одного специалиста не должно быть больше восьми клиентов); - владение специалистом профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности. Второй пункт обладает чрезвычайной важностью в стратегии взаимодействия. Если специалист не представляет сложной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента. Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и элементарные научные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое главное, в возможном соответствии с внутренней картиной происходящего. Третий пункт предполагает, что психолог имеет не только теоретические представления о психотехниках, но и владеет ими. В психоанализе является закономерностью то, что прежде, чем психоаналитик приступает к работе с клиентами, он проходит сам психоанализ. Мы считаем, что прежде, чем психолог приступит к работе с использованием различных психотехник, он сам должен их пройти, испытать их во внутренней работе с самим собой. Это выдвигает требование к учебным программам в вузе и программам переподготовки в их особой практической психотехнической ориентированности. Четвертый пункт предполагает то, что психолог должен иметь время и возможности для получения обратной связи от своих клиентов. В профессиональном отношении вуз обязан формировать навыки проведения рефлексивного, чуткого, открытого собеседования с клиентом. Пятый пункт является чрезвычайно сложным в организационном аспекте в силу дефицита времени психолога и высокой плотности трудового графика. Одновременно он является определенным критерием эффективности работы и способом контроля процесса социализации клиента. Все пять пунктов в их синтезе открывают широкие возможности в повышении эффективности, корректности и точности психологической работы. В психотехнологическом обеспечении психологической работы в настоящий момент больше вопросов, чем ответов. Существует огромное количество моделей и подходов. Это показывает, что эта тема в психологии является перспективной как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Мы уверены, что в такой глобальной системе, каковой является психика человека, всегда есть огромный ресурс для самоисцеления, трансформации, роста, интеграции. Главное – позволить «заработать» внутренней мудрости, высвободить от искажающих стекол Эго внутренний радар, безупречно находящий актуальную проблему для психики, точно находящий эффективный способ разрешения травмирующей ситуации. Интенсивные интегративные психотехнологии выстроены на идее осознания и принятия. В психотехническом отношении в направлении самоактуализации мы используем интенсивные интегративные психотехнологии в силу следующих причин: а) быстрота и эффективность воздействия, б) безопасность для человека, в) возможность самостоятельного применения технологий после соответствующего обучения, г) воздействие на разные уровни психики, д) удовлетворение потребности в «пиковых» переживаниях (терминология А. Маслоу). Наше предпочтение отдано ИИПТ благодаря существованию следующих теоретических конструктов, на важность которых мы указывали в своих работах (79, 86): 1) данные психотехнологии способствуют «размягчению» в сознании дихотомии «Я»- «не Я», что ведет к расширению поля выбора и большей гибкости поведения. Как известно, свобода выбора и связанная с ней гибкость поведения – это качества, присущие самоактуализирующейся личности. 2) при помощи ИИПТ происходит выявление вытесненных травмирующих переживаний, влияющих на качество жизни человека, осознание и отреагирование их. Что касается самоактуализации (речь идет о самоактуализации в понимании психологов гуманистического направления) личности, то, как известно, одной из основных составляющих ее структуры, является способность личности переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего. По мнению представителей гештальт-подхода, способности полностью присутствовать в настоящем мешают прошлые ситуации (так называемые незавершенные гештальты), потребностно и эмоционально незавершенные. Именно отреагировать и, таким образом, завершить эти ситуации становится возможным при помощи ИИПТ. 3) данные психотехнологии способствуют освобождению используемой для подавления бессознательного материала энергии. 4) ИИПТ могут вести к «пиковым» переживаниям, что способствует самоактуализации личности. 5) что касается, в частности, такой психотехнологии, как Свободное Дыхание, то применение всех ее пяти элементов способствует, по нашему мнению, личностной самоактуализации. Если рассматривать составляющие Свободного Дыхания, то, в частности, такие его элементы, как «связное дыхание» и «полное расслабление», по нашему мнению, помогают человеку полностью присутствовать в настоящем моменте жизни, т.к. дыхание без пауз и релаксация мешают стратегии подавления психотравмирующих ситуаций. Отсутствие же этой стратегии способствует проживанию настоящего момента в его полноте. Элемент «объемное внимание» способствует улучшению осознавания человеком своих потребностей и чувств, без чего самоактуализация немыслима. Элемент «гибкость контекста» позволяет расширить восприятие окружающего мира за счет выбора отношения к реальности, что может повлиять на такие черты самоактуализирующихся людей, как восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, умение принимать себя и других, мир и судьбу, факты и событийный поток жизни такими, какие они есть. Элемент «активное доверие», как мы считаем, может способствовать включенности, погруженности в жизнь, что свойственно самоактуализирующимся людям. С точки зрения вышеперечисленных теоретических положений, с помощью ИИПТ, по нашему мнению, можно воздействовать на основные параметры самоактуализации, и в частности, на такой ее фундаментальный показатель, как личностная автономия. На наш взгляд самоактуализация имеет два уровня. Первый уровень, с нашей точки зрения, детально разработан представителями гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.). Выделенные в этом психологическом направлении критерии, или составляющие, самоактуализации (способность жить в настоящем времени, самоподдержка, сензитивность к собственным чувствам и потребностям, гибкость поведения, высокий уровень самоуважения и принятия себя и других такими, какие они есть, спонтанность, стремление к избеганию защитных форм поведения, высокий уровень творческой активности, способность к налаживанию глубоких личностных контактов и др.) вполне можно подвергнуть измерению соответствующими диагностическими инструментами, наиболее удобным из которых, по нашему мнению, является адаптированный вариант теста Э. Шострома «Самоактуализационный тест», измеряющий самоактуализацию как многомерную величину. Второй уровень самоактуализации, по нашему мнению, может быть связан с исследованиями психологов трансперсонального направления, таких как К.Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, С. Гроф, В. Майков, М. Щербаков. Эти исследователи непосредственно изучением самоактуализации/самореализации не занимались, касаясь этого феномена как бы вскользь (возможно, Р. Ассаджиоли является своего рода исключением). Суммируя данные психологов трансперсональной ориентации, можно отметить, что им присущ так называемый второй уровень самоактуализации (индивидуация по К.Г.Юнгу, интеграция хилотропического и холотропического модусов сознания по С.Грофу, самопостижение по Р.Ассаджиоли, идентификация со свободным индивидуальным сознанием по В.В.Козлову). Наши представления, которые мы содержательно раскрываем в понятии интеграции, охватывают оба уровня самоактуализации.
Date: 2015-09-19; view: 1383; Нарушение авторских прав |